СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности " Развитие познавательных способностей. Школа развития речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Школа развития речи".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " Развитие познавательных способностей. Школа развития речи"»






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальная направленность)

«Развитие познавательных способностей.

Школа развития речи»

для 3 класса

20..-20… учебный год

















г. Ульяновск














Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи

3 класс

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.


Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.


Тематический план.


Содержание тематического блока

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (16 часов)

Многозначные слова.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Фразеологизмы.

1

Сравнения.

1

Олицетворение.

1

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Откуда приходят слова.

1

Этимология.

1

Как тебя зовут?

2

Наши фамилии.

1

Топонимы.

1

Устаревшие слова.

1

Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

1

Проверочная работа.

1

Текст (10 часов)

Типы текстов.

1

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Темы текстов. Опорные слова.

1

Связь предложений в тексте.

1

Цепная связь предложений в тексте.

2

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Единый временной план текста.

3

Стили речи (6 часов)

Стили речи.

2

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

Культура общения.

1

Научный стиль.

1

Словари.

1

Проверь себя.

1

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,

  • Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.



Дата

Тема занятия

Тип занятия

Элементы содержания

Вид контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

2

3

4

5

6



Многозначные слова.


ОНЗ

Знакомство с многозначными словами.


С,В


Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.



Омонимы, омоформы омофоны.

ОНЗ

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.


С,В


Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.


Фразеологизмы.

ОНЗ


Познакомить с понятием «фразеологизмы».


С,В



Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.


Сравнения.

ОНЗ


Познакомить с понятием «сравнение».

С,В


Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.


Олицетворение.

ОНЗ


Познакомить с понятием «олицетворение».

С,В


Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи.


Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

ОНЗ


Познакомить с эпитетами, их назначением.

С,В


Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.


Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

ОНЗ


Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

С,В


Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.


Откуда приходят слова.

ОНЗ


Познакомить с заимствованными словами.

С,В


Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.


Этимология.

ОНЗ


Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

С,В


Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.


Как тебя зовут?

ОНЗ


Познакомить с происхождением и значением имен.

С,В


Уметь объяснять происхождение имен.


Как тебя зовут?

ОНЗ


Познакомить с происхождением отчеств.

С,В


Уметь объяснять происхождение отчеств.


Наши фамилии.

ОНЗ


Познакомить с происхождением фамилий.

С,В


Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.


Топонимы.

ОНЗ


Знакомить с топонимами.

С,В


Уметь объяснять топонимы.


Устаревшие слова.

ОНЗ


Исследовать устаревшие слова.

С,В


Уметь находить и объяснять значение устаревших слов.


Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

К

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

Р

Уметь употреблять фразеологические обороты.


Проверочная работа.

К


И



Типы текстов.

ОНЗ


Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

С,В

Уметь различать типы текстов.


Темы текстов. Опорные слова.

ОНЗ


Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

С,В

Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.


Связь предложений в тексте.

РФ

Обсуждение признаков текста.

С,В

Уметь из предложений составлять текст.


Цепная связь предложений в тексте.

ОНЗ


Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

С,В

Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.


Цепная связь предложений в тексте.

РФ

Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.

С,В

Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.


Параллельная связь предложений в тексте.

ОНЗ


Обсудить параллельную связь предложений в тексте.

С,В

Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.


Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

К


Р

Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.


Единый временной план текста.

ОНЗ


Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

С,В

Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время.


Единый временной план текста.

ОНЗ


Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

С,В

Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.


Единый временной план текста.

РФ

Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.

С,В

Уметь редактировать повествовательные тексты.


Стили речи.

ОНЗ


Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.

С,В

Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном.


Стили речи.

ОНЗ


Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».

С,В

Уметь находить текст в разговорном стиле.


Культура общения.

ОНЗ


Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

С,В

Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.


Научный стиль.

ОНЗ


Обсудить признаки научного стиля.

С,В

Уметь различать научный текс от других.


Словари.

ОНС

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

С,В

Уметь работать со словарями.


Проверь себя.

К


И







Литература:


Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977

Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.











12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!