СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Решение олимпиадных задач по математике", 8 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель курса – развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмической культуры, интуиции, углубление знаний, полученных на уроке, расширение общего кругозора ребенка в процессе  рассмотрения различных методов решения олимпиадных задач.

Программа  курса внеурочной деятельности «Решение олимпиадных задач»  рассчитана на 34 часа

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Решение олимпиадных задач по математике", 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новофедоровская школа-лицей» Сакского района Республики Крым



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________/М.А.Базаревич

подпись ФИО

Протокол заседания ШМО

______30__ ___августа_2018 г. №_1_




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ «Новофедоровская школа-лицей»


________________И.Ю.Михалева

подпись ФИО

__31 августа_________2018 г


УТВЕРЖДЕНО

Приказ 31.08.2018239

Директор МБОУ «Новофедоровская школа-

лицей»


__________________Л.А.Кузубова

подпись ФИО


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс «Решение олимпиадных задач»

Класс 8

Учитель Лёвина Айгуль Зайнуллаевна

Срок реализации программы один год


Количество часов в неделю: 1 час, всего за год – 34 часа


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования по математике с учетом Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2018/2019 учебном году по математике



2018 г.


Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике «Решение олимпиадных задач», 8 класс, для общеобразовательной школы, составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (Приказ Минобразования России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);

  2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования по математике.


При составлении программы учитывались Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2018/2019 учебном году по математике.



Одной из важнейших задач Олимпиады на начальных этапах является развитие интереса у обучающихся к математике, формирование мотивации к систематическим занятиям математикой на кружках и факультативах, повышение качества математического образования. Важную роль здесь играет свойственное подростковому периоду стремление к состязательности, к достижению успеха. Квалифицированно составленные математические олимпиады являются соревнованиями, где в честной и объективной борьбе обучающийся может раскрыть свой интеллектуальный потенциал, соотнести свой уровень математических способностей с уровнем других учащихся школы. Кроме того, привлекательными для участников являются нестандартные условия задач, предлагаемых на олимпиадах. Они заметно отличаются от обязательных при изучении школьного материала заданий, направленных на отработку выполнения стандартных алгоритмов (например, решения квадратных уравнений), и требуют демонстрации креативности участников олимпиады. Наконец, первые олимпиадные успехи важны для самооценки учащегося.


Основная цель курса – развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмической культуры, интуиции, углубление знаний, полученных на уроке, расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных методов решения олимпиадных задач.


Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:


- формировать устойчивый интерес к математике и ее практическому применению;

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- развивать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

- развивать умения проектной и исследовательской деятельности;

- воспитывать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с групповой;

- воспитывать трудолюбие, терпение, настойчивость, инициативу при решении практических задач.

Программа курса внеурочной деятельности «Решение олимпиадных задач» рассчитана на 34 часа


Срок реализации программы курса внеурочной деятельности «Решение олимпиадных задач» -1 год



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Предметные результаты:


1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) развитие умений применять нестандартные методы решения различных математических задач;

5) развитие умения рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

6) развитие умения систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов.



Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.




Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;






Содержание курса внеурочной деятельности


Числа и вычисления.



Натуральные числа и нуль. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Представление числа в десятичной системе

Делители и кратные числа. Простые и составные числа. Взаимно простые числа. Разложение числа на простые множители. Четность. Деление с остатком. Признаки делимости на 2k, 3, 5k, 6, 9, 11.


Свойства факториала. Свойства простых делителей числа и его степеней.



Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.

Десятичные дроби.



Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональность величин. Проценты.

Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение положительных и отрицательных чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий.



Уравнения и неравенства.



Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений.

Уравнение с двумя переменными. Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение простейших нелинейных систем. Графическая интерпретация решения систем уравнений с двумя переменными.

Неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Неравенства второй степени с одной переменной.



Текстовые задачи, сводящиеся к решению уравнений, неравенств, систем уравнений.


Функции.

Прямоугольная система координат на плоскости.



Функция. Область определения и область значений функции. График функции. Возрастание функции, сохранение знака на промежутке.

Функции: у = kx , у = kx + b , y =k/x , у = х2, у = х3, у = |х|.


Планиметрия.



Треугольник и его элементы. Признаки равенства треугольников. Сумма углов треугольника.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Свойства равнобедренного и равностороннего треугольников. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Решение прямоугольных треугольников.

Четырехугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Трапеция. Средняя линия трапеции и ее свойства. Площади четырехугольников.

Понятие о симметрии.



Задачи на построение с помощью циркуля и линейки





Специальные олимпиадные темы.



Логические задачи. Истинные и ложные утверждения. «Оценка + пример».

Построение примеров и контрпримеров. Принцип Дирихле.

Разрезания. Раскраски. Игры. Инвариант.

Элементы комбинаторики.



Диофантовы уравнения (уравнения в целых числах).



Формы организации: индивидуальные и групповые решения задач разного уровня, логической направленности, блиц - турнир по решению задач, познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

Виды деятельности: моделирование ситуаций и планирование хода решения задач, прогнозирование, вычисления, построения схем, таблиц, игровая, познавательная.







Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

1

Специальные олимпиадные темы

10

2

Числа и вычисления

6

3

Уравнения и неравенства

6

4

Функции.

6

5

Планиметрия


6


Итого

34 часа











Литература:



Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл./ А. В. Спивак. – М. : Просвщение, 2010.


Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.

Фарков А. В. Готовимся к олимпиадам по математике. Москва,2010.

Нагибин Ф. Ф Математическая шкатулка. Москва,1988.

Олехник С.Н. и др. Старинные занимательные задачи. Москва,1988.


Интернет-ресурсы http://www.problems.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!