Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области
Утверждена
руководителем ОУ
Приказ
от 30 августа 2019 г.
№ 24 ________________
(подпись)
А.А.Пучинин
Принята
педагогическим советом
Протокол
от 30 августа 2019 г.
№ 1
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Школа информатики»
(техническое направление)
Содержание программы рассчитано на возраст детей 11-12лет
Срок реализации 1 года
Учитель физики и информатики Локтионова Галина Васильевна
Квалификационная категория: первая
2019 - 2020 учебный год
Структура рабочей программы
Пояснительная записка ………………………….…….……………….….…..…...3
Содержание учебного курса……….……….…………………………………..…...8
Календарно – тематическое планирование …………………………….…...…......9
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…....10
Приложение ……………………………………………………………………….…11
Пояснительная записка
Программа «Школа информатики» разработана для занятий с обучающимися 6 классов во второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и рассчитана на базовый уровень.
Актуальность программы
Данная программа соответствует Федеральным государственным общеобразовательным стандартам, направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Цели и задачи, решаемые для реализации программы:
Программа «Школа информатики » определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей образования:
-обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
-научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор
-формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
-формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
-формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
-пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
-развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
экскурсии, выставки, презентации, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Данная образовательная программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «техническая деятельность».
Программа адресована учащимся шестого класса и рассчитана на 35 часа.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Программа реализуется учителем информатики, согласно расписания рабочего плана.
Технологии обучения
Применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных ( рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных ( иллюстративных и демонстрационных), практических, проблемно- поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работы обучающихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля.
Степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративно, частично- поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Данная программа позволяет реализовать учебно-познавательную компетенцию, она имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Информационная компетентность подразумевает использование ребенком различных информационных ресурсов. Реализация коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных( коммуникативных) приемов работы ( таких как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.) Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. Реализацию данной компетенции можно рассмотреть на таком этапе урока как задания для самостоятельного решения, представленные разными уровнями. Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологи проблемного обучения, технологии интегрированного обучения. Технологии диалогового взаимодействия, а также игровых технологий, информационных технологий.
Планируемый уровень подготовки обучающихся 6 класса
Раздел 1. Объекты и системы
Обучающийся научится:
понимать и правильно применять понятия «информация», «информационный объект»; объекты и множества, признаки объектов, классификация объектов;
понимать отношения между множествами, состав и структуру системы;
понимать и правильно применять операции с объектами операционной системы, создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы и папки;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые
Обучающийся получит возможность:
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационное моделирование
Обучающийся научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Обучающийся получит возможность:
сформировать начальные представления о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 3. Алгоритмика
Обучающийся научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.
Обучающийся получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Ожидаемые результаты работы
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой для разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов;
выявление основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации;
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
оценка информации с позиции интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, актуальность, объективность, полнота и др.);
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации);
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
оценка информации, получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
авторское право и интеллектуальная собственность;
в сфере коммуникативной деятельности:
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи;
овладение навыками передачи информации по электронной почте;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач);
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов;
решения задач вычислительного характера;
создание и редактирование рисунков, слайдов презентаций;
использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами по борьбе с этими средствами;
соблюдение требований техники безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий
Содержание курса (35 ч)
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классе основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
- Объекты и системы.
- Информационные модели.
- Алгоритмика.
Объекты и системы (13ч)
Объекты и множества. Признаки объектов. Объекты операционной системы Файлы и папки. Размер файла. Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов. Отношения между множествами. Отношение «входит в состав». Отношение «является разновидностью». Разнообразие систем. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Система как «чёрный ящик». Компьютер как надсистема и подсистема. Пользовательский интерфейс. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление.
Информационные модели (10 ч)
Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей. Словесные описания. Научные описания. Художественные описания. Математические модели. Правила оформления таблицы. Таблица типа «объекты-свойства». Таблицы типа «объекты-объекты-один». Вычислительные таблицы. Решение логических задач. графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Наглядное представление
о соотношении величин. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
Алгоритмика (12ч)
Последовательность действий. Алгоритм. Исполнитель. Формальные исполнители. Автоматизация. Блок-схемы. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Компьютерный практикум
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема занятий |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира |
2 | Компьютерные объекты. Работаем с основными объектами операционной системы. |
3 | Файлы и папки. Размер файла |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами |
5 | Отношение «входит в состав». Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов |
6 | Разновидности объекта и их классификация |
7 | Классификация компьютерных объектов. |
8 | Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы |
9 | Система и окружающая среда. |
10 | Персональный компьютер как система. Создаём компьютерные документы. |
11 | Как мы познаем окружающий мир. Создаём компьютерные документы. |
12 | Конструируем и исследуем графические объекты. |
13 | Конструируем и исследуем графические объекты. |
14 | Информационное моделирование. Создаём графические модели. |
15 | Знаковые информационные модели. |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц |
18 | Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц |
19 | Графики и диаграммы. |
20 | Создание информационных моделей – диаграмм |
21 | Многообразие схем и сферы их применения |
22 | Информационные модели на графах. |
23 | Информационное моделирование |
24 | Что такое алгоритм |
25 | Исполнители вокруг нас |
26 | Формы записи алгоритмов |
27 | Линейные алгоритмы. Создание презентации «Часы» |
28 | Алгоритмы с ветвлениями. Создание презентации «Времена года» |
29 | Алгоритмы с повторениями. Создание презентации «Скакалочка» |
30 | Исполнитель Чертёжник. Пример алгоритма управления Чертёжником |
31 | Использование вспомогательных алгоритмов |
32 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник |
33 | Выполнение и защита итогового проекта |
34 | Выполнение и защита итогового проекта |
35 | Итоговое повторение |
Методическое обеспечение
1.. Информатика и ИКТ 6, класс. /Под ред. проф. Босовой Л.Л. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Информатика и ИКТ 6 класс. Рабочая тетрадь /Под ред. проф. Босовой Л.Л. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3.Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
4.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informat