Управление администрации по образованию и делам молодежи
Благовещенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орлеанская основная общеобразовательная школа»
Алтайского края Благовещенского района
Принято Согласовано: Утверждаю:
на заседании зам.директора по ВР директор МБОУ ОООШ
педагогического совета ___________Заева Т.Г. __________О.В.Козырко
протокол №_________ «___» ________2020 г. приказ №____________
«___»__________2020 г. от «___» ________2020г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Школа развития речи»
2020-2021 учебный год
Автор разработчик:
Балюх Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Категория -
с. Орлеан
2020 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа развития речи» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на 1 год, ориентирована на обучающихся 9 класса (34 часов в год, 1 час в неделю).
Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.
В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.
Цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение курса внеурочной деятельности «Школа развития речи» предполагает достижение следующих результатов:
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
готовность к самостоятельной творческой деятельности;
толерантное сознание и поведение в обществе;
навыки сотрудничества со сверстниками;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать, осуществлять, корректировать деятельность;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;
умение ориентироваться в различных источниках информации;
умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
владение навыками познавательной рефлексии.
Формы организации учебных занятий по курсу «Школа развития речи» следующие:
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
взаиморецензирование;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.;
аудирование;
информационная переработка устного и письменного текста: переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;
создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
участие в дискуссии;
создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
1.Нормативный аспект культуры речи (27 ч)
Вводное занятие. Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.
Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Этическим аспект культуры речи (7 ч)
Речевой этикет как совокупность правил речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.
Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.
Подведение итогов. Творческий проект «Культура речи».
Тематическое планирование
№ п/п | № в разделе | Тема занятия | Дата | Примечание |
Нормативный аспект культуры речи 27 ч |
Вводное занятие |
| 1 | Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка. | 07.09 | |
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. |
| 2 | Роль орфоэпии в устном общении. | 14.09 | |
| 3 | Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. | 21.09 | |
| 4 | Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. | 28.09 | |
| 5 | Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. | 05.10 | |
| 6 | Практическая работа «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы» | 12.10 | Практическая работа |
Лексические нормы. |
| 7 | Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. | 19.10 | |
| 8 | Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. | 02.11 | |
| 9 | Молодёжный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему. Практическая работа «Лексические нормы» | 09.11 | Практическая работа |
Грамматические нормы. |
| 10 | Нормативное употребление форм слова. | 16.11 | |
| 11 | Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. | 23.11 | |
| 12 | Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. | 30.11 | |
| 13 | Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия. | 07.12 | |
| 14 | Практическая работа «Грамматические нормы» | 14.12 | Практическая работа |
Интонационные нормы. |
| 15 | Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. | 21.12 | |
| 16 | Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении. | 28.12 | |
| 17 | Практическая работа «Интонационные нормы» | 11.01 | Практическая работа |
Орфографические нормы. |
| 18 | Разделы русской орфографии и основные принципы написания. | 18.01 | |
| 19 | Правописание морфем. | 25.01 | |
| 20 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | 01.02 | |
| 21 | Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов. | 08.02 | |
| 22 | Практическая работа «Орфографические нормы» | 15.02 | Практическая работа |
Пунктуационные нормы. |
| 23 | Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Знаки препинания в конце предложений. | 22.02 | |
24 | 24 | Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. | 01.03 | |
25 | 25 | Знаки препинания при передаче чужой речи. | 15.03 | |
26 | 26 | Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. | 05.04 | |
27 | 27 | Практическая работа «Пунктуационные нормы» | 12.04 | Практическая работа |
Этический аспект культуры речи 7 ч |
28 | 1 | Речевой этикет как совокупность правил речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. | 19.04 | |
29 | 2 | Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. | 26.04 | |
30 | 3 | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | 03.05 | |
31 | 4 | Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. | 10.05 | |
32 | 5 | Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция. | 17.05 | |
33 | 6 | Практическая работа «Речевой этикет» | 24.05 | Практическая работа |
Подведение итогов. |
34 | 7 | Творческий проект «Культура речи» | 31.05 | Проект |
Всего: 34 (учебных недель)*1 (часа в неделю) = часов-34; в том числе практических – 7, проектов – 1. |
Учебно-методическое обеспечение
Используемая литература
Акишина АЛ., Формановская Н.И. Этикет русского письма.—М., 1981.
Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.
Колесов ВЗ. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.
Львова СЛ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова СМ. Речевой этикет — М., 1995.
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Словари
БалакапАТ. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М 1983.
Ресурсы Интернета
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
9.Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
10.Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
11.Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
12.Открытый колледж – http://www.college.ru
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ обучающихся.
Средства контроля
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Школа развития речи» включает следующие критерии:
участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
участие в районных, региональных, всероссийских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки и т.д.);
Результаты индивидуальных достижений обучающихся фиксируются учителем в портфолио обучающегося.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Курс: Школа развития речи
Класс: 9
Учитель: Балюх Н.В.
№ урока | Тема | Дата | Кол -во часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
По плану | Фактически | По плану | Фкктически | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
10