Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» предназначена для физкультурно– спортивной и оздоровительной работы с обучающимися школы, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Школа здоровья» в 1- 4- х классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и концепцией физического воспитания.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе, на заседании педагогического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для обучающихся 1- 4- х классов.
Программа по внеурочной деятельности «Школа здоровья» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, подвижные игры, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр и развитию физических способностей.
Курс введён в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Данная программа рекомендована учителями физической культуры общеобразовательных учреждений.
Материал программы предполагает проведение занятий в игровой форме на основе изучения спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка.
Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие курса.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Школа здоровья» содержит:
- пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;
- описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий;
- планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности;
-требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности;
- тематическое планирование, состоящее из учебно-тематического плана и содержания программы по годам обучения;
- список литературы;
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Цель и задачи программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Школа здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Цель программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
- обучение правилам, технике и тактике подвижных игр на основе спортивных игр;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Школа здоровья» предназначена для обучающихся 1-4-х классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в каждой параллели, всего 34 часов в год.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Формы проведения занятий и виды деятельности |
Однонаправленные занятия | Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: изучению правил, техники, тактики или общефизической подготовке. |
Комбинированные занятия | Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. |
Целостно-игровые занятия | Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. |
Контрольные занятия | Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. |
Содержание программы
Общая физическая подготовка реализуется в процессе занятий.
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места, со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Баскетбол
1.Основы знаний. Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе баскетбола. Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в баскетбол. Правила игры в баскетбол.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой);
передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами.
Волейбол(пионербол)
1.Основы знаний. Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе волейбола (пионербола). Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в волейбол (пионербол). Правила игры в волейбол (пионербол).
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
Футбол
1.Основы знаний. Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе футбола. Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в футбол. Правила игры в футбол.
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота», «Бой петухов», «Мяч в стенку», «Футбольный слалом», «Футбольные салки»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1.Самоопределение 2.Смысло-образование | 1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию | 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действия постановки и решения проблемы | 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов |
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья» обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья» обучающиеся смогут получить знания:
- значение подвижных и спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий подвижными и спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил подвижных игр и соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях подвижными и спортивными играми;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;
- играть в подвижные и спортивные игры с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
- проводить судейство спортивных игр.
Основной показатель реализации программы «Спортивные игры» - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.
Тематическое планирование.
Учебно-тематический план на учебный год в 1-4-х классах
№ п/п | Подвижные игры на основе спортивных игр | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл |
1 | Баскетбол | 11 | 11 | 11 | 11 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | 9 | 9 | 9 |
2 | Волейбол | 12 | 12 | 12 | 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 10 | 10 | 10 |
3 | Футбол | 11 | 11 | 11 | 11 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | 9 | 9 | 9 |
| ИТОГО | 34 | 34 | 34 | 34 | 6 | 6 | 6 | 6 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема | Основное содержание занятия | Форма проведения занятий/ Вид деятельности | Кол-во часов |
Баскетбол | 11 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе баскетбола. Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в баскетбол. Правила игры в баскетбол. | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Стойки и перемещения баскетболиста | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Подвижные игры- «Охотники и утки», «Летает – не летает», «Весёлые эстафеты» | однонаправленные занятия | 1 |
3 | Остановки: | однонаправленные занятия | 1 |
| «Прыжком» | комбинированные занятия | 1 |
| «В два шага» |
4 | Передачи мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Подвижная игра- «Брось – поймай» | целостно- игровые занятия | 1 |
5 | Ведение мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Подвижная игра- «Гонка мяча» | однонаправленные занятия | 1 |
6 | Броски в кольцо | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 метра. Подвижная игра- «Выстрел в небо» | комбинированные занятия | 1 |
7 | Подвижные игры | Подвижные игры на базе баскетбола («школа мяча», «гонка мяча», «охотники и утки» и т.п.). | контрольные занятия | 3 |
Волейбол | | 12 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе волейбола (пионербола). Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в волейбол (пионербол). Правила игры в волейбол (пионербол). | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Перемещения | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т.п.). Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, поворот, ускорение). Подвижная игра- «Кто лучший?» | комбинированные занятия | 1 |
3 | Передача | Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи двумя руками сверху в парах. Передачи мяча над собой. Тоже через сетку. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола, игра по правилам в пионербол, игровые задания. Подвижные игры- «Сумей принять», «Брось – поймай», | комбинированные занятия целостно- игровые занятия | 2 |
4 | Нижняя прямая подача с середины площадки | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки Подвижные игры- «Брось и попади», «Кто лучший?» | однонаправленные занятия | 2 |
5 | Прием мяча | Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием подачи. Подвижные игры-«Сумей принять», «Брось – поймай» | комбинированные занятия | 2 |
6 | Подвижные игры и эстафеты | Подвижные игры, эстафеты. «Брось и попади», «Сумей принять», «Брось – поймай», «Кто лучший?» | контрольные занятия | 3 |
Футбол | | 11 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе футбола. Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в футбол. Правила игры в футбол. | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Стоики и перемещения | Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). Подвижная игра- «Бой петухов» | комбинированные занятия | 1 |
3 | Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов | Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма, с места, с одного-двух шагов. Вбрасывание из-за «боковой» линии. Подвижные игры- «Попади в ворота», «Мяч в стенку», «Точная передача» | однонаправленные занятия | 1 |
4 | Удар внутренней стороной стопы по мячу, катящемуся навстречу мячу | однонаправленные занятия | 2 |
5 | Передачи мяча | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Передачи мяча в парах. Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка. Игры и игровые задания. Подвижные игры-«Точная передача», «Футбольные салки» | комбинированные занятия целостно- игровые занятия | 2 |
6 | Подвижные игры | Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота», «Мяч в стенку», «Футбольный слалом», «Футбольные салки» . | контрольные занятия | 3 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Основное содержание занятия | Форма проведения занятий/ Вид деятельности | Кол-во часов |
Баскетбол | 11 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе баскетбола. Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в баскетбол. Правила игры в баскетбол. | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Стойки и перемещения баскетболиста | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Подвижные игры- «Охотники и утки», «Летает – не летает», «Весёлые эстафеты» | однонаправленные занятия | 1 |
3 | Остановки: | однонаправленные занятия | 1 |
| «Прыжком» | комбинированные занятия | 1 |
| «В два шага» |
4 | Передачи мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Подвижная игра- «Брось – поймай» | целостно- игровые занятия | 1 |
5 | Ведение мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Подвижная игра- «Гонка мяча» | однонаправленные занятия | 1 |
6 | Броски в кольцо | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 метра. Подвижная игра- «Выстрел в небо» | комбинированные занятия | 1 |
7 | Подвижные игры | Подвижные игры на базе баскетбола («школа мяча», «гонка мяча», «охотники и утки» и т.п.). | контрольные занятия | 3 |
Волейбол | | 12 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе волейбола (пионербола). Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в волейбол (пионербол). Правила игры в волейбол (пионербол). | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Перемещения | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т.п.). Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, поворот, ускорение). Подвижная игра- «Кто лучший?» | комбинированные занятия | 1 |
3 | Передача | Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи двумя руками сверху в парах. Передачи мяча над собой. Тоже через сетку. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола, игра по правилам в пионербол, игровые задания. Подвижные игры- «Сумей принять», «Брось – поймай», | комбинированные занятия целостно- игровые занятия | 2 |
4 | Нижняя прямая подача с середины площадки | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки Подвижные игры- «Брось и попади», «Кто лучший?» | однонаправленные занятия | 2 |
5 | Прием мяча | Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием подачи. Подвижные игры-«Сумей принять», «Брось – поймай» | комбинированные занятия | 2 |
6 | Подвижные игры и эстафеты | Подвижные игры, эстафеты. «Брось и попади», «Сумей принять», «Брось – поймай», «Кто лучший?» | контрольные занятия | 3 |
Футбол | | 11 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе футбола. Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в футбол. Правила игры в футбол. | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Стоики и перемещения | Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). Подвижная игра- «Бой петухов» | комбинированные занятия | 1 |
3 | Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов | Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма, с места, с одного-двух шагов. Вбрасывание из-за «боковой» линии. Подвижные игры- «Попади в ворота», «Мяч в стенку», «Точная передача» | однонаправленные занятия | 1 |
4 | Удар внутренней стороной стопы по мячу, катящемуся навстречу мячу | однонаправленные занятия | 2 |
5 | Передачи мяча | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Передачи мяча в парах. Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка. Игры и игровые задания. Подвижные игры-«Точная передача», «Футбольные салки» | комбинированные занятия целостно- игровые занятия | 2 |
6 | Подвижные игры | Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота», «Мяч в стенку», «Футбольный слалом», «Футбольные салки» . | контрольные занятия | 3 |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Основное содержание занятия | Форма проведения занятий/ Вид деятельности | Кол-во часов |
Баскетбол | 11 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе баскетбола. Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в баскетбол. Правила игры в баскетбол. | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Стойки и перемещения баскетболиста | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Подвижные игры- «Охотники и утки», «Летает – не летает», «Весёлые эстафеты» | однонаправленные занятия | 1 |
3 | Остановки: | однонаправленные занятия | 1 |
| «Прыжком» | комбинированные занятия | 1 |
| «В два шага» |
4 | Передачи мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Подвижная игра- «Брось – поймай» | целостно- игровые занятия | 1 |
5 | Ведение мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Подвижная игра- «Гонка мяча» | однонаправленные занятия | 1 |
6 | Броски в кольцо | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 метра. Подвижная игра- «Выстрел в небо» | комбинированные занятия | 1 |
7 | Подвижные игры | Подвижные игры на базе баскетбола («школа мяча», «гонка мяча», «охотники и утки» и т.п.). | контрольные занятия | 3 |
Волейбол | | 12 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе волейбола (пионербола). Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в волейбол (пионербол). Правила игры в волейбол (пионербол). | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Перемещения | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т.п.). Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, поворот, ускорение). Подвижная игра- «Кто лучший?» | комбинированные занятия | 1 |
3 | Передача | Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи двумя руками сверху в парах. Передачи мяча над собой. Тоже через сетку. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола, игра по правилам в пионербол, игровые задания. Подвижные игры- «Сумей принять», «Брось – поймай», | комбинированные занятия целостно- игровые занятия | 2 |
4 | Нижняя прямая подача с середины площадки | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки Подвижные игры- «Брось и попади», «Кто лучший?» | однонаправленные занятия | 2 |
5 | Прием мяча | Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием подачи. Подвижные игры-«Сумей принять», «Брось – поймай» | комбинированные занятия | 2 |
6 | Подвижные игры и эстафеты | Подвижные игры, эстафеты. «Брось и попади», «Сумей принять», «Брось – поймай», «Кто лучший?» | контрольные занятия | 3 |
Футбол | | 11 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе футбола. Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в футбол. Правила игры в футбол. | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Стоики и перемещения | Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). Подвижная игра- «Бой петухов» | комбинированные занятия | 1 |
3 | Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов | Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма, с места, с одного-двух шагов. Вбрасывание из-за «боковой» линии. Подвижные игры- «Попади в ворота», «Мяч в стенку», «Точная передача» | однонаправленные занятия | 1 |
4 | Удар внутренней стороной стопы по мячу, катящемуся навстречу мячу | однонаправленные занятия | 2 |
5 | Передачи мяча | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Передачи мяча в парах. Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка. Игры и игровые задания. Подвижные игры-«Точная передача», «Футбольные салки» | комбинированные занятия целостно- игровые занятия | 2 |
6 | Подвижные игры | Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота», «Мяч в стенку», «Футбольный слалом», «Футбольные салки» . | контрольные занятия | 3 |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Основное содержание занятия | Форма проведения занятий/ Вид деятельности | Кол-во часов |
Баскетбол | 11 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе баскетбола. Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в баскетбол. Правила игры в баскетбол. | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Стойки и перемещения баскетболиста | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Подвижные игры- «Охотники и утки», «Летает – не летает», «Весёлые эстафеты» | однонаправленные занятия | 1 |
3 | Остановки: | однонаправленные занятия | 1 |
| «Прыжком» | комбинированные занятия | 1 |
| «В два шага» |
4 | Передачи мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Подвижная игра- «Брось – поймай» | целостно- игровые занятия | 1 |
5 | Ведение мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Подвижная игра- «Гонка мяча» | однонаправленные занятия | 1 |
6 | Броски в кольцо | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 метра. Подвижная игра- «Выстрел в небо» | комбинированные занятия | 1 |
7 | Подвижные игры | Подвижные игры на базе баскетбола («школа мяча», «гонка мяча», «охотники и утки» и т.п.). | контрольные занятия | 3 |
Волейбол | | 12 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе волейбола (пионербола). Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в волейбол (пионербол). Правила игры в волейбол (пионербол). | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Перемещения | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т.п.). Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, поворот, ускорение). Подвижная игра- «Кто лучший?» | комбинированные занятия | 1 |
3 | Передача | Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи двумя руками сверху в парах. Передачи мяча над собой. Тоже через сетку. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола, игра по правилам в пионербол, игровые задания. Подвижные игры- «Сумей принять», «Брось – поймай», | комбинированные занятия целостно- игровые занятия | 2 |
4 | Нижняя прямая подача с середины площадки | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки Подвижные игры- «Брось и попади», «Кто лучший?» | однонаправленные занятия | 2 |
5 | Прием мяча | Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием подачи. Подвижные игры-«Сумей принять», «Брось – поймай» | комбинированные занятия | 2 |
6 | Подвижные игры и эстафеты | Подвижные игры, эстафеты. «Брось и попади», «Сумей принять», «Брось – поймай», «Кто лучший?» | контрольные занятия | 3 |
Футбол | | 11 |
1 | Правила техники безопасности при игре в подвижные игры на основе футбола. Правила подвижных игр. Правила техники безопасности при игре в футбол. Правила игры в футбол. | однонаправленные занятия | 2 |
Технические действия: |
2 | Стоики и перемещения | Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). Подвижная игра- «Бой петухов» | комбинированные занятия | 1 |
3 | Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов | Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма, с места, с одного-двух шагов. Вбрасывание из-за «боковой» линии. Подвижные игры- «Попади в ворота», «Мяч в стенку», «Точная передача» | однонаправленные занятия | 1 |
4 | Удар внутренней стороной стопы по мячу, катящемуся навстречу мячу | однонаправленные занятия | 2 |
5 | Передачи мяча | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Передачи мяча в парах. Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка. Игры и игровые задания. Подвижные игры-«Точная передача», «Футбольные салки» | комбинированные занятия целостно- игровые занятия | 2 |
6 | Подвижные игры | Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота», «Мяч в стенку», «Футбольный слалом», «Футбольные салки» . | контрольные занятия | 3 |
Информационно- методическое обеспечение
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
2. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. -М.: АРКТИ, 2005
3. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека – СПБ, OOO ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2010. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. -М.: АРКТИ, 2005.
4. Тимофеев С.П., Луханин В.В., Колесникова А.Г. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях. Методические рекомендации. - Белгород: БРИПКППС, 2000.
5. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
6. Гринлер К. и др. «Физическая подготовка футболистов», М: ПК, 1976.
7. Зимин А.М. «Первые шаги в баскетболе. Учебное пособие для учащихся и учителей» М.: «Просвещение» 1992г.
8. Колос В.М. «Баскетбол: теория и практика» Минск 1989г.
9. Матвеев А.П. «Оценка качества подготовки учеников основной школы по физической культуре М. «Дрофа» 2001 год.
10. Монаков Г.В. «Техническая подготовка футболистов, методика и планирование», М: ФиС, 2000.
11. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
12. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2005.-112с.
13. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.