СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Сказки и Я"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Сказки и Я"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа внеурочной деятельности «Я рисую» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ «Об образовании» № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)



Данная программа модифицированная , составлена на основе учебно-методического пособия Гончаровой А.А., Колосовой Т.А. «Моторные сказки для самых маленьких».

Общая характеристика внеурочной деятельности

по программе «Добрые сказки»

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.

Эмоции умственно отсталых детей поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Известно, что сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами зла и добра, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении сказки, смена голоса персонажей, отражение на лице учителя эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждать их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью к жизни и труду. Обыгрывая любимые сказки, школьник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешного обучения в школе.

Завершающем этапом программы «Добрые сказки» является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, ребята учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Таким образом, знакомство детей в народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех психических функций и творческих способностей ребенка с умственной отсталостью.


Цель данной программы - развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

  1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных особенностей;

  2. Формирование умений, навыков социального общения людей;

  3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживание им;

  4. Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений;

  5. Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;

  6. Развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.


Данный метод работы со сказкой вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме. Таким образом, сказочная форма, обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок. Нацеленность на развитие самосознания человека, определяемая сущность сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими.

Для достижения поставленной цели и задач необходимо специальное оборудование: просторное помещение, фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра; цветные изображения героев сказки; ширма; экран; шапочки или рукавички героев сказки и т.д.

В программу «Добрые сказки» включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей, обучающихся с умственной отсталостью.

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших планов обучающихся.


Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:



Описание места учебного курса в учебном плане


Программа «Добрые сказки» относится к нравственному направлению внеурочной деятельности и рассчитана на 4 учебных года для детей с умеренной умственной отсталостью из расчета 1 час в неделю, всего – 34 часа в год. Продолжительность занятия 30 минут.

Срок реализации программы 1 учебный год.


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего в год

9 часов

7 часов

10 часов

8 часов

34 часа


Формы реализации программы:

  1. Беседа, рассказ учителя.

  2. Слушание.

  3. Различные виды чтения.

  4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

  5. Устный журнал, театрализация.

  6. Лепка из пластилина.

  7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

  8. Конкурсы, викторины.


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:



Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

  • Результаты деятельности обучающихся, их индивидуальные художественные продукты (аппликация, рисунок, поделка).

  • Выставки учащихся

  • Участие в конкурсах

Планируемые результаты освоения содержания для учащихся.


Возможные личностные результаты внеурочной деятельности по программе «Добрые сказки»:

  • Ценностное отношение и любовь к близким;

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

  • Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

  • Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности;

  • Развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Принятие и освоение различных социальных ролей;

  • Умение работать в коллективе.

Межпредметные связи


Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.

Математика. Правильное расположение героев сказок относительно друг друга (ближе – дальше).

Чтение и развитие речи. Восприятия произведений. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Кол. часов

Тема урока

Деятельность учащихся

Дата

план

факт

1

5 ч.

Что такое сказка?

Знакомство с русскими народными сказками



2

Домашние животные в русских сказках



3

Дикие животные в русских сказках



4

Наш зоопарк. Игры на выразительность, жестов, мимики, голоса



5



6

7ч.

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Слушание и рассказывание сказки «Курочка Ряба»



7

Просмотр мультфильма «Курочка Ряба». Краткий пересказ по сюжетным картинкам.



8

Рисование и раскрашивание героев сказки «Курочка Ряба»



9

Лепка яичка и курочки из сказки «Курочка Ряба»



10

Вырезание по контуру изображений с главными героями сказки. Составление композиции. Приклеивание элементов.



11

Инсценировка сказки «Курочка Ряба»



12

Инсценировка сказки «Курочка Ряба»



13

7ч.

Русская народная сказка «Волк и лиса»

Слушание и рассказывание сказки «Волк и лиса»



14

Просмотр мультфильма «Волк и лиса». Краткий пересказ по сюжетным картинкам.



15

Лепка из пластилина героев сказки «Волк и лиса»



16

Рисование (нетрадиционными методами) героев сказки «Волк и лиса»



17

Вырезание по контуру изображений с главными героями сказки. Составление композиции. Приклеивание элементов.



18

Пальчиковый театр сказки «Волк и лиса»



19

Игра и инсценировка сказки «Волк и лиса»



20

Игра и инсценировка сказки «Волк и лиса»



21

5ч.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Слушание сказки. Рассматривание иллюстрации.



22

Просмотр мультфильма. Рисование, раскрашивание героев сказки «Лиса и журавль»



23




24

Игра – инсценировка с помощью настольного театра сказки «Лиса и журавль»



25

Игра – инсценировка с помощью настольного театра сказки «Лиса и журавль»



26

5ч.

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Слушание и рассказывание сказки «Кот, петух и лиса»



27

Просмотр мультфильма «Кот, петух и лиса». Создание картины на шаблоне, путем пластилинографии.



28

Слушание и рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» по ролям. Штриховка.



29

Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса»



30

Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса»



31

4ч.

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Слушание и рассказывание сказки «Маша и медведь»



32

Просмотр мультфильма «Маша и медведь». Аппликация героев сказки .



33

Инсценировка сказки «Маша и медведь»



34

Инсценировка сказки «Маша и медведь»





Методическое обеспечение программы:


  1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;

  2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

  3. наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

  4. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  5. наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

  6. материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;

  7. настольные развивающие игры;

  8. Для реализации программного содержания используются:

  • «Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001

  • Мультимедийные презентации

  1. Сайты: http://www.kostyor.ru/tales/

http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/

http://skazki.yaxy.ru/

http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html

http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/

http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg

  1. Мультимедийное обеспечение: компьютер, проектор

Литература


  1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.

2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.

3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.

4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!