ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности «Я рисую» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона РФ «Об образовании» № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)
Данная программа модифицированная , составлена на основе учебно-методического пособия Гончаровой А.А., Колосовой Т.А. «Моторные сказки для самых маленьких».
Общая характеристика внеурочной деятельности
по программе «Добрые сказки»
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.
Эмоции умственно отсталых детей поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Известно, что сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами зла и добра, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.
Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении сказки, смена голоса персонажей, отражение на лице учителя эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждать их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью к жизни и труду. Обыгрывая любимые сказки, школьник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешного обучения в школе.
Завершающем этапом программы «Добрые сказки» является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, ребята учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Таким образом, знакомство детей в народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех психических функций и творческих способностей ребенка с умственной отсталостью.
Цель данной программы - развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных особенностей;
Формирование умений, навыков социального общения людей;
Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживание им;
Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений;
Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
Развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Данный метод работы со сказкой вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме. Таким образом, сказочная форма, обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок. Нацеленность на развитие самосознания человека, определяемая сущность сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими.
Для достижения поставленной цели и задач необходимо специальное оборудование: просторное помещение, фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра; цветные изображения героев сказки; ширма; экран; шапочки или рукавички героев сказки и т.д.
В программу «Добрые сказки» включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей, обучающихся с умственной отсталостью.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших планов обучающихся.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа «Добрые сказки» относится к нравственному направлению внеурочной деятельности и рассчитана на 4 учебных года для детей с умеренной умственной отсталостью из расчета 1 час в неделю, всего – 34 часа в год. Продолжительность занятия 30 минут.
Срок реализации программы 1 учебный год.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего в год |
9 часов | 7 часов | 10 часов | 8 часов | 34 часа |
Формы реализации программы:
Беседа, рассказ учителя.
Слушание.
Различные виды чтения.
Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
Устный журнал, театрализация.
Лепка из пластилина.
Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
Конкурсы, викторины.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Результаты деятельности обучающихся, их индивидуальные художественные продукты (аппликация, рисунок, поделка).
Выставки учащихся
Участие в конкурсах
Планируемые результаты освоения содержания для учащихся.
Возможные личностные результаты внеурочной деятельности по программе «Добрые сказки»:
Ценностное отношение и любовь к близким;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности;
Развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Принятие и освоение различных социальных ролей;
Умение работать в коллективе.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.
Математика. Правильное расположение героев сказок относительно друг друга (ближе – дальше).
Чтение и развитие речи. Восприятия произведений. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Кол. часов | Тема урока | Деятельность учащихся | Дата |
план | факт |
1 | 5 ч. | Что такое сказка? | Знакомство с русскими народными сказками | | |
2 | Домашние животные в русских сказках | | |
3 | Дикие животные в русских сказках | | |
4 | Наш зоопарк. Игры на выразительность, жестов, мимики, голоса | | |
5 | | |
6 | 7ч. | Русская народная сказка «Курочка Ряба» | Слушание и рассказывание сказки «Курочка Ряба» | | |
7 | Просмотр мультфильма «Курочка Ряба». Краткий пересказ по сюжетным картинкам. | | |
8 | Рисование и раскрашивание героев сказки «Курочка Ряба» | | |
9 | Лепка яичка и курочки из сказки «Курочка Ряба» | | |
10 | Вырезание по контуру изображений с главными героями сказки. Составление композиции. Приклеивание элементов. | | |
11 | Инсценировка сказки «Курочка Ряба» | | |
12 | Инсценировка сказки «Курочка Ряба» | | |
13 | 7ч. | Русская народная сказка «Волк и лиса» | Слушание и рассказывание сказки «Волк и лиса» | | |
14 | Просмотр мультфильма «Волк и лиса». Краткий пересказ по сюжетным картинкам. | | |
15 | Лепка из пластилина героев сказки «Волк и лиса» | | |
16 | Рисование (нетрадиционными методами) героев сказки «Волк и лиса» | | |
17 | Вырезание по контуру изображений с главными героями сказки. Составление композиции. Приклеивание элементов. | | |
18 | Пальчиковый театр сказки «Волк и лиса» | | |
19 | Игра и инсценировка сказки «Волк и лиса» | | |
20 | Игра и инсценировка сказки «Волк и лиса» | | |
21 | 5ч. | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | Слушание сказки. Рассматривание иллюстрации. | | |
22 | Просмотр мультфильма. Рисование, раскрашивание героев сказки «Лиса и журавль» | | |
23 | | | |
24 | Игра – инсценировка с помощью настольного театра сказки «Лиса и журавль» | | |
25 | Игра – инсценировка с помощью настольного театра сказки «Лиса и журавль» | | |
26 | 5ч. | Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» | Слушание и рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» | | |
27 | Просмотр мультфильма «Кот, петух и лиса». Создание картины на шаблоне, путем пластилинографии. | | |
28 | Слушание и рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» по ролям. Штриховка. | | |
29 | Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса» | | |
30 | Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса» | | |
31 | 4ч. | Русская народная сказка «Маша и медведь» | Слушание и рассказывание сказки «Маша и медведь» | | |
32 | Просмотр мультфильма «Маша и медведь». Аппликация героев сказки . | | |
33 | Инсценировка сказки «Маша и медведь» | | |
34 | Инсценировка сказки «Маша и медведь» | | |
Методическое обеспечение программы:
Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;
настольные развивающие игры;
Для реализации программного содержания используются:
«Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
Мультимедийные презентации
Сайты: http://www.kostyor.ru/tales/
http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/
http://skazki.yaxy.ru/
http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html
http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/
http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg
Мультимедийное обеспечение: компьютер, проектор
Литература
Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.