Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Соболевская основная школа имени А.Н. Попова
Рассмотрено на РМО Протокол №____ «___»___________20 г. | Принято на педагогическом совете Протокол №____ «___»_____________20 г | Утверждаю Директор МБОУ Соболевская основная школа им. А.Н. Попова ________ Приказ №___ от «__»____________20 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
"Страницы истории"
Направление: духовно-нравственное
Класс: 8-9
Количество часов:35
Самусева Ольга Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня воспитание патриотизма и гражданственности, важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, верности долгу является одной из приоритетных задач школы. Большую возможность здесь открывает история России. В истории России, при всей её противоречивости и сложности есть столбовые даты и имена, часто незаслуженно забытые, которые позволяют гордиться своим прошлым, а именно гордость за свою страну, чувство сопричастности к великому является одним из важнейших условий формирования патриотизма. Настоящая рабочая программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы элективного курса «Дни воинской славы» Е.В. Бирюковой и авторской программы патриотического клуба «Подвиг» Л.Н. Зюкиной.
Применение данной программы позволит:
во - первых, расширить содержательный блок знаний, способствовать актуализации творческого начала учащихся, развитию у них устойчивого интереса к истории и традициям России;
во - вторых, создать возможности для формирования ценностных ориентиров, так регулирующих жизнедеятельность школьника, чтобы он быстрее и осознаннее почувствовал себя патриотом и гражданином России.
При подготовке проектов учащиеся имеют право выбора:
·объекта изучения;
·вида работы;
·литературы и источников знаний, в том числе из Интернета.
Возможны следующие области применения проектов:
· презентации проектов учащихся на конкурсах;
· защита творческих работ в рамках участия «Днях науки»;
· использование проектов, посвященных памятным событиям Российской истории;
· с широким привлечением краеведческого материала на классных часах и общешкольных мероприятиях;
· презентации опыта работы учителя на ШМО, РМО, педсоветах.
Содержание каждого тематического проекта предполагает самостоятельную (индивидуальную или групповую) работу обучающихся основной школы. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Цель рабочей программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны).
Задачи: обучающие – способствовать развитию познавательного интереса к истории страны, родного края, историческому прошлому народа;
Воспитательные - способствовать формированию общественной активности личности и гражданской позиции;
развивающие – содействовать развитию самостоятельности, ответственности, потребности в саморазвитии.
Рабочая программа «Страницы истории» относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, Смоленской области, старшему поколению.
Формы занятий: беседа, кинолекторий, экскурсия, встречи с интересными людьми, практическая работа. Виды деятельности: познавательная, поисковая, конструктивная.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
· Целеполаганию
· Планировать пути достижения целей
· Устанавливать целевые приоритеты
· Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
· Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
· Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения;
· Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора;
· Задавать вопросы;
· Работать в группе;
· Основам коммуникативной рефлексии;
Познавательные УУД
Ученик научится:
· Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
· Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников;
· Осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания;
· Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей;
· Структурировать тексты.
Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
· Искать информацию, использую различные базы данных, в том числе электронные каталоги.
· Выступать с аудио и видео поддержкой;
· Создавать тест на основе расшифровки аудиозаписи;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится:
· Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект;
· Выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме;
· Распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них ответа;
· Использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических данных, описание и интерпретации фактов.
Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:
Ученик научится:
· Находить в тексте, требуемую информацию
· Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Основные направления работы:
1. Исследовательская работа
2. Агитационно-массовая работа
3. Краеведческая работа
Формы работы:
1. подготовка докладов
2.Работа лектория: выступления с докладами перед членами клуба и учащимися школы
3. Просмотр документальных и художественных фильмов, связанных с днями воинской славы
4. Выпуск тематического альманаха
5. Организация тематических мероприятий
6. Онлайн-экскурсии в музеи.
Содержание занятий по темам
Русь былинная и Русь реальная. Восточные славяне в VI-IX веках. Славяне и Византия. Характер, образ жизни, способы ведения войны восточными славянами, их вооружение, одежда и внешний облик. Первые князья: Рюрик, Олег Вещий, Игорь Старый. Святослав Игоревич – князь воитель. Походы и полководческое искусство первых русских князей. Русь былинная. Русские богатыри. Илья Муромец как историческое лицо. Богатырский эпос как источник по истории военного искусства. Дружина: состав, вооружение и тактика. Владимир Красное Солнышко. Зарождение и развитие пограничной стражи. Русь и Степь. Тюркские народы и славяне. Печенеги, половцы. Походы Владимира Мономаха, Игоря Святославовича, Мстислава Удалого. Древнерусская литература о воинском искусстве: “Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о полку Игореве”.
Александр Невский. Невская битва. “Ледовое побоище”. Значение побед Александра Невского.
Куликовская битва. Батыево нашествие. Нашествие 1237-1238 годов. Оборона городов и партизанская война. Героизм и мужество защитников Руси. Русь под властью Орды. Князья Даниил Галицкий и Девмонт Псковский. Работа с атласом и контурной картой. Дмитрий Донской. Укрепление Москвы. Князья Московские. Формирование московской дружины и боярства. Святой Благоверный князь Дмитрий Иванович Донской. Загадки Куликовской битвы .Куликовская битва и ее значение.
Московская Русь люди и судьбы. Окончательное освобождение от зависимости. Иван III. Изменения в составе, структуре, вооружении и тактике Московского войска. Войны Ивана Грозного. Разгром Астраханского и Казанского ханств. Военные действия на территории нашего края. Взятие Казани. Ливонская война 1558-1583 гг. Начало формирования стрелецкого войска. Состав, структура и вооружение русской армии. Борьба с Крымом, Швецией.
Воеводы 15-16 веков. Даниил Холмский. Даниил Щеня. Василий Васильевич Шуйский (Немой). Михаил Иванович Воротынский. Полководцы Ивана Грозного.
Русь и Орда в Поволжье. Основание Самары, строитель Самарской крепости Григорий Засекин.
День народного единства. Смута. Полководцы смутного времени: Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, Дмитрий Михайлович Пожарский. Состав, структура и тактика регулярных войск и ополчения. Войны России 17 века. Начало формирования полков нового строя.
Древнерусское мореходство. Новгородские ладьи. Кочи. Струги. Военное значение речных путей. Морские походы. Сибирская эпопея донских казаков. Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. Значение деятельности русских мореходов.
Победы Петра Великого. Военные реформы. Войны с Турцией, взятие Азова. Северная война. Нарвская катастрофа. Военная реформа Петра. Полководцы Петра: Федор Алексеевич Головин, Борис Петрович Шереметьев, Аникита Иванович Репнин, Михаил Михайлович Голицын. Полтава, Гангут, Гренгам. Создание российского флота. Складывание офицерского корпуса. Создание военных учебных заведений. “Табель о рангах”
XVIII век - Эпоха расцвета русского воинского искусства. Войны России 1 половины XVIII века. Западное и восточное направление внешней политики. Русско-польская война 1733-1735 гг., русско-шведская война 1741-1743 гг. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Б.Х. Миних. Семилетняя война 1756-1763 гг. Войны России 2 половины XVIII века. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Петр Александрович Румянцев-Задунайский, Григорий Андреевич Спиридонов. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
Александр Васильевич Суворов. Непобедимый генералиссимус. Жизнь и победы. Характеристика полководца.
Федор Федорович Ушаков. Флотоводец и человек. Анализ одного из сражений.
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»: Отечественная война 1812 года. Бородино. Герои 1812 года: Михаил Богданович Барклай де Толли, Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский. Мужество русского солдата. Партизанское движение. Денис Васильевич Давыдов. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и военное искусство.
Восточный вопрос в XIX веке. Восточная политика России в 1-й половине XIX века. Русско-иранские войны 1804-1805, 1826-1828 гг. Русско-турецкие войны 1806-1812, 1828-1829 гг. Дмитрий Николаевич Сенявин, Иван Федорович Паскевич. Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. Ход войны. Синопское сражение. Оборона Севастополя. Владимир Алексеевич Корнилов, Павел Степанович Нахимов. Войны России 2 половины XIX века. Военная реформа 1861-1874 гг. Введение всеобщей воинской повинности. Перевооружение армии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Баязет, Шипка, Шейново. Герои Плевны. Михаил Дмитриевич Скобелев.
Кавказская война 1814-1864 гг. Алексей Петрович Ермолов. Присоединение Кавказа.
Трагедия войны и ее последствия. Дискуссия
Русско-японская война: Слава и боль России. Нападение Японии , начало войны, гибель Варяга , оборона Порт-Артура сражение под Ляояном ,сражение у р. Шахэ сражение под Мукденом, Цусимское морское сражение, захват Японией о.Сахалин Портсмутский мирный договор с Японией. Полководцы и флотоводцы: С.О. Макаров, Р.И. Кондратенко, А.В. Фок, Линевич Н.П., З.П.Рожественский.
I Мировая война: Военное искусство времен первой мировой войны. История развития новых видов вооружения. Военное искусство второй мировой войны. Развитие военной техники. Применение новых видов вооружения. Стратегии и тактики. Роль личности в истории. Полководцы I Мировой. Особенности боевых действий в ходе гражданской войны. Создание Красной Армии.
Вооруженные Силы и военное искусство во второй Мировой войне. Ход военных действий и состояние Вооруженных Сил воюющих государств в период 1939 – 1942 гг. Полководческое искусство Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева, А.М. Василевского, Р.Я. Малиновского. Характерные черты военного искусства во втором периоде Великой Отечественной войны. Совершенствование военного искусства в ходе контрнаступления под Сталинградом и Курской битвы. Военное искусство в Берлинской операции.
Реликвии моей семьи в истории России. Составление презентаций, сообщений по краеведению.
Солдат войны не выбирает: Вооруженные Силы в локальных войнах и развитие военного искусства во второй половине XX века. Основные локальные войны послевоенного периода, их классификация и характеристика. Новые средства вооруженной борьбы, применение силы и средств в операциях и боях. Земляки - герои локальных войн.
Учебно-тематический план
В первый год работы необходимо использовать хронологический принцип построения тем, что способствует лучшей систематизации материала. На второй год работы лучше использовать календарный принцип. Приближая изучение тем к календарным датам. 34 часа в год (1 час в неделю)
Тематическое планирование | |
Тема занятия | Форма занятия | Практическая работа |
Организационное занятие. Россия, устремлённая в будущее. | | |
Судьба семьи в судьбе страны | Собеседование, конференция | Работа с источниками : фотографиями. письмами. документами |
Календарь памятных дат | Лекция, работа с текстом документа, | Работа с законом. |
Русь былинная и Русь реальная (былинные богатыри и героическая история Руси) | Лекция, работа с историческими источниками | Разработка презентации по одному из былинных богатырей или реальных князей, составление былины, разработка и проведение игры-путешествия для начальной школы (2 год). |
Победы Александра Невского | Работа с документами, просмотр фильмов | Тактический разбор сражения на основе картографического материала и статистических данных о составе войск. Создание виртуальной экскурсии. |
На поле Куликовом | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | |
Московская Русь люди и судьбы | Лекция, работа с историческим источником, просмотр фильмов | Создание работы, посвященной одной из исторических личностей этого периода |
День народного единства | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | Создание работы, посвященной одной из исторических личностей этого периода. подготовка буклета для учащихся школы посвященного Дню народного единства. |
Древнерусское мореходство | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | |
Победы Петра Великого: Полтавская Виктория; Победа у мыса Гангут | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | Создание презентации, посвященной одной из исторических личностей этого периода. подготовка и проведение мероприятия, посвященного одному из сражений. |
18 век - Эпоха расцвета русского воинского искусства | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | Презентация работ, конференция. |
День взятия Измаила | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | |
День победы русской эскадры под командованием Ушакова у мыса Тендра | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | |
Недаром помнит вся Россия про день Бородина | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов. | Дискуссия о роли полководца в военных действиях. Литературно-музыкальный вечер, посвящённый войне 1812 года. |
Восточный вопрос в 19 веке | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | Работа с историческими источниками, подготовка сообщения об одном из дипломатов или полководцев Трагедия войны и ее последствия. Дискуссия |
День победы у Мыса Синоп | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | |
Кавказская война | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | |
Русско-японская война. Слава и боль России | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | |
I Мировая война | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов | Практикум: онлайн - экскурсия в музей, организация дискуссии, презентация работ. |
День защитника Отечества | | Организация выставки |
День проведения военного парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов. | Учебно-исследовательские работы, презентации, конференции, уроки мужества, экскурсии в музеи, просмотр видео. |
День начала контрнаступления советских войск под Москвой | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов, встреча с ветеранами, посещение музея | |
День разгрома немецких войск под Сталинградом | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов, встреча с ветеранами. | |
День победы в Курской битве | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов. | |
День снятия блокады Ленинграда | Лекция, работа с документами, просмотр фильмов. | Создание презентации |
День Победы | Проведение акции «Посадка аллеи» | Праздничный концерт |
Солдат войны не выбирает: Афганистан. Локальные войны | Встреча с ветеранами локальных войн. | Доклады, презентации, уроки мужества, встреча с ветеранами локальных войн. |
Онлайн-экскурсии | | |
Тема 1. «Судьба семьи в судьбе страны»- тематика и форма работы должна отражать влияние истории страны на судьбу человека. Возможные формы описание истории семьи, интервью с одним из членов семьи, презентация семейного фотоальбома, создание генеалогического древа.
Тема 2. «Календарь памятных дат»- Возможные темы эссе: «Какое событие наиболее сильно повлияло на судьбу страны», «История не допускает сослагательных наклонений», «История в переводе с греческого - повествование …» учащиеся могут предложить иные темы эссе.
Тема 3. «Русь былинная и Русь реальная» 1 год игровая форма исторического турнира, 2 год презентация работы по темам «Богатыри – защитники земли русской»; «Былинные и реальные герои» возможные формы (доклад, презентация, видеофильм и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 4 «Победы Александра Невского» - «Александр – святой и человек», «Орда и католичества – выбор пути», любая тематика работ, посвященная Невской битве, Ледовому побоищу, походам Александра Невского (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 5 «На поле Куликовом» - «Где находилось Куликово поле», «Дмитрий Донской», «Первая победа единой Руси», «Полководцы Куликовской битвы» (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 6 «Московская Русь люди и судьбы» Разработка работы, посвященной одному из воевод эпохи 15-16 веков (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 7 «День народного единства» - Разработка работы, посвященной одной из личностей эпохи Смуты; «Освобождение Москвы и освобождение России», «Народное ополчение – в единстве Сила», «Выбор пути развития» (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 8 «Древнерусское мореходство» тематика работ может отражать следующие направления: формы древнерусских судов, речные и морские походы русских судов, биографии русских исследователей и направление их исследований (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 9 «Победы Петра Великого» - «Петр Великий», «От Руси к Российской империи», «Азовские походы – боевое крещение русского флота», «Мать Полтавы», «Полтавская битва», «Победы русского флота », Птенцы гнезда петрова, победы Петра Великого в искусстве (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 10 «XVIII век – эпоха расцвета Воинского искусства» Разработка работы, посвященной одному из полководцев 18 века (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 11 «День взятия Измаила» - «А.В. Суворов – гений русского воинского искусства», «Наука побеждать» и иные тематики отражающие победы Суворова (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 12 «День победы русской эскадры под командованием Ушакова у мыса Тендра» - «Ф.Ф. Ушаков – великий русский флотоводец», победы русского флота (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 13 «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» - «1812 год», «Герои 1812 года» (Михаил Богданович Барклай де Толли, Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский. Денис Васильевич Давыдов. Михаил Илларионович Кутузов), «Не даром помнит вся Россия про день Бородина», «Народная борьба» иные темы, предложенные учащимися и отражающие темы, посвящённые войне 1812 года (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 14 Восточный вопрос в истории России – тематика работ должна отражать данный вопрос, отдельное место занимает краеведческая тематика: доклады по теме «участие Самары в войне 1877-1878 годов», «П. Алабин» (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, экскурсия, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 15 Синопское сражение - «Последнее сражение парусного флота», Герои Крымской войны, Севастополь- слава и боль России (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 16 Кавказская война – тематика работ должна отражать данный период в истории России, работы учащихся лежат в основе их участия в дискуссии о путях присоединения Кавказа (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 17 «Русско-японская война: слава и боль России» - «Причины войны: можно ли было избежать», «Герои войны», «Врагу не сдаётся наш гордый варяг…», «Порт-Артур, оборона крепости…» и иные темы, отражающие данную тематику (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 18 «Первая мировая война» тематика работ должна соответствовать данной теме. Работы могут быть посвящены одному из сражений, героям и полководцам первой мировой войны, краеведческой тематике (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Тема 19 «Вооружённые силы и военное искусство во второй мировой войне» Работы могут быть посвящены одному из сражений, героям и полководцам Великой Отечественной войны, параду 1941 года и параду 1945 года, краеведческой тематике, вооружению, партизанскому движению, роли тыла (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, интервью, газетная статья, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 20 «Солдат войны не выбирает» - работа должна отражать участие СССР и России в локальных конфликтах (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, интервью, газетная статья, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).
Список литературы
1. Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
2. Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007
3. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
4. История России с древнейших времен до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М.:АСТ-ЛТД, 1998.
5. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003.
6. Кулюгин А.И. Правители России. – М.:СТД, Славянский дом книги, 2004.
7. Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
8. Фридман Л., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.
9. Халин К.Е. Полководцы России. – М.: Дом славянской книги, 2005.