Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58» г. Магнитогорска
«Рассмотрено» на заседании МО учителей___________________ Руководитель МО __________ /______________________/ Протокол № ___ от «____»____________201__ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по ВР ____________ /О.Н. Букасева/ «____»____________201___ г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 58» г. Магнитогорска _________ /Е.Н. Сафина/ Приказ №___ от «___» ________201___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Теория решения изобретательских задач»
(ТРИЗ)
Общеинтеллектуальное направление
Начальное общее
1-2 КЛАСС
Сроки освоени: 2 года
Учитель:Бакиева Т.В.
Магнитогорск, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
Федеральный закон от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ № 58» г. Магнитогорска;
Устав МОУ «СОШ № 58» г.Магнитогорска.
1.2. Общая характеристика учебного предмета.
Программа начального общего образования по ТРИЗ составлена на основе авторской программы Светланы Гин. Настоящая программа определяет объём, содержание образования по предмету, даёт примерное распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам курса, направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа содержит: Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования, общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Программа по ТРИЗ разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.Программа курса ТРИЗ предполагает построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурсапостроения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни пояс презентации творческих достижений, стимулирования ого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений. Программой курса ТРИЗ предполагает построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории)
Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занижает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Современные дидактические поиски привели к необходимости создания инновационного типа обучения, который стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Для эффективной деятельности в быстро меняющемся мире необходимо сформировать новый тип мышления, в котором бы гармонично сочетался логический компонент и творческий.
В нашей стране создана одна из наиболее эффективных технологий воспитания новой культуры мышления, позволяющей человеку адекватно воспринимать постоянно изменяющийся мир, понимать подлинную природу происходящих событий, приобрести навыки решения проблемных задач – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ, созданная 60 лет назад в нашей стране Г.С. Альтшуллером, как инструмент повышения эффективности изобретательской деятельности, сегодня успешно адаптирована для ее восприятия школьниками.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет разрешить противоречие между требованиями программ начального общего образования и потребностями учащихся в дополнительном материале, который дети смогли бы быстро перенести на другие предметы и использовать при решении любых жизненных проблем.
1.4. Цели и задачи курса
Цель изучения данного предмета заключается в расширении знаний о том, что представляет собой человек, какова его роль и место в окружающем мире. Системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций. В развитии управляемого творческого воображения на основе теории решения изобретательских задач, в обучении способам преодоления психологической инерции, в освоении приемов создания творческих продуктов. В обучении навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения и др.
Задачи:
развитие:
интеллекта
системного мышления,
логического мышления,
гибкости, беглости, подвижности мышления,
нестандартного подхода к решению мыслительных задач,
ассоциативного мышления,
пространственного представления,
творческого воображения, фантазии,
интереса к интеллектуальным играм, заданиям,
речи.
формирование:
мотивации к учебной деятельности,
уверенности в интеллектуальной и социальной сферах,
позитивного мышления,
творческих качеств личности,
самоконтроля и самооценки выполненной работы и своей деятельности на уроке,
коммуникативных навыков,
настойчивости в поисках решения задач,
активной позиции,
умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.
На уроках ТРИЗ учащиеся овладевают определённой суммой знаний, учатся применять их в любых условиях, в том числе и в нестандартных, выдвигают идеи, находят решения мыслительных задач.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МОУ «СОШ № 58» на изучение предмета «ТРИЗ» всего в начальной школе выделяется 67 часов, из них в1классе 33 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели); во 2 классе по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТРИЗ»
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
- воспитание нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов и реализация в совместной социально-педагогической деятельности семьи и школы;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»
Личностные
Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к человеку, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные
Предметные
Учащиеся научатся:
определять структуру адреса,
узнавать основные подсистемы организма,
понимать необходимость здорового образа жизни,
тренировать внимание и память,
способам поднятия настроения,
правилам бесконфликтного общения,
понимать ошибочность поспешных выводов,
приемам фантазирования «Морфологический анализ», Метод фокальных объектов»,
приемам фантазирования Джанни Родари, типовым приемам фантазировании,
правилам сравнивания, классификации объектов,
правилам построения определения, умозаключения.
Учащиеся получит возможность научиться:
описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»),
анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо?
понимать относительность восприятия и оценок происходящего,
сочинять загадки и метафоры про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма,
использовать приемы «Увеличение – уменьшение», «Ускорение – замедление», «Оживление», «Наоборот» для сочинения сюжета» сказки,
сужать круг поиска при отгадывании «Да-нетки»,
находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения, в построении определений и умозаключений,
выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности.
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТРИЗ»
Прогнозируемые результаты
1 класс
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
• ценностно-смысловые:
способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
• общекультурные:
расширение кругозора;
повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;
• учебно-познавательные:
умения организации учебно-познавательной деятельности;
овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
• информационные:
умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
• коммуникативные:
овладение навыками работы в группе;
владение различными социальными ролями в коллективе;
развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
• социально-трудовые:
поддержка и стимулирование социальной активности;
• личностные:
освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
формирование культуры мышления и поведения
играть в игру «Да-нет»;
подбирать аналогии по форме, цвету, размеру, действию.
Контроль:
обучение предполагает продуктивную творческую деятельность — сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.
К концу первого класса учащиеся должны знать:
способы объединения и различения предметов по элементам (надсистемам и подсистемам), функциям и другим признакам;
правила классификации объектов;
понятие «ресурс»;
приём фантазирования «Оживление»;
ключевое слово ТРИЗ «идеальный конечный результат».
Учащиеся должны уметь:
различать предметы по составу, функциям и другим признакам;
классифицировать объекты;
находить скрытые ресурсы объектов;
применять для фантазирования приём «оживление»;
находить идеальный конечный результат в проблемной ситуации.
Содержание программы
1.Путешествие в Страну загадок (1 ч)
1.1.Знакомство со Страной загадок Реальные и сказочные страны. Какая она – Страна загадок? Знакомство с «гидом» (Игрушкой).
2. Город самых простых загадок. Улица «Цвет» (3 ч)
2.1.Улица «Цвет» Знакомство с Городом самых простых загадок. Как получить радугу из трёх цветов? Как придумывать «цветные» загадки?
2.2.Изменение цвета в природе Кто, когда и почему изменяет цвет? Решение проблемных ситуаций про осьминожков.
2.3.Цвет в рукотворном мире Фантазирование: если бы предметы могли менять свой цвет. Необычное рисование. Упражнение «Ниткопись».
3. Город самых простых загадок. Улица «Форма» (4 ч)
3.1.Улица «форма» Геометрические фигуры в окружающих предметах. Сравнение плоских и объёмных геометрических фигур.
3.2.Изменение формы Обсуждение: круглые и квадратные дома: что хорошего, что плохого? Как может измениться форма предмета?
3.3.Замок похожестей-непохожестей Фантазирование: что на что похоже? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». 3.4.Геометрические головоломки как нарисовать конверт? Игры с головоломкой Пифагора. Сочинение сказки.
4. Город самых простых загадок. Улица «Размер» (3 ч)
4.1.Улица «Размер» Знакомимся с рекордами природы. Что и как можно измерить? Зачем нужны измерительные приборы?
4.2.Относительность размера как один предмет может быть сразу и большим и маленьким?
4.3.Противоречие в размере Приёмы разрешения противоречия: «часть – большая, часть – маленькая», «то – большая, то – маленькая», «одно - маленькое, вместе – большое».Сказка про человека, который может изменять свой рост.
5. Город самых простых загадок. Улица «Вещество» (4 ч)
5.1.Улица «Вещество» Вещества вокруг нас. Практическая работа: свойства материалов.
5.2.Агрегатное состояние вещества Сравнение жидких и твёрдых веществ. Газообразные вещества. Объяснение «метода маленьких человечков». Инсценирование физических явлений.
5.3.Вещества в изобретательных ситуациях Решение изобретательских задач. Составление загадок с помощью «метода маленьких человечков».сказка про человека, который может становиться твёрдым, жидким, газообразным.
5.4.Сочинение загадок Правила составления загадок по признакам «цвет», «форма», «размер», «вещество». Игра «Да-нетка».
6. Город пяти чувств (5 ч)
6.1.Улица «Зрение» Какую работу выполняют различные органы чувств? Знакомство с алгоритмом сочинениязагадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».
6.2.Улица «Слух» Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».
6.3.Улица «Осязание» Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов: видимые и невидимые. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».
6.4.Улица «Обоняние». Улица «Вкус» Какие бывают запахи? Упражнение «Узнай по запаху». Решение «вкусных» загадок. Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени. В пространстве, в отношениях. Обсуждение «На вкус и цвет…».
6.5.Решение изобретательских задач «на обнаружение» Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств. Как органы чувств помогают решать изобретательские задачи.
7. Город загадочных частей (4 ч)
7.1.Знакомство с Городом загадочных частей Игра «Узнай части». Упражнение по варьированию подсистем.
7.2.Сочинение загадок Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта
7.3.Игры и упражнения со словами Игры и упражнения со словами. Приём «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».
7.4.Придумывание необычных предметов Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.
8. Город загадочных мест (2 ч)
8.1.Знакомство с Городом загадочных мест Упражнение «Необыкновенное путешествие».
8.2.Сочинение загадок Знакомство с алгоритмом сочинения загадок – «матрёшек». Придумывание метафор.
9. Путешествие на машине времени (4 ч)
9.1.Путешествие в прошлое Настоящее, прошлое и будущее предмета. История предмета. Технология изготовления предмета.
9.2.Путешествие в будущее Фантазирование: какими будут объекты в будущем?
9.3.Путешествие в Город загадочных дел Описание объекта при помощи системного оператора.
10. Подведение итогов обучения (3 ч)
10.1.Подготовка творческих работ Выполнение творческих работ по содержанию учебного материала.
10.2.Защита творческой работы Презентация и защита творческих работ.
10.3.Праздник «Прощание со Страной загадок» Обобщение знаний и умений в игровой форме
6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема | Всего часов на тему, ч | Форма контроля |
1. | Путешествие в Страну загадок | 1 | Отзыв |
2. | Город самых простых загадок. Улица «Цвет» | 3 | Загадка, рисунок |
3. | Город самых простых загадок. Улица «Форма» | 4 | Рисунок, поделка |
4. | Город самых простых загадок. Улица «Размер» | 3 | Рисунок, сказка |
5. | Город самых простых загадок. Улица «Вещество» | 4 | Загадка, рисунок |
6. | Город пяти чувств | 5 | Рисунок, рассказ |
7. | Город загадочных частей | 4 | Рисунок, рассказ |
8. | Город загадочных мест | 2 | Обсуждение, буклет |
9. | Путешествие на машиневремени | 3 | Рассказ, описание |
10. | Подведение итогов обучения | 3 | Защита творческих работ. Отзыв |
| Итого | 32 (2 ч. резерв) | |
2 класс
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
способность осознавать свое предназначение в окружающем мире;
умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
общекультурные;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;
формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;
информационные:
умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;
умение осознанно строить сообщения у устной и письменной форме;
опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции;
понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;
продуктивное содействие разрешению конфликтов;
использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;
освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;
создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом;
К концу второго класса учащиеся должны знать:
описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»),
анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо?
понимать относительность восприятия и оценок происходящего.
Учащиеся должны уметь:
определять структуру адреса,
узнавать основные подсистемы организма,
понимать необходимость здорового образа жизни,
тренировать внимание и память,
способам поднятия настроения,
правилам бесконфликтного общения,
2 класс
№ п/п | Тема | Всего часов на тему, ч | Форма контроля |
1. | Школа: разнообразие целей | 1 | Обсуждение ситуации |
2. | Надсистемы и подсистемы человека | 5 | Инсценирование, обсуждение, отгадывание загадок, тест, презентация. |
3. | "Линия жизни человека" | 3 | Обсуждение. Игра |
4. | Знакомимся с психологией | 5 | Обсуждение, фантазирование, проблемный диалог |
5. | Эмоции и настроение | 2 | Инсценирование, проблемный диалог |
6. | Общение | 5 | Обсуждение, инсценирование, вредные советы |
7. | Противоречия | 7 | Самооценка, проблемный диалог, обсуждение |
8. | Мы и окружающие | 4 | Обсуждение, самооценка, проблемный диалог |
9. | Подведение итогов обучения | 3 | Презентация, отзыв |
| Итого | 34 | |
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ПО ВНЕУОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Литература
Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей/Н.К. Винокурова. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991.
Гин С.И. Первые дни в школе/С.И. Гин, И.Е. Прокопенко. — М.: ВИТД-ПРЕСС, 2008.
Литература и фантазия / сост. Л.Е. Стрельцова. — М.: Просвещение, 1991.
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/М.В. Межиева. — Ярославль: Академия развития, 2002.
Нестеренко А.А. Страназагадок/А.А. Нестеренко. —ростов н/Д.: РГУ, 1995.
Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Д-Родари. — М.: Самокат, 2011.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/А.Э,,|?щманов-ский. — Ярославль: Гривзрр, 1996.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка/ Ю.Г. Тамберг. — СПб.: Речь, 2002.
ШустерманМ.Н. Новые приключения Колобка/М.Н. Шустерман. — М.: Педагогика, 1993.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы
- [email protected]
http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52
http://festival.1september.ru/articles/subjects/15
http://www.uroki.net/docnach.htm
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25575
http://www.n-shkola.ru/
http://russmag.ru/pgroup.php?id=3
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
http://nachalka.info/
http://www.uchportal.ru/dir/5
http://bobrdobr.ru/group/3213347/
http://www.nachalka.com/
http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html
http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12566
http://www.solnet.ee/
http://pochemu4ka.ru/index/0-402
http://viki.rdf.ru/
Приложение 1
КАЛЕНДАНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Формы деятельности | Формы контроля | Кол-во часов | Дата | Скорректир. сроки |
1. Путешествие в Страну загадок 1 | | |
1.1 | Знакомство со Страной загадок | Изучение нового материала | Беседа, игра, фантазирование | Отзыв | 1 | | |
2. Город самых простых загадок. Улица «Цвет» 3 | | |
2.1 | Улица «Цвет» | Формирование новых умений | Практическая работа, создание творческих продуктов | Загадка | 1 | | |
2.2 | Изменение цвета в природе | Изучение нового материала | Игра, проблемный диалог | Обсуждение | 1 | | |
2.3 | Цвет в рукотворном мире | Обобщение и систематизация | Фантазирование, беседа, практическая работа | Рисунок | 1 | | |
3. Город самых простых загадок. Улица «Форма» 4 | | |
3.1 | Улица «Форма» | Изучение нового материала | Беседа, сравнение | Игра | 1 | | |
3.2 | Изменение формы | Комбинированное | Проблемный диалог | Поделка | 1 | | |
3.3 | Замок похожестей-непохожестей | Формирование новых умений | Создание творческих продуктов | Загадка | 1 | | |
3.4 | Геометрические головоломки | Практическое применение знаний | Практическая работа, фантазирование | Рисунок | 1 | | |
4. Город самых простых загадок. Улица «Размер» 3 | | |
4.1 | Улица «Размер» | Обобщение и систематизация | Беседа, проблемный диалог | Обсуждение | 1 | | |
4.2 | Относительность размера | Закрепление знаний и умений | Проблемный диалог | Рисунок | 1 | | |
4.3 | Противоречия в размере | Комбинированное | Проблемный диалог, фантазирование | Сказка | 1 | | |
5. Город самых простых загадок. Улица «Вещество» 4 | | |
5.1 | Улица «Вещество» | Практическое применение знаний | Практическая работа | Обсуждение | 1 | | |
5.2 | Агрегатное состояние вещества | Изучение нового материала | Игра, беседа, инсценировка | Загадка | 1 | | |
5.3 | Вещества в изобретательских ситуациях | Формирование новых умений | Решение изобретательских ситуаций, фантазирование | Загадка | 1 | | |
5.4 | Сочинение загадок | Формирование новых умений | Создание творческих продуктов | Рисунок | 1 | | |
6. Город пяти чувств 5 | | |
6.1 | Улица «Зрение» | Обобщение и систематизация | Игра, беседа, решение изобретательских ситуаций | Обсуждение | 1 | | |
6.2 | Улица «Слух» | Комбинированное | Беседа, игра, практическая работа | Описание | 1 | | |
6.3 | Улица «Осязание» | Комбинированное | Игра, практическая работа, создание творческих продуктов | Рассказ | 1 | | |
6.4 | Улица «Обоняние». Улица «Вкус» | Комбинированное | Проблемный диалог, фантазирование | Сказка | 1 | | |
6.5 | Решение изобретательских задач «на обнаружение» | Практическое применение знаний | Игра, анализ, решение изобретательских задач | Обсуждение | 1 | | |
7. Город загадочных частей 4 | | |
7.1 | Знакомство с Городом загадочных частей | Изучение нового материала | Игра, обсуждение | Рисунки | 1 | | |
7.2 | Сочинение загадок | Формирование новых умений | Создание творческих продуктов | Рисунок | 1 | | |
7.3 | Игры и упражнения со словами | Практическое применение знаний | Игра, проблемный диалог, фантазирование | Рассказ | 1 | | |
7.4 | Придумывание необычных предметов | Формирование новых умений | Игра, практическая работа | Рисунок | 1 | | |
8. Город загадочных мест 2 | | |
8.1 | Знакомство с Городом загадочных мест | Изучение нового материала 1 | Игра, проблемный диалог, фантазирование | Обсуждение | 1 | | |
8.2 | Сочинение загадок | Формирование новых умений | Проблемный диалог, фантазирование | Буклет | 1 | | |
9. Путешествие на машине времени 3 | | |
9.1 | Путешествие в прошлое | Обобщение и систематизация | Игра, беседа | Обсуждение | 1 | | |
9.2 | Путешествие в будущее | Обобщение и систематизация | Игра, фантазирование | Рассказ | 1 | | |
9.3 | Путешествие в Город загадочных дел | Комбинированное | Игра, беседа | Описание | 1 | | |
10. Подведение итогов обучения 3 | | |
10.1 | Подготовка творческих работ (проектов) | Практическое применение знаний | Практическая работа | Рисунок | 1 | | |
10.2 | Защита творческих работ (проектов) | Контроль | Презентация | Защита проекта | 1 | | |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Формы деятельности | Количество часов | Дата | Скорректир. сроки |
1. Школа: разнообразие целей - 1 | | |
1 | Зачем учиться в школе? | Изучение нового материала | Игра, проблемный диалог. | 1 | | |
2. Надсистемы и подсистемы человека -5 | | |
2 | Адрес | Обобщение и систематизация | Беседа, игра, решение проблемной ситуации. | 1 | | |
3 | Наш организм | Обобщение и систематизация | Игра, загадки, проблемный диалог. | 1 | | |
4 | Как устроен человек? | Обобщение и систематизация | Загадки, рисование, беседа. | 1 | | |
5 | Болезни. | Практическое применение знаний | Беседа, проблемный диалог. | 1 | | |
6 | Что такое здоровый образ жизни? | | Практическая работа, создание творческих продуктов. | 1 | | |
3. «Линии жизни» человека - 3 | | |
7 | Развитие ребенка до школы. | Комбинированное | Беседа, проблемный диалог. | 1 | | |
8 | Будущее. | Комбинированное | Беседа, проблемный диалог. | 1 | | |
9 | «Линия жизни» человека | Обобщение и систематизация | Игра, фантазирование, беседа. | 1 | | |
4.Знакомство с психологией -5 | | |
10 | Что такое Я? | Изучение нового материала | Игра, беседа, тест. | 1 | | |
11 | Учимся быть внимательными | Комбинированное | Беседа, тест. | 1 | | |
12 | Учимся запоминать | Комбинированное | Игра, беседа, практическая работа. | 1 | | |
13 | Учимся придумывать | Комбинированное | Игра, беседа, практическая работа. | 1 | | |
14 | Что значит «быть умным»? | Комбинированное | Игра, беседа, практическая работа. | 1 | | |
5.Эмоции и настроение -2 | | |
15 | Какие бывают эмоции? | Комбинированное | Игра, беседа, практическая работа. | 1 | | |
16 | Как поднять настроение? | Комбинированное | Загадка, беседа, практическая работа. | 1 | | |
6. Общение - 5 | | |
17 | Речевое общение | Комбинированное | Игра, беседа, тест. | 1 | | |
18 | Неречевое общение. Жесты. | Комбинированное | Игра, беседа, практическая работа. | 1 | | |
19 | Проблемы общения. | Комбинированное | Игра, беседа, анализ ситуаций. | 1 | | |
20 | Конфликты. | Комбинированное | Беседа, тест, практическая работа. | 1 | | |
21 | Правила урегулирования конфликтов. | Комбинированное | Беседа, анализ сказки, тренинг. | 1 | | |
7. Противоречия - 7 | | |
22 | Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. | Получение новых знаний | Игра, классификация, анализ предметов. | 1 | | |
23 | Противоречия в явлениях природы. | Обобщение и систематизация | Загадки, анализ сказки, рисование, фантазирование. | 1 | | |
24 | Противоречия в свойствах характера | Комбинированное | Игра, проблемный диалог, анализ сказки. | 1 | | |
25 | Противоречия в свойствах характера (продолжение) | Обобщение и систематизация | Игра, проблемный диалог, анализ сказки. | 1 | | |
26 | Противоречия в ситуациях. | Комбинированное | Беседа, инсценирование, анализ ситуаций. | 1 | | |
27 | Противоречия в ситуациях (продолжение) | Обобщение и систематизация | Игра, беседа, анализ сказки. | 1 | | |
28 | Противоречие «цель – средства» | Комбинированное | Игра, проблемный диалог, анализ сказки, анализ ситуации. | 1 | | |
8. Мы и окружающие - 4 | | |
29 | Экскурсия. | Практическое применение знаний | Наблюдение. | 1 | | |
30 | Анализ экскурсии. | Закрепление знаний и умений | Анализ ситуаций, систематизация. | 1 | | |
31 | Ориентирование в окружающем мире. | Обобщение и систематизация | Игра, беседа, письменная работа, анализ запретов. | 1 | | |
32 | Правила поведения с незнакомыми | Практическое применение знаний | Инсценирование, тренинг. | 1 | | |
9. Подведение итогов обучения - 2 | | |
33 | Я – хороший, ты – хороший | Обобщение и систематизация | Беседа, анализ сказки. | 1 | | |
34 | Обобщение изученного | Контроль, практическое применение знаний | Защита творческих работ. | 1 | | |