Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умелые ручки» 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Конышевой Н.М. «Технология. Умелые ручки» (1-4 класс), 2012г
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Программа направлена на развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка.
Актуальность: 21 век – век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Новизна: практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий
Цель: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда
развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи данной программы:
Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.
Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Правильное использование цветовой гаммы.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 9-10 лет
Режим занятий: 4 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы работы: беседа с элементами практикума, базар пословиц, викторина, выставка – проект, мастерская – общения.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые руки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Тематическое планирование
4 класс «Умелые ручки»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Осенняя тематика | 6 | 2 | 4 |
3 | Панно и мозаика | 4 | 1 | 3 |
4 | Работа с бумагой | 8 | 4 | 4 |
5 | Работа с бросовым материалом | 5 | 2 | 3 |
6 | Работа с пластилином | 8 | 4 | 4 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 34 | 15 | 19 |
Содержание курса
4 класс
Вводное занятие (1ч.)
Формирование групп, принятие правил работы в группе.
Знакомство с целями и задачами кружка.
Осенняя тематика (6ч.)
Букеты из осенних листьев, ягод и цветов.
Листья. Сравниваем по форме, размеру, структуре.
Аппликация из осенних листьев.
Панно и мозаика (4ч.)
История мозаики, панно
Изготовление панно- картины из манки
Мозаика из обрывных кусочков бумаги.
Выполнение новогодней елки при помощи макарон
Работа с бумагой (8ч.)
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами
Виды бумаги.
Знакомство с изготовлением бумажных цветов для «сладких букетов
Аппликация из обрывных кусочков бумаги.
Работа с бросовым материалом (5ч.)
«Учимся мастерить»
«Цветы из одноразовых ложек»
Мир пластиковой бутылки»
Выставка работ
Аппликация из крупы
Работа с пластилином (8ч.)
Пластилин и его свойства
Ваза из пластилина с росписью
Грибы из пластилина с росписью
Посуда из пластилина с росписью
Итоговое занятие (2ч.)
Защита проектов, выставка работ
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Кол-часов всего | Теор. час. | Прак. час. | дата |
1 | Вводный урок. Техника безопасности. Формирование групп, принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка. | 1 | 1 | | |
| Осенняя тематика (6ч.) | | | | |
2 | История мозаики, панно | 2 | 2 | | |
3 | Изготовление панно- картины из манки | 2 | | 2 | |
4 | Мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 2 | 1 | 1 | |
| Панно и мозаика (4ч.) | | | | |
5 | История мозаики, панно | 1 | 1 | | |
6 | Изготовление панно- картины из манки | 1 | | 1 | |
7 | Мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 1 | | 1 | |
8 | Выполнение новогодней елки при помощи макарон | 1 | | 1 | |
| Работа с бумагой (8ч.) | | | | |
9 | Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами Виды бумаги. | 1 | 1 | | |
10-13 | Знакомство с изготовлением бумажных цветов для «сладких букетов | 4 | 2 | 2 | |
14-16 | Аппликация из обрывных кусочков бумаги | 3 | 1 | 2 | |
| Работа с бросовым материалом (5ч.) | | | | |
17-18 | «Цветы из одноразовых ложек» | 2 | 1 | 1 | |
19-20 | Мир пластиковой бутылки» Выставка работ | 2 | 1 | 1 | |
21 | Аппликация из крупы | 1 | | 1 | |
| Работа с пластилином (8ч.) | | | | |
22 | Пластилин и его свойства | 1 | 1 | | |
23 | Ваза из пластилина с росписью | 2 | 1 | 1 | |
24 | Грибы из пластилина с росписью | 2 | | 2 | |
25 | Посуда из пластилина с росписью | 3 | 1 | 2 | |
| Итоговое занятие (2ч.) | | | | |
26 | Защита проектов | 1 | 1 | | |
27 | Выставка работ | 1 | | 1 | |
| Итого: | 34 | 15 | 19 | |
Литература
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников. – М.: Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО. – 64 с.
2.Гудилина С.И. «Чудеса своими руками». – М.: 2011
3.Конышева Н.М. «Технология. Умелые руки». – М.: 2013
4. Конышева Н.М. «Чудесная мастерская». – М.: 2012
5. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / {Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др.}. – М.: Просвещение, 2013.
6. Организация внеурочной деятельности. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». – 44 с.
7. Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
8.Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: методическое пособие /О.А. Шаталова; под ред.С.А.Болотовой. – М.: «Русское слово – учебник», 2012. – 168с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа.)