СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Умники и умницы"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы»»




«Рассмотрено» на заседании МО учителей ________________

Руководитель МО

_____________________

/____________________/


Протокол № ___ от

«___» __________ 201__г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________________

/____________________/


«___» __________ 201__г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________________

/____________________/


Приказ № ____ от

«___» __________ 201__г.




Рабочая программа внеурочной деятельности


«Умники и умницы»







Составитель:

учитель начальных классов

Остапенко Елена Валерьевна










г. Севастополь 2016 г.





Пояснительная записка


Приоритетом современного начального общего образования ста­новится развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной де­ятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины.

Программа кружка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На тему воспитательных возможностей внеурочной деятельности подготовлена спе­циальная образовательная программа для кружка «Хочу всё знать», в которой предметом обучения является мыслительная активность с экологической направленностью.


Программа кружка направлена на:

- реализацию воспитательного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование воспитательного материала на целостное формирова­ние мировоззрения учащихся;

- усиление познавательного эффекта, достигаемого в хо­де активного использования школьниками освоенных знаний.


Цели программы:

- формирование интеллектуального, творческого развития личности

- формирование нравственных качеств

- расширение круга интересов младшего школьника, кругозора, внимания, творческую деятельность, что составляет последовательность и систематичность мышления

- воспитание любознательности

- формирование умения наблюдать и анализировать явления

- умение проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы

- развитие творческой самостоятельности посредством освоения мыслительной деятельности


Задачи программы:

1. Обучающие:

- формирование углубленных знаний об окружающем мире

- удовлетворение потребности познания окружающей действительности учащимися;

- расширение кругозора, активизация научно-познавательной деятельности учащихся;

- обучение учащихся работе с дополнительной литературой;


2. Развивающие:

- мотивация личности к познанию и творчеству;

- развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативы.


3. Воспитательные:

- воспитание любви к природе и бережное отношение к ней, ощущения ответственности за ее состояние.

- воспитание умения свободно ориентироваться в сельском (городском) пространстве;

- воспитание потребности у учащихся к здоровому образу жизни;


Актуальность программы


Детей младшего школьного возраста особенно интересуют вопросы познания окружающего мира. Познавать окружающий мир – это так увлекательно.

Ребенок – существо любознательное от природы. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: во-первых, сохранить природную любознательность детей и направить ее в русло устойчивой, последовательно развивающейся познавательной деятельности, во- вторых, помочь преобразовать её неустойчивый характер в целостную мотивационную систему личности.

При реализации содержания программы расширяются знания учащихся, полученные при изучении школьных курсов окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения, технологии.

В содержание программы также введены вопросы по естествознанию, что позволяет подготовить учащихся к изучению предметов естественного цикла в среднем звене. вызвать у них еще больший интерес к изучению окружающей нас природы, научить работать с географическими источниками, научной литературой и тем самым выработать потребность внести свой маленький вклад по сохранению природы своей Родины.


Основная идея изучения программы в первом классе – взаимосвязь ученика с окружающим миром, разгадка тайн живой природы.


Основные принципы, положенные в основу программы:


- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

- принцип интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности школьников.


Методы работы:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.


2. Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.


3. Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.


Использование компьютерной технологии на занятиях пробуждает интерес к познанию окружающего мира, вносит новизну в форму проведения занятий. Тем самым позволяет более глубокому усвоению программного материала, активизирует научно-познавательную, творческую деятельность младших школьников.


Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 6 - 8 лет в течение 1 года обучения (1 класс) в объеме 33 часов.


Подведение итогов деятельности проводится в конце каждого учебного года в различных формах презентации ( выставка, конференция…).


Общая характеристика кружка

Занятия запланированы в соответствии с возрастными особенностями учащихся (от 6 до 8 лет). Проходят в форме игр, бесед, практических занятий, просмотр презентаций, создание рисунков, плакатов.

Программа данного курса рассчитана на 1год обучения в первом классе (33 часа, 1 час в неделю).


Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.


Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  1. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  1. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  2. формирование навыков творческого мышления;

  3. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  4. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  5. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Особенности организации учебного процесса

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды, что привлекательно для младших школьников.

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.


Перечень оборудования:

- ИКТ - технологии.

- наглядность.

- электронные слайды

- научная и художественная литература.


Планируемые образовательные результаты

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

-осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;

-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

-установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.


Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

-умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.


Содержание программы


Введение.

1. Экология и мы. Живая и неживая природа. (1ч)

Что такое экология? Разнообразие живой и неживой природы. Распределение.

2. Времена года. (1ч)

Какие бывают времена года? Просмотр иллюстраций, презентации, беседа.

3. Полезные продукты. (1ч)

Посещение школьной столовой, беседа. Какие продукты полезны, а какие нет.

4. Хлеб - всему голова. (1ч)

Этапы хлебопечения. Уважение к работникам сельского хозяйства. Беседа, просмотр презентации.


В мире растений.

5. Растения – что это? (1ч)

Рассказ, просмотр презентации. Растения – что это? Разнообразие растительного мира. Травы, кустарники, деревья.

6. В мире цветов. (1ч)

Беседа, просмотр презентации. Наблюдение за цветами. Виды цветов. Правила ухода. Почему некоторые цветы пахнут, как духи? Что такое нектар? Царица цветов. Легенды о розе. Рисование цветка.

7. Что в лесу растет? (1ч)

Беседа о лесном царстве по выставке книг и иллюстрациям. Слушание

учителя. Грибы.

8. Растения – лекари. (1ч)

Формирование представлений о лекарственных растениях. Беседа, просмотр презентации.

9. Деревья. (1ч)

Зачем деревьям кора? Практическая работа «Как можно определить возраст дерева?» Что такое сок дерева?

10. Чудеса природы. Многообразие форм листьев. (1ч)

Многообразие форм листьев. Рисование листьев. Формирование коллективного дерева.

11. Почему у некоторых деревьев осенью опадают листья? Почему у листьев осенью меняется цвет?

Время года - осень. Краски осени, листья деревьев.

12. О русском лесе. (1ч)

Беседа о лесном царстве. Изготовление макета леса. (работа в группах) Флора и фауна русского леса.

13. Растения - первоцветы области. (1ч)

Сформировать знания о нормах и правилах поведения в природе. Беседа, просмотр презентации.


Окружающий нас мир.

14. Какого цвета радуга? (1ч)

Просмотр презентации, видеоролика, рисование радуги

15. Великолепие снежинок. (1ч)

Просмотр презентации, беседа. Наблюдение за снежинками на прогулке, вырезание снежинок.


В мире животных.

16. Животные – кто это? (1ч)

Рассказ, просмотр презентации. Растения – что это? Разнообразие растительного мира.

17. Когда жили динозавры? (1ч)

Рассказ о динозаврах? Какие они были? Рисование иллюстрации.

18. Наши питомцы - домашние животные. (1ч)

Презентация о домашних животных. Дидактическая игра «угадай моего друга»,рисование животных, выставка работ учащихся.

19. Этот удивительный мир диких животных. (1ч)

Просмотр презентации, беседа о животных. Дидактическая игра «угадай животного».

20. В траве сидел кузнечик. Интересное о насекомых. (1ч)

Беседа, просмотр презентации. Наблюдение за насекомыми. Интересные факты о насекомых.

21. Удивительные птицы. (1ч)

Беседа о птицах, просмотр презентации. Рисование птиц.

22. Дома, домики и домищи. (1ч)

Какие бывают дома, домики у животных, птиц?

23. Редкие животные. (1ч)

Беседа, просмотр презентации. Красная книга, редкие и исчезающие виды животных. Почему исчезают животные?

24. В гостях у жителей подводного царства. (1ч)

Беседа, просмотр презентации. Кто живет в подводном царстве?

25. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. (1ч)

Личная гигиена. Водные процедуры. Закаливание.

26. Нелетающие птицы. (1ч)

Разнообразие нелетающих птиц (страусы, пингвины).

27. Жизнь среди людей. (1ч)

Жизнь в городах. Человек и животное. Рассказы детей о своих питомцах.

28. Аквариум и его обитатели. (1ч)

Условия жизни и обитания аквариумных рыбок. Виды рыб. Беседа.

29. Снегирь – зимняя птичка. (1ч)

Беседа, рассказ о снегире. Собери мозаику «Снегирь».

30. Бабочки – летающие цветы. (1ч)

Беседа о бабочках, просмотр презентации. Оригами «Бабочка»

31. Кто такие пресмыкающиеся? (1ч)

Рассказ и беседа о пресмыкающихся. Просмотр презентации, иллюстраций.

32. Кто такие земноводные? (1ч)

Рассказ и беседа о земноводных. Просмотр презентации, иллюстраций.

33. Что мы узнали и чему научились за год. (1ч)

Проведение викторины.




Календарно – тематическое планирование

(1класс)


Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Введение 4


1

Экология и мы. Живая и неживая природа


1


2

Времена года.

1


3

Полезные продукты.

1


4

Хлеб - всему голова.

1


В мире растений 9

5

Растения - что это?

1


6

В мире цветов.

1


7

Что в лесу растет?

1


8

Растения – лекари.

1


9

Деревья.

1


10

Чудеса природы. Многообразие форм листьев.

1


11

Почему у некоторых деревьев осенью опадают листья? Почему у листьев осенью меняется цвет?

1


12

О русском лесе.

1


13

Растения - первоцветы области.

1


Окружающий нас мир. 2

14

Какого цвета радуга?

1


15

Великолепие снежинок.

1


В мире животных 18

16

Животные – кто это?

1


17

Когда жили динозавры?

1


18

Наши питомцы-домашние животные.

1


19

Этот удивительный мир диких животных

1


20

В траве сидел кузнечик. Интересное о насекомых.

1


21

Удивительные птицы.

1


22

Дома, домики и домищи.

1


23

Редкие животные.

1


24

В гостях у жителей подводного царства.

1


25

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

1


26

Нелетающие птицы.

1


27

Жизнь среди людей.

1


28

Аквариум и его обитатели.

1


29

Снегирь – зимняя птичка.

1


30

Бабочки – летающие цветы.

1


31

Кто такие пресмыкающиеся?

1


32

Кто такие земноводные?

1


33

Что мы узнали и чему научились за год.

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!