ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
- строить сообщения в устной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учащийся научится:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
заботиться о своем здоровье;
- бережно относиться к природе, восхищаться ею;
-толерантности, доброжелательному отношению к окружающим и своим родным;
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Учащийся получит возможность научиться:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- заботиться о животных.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(60 часов; 2 часа в неделю)
Содержание курса «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Курс включает в себя следующие циклы:
1 раздел (2ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
2 раздел (29ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
3 раздел (3ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
4 раздел (11ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
5 раздел (5ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (8ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
7 раздел (2ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п занятия | Содержание занятия (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | С днем знаний! | 1 | | |
2 | Шуточная проверочная работа | 1 | | |
3 | Осенняя сказка | 1 | | |
4 | Иллюстрирование фрагментов сказки | 1 | | |
5 | Расскажи нам о себе | 1 | | |
6 | Развиваем внимание, память, мышление, воображение, речь | 1 | | |
7 | Семейный калейдоскоп | 1 | | |
8 | Инсценирование весёлых диалогов | 1 | | |
9 | И это тоже я! | 1 | | |
10 | Изучаем свой характер | 1 | | |
11 | О профессиях и трудолюбии | 1 | | |
12 | Акция «Спасибо за труд» | 1 | | |
13 | В который раз о дружбе | 1 | | |
14 | Анализ рассказов В.Осеевой | 1 | | |
15 | Мы – за здоровый образ жизни | 1 | | |
16 | Кроссворд «Предметы первой медицинской помощи» | 1 | | |
17 | Как выбирать друзей | 1 | | |
18 | Пословицы о дружбе | 1 | | |
19 | О режиме дня | 1 | | |
20 | Сказка М.Хаткиной «Полдня в Стране Без Режима» | 1 | | |
21 | Экологическая карусель | 1 | | |
22 | Советы любителей природы | 1 | | |
23 | Берегите книгу | 1 | | |
24 | Литературная викторина | 1 | | |
25 | О рыцарстве | 1 | | |
26 | О рыцарстве. Анализ ситуаций | 1 | | |
27 | Накануне новогодних праздников | 1 | | |
28 | Накануне новогодних праздников. Народные традиции | 1 | | |
29 | День рождения старой ели | 1 | | |
30 | День рождения старой ели | 1 | | |
31 | Будь здоров! | 1 | | |
32 | Полезные советы | 1 | | |
33 | Люди! Берегите природу! | 1 | | |
34 | Правила поведения в лесу | 1 | | |
35 | О совести | 1 | | |
36 | Чтение и анализ произведений по теме | 1 | | |
37 | Учимся быть щедрыми. | 1 | | |
38 | Учимся быть щедрыми. Практическое упражнение | 1 | | |
39 | Путешествие капельки | 1 | | |
40 | Путешествие капельки | 1 | | |
41 | Настроение | 1 | | |
42 | Несколько способов, которые помогут поднять настроение | 1 | | |
43 | На экономической волне. | 1 | | |
44 | Герои произведений и мультфильмов, проявившие предприимчивости | 1 | | |
45 | Полюбуйся, весна наступает | 1 | | |
46 | Наши бабушки | 1 | | |
47 | Секреты здоровья | 1 | | |
48 | Мини-плакат на тему «Берегите здоровье – жизненную ценность» | 1 | | |
49 | Кошки | 1 | | |
50 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 1 | | |
51 | Приглашение к разговору | 1 | | |
52 | Анализ ситуаций | 1 | | |
53 | Покуда сердца стучатся | 1 | | |
54 | Покуда сердца стучатся | 1 | | |
55 | Живи, не требуя награды | 1 | | |
56 | Живи, не требуя награды | 1 | | |
57 | Учимся шутить | 1 | | |
58 | Сказки Г.-Х. Андерсена | 1 | | |
59 | КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…» | 1 | | |
60 | КВН «Что такое хорошо, а что такое плохо…» | 1 | | |