СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности В мире профессий.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителям внеурочной деятельности. Знакомство с профессиями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности В мире профессий.»

Оглавление

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

2. СОДЕРЖАНИЕ 6

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 14

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 24
















































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью программы «В мире профессий» является формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению в будущем.

Задачи программы:

1. Познакомить со сведениями о современных, востребованных профессиях и региональных учебных заведениях;

2. Развивать умения выделять профессионально важные качества профессий;

3. Содействовать умению определять соответствие между образом выбранной профессии и своими склонностям, способностями;

4. Осознать значимость правильного выбора будущей профессии;

5. Уметь оценивать свое решение о профессиональном выборе.

Особенность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Программа «В мире профессий»направлена на расширение кругозора обучающихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Курс внеурочной деятельности «В мире профессий»позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности, поможет соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда, осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.

Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» в современной школе интегрирует знания по предметам учебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания.

Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» обеспечивает обучающимся вхождение в мир профориентации и технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В  рамках освоения программы внеурочной деятельности «В мире профессий» происходит знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности.

Различные виды технологий, в том числе обозначенные в Национальной технологической инициативе, являются основой инновационного развития внутреннего рынка, устойчивого положения России на внешнем рынке.

Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, знакомит с современными технологиями, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов.

Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» конкретизирует содержание, личностные результаты, которые должны обеспечить требование федерального государственного образовательного стандарта.

Обновлённое содержание и активные и интерактивные методы обучения по программе внеурочной деятельности «В мире профессий» должны обеспечить вхождение обучающихся в цифровую экономику, развивать системное представление об окружающем мире, воспитывать понимание ответственности за применение различных технологий — экологическое мышление, обеспечивать осознанный выбор дальнейшей траектории профессионального и личностного развития.

Основной целью освоения программы внеурочной деятельности «В мире профессий» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.

Задачами курса программы внеурочной деятельности «В мире профессий» являются:

- овладение знаниями, умениями и опытом деятельности как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;

- овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;

- формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;

- формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;

- развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.

Профориентационное образование школьников носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с любым трудовым процессом и создаёт возможность применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности; включении учащихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности; воспитании культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и др.), самостоятельности, инициативности, предприимчивости; развитии компетенций, позволяющих учащимся осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения.


2. СОДЕРЖАНИЕ

«Введение» программы внеурочной деятельности «В мире профессий».

Работа, труд, профессия, профориентация.

Представления о различных профессиях, возникновении профессий в обществе.

Раздел 1. Индивидуально – психологические особенности личности 4 ч.

Понятие личности Определение склонностей и интересов, способствующих профессиональному и личностному самоопределению.

Определение темперамента по личностному опроснику Яна Стреляу.

Раздел 2. Лабиринт профессий 12ч.

Типология профессий.

Игры: «Профессия на букву… или алфавит профессий», «Ассоциация». Фильм Азбука профессий.

Экскурсия в школьную столовую.

Конкурс рисунков «Все работы хороши».

Экскурсия в школьную библиотеку.

«Навигатум: калейдоскоп профессий» просмотр и обсуждение мультфильмов.

Экскурсия в медицинский кабинет.

Дневник самоопределения для школьников.

Освоение Программы внеурочной деятельности «В мире профессий» в основной школе осуществляется в 5 классах из расчёта: в 5 классах — 0,5  часа в неделю.


3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с ФГОС в ходе изучения Программы внеурочной деятельности «В мире профессий» учащимися предполагается достижение совокупности основных личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты

Патриотическое воспитание:

- проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки;

- ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

- готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;

- осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;

- освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Эстетическое воспитание:

- восприятие эстетических качеств предметов труда;

- умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;

- понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;

- осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.

Ценности научного познания и практической деятельности:

- осознание ценности науки как фундамента технологий;

- развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;

- умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.

Трудовое воспитание:

- уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);

- ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;

- готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- умение ориентироваться в мире современных профессий;

- умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей;

- ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.

Экологическое воспитание:

- воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;

- осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

Метапредметные результаты

Освоение содержания Программы внеурочной деятельности «В мире профессий» в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:


Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;

- устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;

- самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и Программа внеурочной деятельности «В мире профессий».

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

- оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;

- опытным путём изучать свойства различных материалов;

- овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;

- строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;

- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.

Работа с информацией:

- выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;

- понимать различие между данными, информацией и знаниями;

- владеть начальными навыками работы с «большими данными»;

- владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.


Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

- уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;

- вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;

- оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.

Принятие себя и других:

- признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.


Овладение универсальными коммуникативными действиями.

Общение:

- в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;

- в рамках публичного представления результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;

- в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.

Совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;

- понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;

- уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника  — участника совместной деятельности;

- владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;

- уметь распознавать некорректную аргументацию.

5 класс

Предметные результаты:

— организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;

— соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;

— грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии изучаемой технологией.

- называть и характеризовать предметы труда;

- называть и характеризовать потребности человека;

- называть и характеризовать естественные (природные) и искусственные материалы;

- сравнивать и анализировать свойства материалов;

- классифицировать технику, описывать назначение техники;

- объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать простые механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях окружающего предметного мира;

- характеризовать предметы труда в различных видах материального производства;

- использовать метод мозгового штурма, метод интеллект-карт, метод фокальных объектов и др.;

- использовать метод учебного проектирования, выполнять учебные проекты;

- назвать и характеризовать профессии.

6 класс

- называть и характеризовать машины и механизмы;

- конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;

- разрабатывать несложную технологическую, конструкторскую документацию для выполнения творческих проектных задач;

- решать простые изобретательские, конструкторские и технологические задачи в процессе изготовления изделий из различных материалов;

- предлагать варианты усовершенствования конструкций;

- характеризовать предметы труда в различных видах материального производства;

- характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития.

7 класс

- приводить примеры развития технологий;

- приводить примеры эстетичных промышленных изделий;

- называть и характеризовать народные промыслы и ремёсла России;

- называть производства и производственные процессы;

- называть современные и перспективные профессии;

- оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения;

- оценивать условия и риски применимости технологий с позиций экологических последствий;

- выявлять экологические проблемы;

- называть и характеризовать виды транспорта, оценивать перспективы развития;

- характеризовать технологии на транспорте, транспортную логистику.

8 класс

- характеризовать общие принципы управления;

- анализировать возможности и сферу применения современных технологий;

- характеризовать Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» получения, преобразования и использования энергии;

- называть и характеризовать биотехнологии, их применение;

- характеризовать направления развития и особенности перспективных технологий;

- предлагать предпринимательские идеи, обосновывать их решение;

- определять проблему, анализировать потребности в продукте;

- овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;

- характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.

9 класс

- перечислять и характеризовать виды современных информационно-когнитивных технологий;

- овладеть информационно-когнитивными технологиями преобразования данных в информацию и информации в знание;

- характеризовать культуру предпринимательства, виды предпринимательской деятельности;

- создавать модели экономической деятельности;

- разрабатывать бизнес-проект;

- оценивать эффективность предпринимательской деятельности;

- характеризовать закономерности технологического развития цивилизации;

- планировать своё профессиональное образование и профессиональную карьеру.
























4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество академических часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Воспитательный компонент содержания Рабочей программы.

Введение 1ч

1


Работа, труд, профессия, профориентация

Представления о различных профессиях, возникновении профессий в обществе.

1

https://navigatum.ru/

https://atlas100.ru/catalog/

https://bvbinfo.ru/

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Раздел 1. Индивидуально – психологические особенности личности 4 ч

2

Понятие личности Определение склонностей и интересов,

способствующих профессиональному и личностному самоопределению (тест)

1

https://proforientatsia.ru/test/opredelenie-professionalnyh-sklonnostej/

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;-формирование

-расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

3

Определение темперамента по личностному опроснику Яна Стреляу (опросник темперамента) (тест)

1

https://psytests.org/temperament/strelau.html

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических

чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;


Раздел 2. Лабиринт профессий 12 ч

4

Типология профессий

2

https://resurs-yar.ru/shkolnikam_i_abiturientam/malaya_enciklopediya/mnogogrannyj_mir_professij_klassifikacii_professij/

--формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;


-уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;



-формирование целостного мировоззрения;



-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;



-формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

5

Игры: «Профессия на букву… или алфавит профессий», «Ассоциация»

2

https://bvbinfo.ru/fitting

6.

Фильм Азбука профессий

1

https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=0sJEYMCxmA4&feature=emb_logo

7.

Экскурсия в школьную столовую

2

https://uchitelya.com/pedagogika/181683-ekskursiya-v-shkolnuyu-stolovuyu.html

8.

Конкурс рисунков «Все работы хороши»

2

https://flomaster.club/33790-risunok-na-temu-vse-professii-vazhny.html

9.

Экскурсия в школьную библиотеку

2

https://brest-railib.by/dokument-bez-nazvaniya-9

10.

«Навигатум: калейдоскоп профессий» просмотр и обсуждение мультфильмов

1

https://navigatum.ru/shkolam-srednie-i-starshie-klassy.html

11.

Экскурсия в медицинский кабинет

1

https://multiurok.ru/index.php/files/ekskursiia-v-meditsinskii-kabinet-shkoly-internata.html

12

Дневник самоопределения
для школьников

1

https://dso.navigatum.ru/

https://www.dropbox.com/transfer/AAAAACWQU9dlsORaenAu-1yI91ONEnjEDwP4K5_4KDsKWgjKDKqPHag