Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«В мире слов» 1-4 классы
( нормативный срок освоения – 4 года)
р.п. Мишеронский, 2016 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире слов» для 1- 4 классов составлена на основе учебного пособия (автор Волина В. В. «Веселая грамматика»), авторской программы по русскому языку для начальных классов общеобразовательных учреждений. Автор: В.П.Канакина.- М.: Просвещение, 2016г.
Цель и задачи:
- ознакомление уч-ся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического мышления уч-ся;
- формирование коммуникативной компетенции уч-ся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
2. Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС к уровню подготовки обучающихся; - программа реализует системно-деятельностный подход к изучению курса «В мире слов», обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся; - направлена на развитие и совершенствование лингвистических компетенций обучающихся.
3.Место курса в плане внеурочной деятельности
На изучение курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире слов» для 1- 4 классов в соответствии с планом внеурочной деятельности отводится 68 часов в год, из них в 1, 2, 3, 4 – по 17 часов в год (по 0,5 часа в неделю). Группы для занятий внеурочной деятельности состоят: в 1 классе - из 1а и 1б классов, во 2 классе - из 2а и 2б классов, в 3 классе – из 3а и 3б классов, в 4 классе одна группа. Занятия проводятся: в 1 классе 1 раз в неделю для обучающихся 1а и 1б классов, во 2 классе 1 раз в неделю для обучающихся 2а и 2 б классов, в 3 классе 1 раз в неделю для обучающихся 3а и 3б классов, в 4 классе 1 раз в две недели. Рабочая программа разработана: в 1 классе-33час, во 2 классе- 34 часа, в 3 классе-34 часа, в 4 классе-17 часов.
4.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
у оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2 класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
у оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 класс
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
4 класс
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
5.Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». (Коллективная работа. Проектирование правил поведения на занятии, алгоритма работы в паре)
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию).
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану).
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. (Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.)
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева. (Групповая работа со сменой ролей.
Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану; соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.).
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». ». (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану).
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова». (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану; соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. ». (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану).
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. ». (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану).
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану; соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. (Групповая работа со сменой ролей.
Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану; соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей». (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». (Парная работа со сменой ролей).
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт». (Парная работа со сменой ролей).
Тема 33. Итоговое занятие. (2ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов. (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану).
2 класс
Тема1. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану; соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 2. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. ». (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану).
Тема 3. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 4 Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. ». (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану).
Тема 5. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану; соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 6-7. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 8. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 9-10. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. (Групповая работа со сменой ролей.
Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 11. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 12. Конкурс знающих. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану; соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 13. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей». (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 14. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 15. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 16. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.)
Тема 17-18. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». (Парная работа со сменой ролей).
Тема 19. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 20. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт». (Парная работа со сменой ролей).
Тема 21. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 22. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 23. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 24-25. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». (Работа в паре).
Тема 26-27. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 28-29. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. (Работа в паре).
Тема 30. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». (Работа в паре).
Тема 31-32. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». (Коллективная работа. Проектирование алгоритма работы в паре.)
Тема 33-34. Итоговое занятие. (2ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов. (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану).
3 класс
Тема 1. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 2. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. (Работа в паре.)
Тема 3. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию).
Тема 4-5. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 6-7. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 8. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. (Групповая работа)
Тема 9. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.)
Тема 10. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 11-12-13. Поговорим обо всех приставках сразу.(3ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию).
Тема 14. Слова – «родственники».(1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию).
Тема 15-16. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. (Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.)
Тема 17-18. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.( Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.)
Тема 19. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 20. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 21. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 22. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 23-24. Меня зовут Фонема.(2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». (Работа в паре).
Тема 25-26. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 27-28. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. (Работа в паре).
Тема 29. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». (Работа в паре).
Тема 30-31. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». (Коллективная работа. Проектирование алгоритма работы в паре.)
Тема 32На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 33. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. (Работа в паре.)
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.) (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану).
4 класс
Тема 1. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию).
Тема 2-3. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 4-5. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию).
Тема 6. Память и грамотность.(1ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. (Групповая работа)
Тема 7. Строительная работа морфем.(1ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.)
Тема 8. Где же хранятся слова?(1ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 9-10. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию).
Тема 11. Слова – «родственники».(1ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию).
Тема 12-13. Кто командует корнями?(2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. (Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.)
Тема 14-15. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.( Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.)
Тема 16. «Пересаженные» корни.(1ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.)
Тема 17. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.) (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану).
6.Тематическое планирование учебного курса с определением основных видов учебной деятельности
1 класс
№ | Содержание | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | Разыгрывание немых сцен (Коллективная работа. Проектирование правил поведения на занятии, алгоритма работы в паре.) |
2 | В страну слов. Первые встречи. | 1 | Разгадывание загадок. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию). |
3-4 | К тайнам волшебных слов. | 2 | Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану). |
5 | Выбор друзей в Стране Слов | 1 | Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов (Анализировать ситуацию.) |
6 | К несметным сокровищам Станы Слов. | 1 | Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
7 | Чудесные превращения слов. | 1 | Инсценирование стихотворения. (Групповая работа со сменой ролей.Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
8-9 | В гости к Алфавиту. | 2 | Знакомство с орфографическим словарём. (Работа с источником информации). |
10 | К тайнам звуков и букв. | 1 | Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
11 | Встреча с Радугой. | 1 | Рассматривание картины и составление текста. (Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
12 | В Страну Говорящих Скал. | 1 | Составление и разгадывание головоломок. (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
13 | В глубь веков на Машине времени. | 1 | Разгадывание ребусов. (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану). |
14 | В Королевстве ошибок. | 1 | Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Разыгрывание ситуаций. (Корректировать, оценивать его действия). |
15 | В Страну Слогов. | 1 | Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. (Планировать свою деятельность и действовать по плану). |
16 | Неожиданная остановка в пути. | 1 | Проговаривание слов по слогам (Анализировать ситуацию). |
17 | В удивительном городе Неслове. | 1 | Работа со словарём. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану). |
18-19 | Чудеса в Стране Слов. | 1 | Разгадывание ребусов. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
21-22 | На карнавале слов. | 2 | Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
23 | В Театре близнецов. | 1 | Конкурс загадок. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
24 | Конкурс знающих. | 1 | Игры с омонимами, омофонами. . (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану; соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию). |
25 | Новое представление. | 1 | Инсценировка отрывка из сказки. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
26 | Необычный урок. | 1 | Игра со словами – антонимами. (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
27 | Следопыты развлекают гостей. | 1 | Прослушивание сказок, рассказов, загадок, пословиц. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
28 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | Подбор синонимов и антонимов, омонимов. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
29-30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 2 | Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. (Парная работа со сменой ролей). |
31 | Экскурсия в прошлое. | 1 | Нахождение устаревших слов – архаизмов и историзмов (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
32 | Полёт в будущее. | 1 | Составление головоломок (Парная работа со сменой ролей). |
33 | Итоговое занятие. | 1 | Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов. (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану). |
| Итого | 33 часа | |
2 класс
№ | Содержание | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | В глубь веков на Машине времени. | 1 | Разгадывание ребусов. (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану). |
2 | В Королевстве ошибок. | 1 | Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Разыгрывание ситуаций. (Корректировать, оценивать его действия). |
3 | В Страну Слогов. | 1 | Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. (Планировать свою деятельность и действовать по плану). |
4 | Неожиданная остановка в пути. | 1 | Проговаривание слов по слогам (Анализировать ситуацию). |
5 | В удивительном городе Неслове. | 1 | Работа со словарём. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану). |
6-7 | Чудеса в Стране Слов. | 2 | Разгадывание ребусов. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
8 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
9-10 | На карнавале слов. | 2 | Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
11 | В Театре близнецов. | 1 | Конкурс загадок. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
12 | Конкурс знающих. | 1 | Игры с омонимами, омофонами. . (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану; соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию). |
13 | Новое представление. | 1 | Инсценировка отрывка из сказки. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
14 | Необычный урок. | 1 | Игра со словами – антонимами. (Групповая работа со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
15 | Следопыты развлекают гостей. | 1 | Прослушивание сказок, рассказов, загадок, пословиц. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
16 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | Подбор синонимов и антонимов, омонимов. (Работа в паре со сменой ролей. Проигрывание ролей в определённых ситуациях.) |
17-18 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 2 | Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. (Парная работа со сменой ролей). |
19 | Экскурсия в прошлое. | 1 | Нахождение устаревших слов – архаизмов и историзмов (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
20 | Полёт в будущее. | 1 | Составление головоломок (Парная работа со сменой ролей). |
21. | Как обходились без письма? | 1 | Заучивание песенок – «напоминалок». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
22 | Древние письмена. | 1 | Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию |
23. | Как возникла наша письменность? | 1 | Творческое задание «Придумай свой алфавит». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
24-25. | Меня зовут Фонема. | 2 | Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». (Работа в паре). |
26-27 | Для всех ли фонем есть буквы? | 2 | Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия |
28-29 | Ошибкоопасные места. | 2 | Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. (Работа в паре). |
30 | Тайны фонемы. | | Заучивание песенки - «запоминалки». Работа в паре. |
31-32 | Опасные согласные. | 2 | Коллективная работа. Проектирование алгоритма работы в паре |
33-34 | Итоговое занятие. | 2 | Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов. (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану). |
| Итог | 34 часа | |
3 класс
№ | Содержание | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | На сцене гласные | 1 | Игра «Опасные соседи». (Коллективная работа. Проектирование алгоритма работы в паре.) |
2 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | Игра «Поставь ударение». (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию) |
3 | Ваши старые знакомые. | 1 | Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию). |
4-5 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию |
6-7 | Волшебное средство – «самоинструкция». | 2 | Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию |
8 | Память и грамотность | 1 | Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. (Групповая работа) |
9 | Строительная работа морфем | 1 | Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.) |
10 | Где же хранятся слова? | 1 | Работа со словарями. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
11-12-13 | Поговорим обо всех приставках сразу. | 3 | Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию). |
14 | Слова – «родственники». | 1 | Работа с текстом. Тренировочные упражнения. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию). |
15-16 | Кто командует корнями? | 2 | Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. (Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.) |
17-18 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.( Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.) |
19. | «Пересаженные» корни. | 1 | . Работа с словарём. Тренировочные упражнения. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия |
20 | Как обходились без письма? | 1 | Заучивание песенок – «напоминалок». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия |
21 | Древние письмена. | 1 | Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию). .) |
22. | Как возникла наша письменность? | 1 | Творческое задание «Придумай свой алфавит». (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия |
23-24 | Меня зовут Фонема. | 2 | Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». (Работа в паре). |
25-26 | Для всех ли фонем есть буквы? | 2 | (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
27-28 | «Ошибкоопасные» места. | 2 | Тренировочные упражнения. (Работа в паре). |
29. | Тайны фонемы. . | 1 | Заучивание песенки - «запоминалки». (Работа в паре). |
30-31 | Опасные согласные. | 2 | Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». (Коллективная работа. Проектирование алгоритма работы в паре.) |
32 | На сцене гласные. | 1 | Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию). |
33. | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. (Работа в паре.) |
34 | Итоговое занятие | 1 | Олимпиада. (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану). |
| Итого | 34 часа | |
4 класс
№ | Содержание | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Ваши старые знакомые | 1 | Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию). |
2-3 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию). |
4-5 | Волшебное средство – «самоинструкция» | 2 | Работа по самоинструкции. (Соблюдать правила в игре; учиться договариваться с партнёром; анализировать ситуацию). |
6 | Память и грамотность | 1 | Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. (Групповая работа) |
7 | Строительная работа морфем | 1 | Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. (Групповая работа) |
8 | Где же хранятся слова? | 1 | Работа со словарями (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
9-10 | Поговорим о всех приставках сразу | 2 | Игры и упражнения с приставками. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию). |
11 | Слова – «родственники» | 1 | Игры и упражнения с приставками. (Совместно с преподавателем планировать свою деятельность и действовать по плану, анализировать ситуацию). |
12-13 | Кто командует корнями? | 2 | Работа с текстами. (Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.) |
14-15 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | Пересказ текста. Тренировочные упражнения. (Групповая работа со сменой ролей, соблюдать правила в игре, анализировать ситуацию.) |
16 | «Пересаженные» корни | 1 | Работа с словарём. Тренировочные упражнения. (Работа с разными источниками информации. Интернет, энциклопедия.) |
17 | Итоговое занятие | 1 | Олимпиада. (Контролировать , корректировать, оценивать его действия, планировать свою деятельность и действовать по плану). |
| Итого | 17 часов | |
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Программа по русскому языку.- Москва :“Просвещение”, 2016.
Дополнительные материалы:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями; наличие текстов для работы на занятиях; подборка видеофрагментов; подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет.
Используемое оборудование: компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; набор ЦОР по русскому языку.