МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В стране пешехода»
(социальное направление)
2 класс
Составитель:
Брест Надежда Эдуардовна
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс IV
Группа 145
Благовещенск, 2019
Пояснительная записка
Нормативно - правовая база:
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения».
Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
Распоряжение Правительства РФ от 7 октября 2012 г. №1995- р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»».
Назначение программы: Быстрый рост количества и скоростных возможностей автомобилей делают дорогу всё более опасной. Самые важные правила обеспечения детей в современном мире, каждая улица, каждый перекрёсток которого - явная и несомненная опасность для здоровья и жизни каждого ребёнка. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны просто ужасает. Реальная ситуация на дорогах всё требовательнее обязывает взрослых обратитьвнимание на обучение детей дорожной грамоте. Программа «В стране пешехода» направлена на формирование у школьников культуры безопасности жизнедеятельности; позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Данная программа является современным педагогическим средством формирования социальной компетентности школьников в вопросах безопасности жизнедеятельности. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения в современных условиях дорожного движения
Задачи программы:
обучающие: - способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие: - способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности;
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные: - воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Форма и режим занятий
Форма занятий – индивидуальная; групповая.
Возраст детей – 8-9 лет
Режим занятий - 1 час в неделю; 22 часа в год
Структура курса:
№ | Основные разделы | Количество часов |
1 | Улица полна неожиданностей | 9 |
2 | Мы идем в школу | 5 |
3 | Правила дорожного движения | 8 |
В процессе изучения программы у учащихся будут сформированы такие УУД как:
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
наблюдать за дорогой;
правильно оценивать дорожную обстановку;
предвидеть, избегать опасность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие);
проводить предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе по правилам дорожного движения;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по рисункам, схемам.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Учебно-методический план 2 класс
№ п/п | Содержание темы | Количество часов |
Всего | Теорет. | Практ. |
1 | Повторение изученного материала. Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. | 2 | 1 | 1 |
Улица полна неожиданностей |
2 | Транспорт | 2 | 1 | 1 |
3 | Мы пассажиры | 2 | 1 | 1 |
4 | Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах | 4 | 2 | 2 |
Мы идем в школу |
5 | Сигналы светофора | 2 | 1 | 1 |
6 | Дорожные знаки | 2 | 1 | 1 |
Правила дорожного движения |
7 | Это должны знать все | 2 | 1 | 1 |
8 | Правила поведения на улице | 2 | 1 | 1 |
9 | Весенние дороги | 2 | 1 | 1 |
10 | Инструктаж перед летними школьными каникулами | 2 | 1 | 1 |
11 | Итого | 22 | 11 | 11 |
Содержание программы
2 класс
Тема 1.Вводное занятие- 2 часа.
Повторение изученного материала. Составление расписания. Краткий обзор материала, изучаемого на занятиях; требования.
Тема 2. Транспорт- 2 часа.
Какой транспорт ходит в нашем городе? Остановки маршрутного транспорта в микрорайоне. Схематическое изображение микрорайона. Виды транспорта
Тема 3. Мы пассажиры - 2 часа.
Где разрешается ожидать общественный транспорт. Как надо обходить стоящий трамвай, троллейбус, автобус? В чем опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего транспорта
Тема 4. Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах - 4 часа.
Наиболее опасные и безопасные места для движения пешеходов. Опасность зонтов, капюшонов. Тема может быть раскрыта практическим занятием и на конкретных примерах участников дорожного движения на улице около школы.
Тема 5. Сигналы светофора - 2 часа.
Назначение светофора, значение сигнала светофора. Пешеходный светофор. Изображение светофора.
Тема 6. Дорожные знаки - 2 часа.
Рассказать, показать или нарисовать дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу, объяснить их значение. Рассказать о других дорожных знаках . Викторина
Тема 7. Это должны знать все- 2 часа.
Зачем нужно знать правила дорожного движения пешеходу и водителю. Правила дорожного движения- закон для водителей и пешеходов. Примеры о последствиях нарушений ПДД. Какой вред приносят нарушители правил.
Тема 8. Правила поведения на улице - 2 часа.
Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице - залог безопасности движения.
Тема 9. Весенние дороги - 2 часа.
Особенности весенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение ( тающий снег, гололед, туман, дождь). Места для катания на самокатах, роликах, велосипедах.
Тема 10. Инструктаж перед летними школьными каникулами - 2 часа.
Внимательность и осторожность при играх во дворах жилого сектора, особенности движения на загородных дорогах
Информационно – методическое обеспечение
1. Литвинова Г.И. Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам дорожного движения/Г.И. Литвинова
2. Добрая дорога детства
3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях.
4. Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности.
5. Обзор состояния детского дорожно - транспортного травматизма.
Предполагаемая результативность курса:
1 уровень - приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 уровень - формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;