СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «В стране правильной речи». На уровень основного общего образования

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «В стране правильной речи». На уровень основного общего образования»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Внеурочной деятельности

«В стране правильной речи»

на уровень основного общего образования



















































  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  8. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  6. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  9. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  10. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

  1. понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

2)усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности



5 класс


Раздел

Содержание курса внеурочной

деятельности

Формы организации внеурочной

деятельности

Виды деятельности учащихся

  1. Введение

Для чего людям нужна речь? Язык как важнейшее средство человеческого общения. Речь как форма существование языка.

Речь устная и письменная. Две формы существования речи - устная и письменная. Общее и различное в них. Делимся летними впечатлениями.



Словесно- логическая

Устные высказывания

Устные высказывания. Сочинение-миниатюра

  1. Качество хорошей речи

Культура устной и письменной речи. Общее понятие о культуре устной и письменной речи. Культура речи как умение правильно, точно и выразительно переда­вать свои мысли средствами языка с учетом цели и ситуации обще­ния.

Что такое правильная речь? Правильность речи, выражающаяся в соблюдении норм произношения и написания. Виды норм.

Что такое хорошая речь? Качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).


Проведение практических занятий

Устные высказывания

Устные выступления. Анализ текстов

  1. Речевой этикет

Понятие речевого этикета. Речевая ситуация. Понятие речевого этикета. Речевая ситуация, ее компо­ненты и характеристика.

Приветствие и знакомство. Правила этикета, речевые формулы и использование этикетных слов в ситуациях приветствия и знакомства.

Телефонный разговор. Правила этикета, речевые формулы и использование этикетных слов в телефонном разговоре.

Поздравление. Каким должно быть поздравление. Обращения в поздравительных открытках. Правила построения письменного поздравления.

Извинение. Благодарность. Как правильно извиниться и ответить на извинения. Как поблагодарить и ответить на благодарность.

Просьба. Согласие и отказ. Речевые формулы выражения просьбы, согласия и отказа; уместность их употребления в той или иной речевой ситуации.

Как вести беседу? Правила поведения во время беседы. Пословицы и поговорки по теме занятия.

Язык SMS-сообщений. Культура общения в Интернете. Особенности языка SMS-сообщений. Культура общения в Интернете.

Обобщение по теме «Речевой этикет».

Проведение практических занятий, дискуссий

Устные высказывания

Задания по речевому этикету. Моделирование и инсценировка речевых ситуаций

Задания по речевому этикету. Моделирование и инсценировка речевых ситуаций

Составление письменного поздравления (маме или папе, другу, учителю)

Задания по речевому этикету. Моделирование и инсценировка речевых ситуаций

Задания по речевому этикету. Моделирование и инсценировка речевых ситуаций

Объяснение смысла пословиц

Анализ SMS –сообщений

  1. Фонетика и орфоэпия

Фонетика. Орфоэпия. Фонетика, предмет ее изучения. Понятие об орфоэпии. Роль орфоэпии в речевом общении. Орфоэпические словари и справочники.

Звуки речи, их смыслоразличительная функция. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков.

Словесное ударение. Особенности словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словес­ного ударения.

Произношение гласных звуков. Особенности произношения некоторых безударных гласных.

Произношение согласных звуков. Особенности произношения отдельных согласных и их сочетаний.

Проведение практических занятий, бесед.

Работа с орфоэпическим словарем. Транскрибирование слов

Занимательные задания по фонетике

Задания на постановку ударения в словах

Орфоэпический разбор слов

Заполнение таблицы примерами. Орфоэпический разбор.

  1. Лексикология

Лексическое значение слов. Слова однозначные и многозначные. Значение прямое и переносное. Лексическая сочетаемость.

Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Синонимы. Выбор синонимов для точного, правильного и образного выражения мысли.

Слова-паронимы. Понятие о паронимах. Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам. Использование паронимов в речи.

Стилистическое расслоение словарного состава. Нейтральная, книжная и разговорная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

Творческие занятия, проведение бесед.

Составление словосочетаний и предложений. Занимательные задания на толкование и употребление слов

Редактирование

Задания на толкование и употребление слов-паронимов

Анализ и редактирование текстов. Подбор стилистически нейтральных синонимов к разговорным словам. Составление диалогов

  1. Морфология

Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы употребления имен существительных. Особенности произношения некоторых имен и отчеств. Грамматические нормы. Лексические нормы. Названия жителей некоторых стран и городов.

Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы.

Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы.

Словесно-логическая

Задания по орфоэпии

Задания на знание грамматических норм употребления имен существительных

Редактирование

Задания по орфоэпии

  1. Невербальное общение

Мимика и жесты в общении людей. Роль мимики и жестов в общении людей. Значение некоторых жестов, уместность их использования

Проведение дискуссий и бесед. Практические занятия.

Сообщение учащихся.

  1. Подведение итогов

Подведение итогов. Самоанализ работы обучающихся на занятиях внеурочной деятельности.

Подведение итогов








6 класс

Раздел

Содержание курса внеурочной

деятельности

Формы организации внеурочной

деятельности

Виды деятельности учащихся

  1. Повторение

Анализ и комментирование изученных орфограмм в 5 классе. (на уровне предложения и текста) Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими

наибольшие затруднения у

учащихся 6-ых классов.

Словесно- логическая Игротека

Беседа; игры с речевым сопровождени; умение отличать выразительную речь от невыразительной

  1. Употребление гласных после шипящих

Правописание «жи- ши»; «ча-ща»; «чу- щу»

Словесно- логическая Игровая Письменная

Беседа; игры с речевым сопровождени; установление взаимосвязей.

  1. Мягкий и твердый знак

Употребление

мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Мягкий

знак после шипящих. Разделительные «Ь» и

«Ъ» знаки.

Словесно- логическая Игровая Викторина Письменная

Беседа; игры с пословицами и поговорками; составление ребусов.


  1. Слово

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Омонимы. Синонимы.

Антонимы.

Словесно- логическая Игровая Работа в группах

Беседа; игры с речевым

сопровождением

  1. Фразеологизм ы

Фразеологический оборот. Устойчивые словосочетания.

Словесно- логическая Работа в группах

Игра-конкурс

Беседа; игры с речевым сопровождением; анализ фразеологических оборотов, отражение их в

действительности.

  1. Имя

существительное

Имя существительное

как часть речи. Изменение существительных по падежам и числам.

Склонение

существительных.

Словесно-

логическая

Беседа; игры с речевым

сопровождением.





7 класс

Раздел

Содержание курса внеурочной

деятельности

Формы организации внеурочной

деятельности

Виды деятельности учащихся

  1. Введение

Введение



Словесно- логическая

Устные высказывания

  1. Загадки фонетики

Загадки фонетики


Проведение практических занятий

Устные высказывания

Устные выступления. Анализ текстов

  1. Тайны орфоэпии

Разные стили произношения

Особенности произношения мужских и женских отчеств

Будьте внимательны к безударным гласным!

Произносите правильно!

Как простые звуки становятся волшебными

Проведение практических занятий, дискусий

Устные высказывания

  1. Секреты графики

Секреты графики


Проведение практических занятий, бесед.

Устное высказывания.

  1. Секреты орфографии и пунктуации

«Коренные секреты»

Пунктуация и смысл

Тайны письма.

Проверяем свою грамотность


Творческие занятия, проведение бесед.

Составление словосочетаний и предложений.

Редактирование

текстов. Составление диалогов

  1. В гостях у лексики

Поиск нужного слова

Притяжение слов

Не правильностью единой

Мало слов, а горя реченька

Тысячи тонн словесной руды (повторение слов, тавтология, плеоназм).

Словесно-логическая

Задания на знание грамматических норм употребления имен существительных


  1. Мир семантики

В край изобилия и процветания

Встречи со словами-тёзками

Визит к паронимам

Встреча с синонимами

Знакомство с антонимами

Стилистическая окраска слов

Проведение практического занятия

Составление словосочетаний и предложений.

  1. В мире крылатых слов

У слов бывают крылья

Фразеологические обороты

Загадки фразеологии

Ошибки при употреблении фразеологизмов

Не смешивайте фразеологизмы!

Цитируйте фразеологизмы точно!

Проведение беседы.

Составление предложений и словосочетаний с фразеологическим обратом.

  1. Образность речи

Как простые слова становятся волшебными

Эпитеты, образные сравнения, метафора

Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза

Всегда ли оправдана образность речи?

Словесно-логическая

Составление словосочетаний и предложений.

  1. Подведение итогов

Подведение итогов. Самоанализ работы обучающихся на занятиях внеурочной деятельности.

Подведение итогов






8 класс

Раздел

Содержание курса внеурочной

деятельности

Формы организации внеурочной

деятельности

Виды деятельности учащихся

  1. Повторение

Обследование неречевых психических функций.

Обследование умения концентрировать произвольное слухо - речевое и зрительное

внимание и память.

Логопедическое обследование устной речи.

Обследование состояния письменной речи.

Правописание сочетаний жи – ши.

Правописание сочетаний ча – ща.

Словесно- логическая

Устные высказывания

  1. Употребление гласных после шипящих

Сочетание чу – щу.

Разделительный мягкий знак.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

Различаем разделительные ь и ъ

Правописание разделительных ь и ъ знаков.

Лексическое и грамматическое значение слова.

Слова однозначные и многозначные.

Проведение практических занятий

Устные высказывания.

Устные выступления. Анализ текстов

  1. Мягкий и твердый знак

Как появляются многозначные слова.

Как определить значение многозначного слова.

Практическое занятие. Беседа.

Устные высказывания


  1. Слово

Значение слова в словаре и тексте.

Прямое и переносное значения слова.

Слова-синонимы. С. Маршак «Вьюга».

Сочетание синонимов с другими словами.

Как используются синонимы. Синонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.

Синонимы в тексте. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Слова-антонимы.

Антонимы. Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Антонимы. Б. Заходер «И нам с тобой пришел черед...».

Антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.

Проведение практических занятий, бесед.

Работа с орфоэпическим словарем. Транскрибирование слов.

  1. Фразеологизмы.

Фразеологизмы.

Значение фразеологизмов.

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.

Проведение беседы.

Составление предложений и словосочетаний с фразеологическим обратом.

  1. Имя существительное.

Имя существительное.

Существительное как часть речи.

Число имен существительных.

Изменение имен существительных по числам.

Изменение имен существительных по падежам.

Проведение беседы.

Составление предложений и словосочетаний.

  1. Подведение итогов

Подведение итогов. Самоанализ работы обучающихся на занятиях внеурочной деятельности.

Подведение итогов






9 класс

Раздел

Содержание курса внеурочной

деятельности

Формы организации внеурочной

деятельности

Виды деятельности учащихся

  1. Язык и речь. Культура речи

Основные понятия курса.

Основные понятия культуры

Норма и ошибка в речи.

Фонетика русского языка. Нормы орфоэпии. Звукопись.

Орфоэпические нормы русского языка.

Орфоэпические нормы русского языка

Техника речи. Качества голоса.

Словесно- логическая

Устные высказывания

  1. Русская акцентология

Нормы постановки ударения.

Омографы. Грамматические нормы.

Словари. Традиционное и рецессивное (на служебном слове) ударение.

Особенности русского ударения.

Лексика русского языка. Нормы

словоупотребления.

Неологизмы. Окказионализмы.

Многозначные слова. Лексические омонимы. Омографы.

Синонимы идеографические. Антонимы. Синонимы.

Лексика ограниченного употребления. Паронимы. Профессионализмы.

Словесно-логическая

Беседа, игры с речевым сопровождением.

  1. Невербальное общение.

Невербальное общение в речевой культуре личности.

Жестикуляция. Жесты. Поза. Взгляд. Дистанция.

Проведение практических занятий, бесед.


Работа с орфоэпическим словарем.

  1. Слово

Значение слова в словаре и тексте.

Прямое и переносное значения слова.

Слова-синонимы. С. Маршак «Вьюга».

Сочетание синонимов с другими словами.

Как используются синонимы. Синонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.

Синонимы в тексте. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Слова-антонимы.

Антонимы. Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Антонимы. Б. Заходер «И нам с тобой пришел черед...». Антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.

Проведение практических занятий, бесед.


Работа с орфоэпическим словарем. Транскрибирование слов.

  1. Морфология

Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы

Правильное употребление имен существительных. Грамматические нормы

Правильное употребление имен существительных. Лексические нормы

Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические нормы

Правильное употребление имен прилагательных. Грамматические нормы

Правильное употребление имен прилагательных. Лексические нормы

Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы


Проведение беседы.

Составление предложений и словосочетаний.

  1. Подведение итогов

Подведение итогов. Самоанализ работы обучающихся на занятиях внеурочной деятельности.

Подведение итогов




  1. Тематическое планирование



5 класс

Наименование

Количество часов

1.

Введение

2

2.

Качество хорошей речи

3

3.

Речевой этикет

9

4.

Фонетика и орфоэпия

5

5.

Лексикология

4

6.

Морфология

9

7.

Невербальное общение

1

8.

Подведение итогов

2


Всего:

35





6 класс

Наименование раздела

Количество часов

Повторение

6

Употребление гласных после шипящих

9

Мягкий и твердый знак

2

Слово

10

Фразеологизмы

3

Имя существительное

6


Всего:

35

7 класс

Наименование раздела

Количество часов

Повторение

1

Загадки фонетики

1

Тайна орфоэпии

6

Секреты графики

1

Секреты орфографии и пунктуации

4

В гостях у лексики

5

Мир семантики

6

В мире крылатых слов

6

Образность речи

4

Подведение итогов

1


Всего:

35





8 класс

Наименование раздела

Количество часов

Повторение

6

Употребление гласных после шипящих

9

Мягкий и твердый знак

2

Слово

10

Фразеологизмы

3

Имя существительное

5

Подведение итогов

1


Всего:

35







9 класс

Наименование раздела

Количество часов

Язык и речь. Культура речи

6

Русская акцентология

9

Невербальное общение.

2

Слово

10

Морфология

7

Подведение итогов

1


Всего:

35








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!