ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Общая характеристика учебного предмета
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа данного курса рассчитана на один год обучения. Во втором классе 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
5. сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
6. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные результаты
1. знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
2. знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
3. понимание образной природы искусства;
4. эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
5. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
6. умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
7. усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
8. умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
9. способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
10. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
11. умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
12. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
13. умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
14. изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
15. способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
16. умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
17. умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание программы
Тема 1. «Знакомство с королевой кисточкой».
Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.
Тема 2. «Что могут краски».
Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.
Тема 3. «Радуга над лужайкой».
Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги.
Тема 4. «Разноцветные шарики».
Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».
Тема 5«Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.
Тема 6. «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.
Тема 7. «Живопись». Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.
Тема 8. «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.
Тема 9. «Пейзаж». Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.
Тема 10. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрированного материала.
Восприятие художественных произведений.
Тема 11. «Осень. Листопад».
Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.
Тема 12. «Грустный дождик». Образ дождя.
Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения.
Тема 13. «Узоры снежинок».
Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.
Тема 14. «Ёлочка-красавица».
Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.
Тема 15. «Портрет Снегурочки».
Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.
Тема 16. «В гостях у Деда Мороза».
Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.
Тема 17. «Экскурсия в зимний парк».
Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
Тема 18. «Зимний лес». Характер деревьев.
Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши.
Тема 19. «Снежная птица зимы».
Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция.
Тема 20. «Дом снежной птицы».
Творческая работа. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Ритм геометрических пятен.
Тема 21. «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.
Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.
Тема 22. «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.
Тема 23. «Портрет». Знакомство с жанром портрета.
Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.
Тема 24. «Как рисовать портрет». Рисование лица человека.
Тема 25. «Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица.
Тема 26. «Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица.
Тема 27. «Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.
Тема 28. «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.
Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.
Тема 29. «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Тема 30. «Экскурсия в весенний парк». Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
Тема 31. «Весенние цветы». Рисование весенних цветов.
Тема 32. «Весенний пейзаж». Рисование весеннего пейзажа.
Тема 33. «Экзамен художника Тюбика». Обобщение и систематизация изученного материала.
Тема 34. Итоговый урок.
Учебно – методическое обеспечение:
1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2012 г.
2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2012 г.
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2010г.
4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010 г.
5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2012 г.
6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2010 г.
Материально – техническое обеспечение:
иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изделия, методику их изготовления),
коллекции и гербарии,
натуральные объекты,
учебные модели,
компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)
презентации
компьютер.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Содержание курса | Дата проведения |
Работа с красками – 34 часа |
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». Условия безопасной работы. | 1 | Практическая работа. | Занятие-игра. Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места. | |
2 | «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок | 1 | Практическая работа. | Занятие-сказка. Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом. | |
3 | «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. | 1 | Слушание музыки и художественных произведений, практическая деятельность. | Интегрированное занятие. Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги. | |
4 | «Разноцветные шарики». Акварель. | 1 | Слушание музыки, определение геометрических фигур, работа с красками. | Интегрированное занятие. Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно». | |
5 | «Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами. | 1 | Практическая работа. | Занятие – игра. Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах. | |
6 | «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. | 1 | Практическая работа. | Занятие – сказка. Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет. | |
7 | «Живопись». Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования. | 1 | Беседа, практическая работа. | Занятие – игра. Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования. | |
8 | «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. | 1 | Рассматривание и обсуждение иллюстрационного материала. | Заочная экскурсия по «Третьяковской галерее». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. | |
9 | «Пейзаж». Знакомство с жанром пейзажа. | 1 | Рассматривание и обсуждение иллюстрационного материала. | Занятие – игра. Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства. | |
10 | Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрационного материала. | 1 | Рассматривание и обсуждение иллюстрированного материала. | Дискуссия. Восприятие художественных произведений. | |
11 | «Осень. Листопад». Смешение теплых тонов. | 1 | Работа с акварелью. | Практическое занятие. Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком. | |
12 | «Грустный дождик». Образ дождя. | 1 | Работа с ограниченной палитрой. | Интегрированное занятие. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения. | |
13 | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. | 1 | Рисование орнамента в круге | Интегрированное занятие. Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами. | |
14 | «Ёлочка-красавица». Творческая работа. | 1 | Творческая работа. | Интегрированное занятие. Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала. | |
15 | « Снегурочка». Пропорции человеческого лица. | 1 | Работа с ограниченной палитрой. | Занятие-сказка. Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой. | |
16 | «В гостях у Деда Мороза». Фигура человека в одежде. | 1 | Рисование впечатлений от новогодних праздников. | Занятие-сказка. Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов. | |
17 | «Экскурсия в зимний парк». | 1 | Наблюдение, сравнение. | Экскурсия. Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу. | |
18 | «Зимний лес». Характер деревьев. | 1 | Работа с ограниченной палитрой. | Практическое занятие. Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши. | |
19 | «Снежная птица зимы». Творческая работа. | 1 | Рисование, используя холодную гамму цветов. Творческая работа. | Творческое занятие. Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция. | |
20 | «Дом снежной птицы». Творческая работа. | 1 | Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Творческая работа. | Творческое занятие. Творческая работа. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Ритм геометрических пятен. | |
21 | «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта. | 1 | Рассматривание и обсуждение илл. материала | Занятие – игра. Знакомство с жанром натюрморта. Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства. | |
22 | «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе. | 1 | Творческая работа. | Практическое занятие. Фрукты в вазе. | |
23 | «Портрет». Знакомство с жанром портрета. | 1 | Рассматривание и обсуждение илл. материала | Занятие – игра. Знакомство с жанром портрета. Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства. | |
24 | «Как рисовать портрет». Рисование лица человека. | 1 | Рисование лица человека. | Практическое занятие. Рисование лица человека. | |
25 | «Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица. | 1 | Рисование лица человека. Творческая работа. | Практическое занятие. Рисование пропорций человеческого лица. | |
26 | «Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица. Заключительное занятие. | 1 | Рассматривание и обсуждение иллюстрированного материала | Занятие – игра. Рисование пропорций человеческого лица. | |
27 | «Рисуем животных». Рисование домашних животных. | 1 | Рисование домашних животных. | Практическое занятие. Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных. | |
28 | «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства. | 1 | Рассматривание и обсуждение иллюстрированного материала | Занятие – игра. Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства. Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства. | |
29 | «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев. | 1 | Рисование любимых сказок и сказочных героев. | Занятие – сказка. Рисование любимых сказок и сказочных героев. | |
30 | «Экскурсия в весенний парк» | 1 | Наблюдение, сравнение. | Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу. | |
31 | «Весенние цветы». Рисование весенних цветов. | 1 | Рисование весенних цветов. | Практическое занятие. Рисование весенних цветов. | |
32 | «Весенний пейзаж». Рисование пейзажа. | 1 | Рисование весеннего пейзажа | Практическое занятие. Рисование весеннего пейзажа. | |
33 | «Экзамен художника Тюбика». Рисование на свободную тему. | 1 | Рисование. | Занятие – игра. Обобщение и систематизация изученного материала. | |
34 | Итоговый урок. Обобщение. | 1 | Повторение пройденного материала. | Обобщение и систематизация изученного материала. | |