Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хоменко И.С.
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Принято» Протокол педагогического совета № от ____________ г. | «Утверждено» |
Руководитель МО | Заместитель директора | Директор МОУ СОШ № 4 |
_________________ | По УВР МОУ СОШ №4 | Каменева И.В. _________________ |
Протокол № | Орлова Н.В. ____________ | |
от ______________ | _________________ | Приказ по школе № от ____________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Военная история России и мира»
5-11 классы (2022-2023)
Учитель: Попов Евгений Андреевич
г. Комсомольск-на-Амуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа « Военная история России и мира » предназначена для организации внеурочной деятельности по интеллектуальному развитию и военно-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов , направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям, воспитания чувства гордости и патриотизма к историческому прошлому своего Отечества, отношения к военному делу как к искусству и почетной профессии. Школьники должны иметь мотивацию к обучению истории, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Ведь история - благодатный материал для развития у детей интереса к познанию мира и воспитания у них чувства патриотизма.
В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.
Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что представляется одной из важнейших задач экспериментальной работы по гражданскому воспитанию.
Цель: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины через изучение героического прошлого и настоящего России
Задачи:
Образовательные задачи:
формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.;
приобщать к ценностям мировой и национальной культуры;
Развивающие задачи:
развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
развивать историческое мышление обучающихся на базе материала курса; Воспитательные задачи:
воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.
Формы организации внеурочной деятельности
• коллективная
• групповая
• индивидуальная
Возможные виды деятельности
• рассказ;
• сюжетно-ролевые игры;
• изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;
• изучение денежных знаков;
• виртуальные экскурсии;
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;
2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;
3. определять причины и следствия исторических процессов;
4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;
5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;
6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;
7. самостоятельно работать с исторической информацией;
8. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;
9. составлять краткое выступление по заданной теме;
10. аргументировано высказывать свое мнение и выводы.
Планируемые результаты изучения:
Личностные результаты:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Методы реализации программы:
Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, иллюстрирование библейских сюжетов).
Словесный (чтение литературных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов).
Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Формы организации внеурочной деятельности
Беседы
Сообщения
Встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии в музей Практические занятия:
Творческие конкурсы
Коллективно - творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.)
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Заочные путешествия
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Творческие проекты, презентации. Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
Ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора Отличительными особенностями программы являются:
деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся через участие в создании творческих проектов;
возможности дифференцированного подхода к организации деятельности на занятиях;
личностно-ориентированный подход.
Для успешной реализации программы необходимо:
систематическое проведение предусмотренных занятий на протяжении всего учебного года;
тщательный отбор учебного материала;
заинтересованность педагога.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Основное содержание (тема) | Формы и виды деятельности | Кол-во часов |
09.09.22 | Тема 1.Вводное занятие. Цели и задачи кружка «Военная история». | Лекция на 10-20 минут. Дискуссия с учащимися | 1 |
17.09.22 | Тема 2.Стратегмы древних. Организация, вооружение войск в Древнем мире. ( Ассирия, Финикия, Китай, Элам, Египет) | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | 1 |
21.09.22 | Тема 3.Военное дело в Древней Греции. Организация, вооружение, боевой порядок древних греков. Спартанское воспитание. | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | 1 |
30.09.22 | Тема 4.Древнегреческая фаланга. | Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «300 спартанцев». | 1 |
| Тема 5.Военное дело в Древней Македонии. Вклад Македонии в развитие военного искусства. Македонская фаланга, её сходство и отличие от греческой. | Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема 6.Походы Александра Македонского. | Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Александр путь к власти ». | 1 |
| Тема7.Структура, вооружение, организация римского войска. Военное искусство Древнего Рима. Использование римлянами достижений в военном деле древних и вклад римлян в развитие военного дела. | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема 8.Римский легион. Тактика и приемы ведения боя. Военное дело как наука. | Лекция на 10-20 минут. Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема 9.Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов «Даки», «Колона». | обсуждение фрагментов фильмов «Даки», «Колона». | 1 |
| Тема 10.Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов «Центурион», «Орел 9 легиона». | Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов «Центурион», «Орел 9 легиона». | 1 |
| Тема11.Военное дело в Древней Руси. Древнерусское построение «Стена». Князь Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы». | Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема12.Древняя Русь и Степь. Набеги печенегов и половцев на Русь. Система защиты от набегов, Богатырские заставы. Походы князей в Степь. | Лекция на 10-15 минут. | 1 |
| Тема13.Александр Ярославич- политик, дипломат, государственный деятель. полководец. Две битвы Александра Невского. | Лекция на 10-15 минут. | 1 |
| Тема14.Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов «Александр Невский» и «Александр. Невская битва». Вклад Александра Невского в развитие военного искусства. | Просмотр и обсуждение фильма «Александр Невский» 1939г | 1 |
| Тема 15.Нашествие татаро - монголов на Русь. Монгольское войско. Борьба Руси с игом. Дмитрий Донской, Куликовская битва (презентация). | Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема 16.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Монгол». | Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Монгол». | 1 |
| Тема 17.Начало создания постоянного войска в России. Реформы Ивана Ш и Ивана IV. Стрелецкое войско. | Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема 18.Просмотр и обсуждение фильма об Иване Грозном. | Просмотр и обсуждение фильма об Иване Грозном. | 1 |
| Тема 19.История образования казачества в России. Казачество как военизированное сословие. Образование казачьих войск. Роль казачества в развитии военного дела в России. | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема 23.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Слуга государев». | Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Слуга государев». | 1 |
| Тема 24.Русская армия во второй половине 18 века. П.А. Румянцев Г.А.Потемкин, Братья Орловы. Организация войск, победы России. | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема 25.Генералиссимус А.В.Суворов. «Наука побеждать». Штурм Измаила. Русское военное искусство. | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема 26.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Александр Васильевич Суворов». | Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Александр Васильевич Суворов». | 1 |
| Тема 27.Великий русский флотоводец Ф.Ф. Ушаков. Новое в тактике ведения боя. Адмирал Ушаков Святой покровитель русского флота. | Выступление учащихся с докладами | 1 |
| Тема 28.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Адмирал Ушаков». | Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Адмирал Ушаков». | 1 |
| Тема 29.Героизм русского народа в годы Отечественной войны 1812 года. Полководческий талант М.И. Кутузова. Фельдмаршал Кутузов ученик великого Суворова. Просмотр фрагментов фильма «Война и Мир». | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися. Просмотр фрагментов фильма «Война и Мир». | 1 |
| Тема 23.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Слуга государев». | Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Слуга государев». | 1 |
| Тема 24.Русская армия во второй половине 18 века. П.А. Румянцев Г.А.Потемкин, Братья Орловы. Организация войск, победы России. | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема 25.Генералиссимус А.В.Суворов. «Наука побеждать». Штурм Измаила. Русское военное искусство. | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема 26.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Александр Васильевич Суворов». | Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Александр Васильевич Суворов». | 1 |
| Тема 27.Великий русский флотоводец Ф.Ф. Ушаков. Новое в тактике ведения боя. Адмирал Ушаков Святой покровитель русского флота. | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | 1 |
| Тема 28.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Адмирал Ушаков». | Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Адмирал Ушаков». | |
| Тема 29.Героизм русского народа в годы Отечественной войны 1812 года. Полководческий талант М.И. Кутузова. Фельдмаршал Кутузов ученик великого Суворова. Просмотр фрагментов фильма «Война и Мир». | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися. Просмотр фрагментов фильма «Война и Мир». | |
| Тема 30.Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Герои Севастополя: Нахимов, Корнилов, Истомин, Тотлебен и др. | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | |
| Тема 31. Первая Мировая Война Героизм русских солдат в годы Первой Мировой войны. Военная техника в годы войны. Новое в тактике ведения боя. Генерал Брусилов. | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | |
| Тема 32. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Неизвестная война». | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | |
| Тема 33 3Великая Отечественная война, как составная часть Второй Мировой войны. Причины и предпосылки | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | |
| Тема 34 Основные этапы и битвы. Великие полководцы | Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися | |
| Тема 35 Разгром Японии, завершение и итоги Мировой войны. | Дискуссия с учащимися. Подведение итогов работы за год. | |
Учебно-методическое обеспечение
А.А.Федосова. Военная история в таблицах и схемах. С-Пб. «Литера» 2013г.
Бескровный, Л.Г. Атлас карт и схем по русской военной истории / Л.Г. Бескровный. - М.: Военное издательство, 2006. - 290 c
В.В. Кириллов. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.:«Эксмо», 2013г.
Военная история России. Энциклопедия. Ростов-на-Дону. Издательский дом «Проф-пресс» 2018 г.
Волков, В. А. Военная история России с древнейших времен до конца ХIХ в. / В.А. Волков, В.Е. Воронин, В.В. Горский. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2012. - 224 c.
Козленко, А. В. Военная история античности: полководцы, битвы, оружие / А.В. Козленко. - Москва: Машиностроение, 2001. - 480 c.
Семин, В. П. Военная история России. Внешние и внутренние конфликты / В.П. Семин, А.П. Дегтярев. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. - 504 c.
Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
Наглядные пособия для учащихся:
Настенные карты по истории России.
Таблицы по истории
Сравнительные хронологические таблицы
Средства ИКТ:
-видеопроектор и полотно;
- Макеты оружия и техники