СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Военная история России и мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на реализацию внеурочной деятельности учителями истории с учащимися 5-11 классов во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Военная история России и мира»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хоменко И.С.

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Принято»

Протокол педагогического совета

от ____________ г.


«Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель директора

Директор МОУ СОШ № 4

_________________

По УВР МОУ СОШ №4

Каменева И.В. _________________

Протокол №

Орлова Н.В. ____________


от ______________

_________________

Приказ по школе №

от ____________ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Военная история России и мира»

5-11 классы (2022-2023)











Учитель: Попов Евгений Андреевич













г. Комсомольск-на-Амуре



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа « Военная история России и мира » предназначена для организации внеурочной деятельности по интеллектуальному развитию и военно-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов , направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям, воспитания чувства гордости и патриотизма к историческому прошлому своего Отечества, отношения к военному делу как к искусству и почетной профессии. Школьники должны иметь мотивацию к обучению истории, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Ведь история - благодатный материал для развития у детей интереса к познанию мира и воспитания у них чувства патриотизма.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что представляется одной из важнейших задач экспериментальной работы по гражданскому воспитанию.

Цель: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины через изучение героического прошлого и настоящего России

Задачи:

Образовательные задачи:

  • способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;

  • формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.;

  • приобщать к ценностям мировой и национальной культуры;

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

  • развивать историческое мышление обучающихся на базе материала курса; Воспитательные задачи:

  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.

Формы организации внеурочной деятельности

• коллективная

• групповая

• индивидуальная

Возможные виды деятельности

• рассказ;

• сюжетно-ролевые игры;

• изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;

• изучение денежных знаков;

• виртуальные экскурсии;

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;

2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;

3. определять причины и следствия исторических процессов;

4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;

5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;

6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;

7. самостоятельно работать с исторической информацией;

8. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;

9. составлять краткое выступление по заданной теме;

10. аргументировано высказывать свое мнение и выводы.

Планируемые результаты изучения:

Личностные результаты:

• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, и современности;

• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Методы реализации программы:

  1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, иллюстрирование библейских сюжетов).

  2. Словесный (чтение литературных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов).

  3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Формы организации внеурочной деятельности

  • коллективная

  • групповая

  • индивидуальная Теоретические занятия:

  • Беседы

  • Сообщения

  • Встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии в музей Практические занятия:

  • Творческие конкурсы

  • Коллективно - творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.)

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Заочные путешествия

  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

  • Творческие проекты, презентации. Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций

  • Ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора Отличительными особенностями программы являются:

  • деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся через участие в создании творческих проектов;

  • возможности дифференцированного подхода к организации деятельности на занятиях;

  • личностно-ориентированный подход.

Для успешной реализации программы необходимо:

систематическое проведение предусмотренных занятий на протяжении всего учебного года;

  • тщательный отбор учебного материала;

  • заинтересованность педагога.



Календарно-тематическое планирование



Дата

Основное содержание (тема)

Формы и виды деятельности

Кол-во часов

09.09.22

Тема 1.Вводное занятие. Цели и задачи кружка «Военная история».

Лекция на 10-20 минут. Дискуссия с учащимися

1

17.09.22

Тема 2.Стратегмы древних. Организация, вооружение войск в Древнем мире. ( Ассирия, Финикия, Китай, Элам, Египет)

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися

1

21.09.22

Тема 3.Военное дело в Древней Греции. Организация, вооружение, боевой порядок древних греков. Спартанское воспитание.

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися

1

30.09.22

Тема 4.Древнегреческая фаланга.

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «300 спартанцев».

1


Тема 5.Военное дело в Древней Македонии. Вклад Македонии в развитие военного искусства. Македонская фаланга, её сходство и отличие от греческой.

Дискуссия с учащимися

1


Тема 6.Походы Александра Македонского.

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Александр путь к власти ».

1


Тема7.Структура, вооружение, организация римского войска. Военное искусство Древнего Рима. Использование римлянами достижений в военном деле древних и вклад римлян в развитие военного дела.

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися

1


Тема 8.Римский легион. Тактика и приемы ведения боя. Военное дело как наука.

Лекция на 10-20 минут. Дискуссия с учащимися

1


Тема 9.Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов «Даки», «Колона».

обсуждение фрагментов фильмов «Даки», «Колона».

1


Тема 10.Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов «Центурион», «Орел 9 легиона».

Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов «Центурион», «Орел 9 легиона».

1


Тема11.Военное дело в Древней Руси. Древнерусское построение «Стена». Князь Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы».

Дискуссия с учащимися

1


Тема12.Древняя Русь и Степь. Набеги печенегов и половцев на Русь. Система защиты от набегов, Богатырские заставы. Походы князей в Степь.

Лекция на 10-15 минут.

1


Тема13.Александр Ярославич- политик, дипломат, государственный деятель. полководец. Две битвы Александра Невского.

Лекция на 10-15 минут.

1


Тема14.Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов «Александр Невский» и «Александр. Невская битва». Вклад Александра Невского в развитие военного искусства.

Просмотр и обсуждение фильма «Александр Невский» 1939г

1


Тема 15.Нашествие татаро - монголов на Русь. Монгольское войско. Борьба Руси с игом. Дмитрий Донской, Куликовская битва (презентация).

Дискуссия с учащимися

1


Тема 16.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Монгол».

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Монгол».

1


Тема 17.Начало создания постоянного войска в России. Реформы Ивана Ш и Ивана IV. Стрелецкое войско.

Дискуссия с учащимися

1


Тема 18.Просмотр и обсуждение фильма об Иване Грозном.

Просмотр и обсуждение фильма об Иване Грозном.

1


Тема 19.История образования казачества в России. Казачество как военизированное сословие. Образование казачьих войск. Роль казачества в развитии военного дела в России.

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися

1


Тема 23.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Слуга государев».

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Слуга государев».

1


Тема 24.Русская армия во второй половине 18 века. П.А. Румянцев Г.А.Потемкин, Братья Орловы. Организация войск, победы России.

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися

1


Тема 25.Генералиссимус А.В.Суворов. «Наука побеждать». Штурм Измаила. Русское военное искусство.

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися

1


Тема 26.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Александр Васильевич Суворов».

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Александр Васильевич Суворов».

1


Тема 27.Великий русский флотоводец Ф.Ф. Ушаков. Новое в тактике ведения боя. Адмирал Ушаков Святой покровитель русского флота.

Выступление учащихся с докладами

1


Тема 28.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Адмирал Ушаков».

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Адмирал Ушаков».

1


Тема 29.Героизм русского народа в годы Отечественной войны 1812 года. Полководческий талант М.И. Кутузова. Фельдмаршал Кутузов ученик великого Суворова. Просмотр фрагментов фильма «Война и Мир».

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися. Просмотр фрагментов фильма «Война и Мир».

1


Тема 23.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Слуга государев».

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Слуга государев».

1


Тема 24.Русская армия во второй половине 18 века. П.А. Румянцев Г.А.Потемкин, Братья Орловы. Организация войск, победы России.

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися

1


Тема 25.Генералиссимус А.В.Суворов. «Наука побеждать». Штурм Измаила. Русское военное искусство.

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися

1


Тема 26.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Александр Васильевич Суворов».

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Александр Васильевич Суворов».

1


Тема 27.Великий русский флотоводец Ф.Ф. Ушаков. Новое в тактике ведения боя. Адмирал Ушаков Святой покровитель русского флота.

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися

1


Тема 28.Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Адмирал Ушаков».

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Адмирал Ушаков».



Тема 29.Героизм русского народа в годы Отечественной войны 1812 года. Полководческий талант М.И. Кутузова. Фельдмаршал Кутузов ученик великого Суворова. Просмотр фрагментов фильма «Война и Мир».

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися. Просмотр фрагментов фильма «Война и Мир».



Тема 30.Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Герои Севастополя: Нахимов, Корнилов, Истомин, Тотлебен и др.

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися



Тема 31. Первая Мировая Война Героизм русских солдат в годы Первой Мировой войны. Военная техника в годы войны. Новое в тактике ведения боя. Генерал Брусилов.

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися



Тема 32. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Неизвестная война».

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися



Тема 33 3Великая Отечественная война, как составная часть Второй Мировой войны. Причины и предпосылки

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися



Тема 34 Основные этапы и битвы. Великие полководцы

Лекция на 10-15 минут. Дискуссия с учащимися



Тема 35 Разгром Японии, завершение и итоги Мировой войны.

Дискуссия с учащимися. Подведение итогов работы за год.




Учебно-методическое обеспечение



  1. А.А.Федосова. Военная история в таблицах и схемах. С-Пб. «Литера» 2013г.

  2. Бескровный, Л.Г. Атлас карт и схем по русской военной истории / Л.Г. Бескровный. - М.: Военное издательство, 2006. - 290 c

  3. В.В. Кириллов. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.:«Эксмо», 2013г.

  4. Военная история России. Энциклопедия. Ростов-на-Дону. Издательский дом «Проф-пресс» 2018 г.

  5. Волков, В. А. Военная история России с древнейших времен до конца ХIХ в. / В.А. Волков, В.Е. Воронин, В.В. Горский. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2012. - 224 c.

  6. Козленко, А. В. Военная история античности: полководцы, битвы, оружие / А.В. Козленко. - Москва: Машиностроение, 2001. - 480 c.

  7. Семин, В. П. Военная история России. Внешние и внутренние конфликты / В.П. Семин, А.П. Дегтярев. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. - 504 c.

  8. Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.



Наглядные пособия для учащихся:

Настенные карты по истории России.

Таблицы по истории

Сравнительные хронологические таблицы

Средства ИКТ:

-видеопроектор и полотно;

- Макеты оружия и техники