СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Закон и порядок» по предмету «Обществознание» 9 а класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 9 классе. Программа «Закон и порядок» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Закон и порядок» по предмету «Обществознание» 9 а класс»



Утверждаю:

директор ГБОУ Уфимская школа-интернат №13

__________________А.М. Кириллова

«___»_____________2021 г.

Согласовано:

заместитель директора по УВР

___________________З.Н. Дусеева

«___»_____________2021 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Рабочая программа


внеурочной деятельности «Закон и порядок» по предмету «Обществознание»

для 9 а класса

учителя высшей квалификационной категории

Кирамановой Земфиры Байраковны

2021-2022 учебный год


Рассмотрено на заседании ШМО

от__24__ августа 2021 г.

протокол №___1____

Руководитель ШМО

___________________Н.А. Ибрагимова







Пояснительная записка


Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 9 классе. Программа «Закон и порядок» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Особенность по отношению к ФГОС ООО. Образовательная программа внеурочной деятельности по предмету «обществознание» для обучающихся 9 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897)», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Учебный курс «Обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы».

Целью изучения данного курса являются: формирование правовой культуры гражданина; овладение системой знаний по основам важнейших отраслей права, формирование умений разрешать проблемы, возникающие в повседневной жизни, с правовой точки зрения, для большего осознания ценности жизни, развитие личностных качеств, необходимых для успешной социализации.

Задачи курса: подготовка обучающихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения; учебно-практическое знакомство с юриспруденцией.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Настоящая программа предназначена для образования обучающихся с НОДА, достигших уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющих особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями и нуждающихся в специальных условиях получения образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;

  • Учебным планом ГБОУ «Уфимская коррекционная школа интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата на 2021-2022 уч. год.

Программа имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности в основной школе. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном материале по предмету обществознание (углубленного изучения отраслей права) и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания правовых знаний и потребностями грамотного их применения в реальных жизненных ситуациях; реализовать учащимся свой творческий потенциал.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента- 68 часов из расчёта 1 час в неделю при 34 учебных неделях.  Данная программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план в рамках ФГОС.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

– школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности;

–существенный вклад обществознания в гражданское становление личности;

–предмет содержит значительный потенциал для нравственного воспитания подросткового поколения;

–изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи.

Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст 9 и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Планируемые результаты

В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

–знания и представления о нормах российского законодательства;

–знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

–коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

Ученик 8 класса должен:

Ученик научится:

  • Характеризовать во времени общие рамки развития общества.  

  • Анализировать свидетельства различных источников, выявляя в них общее и различия;

  • Объяснять причины и следствия ключевых событий, социальных норм;

  • Сопоставлять общественное развитие, показывать общие черты и особенности.

  • Уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке

Ученик получит возможность научиться:

  • Использовать элементы источниковедческого анализа при работе с материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  •  осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;

  • предотвращать или преодолевать конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.








Содержание тем внеурочной деятельности «Закон и порядок» учебного курса «Обществознание»


Раздел учебного курса

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формы контроля

Теория государства и права (Теория происхождения государства и права) 


8 ч.

Цели и задачи права, его функции в современном обществе. Анализируются источники права. Раскрываются признаки правового государства, его   функции; теории происхождения государства и права.  

Устно-речевая практика(монолог, диалог);

Анализ документов; работа с содержанием тематической презентации (синтез сложного теоретического материала, извлечение информации из источника)


Устный и письменный опрос.

Конституционное право (Государственное управление в РФ; Права и свободы граждан в РФ).


12 ч.

Понятие «Конституция». Анализируются её функции; виды конституций; принципы конституционного строя РФ. Три ветви власти, их полномочия и компетенция; институт президентства в РФ; основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ.

Анализ содержания источника (документа);

Диалогическая речь, парная работа, монолог, диалог. Ролевая игра; оптимизация, структурирование информации, составление плана; Работа над проектами.

Устный и письменный опрос.

Характеристика и особенности

отраслей права


40 ч.

Цели, задачи, принципы законодательства Р.Ф. по отраслям; характеристика объектов и субъектов отраслей право; меры юридической ответственности за правонарушения (преступления). Характеризуются основные компоненты права собственности; Раскрываются условия возникновения права собственности, его реализации и прекращения. Анализируются права и обязанности собственника.

Чтение текстов (установление причинно-следственных связей), введение новой лексики, беседы по теме (работа в парах, группах); правовые дискуссии; Самооценка, взаимооценка; Расширение кругозора учащихся. Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения занятий

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.

Образовательное право 


4 ч.

Характеризуются цели, задачи и принципы образовательного законодательства. Раскрываются особенности управленческих, финансовых, трудовых отношений в сфере образования. Современная статистика в сфере образования.

Работа с карточками. Свободная работа в группах, составление презентации;

Установление причинно-следственных связей; построение рассуждений, выводов;

Аргументация собственных взглядов (умение приводить доказательства).

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы

Право и мы 


4 ч.

Итоговое повторительно-обобщающее занятие по курсу. Защита проектов. Обмен опытом. «Круглый стол»: обсуждение пройденного курса.


Участвовать в диалоге; Фронтальный опрос; Само- и взаимопроверка (оценивать результаты и планировать дальнейшее развитие); предъявление результатов творческой исследовательской работы (Эссе, презентации, проект).

Устный и письменный опрос, тестирование, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.

Итого

68 ч.









Тематическое планирование  внеурочной деятельности «Закон и порядок»

с указанием основных видов деятельности и форм организации 9 «а» класс


Тема занятий

Виды деятельности

Форма организации

Кол-во часов

1

Цели и задачи права, его функции в современном обществе.

Познавательная деятельность

Познавательная беседа

2

2

Источники права.

Познавательная деятельность

Беседа, викторина

2

3

Признаки правового государства, его   функции;

Познавательная деятельность

Исследовательская практика

2

4

Теории происхождения государства и права.

Познавательная деятельность

Исследовательская практика обучающихся

2

5

Понятие «конституция». Анализируются её функции;

Познавательная деятельность

Дискуссия

2

6

Виды конституций; принципы конституционного строя РФ.

Познавательная деятельность

Беседа

2

7

Три ветви власти, их полномочия и компетенция;

Игровая деятельность

Ролевая игра

2

8

Институт президентства в РФ;

Познавательная деятельность

Беседа

2

9

Основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ.

Познавательная деятельность

Дискуссия, диспут

2

10

Основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ.

Познавательная деятельность

Беседа, викторина.

2

11

Цель и задачи гражданского законодательства, его основные принципы.

Интеллектуальная игра

Викторина, деловая игра

2

12

Цель и задачи гражданского законодательства, его основные принципы.

Познавательная деятельность

Викторина

2

13

Основные компоненты права собственности

Познавательная деятельность

Виртуальная экскурсия

2

14

Права и обязанности собственника

Игровая деятельность

Ролевая игра

2

15

Понятия «семья» и «брак». Брачный контракт. Условия вступления в брак и его расторжения.

Познавательная деятельность

Виртуальная экскурсия

2

16

Права и обязанности родителей и детей. 

Игровая деятельность

Социально-моделирующая игра

2

17

Задачи и принципы трудового законодательства.

Познавательная деятельность

Исследовательская практика обучающихся

2

18

Задачи и принципы трудового законодательства.

Игровая деятельность

Деловая игра

2

19

Понятие «трудовой контракт».

Познавательная деятельность

Дискуссия

2

20

Понятие «трудовой контракт».

Познавательная деятельность

Беседа

2

21

Права несовершеннолетних работников.

Игровая деятельность

Ролевая игра

2

22

Права несовершеннолетних работников.

Познавательная деятельность

Беседа

2

23

Задачи и принципы уголовного законодательства.

Познавательная деятельность

Дискуссия, диспут

2

24

Задачи и принципы уголовного законодательства.

Познавательная деятельность

Беседа, викторина.

2

25

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних,

Познавательная деятельность

Познавательная беседа

2

26

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних,

Познавательная деятельность

Беседа, викторина

2

27

Задачи и  принципы административного законодательства

Познавательная деятельность

Исследовательская практика

2

28

Задачи и  принципы административного законодательства

Познавательная деятельность

Исследовательская практика обучающихся

2

29

Цели и задачи экологического права, принципы экологического права.

Игровая деятельность

Деловая игра

2

30

Права граждан в области экологии .

Познавательная деятельность

Исследовательская практика обучающихся

2

31

Цели, задачи и принципы образовательного законодательства.

Игровая деятельность

Деловая игра

2

32

Особенности управленческих, финансовых, трудовых отношений в сфере образования.

Познавательная деятельность

Дискуссия

2

33

Итоговое повторительно-обобщающее занятие по курсу. 

Познавательная деятельность

Беседа

2

34

«Круглый стол»: обсуждение пройденного материала; Защита проектов. Обмен опытом.

Познавательная деятельность

Беседа

2

Итого: 68 ч.



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

Список литературы, рекомендованный педагогу:

  1. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2016(стандарты второго поколения)

  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2017.

  3. Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию 2018 пособие для подготовки. СПб, 2018.

  4. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2017

  5. Обществознание. 9 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2017.


Список литературы, рекомендованной учащимся:

  1. Школьный словарь по обществознанию 8-9кл. (10-11). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.А. Аверьянова., М. «Просвещение». 2018.

  2. Обществознание. Итоговая аттестация. Типовые тестовые5 –задания. 7 кл.

Е. Н. Калачёва.М.: «Экзамен». 2019.

3. Тесты по обществознанию. 7 кл.: к учебнику под ред Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 7 кл.». ФГОС. С.В. Краюшкина. М. «Экзамен». 2019.

4. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная литература:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Печатные пособия.

Демонстрационные таблицы:

-Государственные символы российской Федерации.

-Структура политической системы.

-Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.

-Формы государства.

  1. Информационно-коммуникативные средства.

Мультимедийное учебное пособие (2 CD) Обществознание 8-11 кл.

  1. Технические средства обучения.

Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.

  1. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Шкаф для хранения карт.

Ящик для хранения таблиц.


12