| Утверждаю: директор ГБОУ Уфимская школа-интернат №13 __________________А.М. Кириллова «___»_____________2021 г. |
Согласовано: заместитель директора по УВР ___________________З.Н. Дусеева «___»_____________2021 г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Закон и порядок» по предмету «Обществознание»
для 9 а класса
учителя высшей квалификационной категории
Кирамановой Земфиры Байраковны
2021-2022 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО от__24__ августа 2021 г. протокол №___1____ Руководитель ШМО ___________________Н.А. Ибрагимова |
Пояснительная записка
Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 9 классе. Программа «Закон и порядок» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Особенность по отношению к ФГОС ООО. Образовательная программа внеурочной деятельности по предмету «обществознание» для обучающихся 9 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897)», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Учебный курс «Обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы».
Целью изучения данного курса являются: формирование правовой культуры гражданина; овладение системой знаний по основам важнейших отраслей права, формирование умений разрешать проблемы, возникающие в повседневной жизни, с правовой точки зрения, для большего осознания ценности жизни, развитие личностных качеств, необходимых для успешной социализации.
Задачи курса: подготовка обучающихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения; учебно-практическое знакомство с юриспруденцией.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Настоящая программа предназначена для образования обучающихся с НОДА, достигших уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющих особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями и нуждающихся в специальных условиях получения образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
Учебным планом ГБОУ «Уфимская коррекционная школа интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата на 2021-2022 уч. год.
Программа имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности в основной школе. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном материале по предмету обществознание (углубленного изучения отраслей права) и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания правовых знаний и потребностями грамотного их применения в реальных жизненных ситуациях; реализовать учащимся свой творческий потенциал.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента- 68 часов из расчёта 1 час в неделю при 34 учебных неделях. Данная программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план в рамках ФГОС.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
– школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности;
–существенный вклад обществознания в гражданское становление личности;
–предмет содержит значительный потенциал для нравственного воспитания подросткового поколения;
–изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи.
Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст 9 и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Планируемые результаты
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
–знания и представления о нормах российского законодательства;
–знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
–коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Ученик 8 класса должен:
Ученик научится:
Характеризовать во времени общие рамки развития общества.
Анализировать свидетельства различных источников, выявляя в них общее и различия;
Объяснять причины и следствия ключевых событий, социальных норм;
Сопоставлять общественное развитие, показывать общие черты и особенности.
Уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке
Ученик получит возможность научиться:
Использовать элементы источниковедческого анализа при работе с материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
предотвращать или преодолевать конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
Содержание тем внеурочной деятельности «Закон и порядок» учебного курса «Обществознание»
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Теория государства и права (Теория происхождения государства и права) | 8 ч. | Цели и задачи права, его функции в современном обществе. Анализируются источники права. Раскрываются признаки правового государства, его функции; теории происхождения государства и права. | Устно-речевая практика(монолог, диалог); Анализ документов; работа с содержанием тематической презентации (синтез сложного теоретического материала, извлечение информации из источника) | Устный и письменный опрос. |
Конституционное право (Государственное управление в РФ; Права и свободы граждан в РФ). | 12 ч. | Понятие «Конституция». Анализируются её функции; виды конституций; принципы конституционного строя РФ. Три ветви власти, их полномочия и компетенция; институт президентства в РФ; основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ. | Анализ содержания источника (документа); Диалогическая речь, парная работа, монолог, диалог. Ролевая игра; оптимизация, структурирование информации, составление плана; Работа над проектами. | Устный и письменный опрос. |
Характеристика и особенности отраслей права | 40 ч. | Цели, задачи, принципы законодательства Р.Ф. по отраслям; характеристика объектов и субъектов отраслей право; меры юридической ответственности за правонарушения (преступления). Характеризуются основные компоненты права собственности; Раскрываются условия возникновения права собственности, его реализации и прекращения. Анализируются права и обязанности собственника. | Чтение текстов (установление причинно-следственных связей), введение новой лексики, беседы по теме (работа в парах, группах); правовые дискуссии; Самооценка, взаимооценка; Расширение кругозора учащихся. Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения занятий | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Образовательное право | 4 ч. | Характеризуются цели, задачи и принципы образовательного законодательства. Раскрываются особенности управленческих, финансовых, трудовых отношений в сфере образования. Современная статистика в сфере образования. | Работа с карточками. Свободная работа в группах, составление презентации; Установление причинно-следственных связей; построение рассуждений, выводов; Аргументация собственных взглядов (умение приводить доказательства). | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы |
Право и мы | 4 ч. | Итоговое повторительно-обобщающее занятие по курсу. Защита проектов. Обмен опытом. «Круглый стол»: обсуждение пройденного курса. | Участвовать в диалоге; Фронтальный опрос; Само- и взаимопроверка (оценивать результаты и планировать дальнейшее развитие); предъявление результатов творческой исследовательской работы (Эссе, презентации, проект). | Устный и письменный опрос, тестирование, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Итого | 68 ч. | | | |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Закон и порядок»
с указанием основных видов деятельности и форм организации 9 «а» класс
№ | Тема занятий | Виды деятельности | Форма организации | Кол-во часов |
1 | Цели и задачи права, его функции в современном обществе. | Познавательная деятельность | Познавательная беседа | 2 |
2 | Источники права. | Познавательная деятельность | Беседа, викторина | 2 |
3 | Признаки правового государства, его функции; | Познавательная деятельность | Исследовательская практика | 2 |
4 | Теории происхождения государства и права. | Познавательная деятельность | Исследовательская практика обучающихся | 2 |
5 | Понятие «конституция». Анализируются её функции; | Познавательная деятельность | Дискуссия | 2 |
6 | Виды конституций; принципы конституционного строя РФ. | Познавательная деятельность | Беседа | 2 |
7 | Три ветви власти, их полномочия и компетенция; | Игровая деятельность | Ролевая игра | 2 |
8 | Институт президентства в РФ; | Познавательная деятельность | Беседа | 2 |
9 | Основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ. | Познавательная деятельность | Дискуссия, диспут | 2 |
10 | Основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ. | Познавательная деятельность | Беседа, викторина. | 2 |
11 | Цель и задачи гражданского законодательства, его основные принципы. | Интеллектуальная игра | Викторина, деловая игра | 2 |
12 | Цель и задачи гражданского законодательства, его основные принципы. | Познавательная деятельность | Викторина | 2 |
13 | Основные компоненты права собственности | Познавательная деятельность | Виртуальная экскурсия | 2 |
14 | Права и обязанности собственника | Игровая деятельность | Ролевая игра | 2 |
15 | Понятия «семья» и «брак». Брачный контракт. Условия вступления в брак и его расторжения. | Познавательная деятельность | Виртуальная экскурсия | 2 |
16 | Права и обязанности родителей и детей. | Игровая деятельность | Социально-моделирующая игра | 2 |
17 | Задачи и принципы трудового законодательства. | Познавательная деятельность | Исследовательская практика обучающихся | 2 |
18 | Задачи и принципы трудового законодательства. | Игровая деятельность | Деловая игра | 2 |
19 | Понятие «трудовой контракт». | Познавательная деятельность | Дискуссия | 2 |
20 | Понятие «трудовой контракт». | Познавательная деятельность | Беседа | 2 |
21 | Права несовершеннолетних работников. | Игровая деятельность | Ролевая игра | 2 |
22 | Права несовершеннолетних работников. | Познавательная деятельность | Беседа | 2 |
23 | Задачи и принципы уголовного законодательства. | Познавательная деятельность | Дискуссия, диспут | 2 |
24 | Задачи и принципы уголовного законодательства. | Познавательная деятельность | Беседа, викторина. | 2 |
25 | Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, | Познавательная деятельность | Познавательная беседа | 2 |
26 | Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, | Познавательная деятельность | Беседа, викторина | 2 |
27 | Задачи и принципы административного законодательства | Познавательная деятельность | Исследовательская практика | 2 |
28 | Задачи и принципы административного законодательства | Познавательная деятельность | Исследовательская практика обучающихся | 2 |
29 | Цели и задачи экологического права, принципы экологического права. | Игровая деятельность | Деловая игра | 2 |
30 | Права граждан в области экологии . | Познавательная деятельность | Исследовательская практика обучающихся | 2 |
31 | Цели, задачи и принципы образовательного законодательства. | Игровая деятельность | Деловая игра | 2 |
32 | Особенности управленческих, финансовых, трудовых отношений в сфере образования. | Познавательная деятельность | Дискуссия | 2 |
33 | Итоговое повторительно-обобщающее занятие по курсу. | Познавательная деятельность | Беседа | 2 |
34 | «Круглый стол»: обсуждение пройденного материала; Защита проектов. Обмен опытом. | Познавательная деятельность | Беседа | 2 |
Итого: 68 ч. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Список литературы, рекомендованный педагогу:
Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2016(стандарты второго поколения)
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2017.
Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию 2018 пособие для подготовки. СПб, 2018.
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2017
Обществознание. 9 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2017.
Список литературы, рекомендованной учащимся:
Школьный словарь по обществознанию 8-9кл. (10-11). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.А. Аверьянова., М. «Просвещение». 2018.
Обществознание. Итоговая аттестация. Типовые тестовые5 –задания. 7 кл.
Е. Н. Калачёва.М.: «Экзамен». 2019.
3. Тесты по обществознанию. 7 кл.: к учебнику под ред Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 7 кл.». ФГОС. С.В. Краюшкина. М. «Экзамен». 2019.
4. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная литература:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Учебно-методическое обеспечение.
Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
-Государственные символы российской Федерации.
-Структура политической системы.
-Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.
-Формы государства.
Информационно-коммуникативные средства.
Мультимедийное учебное пособие (2 CD) Обществознание 8-11 кл.
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Шкаф для хранения карт.
Ящик для хранения таблиц.
12