СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое слово", 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое слово", 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.



РАССМОТРЕНО на заседании ШМО гуманитарного цикла Протокол № от ___________ Руководитель ШМО _________________Ф.И.О

СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Чадина Н.А. «___»__________ 20 г

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 9 Приказ от _______ № _____ _______________Ф.И.О



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

Программа внеурочной деятельности. «Золотое слово». 5 класс. (общекультурное направление)

Класс: 5

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации программы -2017 /2018 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 35 ч/год; 1ч/неделю



Программа составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;планируемых результатов основного общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва)



Рабочую программу составила Краснова Анна Андреевна, учитель русского языка и литературы

2017 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Золотое слово» для 5 классов разработана на основе:

 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);

 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 планируемых результатов основного общего образования;

 требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

 СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №9;

 учебного плана МБОУ СОШ № 9.

Цели программы внеурочной деятельности:

 способствование развитию умений создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов через знакомство с аспектами поэтического мастерства;

 формирование компетентности в области стихосложения;

 развитие творческого потенциала учащихся. Задачи программы внеурочной деятельности:

 формирование способности освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

 развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;

 формирование способности и готовности обучающихся к литературному творчеству, фантазированию, умению решать сложные проблемные ситуации;

 формирование способности к адекватной самооценке, развитию коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;

 формирование способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Золотое слово».

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Программа «Золотое слово», представляя дополнительный образовательный курс общекультурного направления, позволяет и в рамках внеурочной деятельности осуществлять работу, направленную на формирование личности школьника и развитию его творческих способностей. Содержание программы курса «Золотое слово» является продолжением изучения смежных предметных областей (русского языка, МХК, истории) в освоении различных видов и техник искусства слова. Наряду с реализацией концепции общекультурного и духовно-нравственного воспитания программа «Золотое слово» выделяет приоритетные направления, среди которых:

 развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности;

 интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

 формирование информационной грамотности современного школьника;  развитие коммуникативной компетентности;

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на следующих принципах:

 принцип культуросообразности;

 принципа коллективности;

 принцип диалогичности;

 принцип патриотической направленности;

 принцип проектности;

 принцип поддержки самоопределения воспитанника.

Место курса внеурочной деятельности «Золотое слово» в учебном плане. На изучение курса внеурочной деятельности «Золотое слово» в 5 классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год).

Особенности организации курса внеурочной деятельности «Золотое слово». Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. Детское творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания, служащее в первую очередь общему развитию личности. Поэтому основными функциями курса являются:

 расширение, углубление предметных знаний;

 приобщение детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;

 расширение коммуникативного опыта.

Принципы организации работы:

 добровольность, сознательность и активность учащихся;

 регулярность занятий;

 постепенность изучения материала;

 наглядность в работе;

 индивидуализация.

В процессе занятий примеряются следующие методы обучения:

 словесный (рассказ, объяснение, декламация, беседа, анализ, обсуждение своих действий и действий одноклассников);

 наглядный (учебные фильмы, видеофильмы, схемы, таблицы, презентации, фотографии, аудиозаписи);

 практические (работа с источником информации, анализ художественного текста, создание собственных произведений).

Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные; обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы, литературные вечера, сбор и оформление материалов, проектная деятельность.

Прогнозируемые результаты освоения содержания курса внеурочной деятельности «Золотое слово».

По итогам освоения программы внеурочной деятельности «Золотое слово» обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

 приобретение общих знаний о культуре поведения;

 преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе;

 усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях;

 осознание общепринятых ценностей;

 оценка своих способностей и потребностей.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

 перенятие опыта переживания;

 преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы;

 получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых;

 попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

 получение опыта самостоятельного действия;

 овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни;

 приобретение умений представить собственные проекты сверстникам, родителям (законным представителям), учителям.

Основным инструментарием для оценивания результатов курса внеурочной деятельности являются публичные чтения произведений собственного сочинения, участие в различных конкурсах. Критериями эффективности занятий при этом выступают: повышение уверенности в себе и своих возможностях; расширение литературного кругозора, формирование грамотной речи, расширение лексикона. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения курса являются:

 формирование адекватной самооценки собственного читательского кругозора;

 формирование целостного мировоззрения;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию. Метапредметным результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

 принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

 планировать свои действия;

 анализировать условия и пути достижения цели;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

 выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;

 составлять план решения учебной проблемы;

 проявлять познавательную инициативу;

 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные УУД:

 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

 извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

 пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

 пользоваться словарями, справочниками;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения;

 самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

 адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух;

 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 осуществлять анализ и синтез;

 использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;  создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 владеть монологической и диалогической формой речи.

 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Предметными результатами изучения курса являются:

 умение работать с источниками информации;

 умение находить и классифицировать изобразительно-выразительные средства в литературном тексте;

 умение определять систему стихосложения, размер стихотворения;  умение создавать собственное произведение;

 умение анализировать живописное полотно, художественное произведение, музыкальное произведение ;

 умение наблюдать за окружающим миром.

Содержание курса внеурочной деятельности «Золотое слово».

Включение в игровое творчество (2 ч)

Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей.

Освоение элементов художественной формы (24 ч)

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Системы стихосложения. Ритм. Рифма, виды рифм. Метрика двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб. Трехсложные размеры стиха. Дактиль. Амфибрахий. Анапест Размер стиха. Сюжет и композиция. Единство содержания и формы. Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация.

Открытие в себе автора (6 ч)

Подбор рифм, игра «Угадай рифму», игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший, мини-сочинений, статей, зарисовок на заданную тему. Практическая работа: подбор эпитетов, сравнений, метафор. Сочинение белого стиха .Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. Конкурс стихов, посвящённый определённой тематике (красота, дружба, времена года, здоровый образ жизни, любовь к Родине и др.).

Формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству (3 ч)

Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Подражательность и плагиат. Чтение и обсуждение четверостиший, зарисовок, миниатюр на заданную тему. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения собственного сочинения. Работа над публикацией сборника «Проба пера».







Тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

1

Включение в игровое творчество

2

2


Освоение элементов художественной формы



24

3


Открытие в себе автора



6

4



Формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству

3


Всего

35











































Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Основные виды деятельности

Дата план

Дата факт


Включение в игровое творчество (2 ч)





1

Вводное занятие

1

Анкетирование с целью выявления читательского кругозора и художественного вкуса детей. Игра «Закончи стихотворение».



2

Что такое поэзия? Поэтические жанры.

1

Беседа по содержанию стихотворения С. Михалкова «Как научиться писать стихи?». Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами.




Освоение элементов художественной формы (24 ч)





3-4

Труд поэта – «добычи радия»

2

Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов - классиков. Беседа о назначении поэта и



5

Изобразительно- выразительные средства поэтического языка. Троп. Эпитет. Сравнение

1

Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно- выразительных средств.



6

Метафора и ее разновидности. Метонимия. Перифраз. Синекдоха.

1

Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно- выразительных поэтических средств.



7

Олицетворение и гипербола.

1

Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.



8

Я рисую словами

1

Игра «Подбери тропы». Конкурс стихотворений о природе. Уметь подбирать нужные тропы в собственных стихотворениях.



9-10

Виды систем стихосложения. Античная, песенно- тоническая, силлабо- тоническая системы стихосложения.

2

Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них вида системы стихосложения. Игра «Угадай».



11

Роль ритма

1

Анализ ритмического построения классических произведений. Проба

пера: написание собственных стихотворений.



12-13

Поход за вдохновением. Рифма. Виды рифмовки. Точная и неточная рифма.

2

Подбор рифм. Игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший на заданную тему. Чтение и обсуждение четверостиший на заданную тему.



14

Метрика. Двухсложные разделы стиха. Хорей. Ямб.

1

Чтение стихотворений классиков. Игра «Угадай размер».



15

Трехсложные размеры стиха. Дактиль. Амфибрахий. Анапест

1

Чтение стихотворений классиков. Игра «Угадай размер».



16

Сказки матушки- зимы

1

Конкурс стихотворений о зиме (выразительное чтение собственных стихотворений о зиме).



17-18

Поэзия и штампы. Понятие «штамп» в литературе

2

Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися.



19-20

Связная речь. Стилистические особенности языка. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок.

2

Исправление речевых ошибок разными способами. Игра «Составь рассказ». Уметь критически мыслить и анализировать художественный текст.



21-22

Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное

созерцанием. Переложение на стихотворный текст.


2

Рассматривание и обсуждение различных репродукций, заполнение ассоциативных таблиц.



23-24

Музыка в поэзии. Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение поэзии.


Прослушивание песен на стихи Есенина, Пушкина, Цветаевой, Ахматовой. Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.



25-26

Музыка слов. Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация.

2

Подготовка к музыкально- поэтическому вечеру. Уметь отобрать необходимый материал.




Открытие в себе автора (6 ч)





27

Экскурсия - способ получения красочных образов.

1

Выход на экскурсию по весеннему парку, создание стихотворений, зарисовок.



28

Подготовка ко всемирному дню

поэзии.


1

Написание сценария, создание рисунков и

стихотворений ко всемирному дню поэзии.




29-30

«Я знаю слов набат». Ораторские приемы. Техника речи.

2

Игры со словами, развивающие связную речь.



31

Книги- это собрание житейской мудрости.

1

Обсуждение любимых книг и авторов, подготовка листовок в помощь библиотеке.



32

«Моим стихам, написанным так рано…»

1

Подготовка к изданию сборника стихотворений. Отбор лучших стихотворений.




. Формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству (3 ч)





33-34

Сборник «Проба пера».

2

Набор текста стихотворений, дизайн обложки, подготовка к презентации .



35

Конкурс чтецов «Мастер Лиры»

1

Чтение собственных стихотворений, презентация сборника стихов, награждение лучших чтецов.





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Золотое слово»

Учебно-методическое обеспечение :

Электронные образовательные ресурсы:

1. Лаборатория рифмы - все о рифме и стихосложении http://rifma.com.ru/

2. "Стихи.ги" - коллекция современной русской поэзии http://www.stihi.ru/

Материально-техническое обеспечение :

 ноутбук

 мультимедийные (цифровые) средства.

Литература:

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М., Просвещение, 1990

2. Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2010

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. ( Методический конструктор). М., Просвещение, 2010

4. Волина М.П. Игра в рифмы. М., Просвещение, 2009

5. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. М., Просвещение, 2009


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!