Планируемые результаты освоения курса «Мир логики»
В результате изучения курса обучающиеся получат возможность формированияличностных результатов:
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Обучающийся научится:
Проявлять интерес к изучаемому материалу;
Доброжелательно относиться к собеседнику;
Уважать чужое мнение;
Стремиться к созданию собственных речевых произведений;
Стремиться к совершенствованию своих знаний в области математики, русского языка, чтения, развития речи.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.Обучающийся научится:
работать в группе, в паре;
использовать разные приемы для составления задач, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
анализировать правила игры,действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Обучающийся научится:
методам и приемам решения изобретательских и творческих задач;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
использовать разные приемы для составления задач, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
сравнивать, классифицировать предметы, выстраивать логические цепочки.
Обучающийся получит возможность научиться:
Составлять сказки, загадки, ребусы, шарады, двустишия;
Решать задачи по аналогии.
Межпредметные связи:Математика, литературное чтение, русский язык.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел I «Мир фантазии» (11 часов)
Проблемы выживания человека на Земле. История изобретательства. Понятие об изобретателях и изобретательских задачах. Качества человека, необходимые для придумывания новых предметов и процессов.
Понятие о психологической инерции.
Приемы фантазирования: « Объединение», «Оживление», «Ускорение – уменьшение», «Увеличение – уменьшение», «Морфологический анализ», «Круги по воде», «Бином фантазии», «Творческая ошибка», «Метод Робинзона».
Примеры использования приёмов в сказках. «Живые» буквы, слова, понятия.
Понятие об ассоциациях. Типы, приемы развития ассоциативного мышления.
Приёмы фантазирования, использующие ассоциации: «бином и полином фантазии», «метод фокальных объектов», «клякса».
Примеры использования приёмов в сказках и рассказах.
Придумывание фантастических рассказов с использованием приёмом.
Раздел II «Мир воображений» (13 часов)
Придумывание новых объектов.
Упражнения на развитие внимание. Концентрация и распределение внимания.
Придумывание сказок с помощью приемов, придумывание другого конца сказок. Придумывание нелепиц в стихах, придумывание «страшилок» наоборот.
Мир загадок не бывает скучным. Загадка как объект изобретательства. Составление и отгадывание загадок как методика обучения систематизации предметов и явлений, а также развития ассоциативного мышления.
Загадки в городах «Противоречий», «Пяти чувств».
Составление загадок по опорным фразам. Отгадывание загадок с использованием отсекающих вопросов. Игра «да – нет».
Раздел III «Мир логики» (10 часов)
Свойства и признаки предметов (объектов). Принципы обработки информации. Чувства и свойства. Единичные, общие, существенные и несущественные признаки предметов.
Сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению. Сравнение предметов.
Систематизация признаков предметов. Понятия, представляющие классы предметов и связи между классами явлений.
Раздел IV «Мир загадок» (18 часов)
Нахождение закономерностей. Закономерности в образовании слов, числовых рядов, явлениях окружающего мира.
Понятие об алгоритме. Нахождение алгоритма построения шарад, ребусов, загадок. Составление по алгоритму ребусов, шарад, кроссвордов.
Внимание и память человека.
Система вопросов – один ответ. Игра «да – нет».
Раздел V «Мир отношений» (16 часов)
Понятие. Приемы формирования понятий. Отношения между понятиями.
Классификация как деление понятия.
Порядок, правило, закономерность, закон. Упражнения по выявлению закономерностей в образовании слов, предложений.
Работа над рифмой в стихотворении. Придумывание двустиший по заданной рифме.
Причина и следствие. Построение причинно – следственных цепочек. Развитие системного мышления.
Аналогия. Решение задач по аналогии.
Рассуждения. Решение задач. Ошибки в рассуждениях.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Всего часов |
1 | Раздел I «Мир фантазии» | 11 |
2 | Раздел II «Мир воображений» | 13 |
3 | Раздел III «Мир логики» | 10 |
4 | Раздел IV «Мир загадок» | 18 |
5 | Раздел V «Мир отношений» | 16 |
Итого: 68 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Раздел I «Мир фантазии» (11 часов) |
1 | Понятие о фантазировании | 1 | 06.09 | |
2 | Понятие о психологической инерции | 1 | 06.09 | |
3 | Развитие ассоциативности. Критерии новизны | 1 | 13.09 | |
4 | Ассоциативные загадки | 1 | 13.09 | |
5 | Метафоры | 1 | 20.09 | |
6 | Значение ассоциативности | 1 | 20.09 | |
7 | Развитие ассоциативности: обобщение | 1 | 27.09 | |
8 | Прием «Объединение» | 1 | 27.09 | |
9 | Прием «Морфологический анализ» | 1 | 04.10 | |
10 | Игры со словами | 1 | 04.10 | |
11 | Конструктор игр | 1 | 11.10 | |
Раздел II «Мир воображений» (13 часов) |
12 | Придумывание сказок | 1 | 11.10 | |
13 | Прием «Морфологический анализ» | 1 | 18.10 | |
14 | Обобщение | 1 | 18.10 | |
15 | Признаки объектов | 1 | 25.10 | |
16 | Действия объектов | 1 | 25.10 | |
17 | Метод фокальных объектов | 1 | 08.11 | |
18 | Приемы фантазирования Дж. Родари « Круги по воде» | 1 | 08.11 | |
19 | Приемы фантазирования Дж. Родари «Бином фантазии». «Произвольная приставка» | 1 | 15.11 | |
20 | Приемы фантазирования Дж. Родари «Произвольная приставка» | 1 | 15.11 | |
21 | Прием «Что потом?» | 1 | 22.11 | |
22 | Прием «Творческая ошибка» | 1 | 22.11 | |
23 | Прием «Оживление» | 1 | 29.11 | |
24 | Обобщение приемов фантазирования Дж. Родари | 1 | 29.11 | |
Раздел III «Мир логики» (10 часов) |
25 | Прием «Увеличение - уменьшение» | 1 | 06.12 | |
26 | Прием «Ускорение – замедление» | 1 | 06.12 | |
27 | Метод Робинзона | 1 | 13.12 | |
28 | Прием «Наоборот» | 1 | 13.12 | |
29 | Прием « Связки антонимов» | 1 | 20.12 | |
30 | Обобщение приемов фантазирования | 1 | 20.12 | |
31 | Сказки про животных | 1 | 27.12 | |
32 | Фантазирование и прогнозирование | 1 | 27.12 | |
33 | Обобщающее занятие «Я умею…» | 1 | 17.01 | |
34 | Логика. Выделение признаков | 1 | 17.01 | |
Раздел IV «Мир загадок» (18 часов) |
35 | Различие предметов и явлений | 1 | 24.01 | |
36 | Сходство предметов и явлений | 1 | 24.01 | |
37 | Существенные признаки | 1 | 31.01 | |
38 | Характерные признаки | 1 | 31.01 | |
39 | Правила сравнения | 1 | 07.02 | |
40 | Упорядочивание признаков | 1 | 07.02 | |
41 | Значение сравнения | 1 | 14.02 | |
42 | Понятие о классах | 1 | 14.02 | |
43 | Правила классификации | 1 | 21.02 | |
44 | Вопросы | 1 | 21.02 | |
45 | Алгоритм | 1 | 28.02 | |
46 | Закономерности в числах и фигурах | 1 | 28.02 | |
47 | Закономерности в буквах и словах | 1 | 07.03 | |
48 | Логические задачи | 1 | 07.03 | |
49 | Логические задачи | 1 | 14.03 | |
50 | Причина и следствие | 1 | 14.03 | |
51 | Причинно – следственные цепочки | 1 | 21.03 | |
52 | Противоположные отношения между понятиями | 1 | 21.03 | |
Раздел V «Мир отношений» (16 часов) |
53 | Отношения «род – вид» между понятиями | 1 | 04.04 | |
54 | Упорядочивание по родовым отношениям | 1 | 04.04 | |
55 | Виды отношений между понятиями | 1 | 11.04 | |
56 | Определения | 1 | 11.04 | |
57 | Ошибки в построении определений | 1 | 18.04 | |
58 | Умозаключения | 1 | 18.04 | |
59 | Язык и логика | 1 | 25.04 | |
60 | Придумывание по аналогии | 1 | 25.04 | |
61 | Использование аналогии в обучении | 1 | 02.05 | |
62 | Использование аналогии в обучении | 1 | 02.05 | |
63 | Продолженная аналогия | 1 | 09.05 | |
64 | Рассуждения | 1 | 09.05 | |
65 | Ошибки в рассуждениях | 1 | 16.05 | |
66 | Юмор и логика | 1 | 16.05 | |
67 | Подведение итогов | 1 | 23.05 | |
68 | Резервные уроки | 1 | 23.05 | |
Вводное занятие. Понятие о фантазировании и психологической инерции.
Основные понятия:
- Фантазированию можно научиться.
- для того чтобы интересно придумывать, надо бороться с психологической инерцией.
Теория:
-Представление предмета «Мир фантазии».
-Беседа о фантазировании.
- Беседа о психологической инерции.
Практика:
- Обсуждение отрывка из рассказа Н.Н.Носова «Фантазеры».
- Контрольная работа.
- Решение задач на психологическую инерцию.
Ассоциативность.
Основные понятия:
- Существуют приемы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы.
- Существуют правила придумывания метафор.
- Использование ассоциаций помогает лучше запоминать.
Теория:
- Прием « Критерии новизны».
- Прием «Думай о другом!».
- Знакомство с алгоритмом для сочинения загадок.
Практика:
- Работа в группах «Кляксы».
- Сочинение загадок.
- Придумывание метафор.
- Упражнение «Цепочка ассоциаций».
- Работа в группах «Словарные слова».
- Проверка памяти.
Целое и части.
Основные понятия:
- для придумывания нового можно использовать приемы «Объединение» и «Морфологический анализ».
- Анализ структуры слова позволяет играть с ним.
Теория:
- Беседа «Сказочные животные».
- Прием «Морфологический анализ».
- Синтез учебных игр.
- Беседа «Структура сказки».
- Шарады.
Практика:
- Упражнение «Новые названия».
- Работа в группах «Новые животные».
- Работа в группах «Фоторобот».
- Упражнение «Имена и числа в словах».
- Работа в группах «Почему не говорят?».
- Разгадывание шарад и игры со словами.
- Работа в группах «Ваши варианты» (придумывание с дополнением).
Объекты и действия с ними.
Основные понятия:
- Можно сочинять, описывая признаки и действия предмета.
- Можно сочинять, используя метод фокальных объектов.
Теория:Объяснение метода фокальных объектов.
Практика:
- Игра «Цепочка».
- Сочинение загадок (работа в группах).
- Игра – театрализация.
- Работа в группах «Перевертыши».
- Придумывание необычной игрушки, используя новый метод (работа в группах).
Фантазирование и прогнозирование.
Основные понятия:
- существуют приемы фантазирования Дж. Родари для придумывания сказок.
- существуют способы прогнозирования.
Теория:Ознакомление с приемами Дж. Родари:
«Круги по воде», «Бином фантазии», «Произвольная приставка», «Что потом?», «Творческая ошибка».
- Ознакомление с приемами для сочинения сказок:
«Оживление», «Увеличение – уменьшение», «Ускорение – замедление», «Метод Робинзона», «Наоборот», «Связки антонимов».
- Беседа о будущем, о способах прогнозирования.
Практика:
- Упражнения в применении приемов сочинения (работа в группах): «Сказки с тремя концами», «Фантастическое продолжение», «Объясни ошибку», «Что думают предметы?», «Изменяем свойства», «Времена года», «»Если бы время..», «Зонтик в Африке», «Не – предметы».
- Игры.
- Загадки – ловушки.
- Рисование с противоречиями.
- Сочинение сказочных историй.
- Придумывание объекта будущего.
Обобщение.
- Повторение основных разделов курса: темы, игры, упражнения, задания.
- Проведение контрольной работы с таким же содержанием, какое было на первом занятии (чтобы проверить эффективность обучения).
- Анкетирование «Если бы я был волшебником».
- Беседа о творчестве.
Понятие о мире логики.
Представление курса. Контрольная работа.
Предметы и их признаки.
Основные понятия:
- Любой предмет обладает признаками, выражающими разные точки зрения на него.
- Сравнивать – значит находить сходство и различие.
- Каждый объект обладает признаками существенными и несущественными.
- Объекты можно упорядочивать по признакам.
Теория:Беседы о признаках предметов, о сравнении, упорядочивании объектов.
Практика:
- Игры «Передай предмет», «Запрещенное движение», «Выбывание слов».
- Упражнения: «Найди общее», «Что изменилось?», «Выделение признаков», «Кто больше?», «Проверь себя».
- Работа в группах.
Классификация предметов.
Основные понятия:
- Понятие о классах.
- Правила классификации.
- Классификация вопросов.
Теория:Беседы.
Практика:
- Работа в группах (нахождение ошибок, придумывание вопросов).
- Игра «Да – нет»
Алгоритмы. Закономерности.
Основные понятия:
- Что такое алгоритм.
- Правила составления алгоритмов.
- Закономерности в словах, числах, фигурах.
Теория:Беседы.
Практика:
- Составление алгоритмов, закономерностей.
- Упражнения на нахождение ошибок в алгоритмах и закономерностях.
Логика.
Основные понятия:
- Понятие о логических задачах и способах их решения.
- Причина и следствие.
- Отношения между понятиями.
- Понятие род – вид.
- Способы объяснения слов.
- Умозаключения.
- Смысл предложения может меняться из-за порядка слов.
- Рассуждения.
- Правила рассуждения.
- Логика и юмор.
- Язык и логика.
Теория: Беседы, знакомящие с основными понятиями.
Практика:
- Упражнения в решении логических задач, составлении логических цепочек.
- Упражнения на умение искать отношения между понятиями, приводить примеры понятий.
- Упражнения на умение описать предмет, найти описание с ошибкой.
- Упражнения на умения делать умозаключения, находить ошибки.
- Упражнения на умение редактировать предложения.
- Решение задач с противоречиями.
- Работа с текстом.
Аналогия.
Основные понятия:
- Понятие об аналогии.
- Использование аналогии в обучении и жизни.
Теория:Беседы об аналогии,о суеверии, «Кем быть?».
Практика:
- Упражнение «Сказка – калька», «Продолжи стихотворение», «Подражай-ка».
- Придумывание вопросов на смекалку, решение задач.
Итоги. Идеальный конечный результат.
- Повторение изученных тем.
- Проверка усвоения материала в виде игры «Звёздный час».
- Впечатления о курсе, отзывы.
- Благодарность детям за работу.