7
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С.Пушкина»
| | «Утверждаю» Директор МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» Приказ от«28 » августа 2015г. № 1 __________ /_Демина ЛИ./ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу «Информационные технологии»
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование 4-а,б,в классы
Количество часов 34
Учитель Назарьева Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы (В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование . 1-4 классы, М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.) и авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)»
2015 - 2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Информационные технологии» для учащихся 4 классов разработана на основе примерной примерной основной образовательной программы (В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование . 1-4 классы, М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.) и авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)», включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год.
Рабочая программа разработана с учетом следующих нормативных актов:
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».
Письма:
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина».
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование . 1-4 классы, М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.
Информатика. Учебник, 4-й класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч., М.: Баласс 2012, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.
Информатика (Информатика в играх и задачах) Методич. рекоменд. для учителя по курсу информатики, М.: Баласс 2012, Козлова С. А., Рубин А. Г., Горячев А. В.
Цели изучения «Информационных технологий»:
- формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
- подготовка школьника к последующей профессиональной деятельности;
- овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.
Задачи курса:
обучающие:
• формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
• знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
• приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
• формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении различных практических задач;
• формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;
• формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;
• формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотеках.
воспитательные:
• формировать умения описывать объекты реальной действительности, то есть представлять информацию о них различными способами;
• формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.
• сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
развивающие:
• развивать общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, то есть умения работать с информацией (правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой);
• содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности , что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.
2. Содержание программы
Содержание программы направленно на развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Во 2-4 классах гимназии ведется преподавание пропедевтического курса информатики. При этом рассматриваются два аспекта:
- технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные;
- общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Пропедевтический курс 4 класса включает следующие основные содержательные линии обучения информатике:
Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Группы (классы) объектов. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения. Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Применение моделей (схем) для решения задач. Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.)
Психологические критерии возрастного развития учащихся начальных классов накладывают отпечаток на методику преподавания информатики:
курс должен выполнять интегрирующую функцию и поддерживаться программно-педагогическими средствами на уроках по родному языку, математике, природоведению, изобразительной деятельности и др.;
организация изучения информатики допускает различные варианты использования компьютера в учебном процессе;
изучение информатики рекомендуется проводить в игровой форме, делая упор на алгоритмы, логические и развивающие игры.
В соответствии с учебным планом МБОУ гимназии имени А.С. Пушкина г. Шахты на изучение курса информационные технологии выделено в 4-х классах 34 часа в год, 1 учебный час в неделю во внеурочное время.
3. Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты
объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями;
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
анализ условия учебной задачи;
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
оценивание работы товарища в соответствии с критериями.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
У обучащихся будут сформированы:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.
осознанно владеть общими приёмами решения задач.
формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса;
выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если – то»;
по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».
Обучащиеся получат возможность для формирования:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках;
осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев.
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.
устанавливать аналогии;
строить логическую цепь рассуждений;
осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Календарно-тематическое планирование (4А и 4В; 4Б)
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности обучащихся | Отслеживание результатов обученности обучащихся |
4А и 4В | факт | 4Б | факт | аудиторные | внеаудиторные |
1 | 3.09 | | 4.09 | | Правила техники безопасности в компьютерном классе | | 1 | Изучить и закрепить правила поведения и технику безопасности в КК. Просмотр фильма | Исследовательская деятельность. |
2 | 10.09 | | 11.09 | | Ветвление в построчной записи алгоритма | | 1 | 1. Научить записывать условие ветвления. 2. Научить выполнять алгоритмы с ветвлением. 3. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
3 | 17.09 | | 18.09 | | Цикл в построчной записи алгоритма | 1 | | 1. Научить записывать условие цикла в команде «Повторяй» 3.. Научить выполнять и составлять алгоритм с циклом | Исследовательская деятельность. |
4 | 24.09 | | 25.09 | | Алгоритм с параметрами | 1 | | 1. Сформировать начальное представление о параметрах алгоритма. 2. Научить выполнять алгоритмы с параметрами. | Исследовательская деятельность. |
5, 6 | 1.10 8. 10 | | 2. 10 9. 10 | | Пошаговая запись результатов | 1 | 1 | 1 . Научить записывать результат выполнения каждой команды. 2. Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы с ветвлением, циклом, параметрами. Подвижные игр | Исследовательская деятельность. |
7, 8 | 15. 10 22. 10 | | 16. 10 23. 10 | | Общие свойства и отличительные признаки | 1 | 1 | Закрепить умение описывать общие действия и составные части группы объектов в табличном виде. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
9, 10 | 29. 10 12.11 | | 30. 10 13.11 | | Схема состава объекта | 1 | 1 | 1. Научить заполнять схему состава предмета. 2. Научить записывать адрес составной части. 3. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
11, 12 | 19.11 26.11 | | 20.11 27.11 | | Массив объекта | 1 | 1 | 1. Научить представлять массив объектов на схеме состава. 2. научить записывать адрес элемента массива в составе объекта. 3. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
13 | 3.12 | | 4.12 | | Признаки и действия объекта | 1 | | Научить записывать признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава. | Исследовательская деятельность. |
14, 15 | 10.12 17.12 | | 11.12 18.12 | | Работа за ПК | | 2 | Выполнить задания из программы «Мир информатики» | Исследовательская деятельность. |
16, 17 | 24.12 14.01 | | 25.12 15.01 | | Множество. Подмножество. | 1 | 1 | 1. Закрепить понятия «множество», «элемент множества», «подмножество», «пересечение множеств». 2. Научить определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству. 3. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
18, 19 | 21.01 28.01 | | 22.01 29.01 | | Операции «НЕ», «И», «ИЛИ» и множества | 1 | 1 | 1. Закрепить представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству. 2. Закрепить представление о высказываниях и умение определять истинность высказываний со словами «не», «и». «или». 3. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
20 | 4.02 | | 5.02 | | Описание отношений с помощью графов | | 1 | Закрепить представление о графах и умение строить графы по словесному описанию. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
21 | 11.02 | | 12.02 | | Пути в графах | | 1 | 1 Познакомить детей с понятием «путь в графе». 2 Научить строить и описывать пути в графах. 3. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
22 | 18.02 | | 19.02 | | Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» | | 1 | Научить детей выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «не», «и». «или». Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
23, 24 | 25.02 3.03 | | 26.02 4.03 | | Правило «если-то» | 1 | 1 | 1 . Познакомить с правилом «если-то» 2. Научить записывать правила «если-то», составлять их схемы. 3. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
25, 26 | 10.03 17.03 | | 11.03 18.03 | | Схема рассуждений | 1 | 1 | 1. Сформировать представление о схеме рассуждений. 2.Научить составлять схемы рассуждений. 3. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
27, 28 | 7.04 14.04 | | 8.04 15.04 | | Составные части объектов | 1 | 1 | 1. Научить сравнивать состав различных объектов и находить у них части с одинаковыми названиями. 2 Научить придумывать и описывать предметы с необычным составом. 3. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
29 | 21.04 | | 22.04 | | Действия объектов. Необычные действия. | 1 | | 1 Закрепить представление о связи между составными частями и возможностями объектов. 2 Научить придумывать и описывать предметы с необычными составом и возможностями. | Исследовательская деятельность. |
30, 31 | 28.04 5.05 | | 29.04 6.05 | | Признаки объектов. Необычные признаки и действия | 1 | 1 | 1. Научить находить признаки с одним и тем же названием у предметов и существ разных групп. 2. Закрепить умение описывать в табличном виде отличительные признаки объектов одной группы. 3. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
32, 33, 34 | 12.05 19.05 26.05 | | 13.05 20.05 27.05 | | Объекты, выполняющие обратные действия | 1 | 2 | 1 Закрепить представление об обратном действии. 2 Научить описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. 3. Подвижные игры | Исследовательская деятельность. |
5. Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование . 1-4 классы, М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.
Информатика. Учебник, 4-й класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч. (ч. 1 – 64 с., ил.; ч. 2 – 96 с., ил.), М.: Баласс 2012, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.
Информатика (Информатика в играх и задачах) Методич. рекоменд. для учителя по курсу информатики, М.: Баласс 2012, Козлова С. А., Рубин А. Г., Горячев А. В.
Спортивный инвентарь для подвижных игр
Компьютер.
Проектор.
Интерактивная доска
СД – диск «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячев.
Использование электронных образовательных ресурсов и Интернет-ресурсов
№ урока в рабочей програм- ме | Тема урока | Наименование ЭОР | Расположение ресурса | На каком этапе используется |
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92853/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
3 | Цикл в построчной записи алгоритма | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92854/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
4 | Алгоритм с параметрами | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92855/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
5 | Пошаговая запись результатов | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92856/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
10 | Общие свойства и отличительные признаки | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92857/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
11 | Схема состава объекта | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92858/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
12 | Массив объекта | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92859/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
18 | Множество. Подмножество. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92861/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
19 | Операции «НЕ», «И», «ИЛИ» и множества | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92862/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
20 | Описание отношений с помощью графов | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92863/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
21 | Пути в графах | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92864/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
22 | Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92865/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
23 | Правило «если-то» | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92866/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
24 | Схема рассуждений | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92867/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
28 | Составные части объектов | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92868/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
29 | Действия объектов. Необычные действия. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92869/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
30 | Признаки объектов. Необычные признаки и действия | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/92870/?interface=pupil&class=45&subject=19 | Изучении материала, закрепление |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» от «28» августа 2015г. № 1 ___________ /Ткаченко В.А._/ Подпись руководителя МС, ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Астраханцева Т.В./ ФИО «28» августа 2015 г. |