СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа вокального кружка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ГБПОУ МО «Орехово-Зуевский техникум» создана вокальная студия, в которой занимаются  учащиеся 1-4 курсов в возрасте от 15 до 18 лет. Особенность программы  в том, что она  разработана   для  обучающихся техникума, которые сами стремятся  научиться красиво и грамотно петь.  При этом   дети  не только разного возраста, но и имеют разные  стартовые способности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа вокального кружка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

В техникуме обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа вокальной студии, направленная на духовное развитие обучающихся.

Данная программа относится к художественно-эстетической направленности.


Новизна программы.

В ГБПОУ МО «Орехово-Зуевский техникум» создана вокальная студия, в которой занимаются учащиеся 1-4 курсов в возрасте от 15 до 18 лет. Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся техникума, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа вокальной студии - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу учащихся, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Программа отличается тем, что:

- позволяет в условиях техникума через дополнительное образование расширить возможности образовательной области;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп в вокальной студии соразмерно личной индивидуальности;

- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.




Цель программы – сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению через активную музыкально-творческую деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;

Воспитательные:

  • Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;

Развивающие:

  • Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;

Организация образовательного процесса

Программа в объеме 720 часов рассчитана на два года обучения. Объем программы первого года обучения составляет 360 часа, второго года – 360 часов. Занятия проводятся в 2-х группами, численность которых составляет 8 человек в каждой.

Занятия в группах проводятся:

1 год обучения: 2 раза в неделю по 4 часа - 8 часов в неделю, в каждой группе, всего – 360 часа в год.

2 год обучения: 2 раза в неделю по 4 часа - 8 часов в неделю,

всего – 360 часов в год.

Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.

Организация образовательного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

При разучивании песенного репертуара я обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы – формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности.

В основу разработки программы вокальной студии положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.

Занятия по дисциплине ориентированы, прежде всего, на практические виды деятельности и проходят в форме групповых уроков. Основными формами проведения занятий являются:

  • беседы;

  • урок;

  • праздники;

  • концерты;

  • конкурсы.

Возрастные особенности детей старшего школьного возраста (15-18 лет).

Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников IX—XI классов школы. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни, производственной работы после окончания школы и обучения в вузе.

Движущей силой психического развития в старшем школьном возрасте является противоречие между резким повышением уровня требований, которые начинают предъявлять к девятикласснику — вчерашнему подростку — общество, школьный коллектив, учебная деятельность (требования к его личности, творческим потенциям, самостоятельному мышлению),— и тем уровнем психического развития, которого он достиг. Противоречие это разрешается путем развития нравственных, умственных и творческих сил старшего школьника.

В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. На развитие личности в старшем школьном возрасте решающее влияние оказывает изменение положения учащегося в школе, семье, в системе общественных отношений.

Руководство взрослых в этот период развития личности не только не снимается, но оно совершенно необходимо. Однако важно, чтобы это руководство было очень тактичным, умелым. Формы воздействия на школьника старшего возраста должны быть совершенно новыми по сравнению с формами воздействия на предыдущих этапах развития личности.

Прежде всего, у юношей и девушек заметно развивается самосознание. Однако оно не просто растет, оно приобретает качественно-специфический характер, что связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. Именно этим отличается самосознание старшего школьника от самосознания подростка. Именно этим вызван у старшего школьника глубокий интерес к собственной психической жизни, к качествам своей личности, своим способностям, именно поэтому появляется потребность приглядеться к своему поведению, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Оценка учителя, если она доброжелательна и не предвзята, даже резкие критические суждения, если они высказаны с тактом, глубокой верой в возможности старшего школьника, с глубоким уважением к его личности, воспринимаются обычно с должным вниманием и признательностью.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Ожидаемые результаты


В конце первого года обучения в вокальной студии учащийся должен:

знать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- уметь делать распевку;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно.

В конце второго года обучения в вокальной студии учащийся должен:

знать:

- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

- произведения различных жанров;

- великих вокалистов России и мира;

уметь:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- характеризовать выступления великих вокалистов

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе;

- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.



Учебно-тематический план (1-й год обучения)

№ п/п


Тема занятий

Часы

Общее

кол-во

Теория

Прак-

тика

1.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. Прослушивание обучающихся.

32

8

24

2.

Певческая установка и певческая позиция.

Дыхание.

28

4

24

3.

Распевание.

28

8

20

4.

Дикция. Артикуляция.

28

8

20

5.

Гигиена певческого голоса.

4

4

0

6.

Сценическая культура и сценический образ.

28

8

20

7.

Основы нотной грамоты

28

8

20

8.

Движения вокалистов под музыку

28

8

20

9.

Вокальный ансамбль.

20

4

16

10.

Импровизация. Собственная манера исполнения

28

8

20

11.

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.

20

4

16

12.

Работа над репертуаром.

48

-

48

13.

Праздники, выступления.

Концертно-исполнительская деятельность.

40


40



Итого


360


72


288









Содержание программы

1 год обучения

1. Теория (8 часа).

Инструктаж по ТБ. Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. Прослушивание обучающихся.

На занятие обучающиеся знакомятся с определениями:

искусство пения, роль и место музыкального и вокального искусства,

положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя, музыка в нашей жизни.

Влияние пения на развитие личности, речи человека. «Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.

Регистровый порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и полузевок».

Регулировочный образ: место и роль в пении.




Практические занятия (24 часов).

1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.

2. Координационно-тренировочные занятия. Отработка упражнений.

Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

2. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.

Отработка полученных вокальных навыков.

Теория (4 часа).

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.

Соотношения работы органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.

Практические занятия (24 часов). Дыхательная гимнастика.


3. Распевание. Теория (8 часа).

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского.

Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки на начало распевки.

Практические занятия (20 часов). Пение упражнений для укрепления голоса и мышц с нужным потоком воздуха. Обучение учащихся правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).


4. Дикция. Артикуляция. Теория (8 час).

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.

Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.

3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.


Практические занятия (20 часов).

1) Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);

2) Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);

3) Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172);

4) Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой (стр.78-80);

5) Тренажер самоконтроля развития дикции;

6) Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой (с.81-83).


5. Гигиена певческого голоса. Теория (4 часа).

Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.

Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вреде курения на голосовые связки.

Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.

Запреты:

- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;

- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;

- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.


6. Сценическая культура и сценический образ. Теория (8 часа).

Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.





Практические занятия (20 часов).

1. Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);

2. Психологический тренинг;

3. Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой с. 172-179 );

4. Упражнения на координацию движений;

5. Практическая работа по формированию сценического образа.


7. Основы нотной грамоты. Теория (8 часа).


Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.

Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.

Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.

Тональность: мажорная и минорная.

Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника. Музыкальный размер ; сложный размер .

Ноты в басовом ключе.

Паузы.

Записи песен.

Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые.

Хроматическая и целоторная гамма. Правильное пение по нотам.

Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.

Практические занятия (20 часов).

  1. Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз. Научиться писать скрипичный и басовый ключи. Выучить название октав на клавиатуре;

  2. Выучить название и написание всех длительностей;

  3. Пение гаммы по нотам со словами и показом;

  4. Пение песен по нотам;

  5. Звучание интервалов и угадывание их на слух;

  6. Запись ритмического рисунка;

  7. Элементы контроля правильности пения по нотам;

  8. Секреты устранения фальши.


8. Движения вокалистов под музыку. Теория (8 часа)

Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.

Практические занятия (20 часов).

      1. Просмотр и анализ выступлений вокалистов;

      2. Элементы ритмической гимнастики;

      3. Работа над возможными вариантами движений сценического образа.


9. Вокальный ансамбль. Теория (4 часа)


Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия (16 часов).

  1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;

  2. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;

  3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;

  4. Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений;

  5. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр (программа В.Емельянова, стр. 172);

  6. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса (программа В.Емельянова, стр. 143);

  7. Упражнения с твердой и мягкой атакой.

  8. Подготовка к выходу на сцену.


10. Импровизация. Собственная манера исполнения.

Теория (8 часа)

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.

Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.

Многоголосое пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практические занятия (20 часов):

        1. Просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка импровизации;

        2. Элементы импровизации в детском исполнении.

3. Выбор песни;

4. Заучивание текста;

5.Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;

6. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.

11. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Теория (4 часа).

История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод- рок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.

Практические занятия (16 часов).

Групповое прослушивание исполнения вокалистов разных жанров и обсуждение манеры и стиля исполнения. Поиск собственного стиля.

Цель использования данного подхода: помочь воспитанникам постепенно углубляться в творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.

12. Работа над репертуаром. Практические занятия (48 часов).

Разработка индивидуального стиля. Подбор соответствующего музыкального материала. Режиссура песни. Аранжировка. Чувство сцены. Поиск индивидуального сценического образа. Подбор гардероба. Создание портфолио.

13. Концертно-исполнительская деятельность. Праздники, выступления. Практические занятия (20 часов).

Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.


















Учебно – тематический план (2-й год обучения)

№ п/п


Тема занятий

Часы

Общее

кол-во

Теория

Прак-

тика

1.

Инструктаж по ТБ. Певческое дыхание, опора звука. Отработка полученных вокальных навыков.

28

4

24

2.

Голосообразование. Повтор ранее изученных произведений.

24

4

20

3.

Выявление индивидуальных красок голоса (тембра).

32

8

24

4.

Движения под музыку, сценическая культура.

28

8

20

5.

Понятие о резонаторах.

28

8

20

6.

Работа с микрофоном на сцене.

28

8

20

7.

Постановка голоса.

28

8

20

8.

Развитие чувства стиля (образа).

24

8

16

9.

Работа над исполнением песни дуэтом.

28

8

20

10.

Работа над исполнением песни в составе трио.

28

8

20

11.

Работа над исполнением песни в составе ансамбля.

20

4

20

12.

Великие вокалисты прошлого и настоящего.

20

4

16

13.

Праздники, выступления, конкурсы, концерты.

40

-

40



360


84

276


Содержание программы

2 год обучения

Тема 1. «Певческое дыхание, опора звука». Теория (8 часа).

Правильное дыхание - основа пения. Атака звука как стабилизирующий фактор звучания голоса певца.

Практические занятия (24 часов).

Повтор ранее изученных произведений.

Проверка правильности понимания и осуществления дыхательного процесса, Дыхательные упражнения.

Тема 2. Голосообразование. Теория (4 часа).

Повтор ранее изученных произведений. Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый. Регистровый порог. Механизм перевода регистра. Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и полузевок».

Практические занятия (20 часов). Отработка упражнений.

Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.

Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.

Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».

Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).


Тема 3. «Выявление индивидуальных красок голоса (тембра)». Теория

(8 часа).

Овладение собственной манерой вокального исполнения. Владение своим голосовым аппаратом. Использование своих певческих навыков.

Частотная характеристика голоса, резонансное усиление звука от связок, сбалансированность звука во всём диапазоне, беседа об использовании своей манеры пения и своих возможностях голоса, анализ своего исполнения.

Практические занятия (24 часов).

Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса, упражнения на вибрацию, импровизация в произведениях, упражнения на сглаживание переходных нот, работа с песней в индивидуальной манере исполнения, работа над техникой пения в свободном режиме, наработка певческих навыков путём систематических упражнений, техник.


Тема 4 «Движения под музыку, сценическая культура». Теория (8 часа).

Правильная поза, сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бёдер, ног, мимики, выражения лица, улыбки, устранение волнения на сцене.

Практические занятия (20 часов).

Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки, пластичность вокалиста, помощь движений при исполнении песни, мимический тренинг.


Тема 5. Понятие о резонаторах. Теория (8 часа).

Классификация резонаторов – верхние, нижние, ротовая полость, глотка, их предназначение и роль в пении.

Практические занятия (20 часов).

Многократное усиление звука с помощью резонаторов, освобождение голосовых связок от нагрузок и переход на энергию резонаторов, упражнения, усиливающие резонаторное звучание.


Тема 6. Работа с микрофоном на сцене. Теория (8 часа).

Виды микрофонов. Техника работы с микрофоном.

Практические занятия (20 часов).

Приспособление к "микрофонному эффекту" без напряжения, обучение владения своим голосом, знание своих технических возможностей.


Тема 7. Постановка голоса. Теория (8 часа).

Использование самостоятельных методов по овладению голосом, речью, дыханием, необходимых для пения.

Практические занятия (20 часов).

Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах, упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса, дыхательная гимнастика, использование скороговорок на начало распевок.


Тема 8. Развитие чувства стиля (образа). Теория (8 часа).

Своеобразие, неповторимость, манера движений, костюм, роль.

Практические занятия (16 часов).

Работа по формированию сценического образа, владение собой, репетиция вдохновения – необходимость, суть и назначение.


Тема 9. Работа над исполнением песни дуэтом. Теория (8 часа).

Тема 10. Работа над исполнением песни в составе трио. Теория (8 часа).

Тема 11. Работа над исполнением песни в составе ансамбля. Теория (4 часа).

Понятие об ансамбле, виды ансамбля: дуэт, трио, квартет, квинтет и. т.д., особенности исполнения в составе ансамбля.

Практические занятия по каждой теме (20 часов).

Работа над умением слушать голоса в ансамбле, пение упражнений на выработку двухголосия, трехголосия. Работа над перекличками голосов.


Тема 12. Великие вокалисты прошлого и настоящего. Теория (4 часа).

Произведения различных жанров. Отличительные особенности.

Практические занятия (16 часов). Прослушивание композиций, с целью определения собственного репертуара.

Романс: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко.

Авторская песня: Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум.

Блюз: Бесси Смит, Роберт Джонсон, Лимон Джеферсон, Уилли Диксон.

Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, Дайана Крол, Луи Армстронг. Джо Уильямс, Эла Жаро, Леонид Утесов, Валентина Пономарева, Ф.И.Шаляпин, Сергей Лемешев, Татевик Оганесян, Ирина Отиева, Лариса Долина.

Кантри: Тоннесси Эрни, Хэнк Уильямс (1 и 2), Джей Кэйл, Крис Кристоферсон, Уилли Нелсон, Долли Партон, Билл Хэйли, Карл Перкинс, Элвис Пресли, Эдди Коррэн.

Рок: «Битлз» - Пол МарКартни, «Роллинг Стоунз», «Кинс», «Ярдбердз», «Энималз», Эрик Берден, Саймон, Гарфакелл, «Криденс Кликруотер Ривайвл».

Поп-певцы: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Дин Мартин.

Рок-н-ролл: «Статус кво». Арт-рок: «Дженезиз», Питер Гейбриел.

Хард-рок: Ху, «Лед Зеппелинг», «Доп Попл», «Блэк Сэббет», «Куин».

Рок-опера: «Артур», «Томми», «Иисус Христос – Суперзвезда» (Иан Гиллан, Мюрей Хе, Ивонн Эллимер).

Мюзикл: Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли.

Глэм-рок: Род Стюарт, Гэрри Глиттер, Хаулин Вулф.

Стоул: Рэй Чарлз, Джеймс Браун, Этта Джеймс.

Городская музыка: Арита Фрэнклин, Ротис Реддинг, Уилтон Пикетт, Карла Томас, Соломон Берк, Сэм Кук, Билли Оушн, Уинли Хьюстон, Джо Коккер.

Регги: Джимми Клифф, Питер Тош, Бани Уэйлер, Боб Марли.

Эстрада: Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, Бэтт Мидлер, Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева.

Поп: Фрэнки Эвэлон, Клифф Ричард, София Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы», «Ласковый май», «Мираж», выпускники «Фабрик звезд», Майкл Джексон, Мадонна, Принс, Уитни Хьюстон, Джорж Майкл, Мэрайа Кэрри, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Диско: Дона Саммер, Глория Гейнор, группа «АВВА», «Бони М», «Арабеск», «Чингис хан», Барбара Стрэйзанд, Дейвид Боун, Род Стюарт.

Поп-соул, поп-франк: Тина Тернер, Майкл Джексон, Принс и др.

Евродиско: «Модерн Токинг», Кайли Миноуг, Рик Эстли, Сабрина, Дона Саммер.

Рэп: Кул-Ди-Джей Херк, Грэндмастер Флэш, группа «Фьюрнос Файв», Эм Си Хэммер.

Тема 13. Праздники, выступления, конкурсы, концерты.

Практические занятия (40 часов). Выступление на сцене (участие вокалистов во всех мероприятиях внутри техникума, в городских и областных смотрах, конкурсах, фестивалях, концертах, выступления в общеобразовательных школах города и района), а так же участие в конкурсах международного уровня.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

темы

Формы занятий

Формы, приемы и методы организации деятельности

Дидактический материал,

техническое

оснащение

занятий

Формы

подведения

итогов

1

- Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.

- Голосообразование.

Комбинированное занятие

демонстрация с помощью музыкального сопровождения.

Коллективная,

групповая.

Наглядный.

Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.

Музыкальная аппаратура и фортепиано.

Зачетное занятие

2

- Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.

- Певческое дыхание, опора звука. Отработка полученных вокальных навыков

Комбинированное занятие

демонстрация с помощью музыкального сопровождения

Коллективная,

групповая,

Наглядный.

Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.

CD Музыкальная аппаратура и фортепиано.

Зачетное занятие

3

- Распевание.

- Выявление индивидуальных красок голоса (тембра).

- Понятие о резонаторах.


Комбинированное занятие

демонстрация с помощью музыкального сопровождения

Коллективная,

групповая,

Наглядный.

Сафронова О.Л. «Распевки. Христоматия для вокалистов» Музыкальная аппаратура и фортепиано.

Зачетное занятие

4.

Дикция. Артикуляция.

Комбинированное занятие

демонстрация с помощью музыкального сопровождения

Коллективная,

групповая,

Наглядный.

Емельянов Е.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». Музыкальная аппаратура и фортепиано

Зачетное занятие

5.

Гигиена певческого голоса.

Лекция,

демонстрация с помощью муз оборудования.

Коллективная,

групповая.

Наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Учебное пособие .Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства


Зачетное занятие

6.

-Сценическая культура и сценический образ.

-Движения под музыку, сценическая культура.

- Работа с микрофоном на сцене.

Комбинированное занятие с помощью видео и аудио материала.


Коллективная,

групповая.

Наглядный, объяснительный.

Риггз С. « Пойте как звезды».

Видео и мезыкальное оборудование.

Зачетное занятие

7.

Основы нотной грамоты.

- Постановка голоса.

Комбинированное занятие

демонстрация с помощью музыкального сопровождения

Коллективная,

групповая,

Наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Юдина М. «Мой первый учебник по музыке»

Зачетное задание

8.

Движения вокалистов под музыку.

Комбинированное занятие

с помощью видео и аудио материала.

Коллективная,

групповая,

Наглядный.

CD проигрыватель, муз. Оборудование.

Зачетное занятие

9.

Вокальный ансамбль.

Комбинированное занятие

я с помощью музыкального сопровождения и фортепиано.

Коллективная,

групповая.

Наглядный.

Журавленко Н.И. Уроки пения.

CD проигрыватель, муз.оборудование.

Зачетное занятие

11.

Импровизация.

Собственная манера исполнения.

-Развитие чувства стиля (образа).

Комбинированное занятие с помощью муз. Сопровождения и фортепиано.


Коллективная,

групповая,

Наглядный.

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства.

CD проигрыватель,

Муз. Оборудование.

Зачетное занятие

12.

Работа над исполнением песни:

- дуэтом;

- в составе вокального ансамбля (форм).

Комбинированное занятие с помощью муз. Сопровождения и фортепиано.


Коллективная,

групповая.


Фролов Е.П. Звукотерапия. Физиологический, психоэмоциональный, медицинский и социальный аспекты голоса и слова.


Зачетное занятие

13.

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.

Великие вокалисты прошлого и настоящего.

Комбинированное занятие

демонстрация с помощью видео и аудио материалла

Коллективная,

групповая,

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Риггз С. « Пойте как звезды».

Видео и мезыкальное оборудование.

Зачетное занятие















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Для педагога


1. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:

2. Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

3. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

4. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

7. Львов М.Л. Из истории вокального искусства. М. 1994.

8. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л. 1997.

9. Азаренко И.К. Искусство пения. 3 изд. М. 1998.

10. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. 1998.

11. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. пер.с итал. Л. 1992.

12. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.



Для обучающихся

1. Сафронова О.Л. «Распевки. Христоматия для вокалистов» 2009 .

2. Юдина М. «Мой первый учебник по музыке» 2003 .

3. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963

4. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.