Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
| «Утверждено» Директор _________ /З.А. Аглиуллина/ «___»_________2018г. |
Рабочая программа
воспитателя
направление: экологическое воспитание
возраст 7 – 12 лет
срок реализации программы 5 лет
Разработано группой воспитателей:
Суриной Г.У., Ермаковой Л.В., Лотфуллиной Л.М.,
Шавалиевой Г.Р., Гусевой О.Н., Мамаевой Ю.П.,
Резбаевой З.К., Шарипкуловой Д.Р., Тайгильдиной Г.С.
Хаматовой Е.С.
Уфа – 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| Пояснительная записка……………………………………………......3 | |
| Планируемые результаты воспитательной работы по экологическому воспитанию ………………………………………....4 | |
| Содержание воспитательной работы по экологическому воспитанию ………………………………………...………………….7 | |
| Тематическое планирование по экологическому воспитанию……………………………………………………………..8 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант I).
Программа направлена на формирование познавательных ,личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования, экологической картины мира у младших школьников.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют, как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. 5 января 2016года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.
В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных - помогает ребёнку по новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что физическое воспитание во вспомогательной школе заключается в коррекции личности умственно отсталых детей, а это является наиболее важной задачей в дефектологии. Правильная организация и использование физического воспитания помогут исправлению многих недостатков умственно отсталых детей.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника с ОВЗ.
Программа «Занятий нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравственности». Программа рассчитана на пять года обучения.
Цель – расширение знаний о многообразии мира живой и неживой природы, приобретение навыков и умений самостоятельной исследовательской деятельности у обучающихся, воспитанников.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
Задачи:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем;
- развитие чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования у обучающихся правильного миропонимания, так и для воспитания у них ответственного отношения к сохранению объектов природы.
Формы: Занятия носят прикладной характер и имею ярко выраженную практическую направленность, поэтому основными формами их осуществления являлись:
- экскурсии,
- наблюдения,
- опыты.
Познавательное направление работы выражается в форме
-заочных путешествий,
-викторин,
-выставок рисунков,
-дидактических игр.
Познавательно-развлекательное направление проходит в форме подвижных игр. И практическое направление выражено в форме ухода за комнатными растениями в классе, подкормки птиц. Для лучшего экологического воспитания все направления деятельности должны осуществляться комплексно.
Ведущим методом в экологическом воспитании является наблюдение. Наблюдение позволяет педагогу показать: красоту, своеобразие, неповторимость данного организма, явления, предмета или целого пейзажа; особенность строения; циклические изменения, происходящие в природе(семя - растение -семя: детеныш—взрослое животное–детеныш) связь данного предмета, объекта с окружающим миром (растение - почка; растение - вода; растение – солнце) результат деятельности человека, как положительный, так и отрицательный(красиво обрезанные деревья и изуродованные
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам, плакаты, раздаточный материал.
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия школы и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития младших школьников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Программа по экологическому воспитанию обучающихся - беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Диагностика уровня воспитанности проводится по методике М.И.Шиловой. (Приложение №1)
В результате прохождения программного материала к концу 1-2 году обучения должны уметь:
- работать со справочной литературой;
- вести наблюдения в природе;
- выполнять правила поведения в природе;
-одеваться по погоде;
- изготовлять кормушки для птиц;
- оформлять результаты своей деятельности.
Знать:
- связь между человеком и природой;
- экологическую ситуацию в своем городе;
- исчезающие растения и животные своей местности;
- правила поведения в природе;
В результате прохождения программного материала к концу 3 году обучения должны уметь:
- бережно относиться к природе и животным;
- знать и уметь различать насекомых своей местности;
- уметь контролировать себя;
- уметь представлять и рисовать свой город;
- ориентироваться на плоскости листа;
- определять расположение предметов на листе бумаги.
Знать:
- элементарные навыки гигиены, способствующие профилактики кишечных и вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- знание элементарных правил поведения на природе и частичное применение их в жизни;
-знание правил поведения во время коллективной работы;
- знания о “полезных” и “вредных” насекомых своего региона ;
- знать лекарственные растения своего региона.
В результате прохождения программного материала к концу 4 году обучения должны уметь:
- проявлять инициативу и ответственности за порученное дело;
- учавствовать в конкурсах, мероприятиях, связанных с экологией;
- посещение кружков по интересам;
- определять направления в пространстве;
- определять пространственное расположение предметов, объектов;
- ориентироваться на плоскости листа;
- определять расположение предметов на листе бумаги.
Знать:
- элементарные навыки гигиены, способствующие профилактики кишечных и вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- личную ответственность за свои поступки,
- установки на здоровый образ жизни;
- нормы природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
В результате прохождения программного материала к концу 5 году обучения должны уметь:
- выразить активную жизненную позицию школьника;
- уважительно относиться к старшим, проявление заботы к младшим;
- соблюдать народные традиции, любовь к фольклору и народным песням;
- толерантно относиться к окружающим;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- определять направления в пространстве;
- определять пространственное расположение предметов, объектов;
- ориентироваться на плоскости листа;
- определять расположение предметов на листе бумаги.
Знать:
- элементарные навыки гигиены, способствующие профилактики кишечных и вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности истории и культуры других на родов и уважительно к ним относиться;
- как адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-как концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- как стабилизировать эмоциональное состояния для решения различных задач
-как ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
-как делать запись, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
3.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Программа рассчитана на 5лет. С учетом ФГОС для обучающихся с УО обучение. Формы проведения разнообразны. В соответствии с возрастом детей и учетом ведущего типа мотивации (игровая, соревновательная, мотивация достижений обучения, поощрения) разрабатывается и вид проведения занятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование 1-2 года обучения
№ | Сроки проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | Я – человек. | Беседа о нравственных качествах человека. Введение понятия «Экология». |
Что окружает нас дома, в школе. | Экскурсия по школе. Рассказы о назначении вещей. |
Всемирная акция «Очистим планету от мусора». | Трудовой десант. |
Акция «Сохрани дерево». | Сбор макулатуры |
2 | Октябрь | Всемирный день защиты животных | Беседа о животных, занесённых в Красную книгу |
Праздник «Золотая осень». | Утренник. |
Операция «Большие дела маленьких рук». | Практическая работа: сбор корма (семян) для птиц. |
Экскурсия в живую природу. | Наблюдение связи живой и неживой природы |
3 | Ноябрь | Любимый город. | Игра «Назови достопримечательность». |
Как прекрасен этот мир! | Конкурс рисунков на экологическую тему. |
Синичкин день | Беседа «Птицы - наши друзья». |
Международный день домашних животных | Рассказы детей о домашних животных «О Жучках и Мурках». |
4 | Декабрь | Зимующие птицы. «Кто как проводит зиму?». | Беседа, просмотр слайдов. |
Литературный час «Русские поэты и писатели о птицах и зверье». | Беседа |
Витамины – человек -здоровье. | Час общения. |
Наш друг – лес. Акция «Сбережём зелёный лес». | Беседа о защите зелёных насаждений. |
5 | Январь | Всемирный день заповедников | Заочное путешествие по заповедникам родного края. |
Акция «Кормушка». | Изготовление и развешивание кормушек, подкормка зимующих птиц. |
6 | Февраль | «Охранять природу – значит охранять Родину». | Беседа |
Знаете ли вы родную природу? | Беседа, викторина |
Растения под нашей защитой | Путешествие по страницам Красной книги |
Зеленый наряд нашей планеты. | Экскурсия в кабинет биологии. |
7 | Март | Встреча пернатых друзей. | Беседа о птицах родного края. |
Всемирный день птиц. | «Птичий» КВН. |
Международный день леса | Конкурс рисунков «Лесная мозаика». |
Любимый город. | Рисование по представлению «Город, в котором я живу». |
8 | Апрель | Всемирный день охраны Здоровья. | Спортивный праздник. |
«Что мы знаем о насекомых». | Экологическая игра. |
Всемирный день Земли | Выпуск листовок. |
День памяти погибших в экологических катастрофах | Беседа, просмотр слайдов |
9 | Май | «Лесные Айболиты». | Знакомство с лекарственными растениями своего края. |
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». | Изготовление экологических памяток. |
«Планета в твоих руках». | Изготовление коллажа. |
Тематическое планирование 3 года обучения
№ | Сроки проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | Что такое экология? | Беседа о выявлении взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
День Земли. | Выставка поделок из бросового материала «Давайте будем беречь планету Земля!» |
Природа моего города. | Экскурсия по городу. |
Всемирный день моря (последняя неделя сентября). | Беседа, просмотр слайдов |
2 | Октябрь | Акция – «Зеленое дерево». | Игра – практикум. |
Конкурс на лучший осенний букет. | Выставка букетов. |
Перелётные птицы. Их охрана | Беседа, просмотр документального фильма |
"Красная книга" животных родного края | Знакомство с редкими животными родного края. |
3 | Ноябрь | «Что растёт в моем краю». | Игра «Что? Где? Когда?» |
Всемирный день защиты животных. Животный мир нашего города. | Работа по картинкам, рисункам. |
Экологические профессии. | Внеклассное мероприятие. |
Экология и здоровье человека. | Агитация. Выпуск листовок |
4 | Декабрь | Литературный час «Растения и животные в поэзии». | Беседа, рассматривание слайдов |
«Мой родной край –прекрасный» | Выставка рисунков, фотографий. |
Экология жилища человека. | Игра – практикум. |
"Не рубите, люди, ёлок!" | Экологическая акция в преддверии новогодних праздников. |
5 | Январь | Акция «Каждой птичке - наша кормушка». | Изготовление и развешивание кормушек, подкормка зимующих птиц. |
Лесные детективы | Игра. |
6 | Февраль | Животные и растения в жизни моей семьи. | Беседа. |
Богатства нашего края. | Беседа, работа с картой. |
Всемирный день защиты морских млекопитающих(День кита,) | Агитация. Выпуск листовок |
Личная экологическая безопасность | Составления личной экологической безопасности |
7 | Март | Всемирный день кошек. | Написание заметки-рассуждения. |
Праздник «Птицы - наши друзья». | Внеклассное мероприятие. |
"Зелёная книга». | Беседа. |
Акция «Самый чистый город». | Школа чистоты. Субботник |
8 | Апрель | День подснежника. | Агитация. Выпуск листовок. |
Весенние изменения в природе. | Беседа, просмотр слайдов. |
День экологических знаний | Игра «Что? Где? Когда?» |
Неделя охраны здоровья | Конкурс плакатов, соревнования |
9 | Май | Лесные опасности. | Беседа «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые». |
Мы вместе сохраним экологию. | Разработка и изготовление экологических знаков, памяток. |
Защитим природу «Красная книга - сигнал опасности». | Защита проектов. |
Тематическое планирование 4 года обучения
№ | Сроки проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | Мы жители планеты Земля. | Беседа о выявлении взаимосвязи организма человека с окружающей средой. |
Фенологические наблюдения в природе. | Экскурсия. Игра «Живое - неживое» |
Моря и океаны. Круговорот воды. | Работа с картой полушарий. Игра - путешествие. |
Всемирный день моря. Берегите водоёмы! | Экологический десант к морю. |
2 | Октябрь | Кто улетает, а кто остаётся. Охрана птиц. | Беседа, просмотр слайдов. |
Акция «Сохрани дерево». | Сбор макулатуры. |
Деревья, кустарники и травы. | Конкурс на лучшую осеннюю композицию. |
Где растения и животные живут сегодня? | Диалог. Рисунок животных одного вида, живущих на разных континентах |
3 | Ноябрь | Комнатные растения. | Практическое занятие. |
Красная книга –способ защиты редких видов животных и растений. | Акция «Знай и сохраняй!» |
Стихи, рассказы о воде в природе | Литературный час. |
Собаки – наши друзья. | Беседа. Викторина |
4 | Декабрь | Дом, где мы живем. | Выставка рисунков, фотографий. |
Вода и жизнь. Мир рыб. | Беседа. |
Проблемы чистой воды и здоровье человека. | Занятие – игра. |
"Не рубите, люди, ёлок!". | Экологическая акция в преддверии новогодних праздников. |
5 | Январь | Птицы – наши друзья. | Изготовление и развешивание кормушек, подкормка зимующих птиц. |
Они могут исчезнуть. | Заочное путешествие по заповедникам |
6 | Февраль | Маленький огород на подоконнике. | Практическое занятие. |
Жизнь в горном климате. | Беседа. |
Сообщества. Изменения сообществ. | Агитация. Выпуск листовок «Береги природу!». |
Экология и питание. | Составление правил питания. |
7 | Март | Про берёзу и берёзовый сок | Написание заметки рассуждения. |
Весенний день птиц! | Конкурс знатоков птиц. |
Почва – святыня наша. Охрана почвы. | Опыты с почвой. |
«Ты в ответе за тех, кого приручил». | Работа над проектом. |
8 | Апрель | Цветы просят о помощи. День подснежника. | Агитация. Выпуск листовок. |
Экологические катастрофы, их последствия. | Беседа, сообщения детей. |
Акция «Самый чистый город». | Субботник. |
Неделя охраны здоровья. | Конкурс плакатов, стенгазет, соревнования |
9 | Май | Люди и паразиты | Беседа. Работа со справочной литературой. |
Мы вместе сохраним и защитим растения и животных. | Диалог. Работа с Красной книгой. Выпуск памяток, листовок. |
Экологический проект. «Человек и его деятельность -причина загрязнения водоемов». | Защита проектов. |
Тематическое планирование 5 года обучения
№ | Сроки проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | Место человека в мире природы. | Экологические связи неживой и живой природы. |
История Земли. | Беседа. Рисунок |
Наблюдения в живой природе. | Экскурсия. Зарисовки птиц, насекомых. Подготовка и защита проектов |
Экологический проект «Чистый берег». | Беседа. |
2 | Октябрь | Динозавры - вымерший вид животных. | Просмотр видеофильма о жизни динозавров |
Сочиняем экологическую сказку. | Конкурс экологических сказок. |
Погода. Изменения климата. | Беседа. |
Ярусы леса. Жители лесов | Мини-сочинение «Зачем мы сажаем леса?» |
3 | Ноябрь | «Зелёная аптека» может закрыться? | Сообщения юных экологов о лекарственных растениях родного края. |
Животный мир в лесу. | Игра «Кто где живёт?» |
Профессии людей, связанные с экологией. | Подготовка презентаций |
Проблема пресной воды на планете. Вода и здоровье человека. | Агитация. Выпуск листовок. |
4 | Декабрь | Растения у порога моего дома. | Викторина «Растения Уфы». |
Акция «Каждой птички – наша кормушка». | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». |
Экология жилища человека. | Практическое занятие «Гигиена класса». |
"Не рубите, люди, ёлок!". | Экологическая акция в преддверии новогодних праздников |
5 | Январь | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. | Беседа |
Условия жизни растений. | Беседа. Опыты. |
6 | Февраль | Разнообразие животных, условия их жизни. | Беседа |
Охраняемые растения и животные. | Сообщения. Работа со справочниками. |
Собаки – наши друзья. | Викторина. |
Писатели о природе | Чтение отрывков из книг, иллюстрирование |
7 | Март | Весенний день птиц! | Конкурс знатоков птиц. |
Воздух и здоровье человека. Охрана воздуха. | Беседа, просмотр слайдов. |
Вода в жизни растений и животных. | Беседа, просмотр документального фильма. |
Акция «Самый чистый город» | Субботник. |
8 | Апрель | Акция «Сохраним первоцвет!» ко Дню подснежника. | Агитация. Выпуск листовок. |
Экологические катастрофы не имеют границ. | Беседа, просмотр слайдов. |
Озеленим наш дом | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними. |
Экономика и экология | Беседа о влиянии экономики на экологию. |
9 | Май | Дом моей мечты. | Беседа. Диалог – обсуждение. |
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | Защита проектов. |
Акция «Начни с себя!» | Конкурс рисунков. |
«Рассмотрено» на заседании ШМО___________________________ Руководитель МО__________ /ФИО./ «___»_________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ____________ / Квашнина Н.П./ «___»___________2018г. |
15