СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа воспитателя "Экологическое воспитание младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  

Пояснительная записка……………………………………………......3

 

  1.  

Планируемые результаты воспитательной работы по экологическому воспитанию ………………………………………....4

 

  1.  

Содержание воспитательной работы по экологическому воспитанию ………………………………………...………………….7

 

  1.  

Тематическое планирование по экологическому воспитанию……………………………………………………………..8

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитателя "Экологическое воспитание младших школьников"»

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья




«Утверждено»

Директор

_________ /З.А. Аглиуллина/ «___»_________2018г.






Рабочая программа

воспитателя

направление: экологическое воспитание

возраст 7 – 12 лет

срок реализации программы 5 лет










Разработано группой воспитателей:

Суриной Г.У., Ермаковой Л.В., Лотфуллиной Л.М.,

Шавалиевой Г.Р., Гусевой О.Н., Мамаевой Ю.П.,

Резбаевой З.К., Шарипкуловой Д.Р., Тайгильдиной Г.С.

Хаматовой Е.С.







Уфа – 2018 г.



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………......3

Планируемые результаты воспитательной работы по экологическому воспитанию ………………………………………....4


Содержание воспитательной работы по экологическому воспитанию ………………………………………...………………….7

Тематическое планирование по экологическому воспитанию……………………………………………………………..8







































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант I).

Программа направлена на формирование познавательных ,личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования, экологической картины мира у младших школьников.

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют, как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. 5 января 2016года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.

В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных - помогает ребёнку по новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что физическое воспитание во вспомогательной школе заключается в коррекции личности умственно отсталых детей, а это является наиболее важной задачей в дефектологии. Правильная организация и использование физического воспитания помогут исправлению многих недостатков умственно отсталых детей.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника с ОВЗ.

Программа «Занятий нравственности» составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И.Хомяковой «Азбука нравст­венности». Программа рассчитана на пять года обучения.

Цель – расширение знаний о многообразии мира живой и неживой природы, приобретение навыков и умений самостоятельной исследовательской деятельности у обучающихся, воспитанников.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

Задачи:

- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;

- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;

- становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта;

- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем;

- развитие чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы

- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования у обучающихся правильного миропонимания, так и для воспитания у них ответственного отношения к сохранению объектов природы.

Формы: Занятия носят прикладной характер и имею ярко выраженную практическую направленность, поэтому основными формами их осуществления являлись:

- экскурсии,

- наблюдения,

- опыты.

Познавательное направление работы выражается в форме

-заочных путешествий,

-викторин,

-выставок рисунков,

-дидактических игр.

Познавательно-развлекательное направление проходит в форме подвижных игр. И практическое направление выражено в форме ухода за комнатными растениями в классе, подкормки птиц. Для лучшего экологического воспитания все направления деятельности должны осуществляться комплексно.

Ведущим методом в экологическом воспитании является наблюдение. Наблюдение позволяет педагогу показать: красоту, своеобразие, неповторимость данного организма, явления, предмета или целого пейзажа; особенность строения; циклические изменения, происходящие в природе(семя - растение -семя: детеныш—взрослое животное–детеныш) связь данного предмета, объекта с окружающим миром (растение - почка; растение - вода; растение – солнце) результат деятельности человека, как положительный, так и отрицательный(красиво обрезанные деревья и изуродованные

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам, плакаты, раздаточный материал.

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия школы и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития младших школьников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программа по экологическому воспитанию обучающихся - беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Диагностика уровня воспитанности  проводится по методике М.И.Шиловой. (Приложение №1)

В результате прохождения программного материала к концу 1-2 году обучения должны уметь:

- работать со справочной литературой;

- вести наблюдения в природе;

- выполнять правила поведения в природе;

-одеваться по погоде;

- изготовлять кормушки для птиц;

- оформлять результаты своей деятельности.

Знать:

- связь между человеком и природой;

- экологическую ситуацию в своем городе;

- исчезающие растения и животные своей местности;

- правила поведения в природе;

В результате прохождения программного материала к концу 3 году обучения должны уметь:

- бережно относиться к природе и животным;

- знать и уметь различать насекомых своей местности;

- уметь контролировать себя;

- уметь представлять и рисовать свой город;

- ориентироваться на плоскости листа;

- определять расположение предметов на листе бумаги.

Знать:

- элементарные навыки гигиены, способствующие профилактики кишечных и вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

- знание элементарных правил поведения на природе и частичное применение их в жизни;

-знание правил поведения во время коллективной работы;

- знания о “полезных” и “вредных” насекомых своего региона ;

- знать лекарственные растения своего региона.


В результате прохождения программного материала к концу 4 году обучения должны уметь:

- проявлять инициативу и ответственности за порученное дело;

- учавствовать в конкурсах, мероприятиях, связанных с экологией;

- посещение кружков по интересам;

- определять направления в пространстве;

- определять пространственное расположение предметов, объектов;

- ориентироваться на плоскости листа;

- определять расположение предметов на листе бумаги.

Знать:

- элементарные навыки гигиены, способствующие профилактики кишечных и вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

- личную ответственность за свои поступки, 

- установки на здоровый образ жизни;

- нормы природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;


В результате прохождения программного материала к концу 5 году обучения должны уметь:

- выразить активную жизненную позицию школьника;

- уважительно относиться к старшим, проявление заботы к младшим;

- соблюдать народные традиции, любовь к фольклору и народным песням;

- толерантно относиться к окружающим;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

- определять направления в пространстве;

- определять пространственное расположение предметов, объектов;

- ориентироваться на плоскости листа;

- определять расположение предметов на листе бумаги.


Знать:

- элементарные навыки гигиены, способствующие профилактики кишечных и вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

- особенности истории и культуры других на родов и уважительно к ним относиться;

- как адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-как концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- как стабилизировать эмоциональное состояния для решения различных задач

-как ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

-как делать запись, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.



3.СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программа рассчитана на 5лет. С учетом ФГОС для обучающихся с УО обучение. Формы проведения разнообразны. В соответствии с возрастом детей и учетом ведущего типа мотивации (игровая, соревновательная, мотивация достижений обучения, поощрения) разрабатывается и вид проведения занятий.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тематическое планирование 1-2 года обучения


Сроки проведения

Тема

Форма проведения

1



Сентябрь

Я – человек.

Беседа о нравственных качествах

человека. Введение понятия

«Экология».

Что окружает нас дома, в школе.

Экскурсия по школе. Рассказы о назначении вещей.

Всемирная акция «Очистим планету от мусора».

Трудовой десант.

Акция «Сохрани дерево».

Сбор макулатуры

2


Октябрь

Всемирный день защиты животных

Беседа о животных, занесённых в Красную книгу

Праздник «Золотая осень».

Утренник.

Операция «Большие дела маленьких рук».

Практическая работа: сбор корма (семян) для птиц.

Экскурсия в живую природу.

Наблюдение

связи живой и неживой природы

3



Ноябрь

Любимый город.

Игра «Назови достопримечательность».

Как прекрасен этот мир!

Конкурс рисунков на экологическую тему.

Синичкин день

Беседа «Птицы - наши друзья».

Международный день домашних животных

Рассказы детей о домашних

животных «О Жучках и Мурках».

4


Декабрь

Зимующие птицы. «Кто как проводит зиму?».

Беседа, просмотр слайдов.

Литературный час «Русские

поэты и писатели о птицах и зверье».

Беседа

Витамины – человек -здоровье.

Час общения.

Наш друг – лес.

Акция «Сбережём зелёный лес».

Беседа о защите зелёных насаждений.

5

Январь

Всемирный день заповедников

Заочное путешествие по заповедникам родного края.

Акция «Кормушка».

Изготовление и развешивание

кормушек, подкормка зимующих птиц.

6

Февраль


«Охранять природу – значит охранять Родину».

Беседа

Знаете ли вы родную природу?

Беседа, викторина

Растения под нашей защитой

Путешествие по страницам Красной книги

Зеленый наряд нашей

планеты.

Экскурсия в кабинет биологии.

7



Март

Встреча пернатых друзей.

Беседа о птицах родного края.

Всемирный день птиц.

«Птичий» КВН.


Международный день леса


Конкурс рисунков «Лесная мозаика».

Любимый город.

Рисование по представлению «Город, в котором я живу».

8


Апрель

Всемирный день охраны Здоровья.

Спортивный праздник.

«Что мы знаем о насекомых».

Экологическая игра.

Всемирный день Земли

Выпуск листовок.

День памяти погибших в экологических катастрофах

Беседа, просмотр слайдов

9


Май

«Лесные Айболиты».

Знакомство с лекарственными

растениями своего края.

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».

Изготовление экологических

памяток.

«Планета в твоих руках».

Изготовление коллажа.


Тематическое планирование 3 года обучения


Сроки проведения

Тема

Форма проведения

1




Сентябрь

Что такое экология?


Беседа о выявлении взаимосвязи организма

человека с окружающей средой.

День Земли.


Выставка поделок из бросового материала

«Давайте будем беречь планету Земля!»

Природа моего города.

Экскурсия по городу.

Всемирный день моря (последняя неделя сентября).

Беседа, просмотр слайдов

2



Октябрь

Акция – «Зеленое дерево».

Игра – практикум.


Конкурс на лучший осенний букет.

Выставка букетов.


Перелётные птицы. Их охрана

Беседа, просмотр документального фильма


"Красная книга" животных родного края

Знакомство с редкими животными родного

края.

3

Ноябрь

«Что растёт в моем краю».

Игра «Что? Где? Когда?»

Всемирный день защиты животных. Животный мир

нашего города.

Работа по картинкам, рисункам.

Экологические профессии.


Внеклассное мероприятие.

Экология и здоровье человека.

Агитация. Выпуск листовок

4


Декабрь

Литературный час «Растения и животные в поэзии».

Беседа, рассматривание слайдов

«Мой родной край –прекрасный»

Выставка рисунков, фотографий.

Экология жилища человека.

Игра – практикум.

"Не рубите, люди, ёлок!"

Экологическая акция в преддверии новогодних праздников.

5

Январь

Акция «Каждой птичке - наша кормушка».

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка зимующих птиц.

Лесные детективы

Игра.

6


Февраль


Животные и растения в жизни моей семьи.


Беседа.


Богатства нашего края.


Беседа, работа с картой.


Всемирный день защиты морских млекопитающих(День кита,)

Агитация. Выпуск листовок

Личная экологическая безопасность

Составления личной экологической безопасности

7


Март

Всемирный день кошек.


Написание заметки-рассуждения.

Праздник «Птицы - наши друзья».

Внеклассное мероприятие.

"Зелёная книга».

Беседа.

Акция «Самый чистый город».

Школа чистоты. Субботник

8


Апрель


День подснежника.

Агитация. Выпуск листовок.

Весенние изменения в природе.

Беседа, просмотр слайдов.

День экологических знаний

Игра «Что? Где? Когда?»

Неделя охраны здоровья

Конкурс плакатов, соревнования

9


Май

Лесные опасности.


Беседа «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые».

Мы вместе сохраним экологию.


Разработка и изготовление экологических знаков, памяток.

Защитим природу «Красная книга - сигнал опасности».

Защита проектов.



Тематическое планирование 4 года обучения


Сроки проведения

Тема

Форма проведения

1



Сентябрь

Мы жители планеты Земля.


Беседа о выявлении взаимосвязи организма

человека с окружающей средой.

Фенологические наблюдения в природе.


Экскурсия. Игра «Живое - неживое»

Моря и океаны. Круговорот воды.

Работа с картой полушарий. Игра - путешествие.

Всемирный день моря. Берегите водоёмы!

Экологический десант к морю.

2


Октябрь

Кто улетает, а кто остаётся. Охрана птиц.


Беседа, просмотр слайдов.


Акция «Сохрани дерево».

Сбор макулатуры.

Деревья, кустарники и травы.

Конкурс на лучшую осеннюю композицию.

Где растения и

животные живут сегодня?

Диалог. Рисунок животных одного вида, живущих на разных континентах

3


Ноябрь

Комнатные растения.


Практическое занятие.


Красная книга –способ защиты редких видов животных и растений.

Акция «Знай и сохраняй!»

Стихи, рассказы о воде в природе

Литературный час.

Собаки – наши друзья.

Беседа. Викторина

4


Декабрь

Дом, где мы живем.


Выставка рисунков, фотографий.


Вода и жизнь. Мир рыб.

Беседа.

Проблемы чистой воды и здоровье человека.

Занятие – игра.


"Не рубите, люди, ёлок!".

Экологическая акция в преддверии новогодних праздников.

5

Январь

Птицы – наши друзья.

Изготовление и развешивание кормушек,

подкормка зимующих птиц.

Они могут исчезнуть.

Заочное путешествие по заповедникам

6


Февраль


Маленький огород на подоконнике.


Практическое занятие.



Жизнь в горном климате.


Беседа.

Сообщества. Изменения сообществ.


Агитация. Выпуск листовок «Береги природу!».


Экология и питание.

Составление правил питания.

7


Март

Про берёзу и берёзовый сок

Написание заметки рассуждения.

Весенний день птиц!

Конкурс знатоков птиц.

Почва – святыня

наша. Охрана почвы.

Опыты с почвой.

«Ты в ответе за тех, кого приручил».

Работа над проектом.

8

Апрель


Цветы просят о помощи. День подснежника.


Агитация. Выпуск листовок.


Экологические катастрофы, их последствия.

Беседа, сообщения детей.

Акция «Самый чистый город».

Субботник.

Неделя охраны здоровья.

Конкурс плакатов, стенгазет, соревнования

9


Май

Люди и паразиты

Беседа. Работа со справочной литературой.

Мы вместе сохраним и защитим растения и животных.

Диалог. Работа с Красной книгой. Выпуск

памяток, листовок.

Экологический проект. «Человек и его деятельность -причина загрязнения водоемов».

Защита проектов.


Тематическое планирование 5 года обучения


Сроки проведения

Тема

Форма проведения

1



Сентябрь

Место человека в

мире природы.


Экологические связи неживой и живой природы.


История Земли.


Беседа. Рисунок

Наблюдения в живой природе.


Экскурсия. Зарисовки птиц, насекомых. Подготовка и защита проектов

Экологический проект «Чистый берег».

Беседа.

2


Октябрь

Динозавры - вымерший вид животных.


Просмотр видеофильма о жизни динозавров

Сочиняем экологическую сказку.

Конкурс экологических сказок.

Погода. Изменения климата.

Беседа.

Ярусы леса. Жители лесов

Мини-сочинение «Зачем мы сажаем леса?»

3


Ноябрь

«Зелёная аптека» может закрыться?


Сообщения юных экологов о лекарственных растениях родного края.


Животный мир в лесу.


Игра «Кто где живёт?»


Профессии людей, связанные с экологией.

Подготовка презентаций

Проблема пресной воды на планете. Вода и здоровье человека.

Агитация. Выпуск листовок.

4



Декабрь

Растения у порога моего дома.

Викторина «Растения Уфы».


Акция «Каждой птички – наша кормушка».

Практическое занятие «Изготовление кормушек

для птиц».


Экология жилища человека.


Практическое занятие «Гигиена класса».


"Не рубите, люди, ёлок!".

Экологическая акция в преддверии новогодних праздников

5

Январь

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

Беседа

Условия жизни растений.

Беседа. Опыты.

6


Февраль


Разнообразие животных, условия их жизни.


Беседа


Охраняемые растения и животные.

Сообщения. Работа со справочниками.

Собаки – наши друзья.

Викторина.

Писатели о природе

Чтение отрывков из книг, иллюстрирование

7



Март

Весенний день птиц!

Конкурс знатоков птиц.

Воздух и здоровье человека. Охрана воздуха.


Беседа, просмотр слайдов.

Вода в жизни растений и животных.


Беседа, просмотр документального фильма.

Акция «Самый чистый город»

Субботник.

8


Апрель


Акция «Сохраним первоцвет!» ко Дню подснежника.


Агитация. Выпуск листовок.


Экологические катастрофы не имеют границ.

Беседа, просмотр слайдов.

Озеленим наш дом

Практическое занятие по посадке растений и

уходу за ними.

Экономика и экология


Беседа о влиянии экономики на экологию.

9


Май

Дом моей мечты.


Беседа. Диалог – обсуждение.


Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

Защита проектов.

Акция «Начни с себя!»


Конкурс рисунков.










«Рассмотрено»

на заседании ШМО___________________________

Руководитель МО__________ /ФИО./

«___»_________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

____________ / Квашнина Н.П./ «___»___________2018г.



15