СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа воспитателя " Эстетическое воспитание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  

Пояснительная записка………………………………………….……….3

 

  1.  

Планируемые результаты воспитательной работы по эстетическому воспитанию………………….……………………………………..……..5

 

  1.  

Содержание воспитательной работы по эстетическому воспитанию...6

 

  1.  

Тематическое планирование……………………….…………….……...7

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитателя " Эстетическое воспитание"»

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья




«Утверждено»

Директор

__________/З.А. Аглиуллина/ «___»_________2018г.










Рабочая программа

воспитателя

направление: эстетическое воспитание

возраст 7-12 лет

срок реализации программы 5 лет









Разработано группой воспитателей:

Суриной Г.У., Ермаковой Л.В., Лотфуллиной Л.М.,

Шавалиевой Г.Р., Гусевой О.Н., Мамаевой Ю.П.,

Резбаевой З.К., Шарипкуловой Д.Р., Тайгильдиной Г.С.

Хаматовой Е.С.









Уфа - 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………….……….3


Планируемые результаты воспитательной работы по эстетическому воспитанию………………….……………………………………..……..5


Содержание воспитательной работы по эстетическому воспитанию...6


Тематическое планирование……………………….…………….……...7












































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариантI)

Эстетическое воспитание в школе-интернате детьми с ОВЗ является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии.

У них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и оценивать прекрасное. Многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие

навыки и умения создавать красивое. Эстетическое воспитание значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер.

Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в школе-интернате имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям обучающихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Переоценить значение творчества для психологического здоровья детей невозможно. Занятия разными видами творчества, как показывает практика, развивают когнитивные способности ребёнка, активизируют интеллектуальную деятельность, корригирует эмоционально-волевую сферу. Ребёнок учится образно мыслить, развивает воображение, тренирует внимание и память, развивает речь. И всё это в интересной деятельности, без слёз, упрёков и обид. 

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации  личности ребенка.

Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями –все это качества, которые  необходимо сформировать у младшего школьника с ОВЗ.

    В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись... Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ дает возможность им не только почувствовать  многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.

Программа воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

Занимаясь эстетическим воспитанием детей, формируем у них позитивное отношение к миру. Благодаря этому, дети с ограниченными возможностями здоровья, которые живут и воспитываются в нашей школе-интернате, испытывают радость и обретают уверенность в собственных силах, что врачует лучше любого лекарства. Тонкий, отзывчивый человек не появляется сам собой. Воспитать ребенка таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед воспитателями. Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь  будет способствовать успешному решению задач программы.  

Цель программы:

- развитие у воспитанников способности чувствовать, воспринимать, понимать красоту человека, природы, искусства, стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира на началах красоты. 

Задачи программы:

- Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся.

- Формировать у обучающихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни.

- Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу обучающихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания.


Формы работы:

- беседа, обсуждение, консультации;

- прогулки с наблюдениями;

- презентации;

- тренинги, занятия;

- конкурсы, викторины, игры;

- праздники, мероприятия,

- представления, выступления, карнавалы, фестивали;

- встречи с интересными людьми, игры по интересам.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

У младших школьников должно вырабатываться чувство прекрасного, первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических ценностях общечеловеческой культуры.

Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека.

Если в результате педагогической работы,  ребенок будет располагать знаниями  о великих художниках, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, рисовать, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия школы и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития младших школьников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Диагностика уровня воспитанности  проводится по методике М.И.Шиловой. (Приложение №1)


Ожидаемые результаты

1-2 год обучения

Должны уметь:

- выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;

- выполнять основные приёмы работы с кистями, красками, клеем;

- слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;

- проявляет интерес рассматриванию книг, картин при совместной деятельности педагога;

- просматривать иллюстрации, прослушивать сказки;

- положительно относятся к прослушиванию музыки;

- самостоятельно разукрашивать;


Знать:

- слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;

- уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога:

- элементарную технологию разукрашивания красками, карандашами;

- элементарную технологию аппликации.

3 год обучения

Должны уметь:

-Развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.

Знать:

-Знать различные инструменты, их возможности, уметь владеть ими.

-Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.


4 год обучения

Должны уметь:

У детей должно быть сформировано уважительное отношение к народным традициям, участвовать в экскурсиях, выставках детских рисунков, поделок и творческих работ воспитанников.

Знать:

-уметь переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.

- воспитанники должны быть знакомы с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, русские народные сказки)


5 год обучения

Должны уметь:

-Развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.

- Традиции художественной культуры родного края;

Знать:

-Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.

-Понимать необходимость планирования своей работы.


3. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программа направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей, произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других, как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тематическое планирование

1-2 год обучения


Сроки проведения

Тема

Форма проведения

1



Сентябрь

Пусть всегда будет солнце

Беседа

Мой любимый герой

Беседа

Королевство вежливых слов

Беседа

«Здравствуй, осень!»

Беседа раскрашивание осенних листьев.

2



Октябрь

«Букет для любимой учительницы»

Аппликация из цветной бумаги.

Правила поведения учащихся. Ученик и педагог.

Беседа

Я люблю музыку.

Беседа

Над чем можно смеяться (шутки нашей жизни)

Беседа

3



Ноябрь

«Нарисуй дорожку для собачки»

Беседа

«Осенний букет»

Составление композиции из природного материала

«Заюшкин огород»

Лепка овощей из пластилина.

Стихи о маме.

Конкурс

4



Декабрь

Отгадайте – ка загадки! (русский народный фольклор)

Отгадывание загадок

«Моя республика»

Конкурс рисунков

Разучивание песен, стихов

Индивидуальная работа

« Елочка, гори»

Конкурс рисунков

5

Январь

Рисуем каникулы.

Беседа

«Зимушка-зима»

Конкурс рисунков

6


Февраль


Чтение стихотворений о зиме.

Чтение стихотворений

Пословицы и поговорки. О чём они говорят.

В группе

«Я люблю свой дом»(рисуем

В группе

Читаем сказки

Читаем

7




Март

Разучивание песни «Мама»

Индивидуальная работа

Конкурс стихов о маме

Конкурс

Нарисуй весну.


С использование красок и кисточек

Викторина «Достопри-мечательности нашей столицы»

Викторина

8


Апрель

«День космонавтики»

Конкурс рисунков

«Я люблю сказки» Читаем сказки.

Чтение сказок

Рисунки на асфальте.

На прогулке

Моё поведение.

Беседа

9


Май

Рассказы о ВОВ.

Чтение рассказов

Конкурс рисунков «Наш город в будущем».

Конкурс

Читаем рассказы.

Беседа

«Ура, каникулы»

На прогулке


Тематическое планирование

3 год обучения

Сроки проведения

Тема

Форма проведения

1


Сентябрь

«Что такое красота»

Беседа. Раскрытие смысла слов МИР, ТВОРИТЬ, КРАСОТА

«Человек – творец красоты»

Беседа о качествах доброго человека

«Осень – прекрасная пора»

Наблюдение на улице за красотой осенней природы. Отгадывание загадок.

«Красота в словах и творчестве»

Просмотр видеосюжета о красоте осенней природы.

2



Октябрь

«Овощи и фрукты»

Лепка.

«Осень – художница»

Рисование .

Что такое театр? Какие театры существуют? Правила поведения в театре.

Знакомство с театром.

Музыкальное путешествие

Заочное путешествие, слушание музыки.

3


Ноябрь

Этикет дома

Беседа. Отношения с домашними, традиции семьи, почитание.

Научимся быть благодарными .Нельзя не заметить заботу о тебе, всегда говори: «Спасибо!»

Беседа.

Школьная форма дисциплинирует. Сменная обувь. Содержи свои вещи в порядке. Школьная раздевалка.

Беседа.

«Поздравляем мам»

Чтение рассказа «Моя мама». Беседа о мамах.

4


Декабрь

«В гостях у зимушки-зимы»

Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы.

Волшебные слова.


Чтение рассказа В. Осеевой « Волшебное слово».

«Зимняя сказка»

Просмотр слайдов «Новогодние украшения». Оформление класса к новогоднему празднику и изготовление снежного городка.

«Здравствуй, праздник Новый год»

Беседа о подарках. Чтение стихотворения «Пожелание».

5

Январь

Галерея волшебных красок

Выставка рисунков

Музыка и человек

Беседа

6


Февраль

Мир прекрасного вокруг нас.

Беседа.

О братьях наших меньших.

Рисование краской.

«Моя Родина»

Бесед. Раскрытие смысла слов РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО.

«Красота танца»

Беседа. Просмотр видеофильма

7




Март

«Красота труда»

Беседа.

При солнышке – тепло, при матери – добро.

Беседа. Изготовление открытку для мамы.(аппликация)

Живая душа природы.

Раскрашивание образа Матушки Природы.

Урок доброты.

Беседа.

8


Апрель

Обращение к взрослому .

Беседа.

Здравствуй, Космос!

Рисунок «Планета Добрая и звезда Мечты».

Законы Мойдодыра.

Основные правила санитарно-гигиенических навыков.

«Красота мысли»

Беседа.

9



Май

«О наших бабушках и дедушках»

Викторина.

«Огоньки радости»

Беседа о красоте цветов. Просмотр слайдов «Цветы».

«Краски природы»

Пластилин.

«Красота и уют моего дома»

Выставка поделок


Тематическое планирование

4 год обучения

Сроки проведения

Тема

Форма проведения

1


Сентябрь

«Наука эстетика»

Беседа.

«Осень – прекрасная пора»

Наблюдение на улице за красотой осенней природы. Отгадывание загадок.

«Дворец красоты»

Рисование «Дворец красты»

«Красота в словах и творчестве»

Составление композиции из осенних листьев.

2



Октябрь

«Дарим красоту»

Просмотр видеосюжета о бабочках. Беседа о возникших чувствах.

«Мы – художники оформители»

Оформление стенной газеты «Осень – художница»

«Красота в словах и творчестве»

. Просмотр видеосюжета о красоте осенней природы.

Вежливая просьба.

Беседа.

3


Ноябрь

Порядочность и честность

Беседа.

«Мыслить – значит жить»

Рисование добрых мыслей.

«Творческая мастерская»

Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок.

Поздравления и пожелания.

Поздравление мам.

4


Декабрь

«Волшебница-зима»

Рисование.

Мы идем в кинотеатр

Как себя вести во время просмотра кинофильма.

«Прекрасен мир поющий»

Беседа о музыке.

«Новогодняя стенгазета»

Оформление новогоднего поздравления.

5

Январь

«Краски природы зимой»

Рисование красками.

«Волшебный снег»

Изготовление поделок из снега.

6


Февраль

«Творческая мастерская»

Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок.

«Красота в домашнем обиходе».

Беседа о красоте интерьера.

«Самое дорогое»

Беседа о героизме и подвиге, о защите Родины. Чтение рассказа «Самое дорогое».

Природа в творчестве русских художников.

Тема природы в произведениях русских художников. Знакомство с творчеством русских художников: Ладыгина О.Ю., Янова В.Л. и других

7




Март

«Круглый год»

Просмотр видеосюжета о красоте природы в разное время года.

«Цветок для мамы»

Приклеивание в серединку цветка фото мамы. Запись на лепестках качеств мамы

«Я строю дом»

Беседа о красоте архитектуры. Просмотр слайдов «Красивая архитектура нашего города».

Человек общается с книгой.

Беседа.

8


Апрель

«Космические дали»

Просмотр видеосюжета «Красота космоса». Вырезание шаблонов-звёздочек. Творческая работа – «Звёздное небо»

Изготовление подарков к Пасхе».

Аппликация

«Весна-красна»

Чтение заметок, зарисовок, стихотворений в газете-журнале о весне. Просмотр видеосюжета о красоте природы весной под классическую музыку. Разучивание танца цветов.

«Творческая мастерская»

Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок

9



Май

Праздник «Планета красоты»

Творческая работа – вырезание из голубой и жёлтой бумаги «ладошек». На фоне рисунков «Разноцветное небо» составление солнышка и нитей дождя из «ладошек».

«Разноцветное небо»

Экскурсия на улицу – наблюдение за облаками, за оттенками неба. Рисование неба.

«Творческая мастерская»

Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок

Праздник «Планета красоты»

Чтение стихотворений о красоте. Исполнение танца цветов. Исполнение песни о красоте мира.




Тематическое планирование

5 год обучения

Сроки проведения

Тема

Форма проведения

1


Сентябрь

Осень. Осенние дары природы

Беседа.

«В гости к Красоте»

Понятие эстетики. Беседа о нравственных качествах человека.

«Горячее сердце»

Беседа о внутренней красоте человека. Чтение заметки «Откроем сердца». Чтение притчи «Сила сердца».

«Любимое дело»

Чтение книг о красоте.

2



Октябрь

Поздравления и пожелания для учителей.

Поздравление учителей.

«Прекрасен мир поющий»

Беседа о музыки.

Культура общения.

Беседа.

«Мудрецы о красоте»

Значение слов МУДРЕЦ, МУДРОСТЬ, МЫСЛИТЕЛЬ.

3


Ноябрь

«Творческая мастерская»

Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок

Будем беречь друг друга

Беседа о своём друге.

«Красота слова»


Поздравление мам.

Чтение стихотворений про мам.

4


Декабрь

«Радость жизни – в творчестве»

Значение слова ТВОРЧЕСТВО. Беседа о творчестве.

Дерево сильно корнями, а человек – друзьями»

Беседа о дружбе. Исполнение песен о дружбе.

«Выпуск стенгазеты»

Оформление материала для стенгазеты. Выпуск стенгазеты.

Календарные праздники. «Наша новогодняя сказка».

Маскарад.

5

Январь

«Вышивка – встреча с красотой»

Творческая работа – учимся вышивать

«Вышивка – встреча с красотой»

Творческая работа – учимся вышивать Выставка работ.

6


Февраль

Волшебница-зима»

Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. Игра «Подбираем слова-описания».

«Волшебный снег»

Изготовление поделок из снега

«Самое дорогое»

Беседа о героизме и подвиге, о защите Родины. Чтение рассказа «Самое дорогое». Изготовление подарка для пап – пятиконечной звезды (оригами).

«В царстве книг»

Экскурсия в библиотеку. Интервью с библиотекарем. Индивидуальный выбор поделки из книги.

7




Март

«Творческая мастерская»

Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок

Выпуск стенгазеты «Мамин праздник»

Выпуск праздничной стенгазеты (работа в группах: рисование портретов мам, написание заметок о маме, оформление поздравления, оформление заголовка стенгазеты).

«Весна-красна»

Просмотр видеосюжета о красоте природы весной под классическую музыку.

«Чудо красоты»

Рисование.

8


Апрель

Изготовление подарков к Пасхе».

Изготовление поделки.

«День космонавтики»

Изготовление поделки.



«Оформление Уголка Красоты»


9



Май

«Ордена дедушки»

Поделки аппликации

«Красота цветущей ветки»

Экскурсия на улицу – наблюдение за цветущими деревьями. Рассказ об испытанных чувства. Рисование цветущей ветки.

«Подготовка к празднику Красоты»

Подбор стихотворений о красоте и доброте в газете-журнале, оформление выставки творческих работ.

«Праздник Красоты и Добра»»

Чтение стихотворений о красоте и доброте под видеоряд красивой природы и классическую музыку.





«Рассмотрено»

на заседании ШМО___________________________

Руководитель МО__________ /ФИО./

«___»_________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

____________ / Квашнина Н.П./ «___»___________2018г.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!