Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
| «Утверждено» Директор __________/З.А. Аглиуллина/ «___»_________2018г. |
Рабочая программа
воспитателя
направление: эстетическое воспитание
возраст 7-12 лет
срок реализации программы 5 лет
Разработано группой воспитателей:
Суриной Г.У., Ермаковой Л.В., Лотфуллиной Л.М.,
Шавалиевой Г.Р., Гусевой О.Н., Мамаевой Ю.П.,
Резбаевой З.К., Шарипкуловой Д.Р., Тайгильдиной Г.С.
Хаматовой Е.С.
Уфа - 2018
СОДЕРЖАНИЕ
| Пояснительная записка………………………………………….……….3 | |
| Планируемые результаты воспитательной работы по эстетическому воспитанию………………….……………………………………..……..5 | |
| Содержание воспитательной работы по эстетическому воспитанию...6 | |
| Тематическое планирование……………………….…………….……...7 | |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариантI)
Эстетическое воспитание в школе-интернате детьми с ОВЗ является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии.
У них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и оценивать прекрасное. Многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие
навыки и умения создавать красивое. Эстетическое воспитание значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер.
Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в школе-интернате имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям обучающихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Переоценить значение творчества для психологического здоровья детей невозможно. Занятия разными видами творчества, как показывает практика, развивают когнитивные способности ребёнка, активизируют интеллектуальную деятельность, корригирует эмоционально-волевую сферу. Ребёнок учится образно мыслить, развивает воображение, тренирует внимание и память, развивает речь. И всё это в интересной деятельности, без слёз, упрёков и обид.
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации личности ребенка.
Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями –все это качества, которые необходимо сформировать у младшего школьника с ОВЗ.
В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись... Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.
Программа воспитания детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.
Занимаясь эстетическим воспитанием детей, формируем у них позитивное отношение к миру. Благодаря этому, дети с ограниченными возможностями здоровья, которые живут и воспитываются в нашей школе-интернате, испытывают радость и обретают уверенность в собственных силах, что врачует лучше любого лекарства. Тонкий, отзывчивый человек не появляется сам собой. Воспитать ребенка таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед воспитателями. Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.
Цель программы:
- развитие у воспитанников способности чувствовать, воспринимать, понимать красоту человека, природы, искусства, стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира на началах красоты.
Задачи программы:
- Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся.
- Формировать у обучающихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни.
- Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу обучающихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания.
Формы работы:
- беседа, обсуждение, консультации;
- прогулки с наблюдениями;
- презентации;
- тренинги, занятия;
- конкурсы, викторины, игры;
- праздники, мероприятия,
- представления, выступления, карнавалы, фестивали;
- встречи с интересными людьми, игры по интересам.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
У младших школьников должно вырабатываться чувство прекрасного, первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических ценностях общечеловеческой культуры.
Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека.
Если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о великих художниках, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, рисовать, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия школы и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития младших школьников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Диагностика уровня воспитанности проводится по методике М.И.Шиловой. (Приложение №1)
Ожидаемые результаты
1-2 год обучения
Должны уметь:
- выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
- выполнять основные приёмы работы с кистями, красками, клеем;
- слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
- проявляет интерес рассматриванию книг, картин при совместной деятельности педагога;
- просматривать иллюстрации, прослушивать сказки;
- положительно относятся к прослушиванию музыки;
- самостоятельно разукрашивать;
Знать:
- слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
- уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога:
- элементарную технологию разукрашивания красками, карандашами;
- элементарную технологию аппликации.
3 год обучения
Должны уметь:
-Развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.
Знать:
-Знать различные инструменты, их возможности, уметь владеть ими.
-Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.
4 год обучения
Должны уметь:
У детей должно быть сформировано уважительное отношение к народным традициям, участвовать в экскурсиях, выставках детских рисунков, поделок и творческих работ воспитанников.
Знать:
-уметь переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.
- воспитанники должны быть знакомы с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, русские народные сказки)
5 год обучения
Должны уметь:
-Развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.
- Традиции художественной культуры родного края;
Знать:
-Переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.
-Понимать необходимость планирования своей работы.
3. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Программа направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей, произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других, как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование
1-2 год обучения
№ | Сроки проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | Пусть всегда будет солнце | Беседа |
Мой любимый герой | Беседа |
Королевство вежливых слов | Беседа |
«Здравствуй, осень!» | Беседа раскрашивание осенних листьев. |
2 | Октябрь | «Букет для любимой учительницы» | Аппликация из цветной бумаги. |
Правила поведения учащихся. Ученик и педагог. | Беседа |
Я люблю музыку. | Беседа |
Над чем можно смеяться (шутки нашей жизни) | Беседа |
3 | Ноябрь | «Нарисуй дорожку для собачки» | Беседа |
«Осенний букет» | Составление композиции из природного материала |
«Заюшкин огород» | Лепка овощей из пластилина. |
Стихи о маме. | Конкурс |
4 | Декабрь | Отгадайте – ка загадки! (русский народный фольклор) | Отгадывание загадок |
«Моя республика» | Конкурс рисунков |
Разучивание песен, стихов | Индивидуальная работа |
« Елочка, гори» | Конкурс рисунков |
5 | Январь | Рисуем каникулы. | Беседа |
«Зимушка-зима» | Конкурс рисунков |
6 | Февраль | Чтение стихотворений о зиме. | Чтение стихотворений |
Пословицы и поговорки. О чём они говорят. | В группе |
«Я люблю свой дом»(рисуем | В группе |
Читаем сказки | Читаем |
7 | Март | Разучивание песни «Мама» | Индивидуальная работа |
Конкурс стихов о маме | Конкурс |
Нарисуй весну. | С использование красок и кисточек |
Викторина «Достопри-мечательности нашей столицы» | Викторина |
8 | Апрель | «День космонавтики» | Конкурс рисунков |
«Я люблю сказки» Читаем сказки. | Чтение сказок |
Рисунки на асфальте. | На прогулке |
Моё поведение. | Беседа |
9 | Май | Рассказы о ВОВ. | Чтение рассказов |
Конкурс рисунков «Наш город в будущем». | Конкурс |
Читаем рассказы. | Беседа |
«Ура, каникулы» | На прогулке |
Тематическое планирование
3 год обучения
№ | Сроки проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | «Что такое красота» | Беседа. Раскрытие смысла слов МИР, ТВОРИТЬ, КРАСОТА |
«Человек – творец красоты» | Беседа о качествах доброго человека |
«Осень – прекрасная пора» | Наблюдение на улице за красотой осенней природы. Отгадывание загадок. |
«Красота в словах и творчестве» | Просмотр видеосюжета о красоте осенней природы. |
2 | Октябрь | «Овощи и фрукты» | Лепка. |
«Осень – художница» | Рисование . |
Что такое театр? Какие театры существуют? Правила поведения в театре. | Знакомство с театром. |
Музыкальное путешествие | Заочное путешествие, слушание музыки. |
3 | Ноябрь | Этикет дома | Беседа. Отношения с домашними, традиции семьи, почитание. |
Научимся быть благодарными .Нельзя не заметить заботу о тебе, всегда говори: «Спасибо!» | Беседа. |
Школьная форма дисциплинирует. Сменная обувь. Содержи свои вещи в порядке. Школьная раздевалка. | Беседа. |
«Поздравляем мам» | Чтение рассказа «Моя мама». Беседа о мамах. |
4 | Декабрь | «В гостях у зимушки-зимы» | Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. |
Волшебные слова. | Чтение рассказа В. Осеевой « Волшебное слово». |
«Зимняя сказка» | Просмотр слайдов «Новогодние украшения». Оформление класса к новогоднему празднику и изготовление снежного городка. |
«Здравствуй, праздник Новый год» | Беседа о подарках. Чтение стихотворения «Пожелание». |
5 | Январь | Галерея волшебных красок | Выставка рисунков |
Музыка и человек | Беседа |
6 | Февраль | Мир прекрасного вокруг нас. | Беседа. |
О братьях наших меньших. | Рисование краской. |
«Моя Родина» | Бесед. Раскрытие смысла слов РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО. |
«Красота танца» | Беседа. Просмотр видеофильма |
7 | Март | «Красота труда» | Беседа. |
При солнышке – тепло, при матери – добро. | Беседа. Изготовление открытку для мамы.(аппликация) |
Живая душа природы. | Раскрашивание образа Матушки Природы. |
Урок доброты. | Беседа. |
8 | Апрель | Обращение к взрослому . | Беседа. |
Здравствуй, Космос! | Рисунок «Планета Добрая и звезда Мечты». |
Законы Мойдодыра. | Основные правила санитарно-гигиенических навыков. |
«Красота мысли» | Беседа. |
9 | Май | «О наших бабушках и дедушках» | Викторина. |
«Огоньки радости» | Беседа о красоте цветов. Просмотр слайдов «Цветы». |
«Краски природы» | Пластилин. |
«Красота и уют моего дома» | Выставка поделок |
Тематическое планирование
4 год обучения
№ | Сроки проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | «Наука эстетика» | Беседа. |
«Осень – прекрасная пора» | Наблюдение на улице за красотой осенней природы. Отгадывание загадок. |
«Дворец красоты» | Рисование «Дворец красты» |
«Красота в словах и творчестве» | Составление композиции из осенних листьев. |
2 | Октябрь | «Дарим красоту» | Просмотр видеосюжета о бабочках. Беседа о возникших чувствах. |
«Мы – художники оформители» | Оформление стенной газеты «Осень – художница» |
«Красота в словах и творчестве» | . Просмотр видеосюжета о красоте осенней природы. |
Вежливая просьба. | Беседа. |
3 | Ноябрь | Порядочность и честность | Беседа. |
«Мыслить – значит жить» | Рисование добрых мыслей. |
«Творческая мастерская» | Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок. |
Поздравления и пожелания. | Поздравление мам. |
4 | Декабрь | «Волшебница-зима» | Рисование. |
Мы идем в кинотеатр | Как себя вести во время просмотра кинофильма. |
«Прекрасен мир поющий» | Беседа о музыке. |
«Новогодняя стенгазета» | Оформление новогоднего поздравления. |
5 | Январь | «Краски природы зимой» | Рисование красками. |
«Волшебный снег» | Изготовление поделок из снега. |
6 | Февраль | «Творческая мастерская» | Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок. |
«Красота в домашнем обиходе». | Беседа о красоте интерьера. |
«Самое дорогое» | Беседа о героизме и подвиге, о защите Родины. Чтение рассказа «Самое дорогое». |
Природа в творчестве русских художников. | Тема природы в произведениях русских художников. Знакомство с творчеством русских художников: Ладыгина О.Ю., Янова В.Л. и других |
7 | Март | «Круглый год» | Просмотр видеосюжета о красоте природы в разное время года. |
«Цветок для мамы» | Приклеивание в серединку цветка фото мамы. Запись на лепестках качеств мамы |
«Я строю дом» | Беседа о красоте архитектуры. Просмотр слайдов «Красивая архитектура нашего города». |
Человек общается с книгой. | Беседа. |
8 | Апрель | «Космические дали» | Просмотр видеосюжета «Красота космоса». Вырезание шаблонов-звёздочек. Творческая работа – «Звёздное небо» |
Изготовление подарков к Пасхе». | Аппликация |
«Весна-красна» | Чтение заметок, зарисовок, стихотворений в газете-журнале о весне. Просмотр видеосюжета о красоте природы весной под классическую музыку. Разучивание танца цветов. |
«Творческая мастерская» | Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок |
9 | Май | Праздник «Планета красоты» | Творческая работа – вырезание из голубой и жёлтой бумаги «ладошек». На фоне рисунков «Разноцветное небо» составление солнышка и нитей дождя из «ладошек». |
«Разноцветное небо» | Экскурсия на улицу – наблюдение за облаками, за оттенками неба. Рисование неба. |
«Творческая мастерская» | Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок |
Праздник «Планета красоты» | Чтение стихотворений о красоте. Исполнение танца цветов. Исполнение песни о красоте мира. |
Тематическое планирование
5 год обучения
№ | Сроки проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | Осень. Осенние дары природы | Беседа. |
«В гости к Красоте» | Понятие эстетики. Беседа о нравственных качествах человека. |
«Горячее сердце» | Беседа о внутренней красоте человека. Чтение заметки «Откроем сердца». Чтение притчи «Сила сердца». |
«Любимое дело» | Чтение книг о красоте. |
2 | Октябрь | Поздравления и пожелания для учителей. | Поздравление учителей. |
«Прекрасен мир поющий» | Беседа о музыки. |
Культура общения. | Беседа. |
«Мудрецы о красоте» | Значение слов МУДРЕЦ, МУДРОСТЬ, МЫСЛИТЕЛЬ. |
3 | Ноябрь | «Творческая мастерская» | Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок |
Будем беречь друг друга | Беседа о своём друге. |
«Красота слова» | |
Поздравление мам. | Чтение стихотворений про мам. |
4 | Декабрь | «Радость жизни – в творчестве» | Значение слова ТВОРЧЕСТВО. Беседа о творчестве. |
Дерево сильно корнями, а человек – друзьями» | Беседа о дружбе. Исполнение песен о дружбе. |
«Выпуск стенгазеты» | Оформление материала для стенгазеты. Выпуск стенгазеты. |
Календарные праздники. «Наша новогодняя сказка». | Маскарад. |
5 | Январь | «Вышивка – встреча с красотой» | Творческая работа – учимся вышивать |
«Вышивка – встреча с красотой» | Творческая работа – учимся вышивать Выставка работ. |
6 | Февраль | Волшебница-зима» | Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. Игра «Подбираем слова-описания». |
«Волшебный снег» | Изготовление поделок из снега |
«Самое дорогое» | Беседа о героизме и подвиге, о защите Родины. Чтение рассказа «Самое дорогое». Изготовление подарка для пап – пятиконечной звезды (оригами). |
«В царстве книг» | Экскурсия в библиотеку. Интервью с библиотекарем. Индивидуальный выбор поделки из книги. |
7 | Март | «Творческая мастерская» | Изготовление выбранной поделки. Организация выставки поделок |
Выпуск стенгазеты «Мамин праздник» | Выпуск праздничной стенгазеты (работа в группах: рисование портретов мам, написание заметок о маме, оформление поздравления, оформление заголовка стенгазеты). |
«Весна-красна» | Просмотр видеосюжета о красоте природы весной под классическую музыку. |
«Чудо красоты» | Рисование. |
8 | Апрель | Изготовление подарков к Пасхе». | Изготовление поделки. |
«День космонавтики» | Изготовление поделки. |
| |
«Оформление Уголка Красоты» | |
9 | Май | «Ордена дедушки» | Поделки аппликации |
«Красота цветущей ветки» | Экскурсия на улицу – наблюдение за цветущими деревьями. Рассказ об испытанных чувства. Рисование цветущей ветки. |
«Подготовка к празднику Красоты» | Подбор стихотворений о красоте и доброте в газете-журнале, оформление выставки творческих работ. |
«Праздник Красоты и Добра»» | Чтение стихотворений о красоте и доброте под видеоряд красивой природы и классическую музыку. |
«Рассмотрено» на заседании ШМО___________________________ Руководитель МО__________ /ФИО./ «___»_________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ____________ / Квашнина Н.П./ «___»___________2018г. |