МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа» МР «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия)
РАССМОТРЕНО МО эст. цикла СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: руководитель МО: заместитель директора по УВР директор: ________________ /И.В.Негнюрова/ _________________ /А.А.Негнюрова/ ___________/А.В.Винокурова/ «____»___________________2022 год «____»______________________ 2022 год «____»___________2022 год |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
(спортивно-оздоровительное направление)
«Манчаары сиэттэрэ» (подвижные игры с нац. элементами)
(1 класс)
Выполнила: Тихонов Михаил Дмитриевич
Елечей, 2022 год.
Пояснительная записка
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также развитию психических процессов, таких как мышление, память, внимание, восприятие, речь.
Задачи:
-Укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию.
-Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
- Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Целью данной программы является физическое воспитание учащихся. Достижение этой цели решает следующие задачи: укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; овладение школой движений; развитие координационных пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве и кондиционных способностей, формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья; выработку представлений об основных видах спорта, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определѐнным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов.
Актуальность данного курса заключается в том, что повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Национальные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра – ведущая деятельность детей.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма в более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психологических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Срок реализации программы внеурочной деятельности: 1 год
Программа рассчитана на 33 часа, 1час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса «Манчаары сиэттэрэ»
Личностные результаты изучения курса «Манчаары сиэттэрэ» является формирование следующих умений:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты изучения курса «Манчаары сиэттэрэ» является формирование следующих умений:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт |
1 | Русская народная игра «Краски» | 1 | 06.09 | | |
2 | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 | 13.09 | | |
3 | Русская народная игра «Ляпка» | 1 | 20.09 | | |
4 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | 27.09 | | |
5 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | 04.10 | | |
6 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | 11.10 | | |
7 | Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» | 1 | 18.10 | | |
8 | Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» | 1 | 25.10 | | |
9 | Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» | 1 | 01.11 | | |
10 | Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!» | 1 | 15.11 | | |
11 | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | 22.11 | | |
12 | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | 29.11 | | |
13 | Якутские народные игры Ойбонтон уулааьын | 1 | 06.12 | | |
14 | «Ойбонтон уулааьын» | 1 | 13.12 | | |
15 | Национальные прыжки «Кылыы» | 1 | 20.12 | | |
16 | Национальные прыжки «Ыстанга» | 1 | 27.12 | | |
17 | Национальные прыжки «Куобах» | 1 | 17.12 | | |
18 | Тутум эргиир | 1 | 24.01 | | |
19 | Кириэс тэбии | 1 | 07.02 | | |
20 | Кириэс тэбии | 1 | 14.02 | | |
21 | Эстафета «Вызов номеров» | 1 | 21.02 | | |
22 | Эстафета по кругу | 1 | 28.02 | | |
23 | Эстафета с обручем | 1 | 07.03 | | |
24 | Эстафета с мячом | 1 | 14.04 | | |
25 | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | 21.04 | | |
26 | Эстафета «Встречная» | 1 | 04.04 | | |
27 | Игры с баскетбольным мячом | 1 | 11.04 | | |
28 | Правила игры в баскетбол | 1 | 18.04 | | |
29 | Упрощенная учебная игра в баскетбол | 1 | 25.04 | | |
30 | Игра в баскетбол | 1 | 02.05 | | |
31 | Игры с футбольным мячом | 1 | 16.05 | | |
32 | Пасы и удары в ворота футбольным мячом | 1 | 23.05 | | |