СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Знакомые незнакомцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа вввпо внеурочной деятельности для 3-4 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Знакомые незнакомцы"»

Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семёновская средняя общеобразовательная школа»


РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом Директор МОУ Семёновской СОШ

Протокол от «__» _______2019г ___________ /Бобрышева Е.Н.

№___ Приказ от «__» _____2019г № ___




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОУ СЕМЁНОВСКОЙ СОШ


«Знакомые незнакомцы»


Направленность программы: общеинтеллектуальная


Образовательное объединение: «Знакомые незнакомцы»


Срок реализации: два года


Возраст учащихся:9-10 лет


Вид программы: компилятивная


Продолжительность освоения программы: два года


Составитель : Зайцева Оксана Александровна, учитель начальных классов, первая категория












Семеновка

2019г.


I. Обоснование выбора данной программы :

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Рабочая программа курса по русскому языку «Знакомые незнакомцы» на основе рабочей программы «Русский язык» Канакина В,П,., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н. и др. – М.: «Просвещение», 2011.

Программа «Знакомые незнакомцы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на внеурочных занятиях  по программе «Знакомые незнакомцы» обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Кроме того, материал программы позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.


II. Цель и задачи программы.

Цель : расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:


Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.


III. Отличительные особенности программы.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по данному предмету, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Актуальность данной программы в том, что через внеклассные дополнительные занятия прививается любовь к языку, совершенствуется речевая, орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, уровень сформированности которых необходимо продемонстрировать выпускникам начальной школы. Также обучающиеся на занятиях учатся составлять проекты, работать в команде, планировать и оценивать свою деятельность, что является необходимым для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

IV. Возрастная группа детей и режим занятий.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3-4 классов ( 9 - 10 лет). Программа рассчитана: в 3 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 минут; в 4 классе - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин. Программа рассчитана на 2года.

В 3 классе - 34 часа в год. В 4 классе - 34 часа в год.

V. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Программа ориентирована на достижение учащимися 3 уровней:

1) приобретение новых знаний по русскому языку и понимание их значимости в практической жизни;

2) формирование сознательного отношения к ценностям современного русского языка, к его нормам и культуре речи;

3) приобретение опыта самостоятельных действий для решения лингвистических и коммуникативных задач.

В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры речи у обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

  • умение управлять своими эмоциями, умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка, стремление к совершенствованию собственной речи, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий;

  • умение адекватно оценивать свои знания.

Познавательные УУД:

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах;

  • проводить сравнение, аналогии, обобщать;

  • умение выделять и формулировать познавательную цель;

  • умение структурировать знания; обобщать, делать выводы;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • строить рассуждения;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения и быть готовым её корректировать.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности будут демонстрироваться в проводимых внеклассных мероприятиях по предмету, в т.ч. через участие в различных муниципальных и областных творческих предметных конкурсах, а также путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

VI .Учебно – тематический план


Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

3 класс

І

Наша речь и наш язык

2

1

1

ІІ

Текст

5

-

5

ІІІ

Предложение и словосочетание

2

-

2

ІV

Слово и его значение

10

2

8

V

Состав слова

4

-

4

Части речи

2

-

2

VІІ

Фонетика и графика

3

1

2

VІІІ

Орфоэпия

1

1

-

ІX

Орфография

5

1

4


Итого:

34 ч.

6 ч.

28 ч.

4 класс

І

Наша речь и наш язык

2

-

2

ІІ

Текст

2

1

1

ІІІ

Предложение и словосочетание

5

1

4

ІV

Слово и его значение

11

1

10

V

Состав слова

3

1

2

Части речи

4

1

3

VІІ

Фонетика и графика

4

-

4

VІІІ

Орфоэпия

1

1

-

ІX

Орфография

2

-

2


Итого:

34 ч.

6 ч.

28 ч.



VII. Содержание программы

Наименование раздела

Содержание раздела

І

Наша речь и наш язык

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.


ІІ

Текст

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.


ІІІ

Предложение и словосочетание

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.



ІV

Слово и его значение

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.


V

Состав слова

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.


Части речи

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.


VІІ

Фонетика и графика

Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.


VІІІ

Орфоэпия

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические

ІX

Орфография

Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.








































Календарно -тематический план кружка «Знакомые незнакомцы»


3класс



№ п/п

разд.

Тема урока.

Всего

Часов

Теория

Прак-тика

Дата план

Дата факт

1

4

Сказочное царство слов.

1

1




2

4

Путешествие в страну Слов.

1


1



3

5

Как образуются слова.

1


1



4

5

Чудесные превращения слов.

1


1



5

5

Весёлые суффиксы.

1


1



6

1

Добрые слова.

1


1



7

4

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1


1



8

7

Из истории письменности на Руси.

1

1




9

4

Новые слова в русском языке.

1


1



10

1

Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно!

1

1




11

4

Встреча с зарубежными друзьями.

1


1



12

4

Синонимы в русском языке.

1


1



13

4

Слова- антонимы.

1


1



14

4

Слова- омонимы.

1


1



15

3

Крылатые слова.

1


1



16

9

В королевстве ошибок.

1


1



17

9

Секреты орфографии.

1

1




18

9

Составление собственных орфографических словарей (непроизносимый согласный).

1


1



19

2

В стране Сочинителей.

1


1



20

2

Искусство красноречия.

1


1



21

2

Какие бывают тексты? Учимся их создавать.

1


1



22

2

Проба пера.

1


1



23

2

Праздник творчества и игры.

1


1



24

9

Трудные слова.

1


1



25

8

Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

1

1




26

5

Занимательное слообразование.

1


1



27

7

Шарады и логогрифы.

1


1



28

7

Занимательная фонетика.

1


1



29

6

Имена числительные вокруг нас.

1


1



30

4

В гостях у слов- родственников.

1


1



31

3

Предложения-загадки.

1


1



32

6

Имя дома твоего (история названия города).

1


1



33

4

Русский язык неисчерпаемо богат. И всё обогащается с быстротой поражающей.

1

1




34

9

КВН по русскому языку.

1


1





Итого:

34 ч.

6 ч.

28 ч.





































Календарно -тематический план кружка «Знакомые незнакомцы»


4 класс


№ п/п

разд.


Тема урока.

Кол-во

часов

Теория

Прак-тика

Дата план

Дата факт

1

8

Что такое орфоэпия?

1

1




2

7

Что такое фонография или звукозапись?

1


1



3

7

Звуки не буквы!

1


1



4

7

Звуки природы и музыка языка.

1


1



5

2

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

1




6

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1


1



7

9

Путешествие по островам Орфографии.

1


1



8

4

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1


1



9

4

В царстве смыслов много дорог.

1


1



10

4

«Следы» старославянского языка в русском языке.

1


1



11

4

Как и почему появляются новые слова?

1


1



12

4

Многозначность слова

1


1



13

4

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1


1




14

4

Об одном и том же - разными словами.

1


1



15

5

Как возникают названия.

1

1




16

4

Слова – антиподы.

1


1



17

4

Путешествие в страну фразеологизмов.

1


1



18

4

В стране иностранных слов.

1


1



19

5

К истокам слова.

1


1



20

5

Слова, как деревья, ветвисты.

1


1



21

1

Слова, придуманные писателями.

1


1



22

4

Слова уходящие и слова – новички.

1


1



23

1

Словарь языка Пушкина.

1


1



24

9

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1


1



25

3

Путешествие в мир синтаксиса.

1


1



26

3

Кому и чему служит интонация.

1


1



27

3

Похвальное слово знакам препинания!

1


1



28

3

Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных?

1



1



29

3

Всем нам приобщении поможет обращение.

1

1




30

6

Тематические группы слов.

1


1



31

6

Имена прилагательные в русских народных сказках.

1


1



32

6

Глаголы в былинах.

1


1



33

6

Путешествие грамматических терминов из Древней

Греции в Россию.

1

1




34

2

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

1


1





Итого:

34 ч.

6 ч.

28 ч.