Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района |
| «Утверждаю» |
| Директор школы |
| _______________ Л.И. Филимонцева |
приказ № 202 от 01.09.2017
«Согласовано» | «Рассмотрено» |
Заместитель директора по ОП | Руководитель методического совета |
_______________ Т.В. Люшина | _______________ Л.В. Завьялова |
31.08.2017 г. | протокол № 1 от 31.08.2017 г. |
Рабочая программа |
по элективному курсу Эссе по обществознанию |
для 10 -11 классов |
на 2017-2018 учебный год |
Учитель Завьялова Людмила Васильевич |
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Эссе по обществознанию» для 11 класса составлена на основе следующих документов и материалов:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, 2012 г.;
основной общеобразовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района;
учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района на 2017-2018 учебный год;
авторской программы: Л.Н. Боголюбов. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание, 10-11кл. (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, А.В.Белявский под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016.
Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений. 11 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, А.В.Белявский под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016.
В качестве инструмента по отслеживанию результатов работы используются пособия:
Лазебникова А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. – М. : Экзамен, 2014.
Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. И.А. Дедова, И.И. Токарева. Йошкар-Ола, 2014.
Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. М.: ФИПИ, 2015.
Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. М.: ФИПИ, 2014.
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М : ООО «РУСТЕСТ», 2015.
Единый государственный экзамен 2015. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. – М : ФИПИ – Центр, 2015.
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2016. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2013.
Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ. Обществознание. Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену
Планируемые результаты освоения элективного курса «Эссе по обществознанию»
В результате изучения элективного курса «Эссе по обществознанию» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Предметные: Получат возможность научиться: определять смысл высказывания (авторского суждения); грамотно в соответствии с правилами письменной речи оформлять эссе, осуществлять творческий подход к изложению своих мыслей, суждений, не выходя за пределы обозначенной темы.
Метапредметные:
самостоятельно определять и формулировать проблему, содержащуюся в высказывании; привлекать необходимую информацию для объяснения фактов и явлений социальной действительности;
уметь структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в письменной форме;
осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей;
устанавливать причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждения, доказательства;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации социальных объектов;
осуществлять целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
планировать и организовать свою собственную деятельность;
осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности на основе выделения и осознания учащимися, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению для достижения желаемого результата.
Личностные:
Иметь целостный социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий;
осмысливать гуманистические традиции и ценности современного общества;
выражать адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать и принимать значение знаний для человека;
проявлять готовность к жизненному и личностному самоопределению, уметь выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с общепринятыми этическими принципами;
проявлять способность к самоопределению путем определения своего места в обществе и жизни в целом, определения своего образа жизни и построения жизненных планов во временной перспективе.
Содержание элективного курса «Эссе по обществознанию» на уровне среднего общего образования
Понятие эссе. Особенности жанра эссе; значение термина в толковых словарях; виды эссе: философские, исторические, искусствоведческие, литературные, научные. Чтение и анализ разных видов эссе, выделение общих жанровых особенностей. Рекомендации по подготовке к написанию эссе. Объем работы, композиция эссе, стиль изложения, использование терминов, примеров. Работа черновиком.
Критерии оценивания обществоведческого эссе. Таблица критериев ответа на задание С9; составление плана рецензии на эссе. Формирование умений рецензирования собственных и чужих работ.
Памятка для написания эссе по обществознанию. Развернутая памятка для эссе; зачин, основная часть, заключение. Формулировка и раскрытие проблемы высказывания. Тренировочные упражнения на написание отдельных частей мини-сочинения.
Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой. Отбор и систематизация теоретического материала, терминологии, необходимых сведений об авторах высказываний; работа с электронной библиотекой Кирилла и Мефодия.
Написание эссе по разделу «Философия». Обобщение теоретических знаний по основным темам
раздела «Философия». Практические работы: написание эссе по высказываниям философского содержания. Написание эссе по разделу «Социальная психология».
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социальная психология».
Практические работы: написание эссе по тематике социальной психологии
Написание эссе по разделу «Экономика». Обобщение теоретических знаний по основным темам
раздела «Экономика». Практические работы: написание эссе по высказываниям экономического содержания.
Написание эссе по разделу «Социология». Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социология». Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Социология».
Написание эссе по разделу «Политология». Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Политология». Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Политология».
Написание эссе по разделу «Правоведение». Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Правоведение». Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Правоведение».
Пробное написание эссе по заданной теме. Практические работы: написание эссе по высказываниям обществоведческого курса.
Предметные: научатся определять обществоведческие термины, осуществлять отбор теоретических положений для раскрытия смысла выбранного суждения в контексте конкретной области обществознания; привлекать знания из различных источников, личного опыта в качестве аргументации своих суждений, выводов.
Учебно-тематический план, включающий содержание тем учебного предмета, 11 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во час | Планируемые результаты | Контроль, инструментарий | Домашнее задание |
Дата | |
Глава I. Эссе по обществознанию (34 часа) |
1 | 01.09 | Особенности жанра эссе | 1 | Определять смысл высказывания (авторского суждения); грамотно в соответствии с правилами письменной речи оформлять эссе, осуществлять творческий подход к изложению своих мыслей, суждений, не выходя за пределы обозначенной темы. | Выборочный Схема. Эссе «Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой) Взаимопроверка планов «Природа и общество» «Общество и природа». | эссе «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г.Белинский |
2 | 08.09 | Рекомендации по подготовке написания эссе | 1 | Выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). | Взаимопроверка План «Общество как система» Эссе «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека) | Подготовка плана эссе |
3-4 | 15.09 22.09 | Критерии оценивания задания 29, методика рецензирования эссе | 2 | Понимать основные термины: общество, система, социальные институты | Индивидуальный Материалы КИМ | Подготовка эссе |
5-6 | 29.09 06.10 | Памятка по написанию эссе по обществознанию | 2 | Выделять составные части эссе | Таблица "Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов" План «Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития | Эссе «Индивидом рождаются личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов) |
7-8 | 13.10 20.10 | Практические занятия по работе со словарями, теоретическим материалом, дополнительной литературой | 2 | объяснять изученные положения на конкретных примерах; обосновывать суждения, извлекать информацию из различных источников, участвовать в проектной деятельности. | Выборочный Схема «Виды мировоззрения» Взаимопроверка таблиц Таблица "Типы мировоззрения" | Индивидуальные задания |
10-11 12-13 | 27.10 10.11 17.11 24.11 | Написание эссе по разделу «Философия» | 4 | раскрывать связь между мышлением и деятельностью; различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; | Взаимопроверка таблиц Таблица "Структура деятельности", схема: "Виды деятельности". | Эссе "Деятельность единственный путь к знанию" .Б.Шоу |
14-15 16-17 | 01.12 08.12 15.12 22.12 | Написание эссе по разделу «Социальная психология» | 4 | различать темы эссе по социальной психологии, поясняя их примерами; выявлять особенности научного познания; различать абсолютную и относительную истины; | Коллективный Виды знаний и их роль в жизни общества". Эссе" Когда народ много знает, им трудно управлять" (Лао-Цзы) | Составить план "Виды знаний и их роль в жизни общества". |
18-192021 | 26.01 02.02 09.02 16.02 | Написание эссе по разделу «Экономика» | 4 | анализировать различные ситуации свободного выбора эссе по теме «Экономика», выявлять составные части эссе. | Обсуждение тезисов эссе | Подготовка эссе |
22-232425 | 02.03 | Написание эссе по разделу «Социология» | 4 | различать темы эссе по социологии, поясняя их примерами, приводить термины и доказательства. | Обсуждение тезисов эссе | Подготовка эссе |
26-272829 | | Написание эссе по разделу «Политология» | 4 | Научится: анализировать основные тенденции современного политического процесса. | Индивидуальный. Материалы КИМ | Подготовка эссе |
30-31-32-33 | | Написание эссе по разделу «Правоведение» | 4 | различать темы эссе по правоведению, поясняя их примерами, приводить термины и доказательства. | Индивидуальный . Материалы КИМ | Индивидуальное повторение |
3435 | | Пробное написание эссе по заданной теме | 2 | характеризовать признаки, производить поиск информации, выбирать из предложенных вариантов эссе темы и доказательства, отличать информацию, высказывать суждения, владеть приемами исследовательской деятельности, представлять результаты своей деятельности по плану эссе. | Коллективный проверка эссе Схема «План эссе» | Подготовка эссе |