СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая рограмма литературное чтение 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Литературное чтение 4 класс" Школа России

Просмотр содержимого документа
«Рабочая рограмма литературное чтение 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова


Утверждена.

Директор МБОУ средней общеобразовательной

школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова

Приказ № ____ от «____»________________2021 г.











Рабочая программа

по учебному предмету «Литературное чтение»

для учащихся 4 класса










Н.С.Шуникова

Учитель начальных классов












д. Грешнево

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации " от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  2. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.

  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254" (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645)

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (с изменениями на 24 марта 2021 года).

  5. Приказ Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  6. Письмо Комитета по образованию № 03-20-1587/16-0-0 от 04.05.2016 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ»;

  7. Учебный план на 2021 – 2022 учебный год, утвержденный приказом директора МБОУ СОШ им.Н.А.Некрасова.

  8. Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе авторской программы по литературному чтению: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочие программы. 1-4 классы, М. Просвещение. 2019





УМК «Школа России»

  • Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2019.

  • Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. / Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2020г..

  • Пособие для учителя . Поурочные разработки Л.Ф.Климановой М. «Вако»2021

Место предмета в учебном плане


В обязательной части учебного плана МБОУ СОШ им.Н.А.Некрасова в 2021 -2022 учебном году на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа


.

Цели и задачи учебного предмета:

Цели:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.


Основными задачами являются:

развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

формировать умение воссоздавать художественные образы

литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.


Планируемые результаты освоения предмета


Личностные


Учащиеся научатся:


  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».


Учащиеся получат возможность научиться:


  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.




Метапредметные


Регулятивные УУД


Учащиеся научатся:


  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока;

  • если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».


Учащиеся получат возможность научиться:


  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.


Познавательные УУД


Учащиеся научатся:


  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение;

  • находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков;

  • соотносить их с нравственными нормами;

  • делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.


Коммуникативные УУД


Учащиеся научатся:


  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

  • оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.


Предметные



Виды речевой и читательской деятельности


Учащиеся научатся:


  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания;

  • осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);

  • эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы;

  • подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту;

  • находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке;

  • участвовать в книжных конференциях и выставках;

  • пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.


Творческая деятельность


Учащиеся научатся:


  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;

  • соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

  • составлять план, озаглавливать текст;

  • пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни;

  • готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);

  • участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;

  • участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).


Литературоведческая пропедевтика


Учащиеся научатся:


  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).


Учащиеся получат возможность научиться:


  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.





Содержание учебного предмета с учётом программы воспитания.


п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во

часов

Содержание

Содержание деятельности по реализации воспитательного потенциала урока

1

Летописи, былины, жития

8

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси.

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри».

Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

Проект: «Создание календаря исторических событий»

Герои былины-защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри». Поговорим о самом главном: что такое подвиг, кого мы называем героем.

2

Чудесный мир классики

16

А.С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана.

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

Л.Н. Толстой «Детство». Характер главного героя

А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев

Поговорим о самом главном: любовь к Родине и родному языку — схожие понятия.

3

Поэтическая тетрадь

9

К.Ушинский «Четыре желания»

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.

Е.А. Баратынский. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки…».

И.А. Бунин «Листопад». Картины осени. Сравнения, эпитеты


4

Литературные сказки

14

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Составление плана сказки.

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям. Деление текста на части. Составление плана

Поговорим о самом главном: «Внутренняя красота человека».

5

Делу время – потехе час

9

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени. В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического рассказа.

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения

Поговорим о самом главном: «Труд лечит, лень калечит».

6

Страна детства

10

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения

Есенин «Бабушкины сказки». М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства». Сравнение произведений М. Цветаевой разных лет

Поговорим о самом главном: «Тот не человек, кто думает только о себе, а тот человек, кто думает о людях».

8

Природа и мы

11

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». С.А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества

М.М. Пришвин. «Выскочка». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Проект: «Природа и мы»

Поговорим о самом главном: что такое самопожертвование.

10

Родина

8

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины. С.Д. Дрожжин «Родине».А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

Проект: «Они защищали Родину»

Поговорим о самом главном: песня защитников Брестской крепости.

11


Страна фантазия

6

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов


12

Зарубежная литература

11

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.



13

Итого:

102




Тематическое планирование уроков литературного чтения

в 4 классе (102 ч.)


п/п

Тема урока


«Летописи, былины, сказания, жития» - 8 часов

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Внеклассное чтение. «Самые интересные книги прочитанные летом»

2

Былины. «Три поездки Ильм Муромца» (Поэтический текст).Прозаический текст былины «Три поездки Ильм Муромца» в пересказе И. Карноуховой.

3

События летописи-основные события Древней Руси. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

4

Летопись — источник исторических фактов. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

5

Герои былины-защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри». Поговорим о самом главном: что такое подвиг, кого мы называем героем.

6

Житийная литература. Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукции картин.

7

Проект «Календарь исторических событий»

8

Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития». Проверим себя. Оценка достижений.


«Чудесный мир классики» - 16 ч.

9

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики».А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому. Подготовка сообщений об А.С.Пушкине на основе статьи А.Слонимского.

10

А.С. Пушкин «Туча».А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарование!»

11

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Мотивы народной сказки в литературной.

12

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Герои сказки.

Характеристика героев, отношение к ним.

13

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Деление сказки на части. Составление плана.

14

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пересказ сказки.

15

М.Ю.Лермонтов. Биография. Составление сообщений о М.Ю.Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (Турецкая сказка)

16

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

17

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев.

18

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». Глава 15.Детство. События рассказа. Подготовка сообщения о Л.Н.Толстом на основе статьи С.Толстого.

19

Л.Н.Толстой. «Детство». Глава 19. Ивины .Характеристика главного героя Л.Толстого.

20

Жизнь и творчество А.П.Чехова. Подготовка сообщения об А.П.Чехове на основе статьи М.Семёновой. А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа.

21

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста. Главные герои рассказа-герои своего времени.

22

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Поговорим о самом главном: любовь к Родине и родному языку — схожие понятия.


23

Внеклассное чтение «Чудесный мир классики» А.П.Чехов «Каштанка», СказкиА.С.Пушкина, Рассказы и басни Л.Н.Толстого.

24

Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики». Проверим себя. Оценим свои достижения.


Поэтическая тетрадь — 9ч.

25

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания. Сравнение картин природы созданных художниками и писателями. К.Ушинский «Четыре желания», К.Юон «Русская зима», В.Борисов — Мусатов «Майские цветы», И.Левитан «Цветущие яблони», А.Пластов «Летом», В.Поленов «золотая осень».

26

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Еще земли печален вид…».

Отбор средств художественной выразительности для создания картины

природы.


27

А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении. А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения.

28

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» Передача настроения и чувства стихотворения.

29

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин

природы в стихотворении.

30

Н.А. Некрасов « «В зимние сумерки нянины сказки…».

31

И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина.

32

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Внеклассное чтение.

Родные поэты (стихи для детей поэтов-классиков XIX – начала Xxв.)

33

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверим себя. Оценим достижения.


Литературные сказки -14

34

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои.

35

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

36

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ.

37

Биография П.П.Бажова. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Особенности жанра: не сказка, а сказ.

38

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

39

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения.

Авторское отношение.

40

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Биография С.Т.Аксакова.

41

Мотивы народных сказок в литературном произведении.С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

42

Герои художественного текста. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

43

Словесное иллюстрирование.С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

44

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

Поговорим о самом главном: «Внутренняя красота человека».

45

Внеклассное чтение. "Сказки любимых писателей". Сказы П.Бажова, В.Даль «Девочка Снегурочка», Д.Мамин — Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Васю», Т.Собакин «Лунная соната», Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе», С.Михалков «Упрямый козлёнок».

46

Проверочная работа по разделу «Литературные сказки»

47

Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие.


«Делу время — потехе час» - 9 ч.

48- 49

Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час».Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл. Подготовка сообщения о Е.Л.Шварце.

50

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения.

51

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста.

Авторское отношение.

52

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

Герои произведения.

53

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

54

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Поговорим о самом главном: «Труд лечит, лень калечит».

55

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

56

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час».


«Страна детства» - 10 ч.

57-58

Знакомство с названием раздела«Страна детства», прогнозирование его содержания.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Особенности развития сюжета.

59

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития

событий.

60

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.

61

Поговорим о самом главном: «Тот не человек, кто думает только о себе, а тот человек, кто думает о людях». М. Зощенко «Ёлка»

62

Стихи М.Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка».

63

С.Есенин «Бабушкины сказки».

64

Обобщение по разделу «Страна детства».


65

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение.

66

Проверочная работа по разделу «Страна детства».


«Природа и мы» - 11 ч.

67

Знакомство с названием раздела «Природа и мы». Знакомство с книгами справочниками.

68

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка.

69

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

70

С.Есенин «Лебёдушка». Средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения).

71

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе произведения.

72

Поговорим о самом главном: что такое самопожертвование. А.Куприн «Барбос и Жулька»

73

А.Куприн «Барбос и Жулька» Поступок как характеристика героя произведения.

74

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

75

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». План произведения.

76

Проект «Природа и мы»

77

Проверочная работа по разделу «Природа и мы». Проверим себя. Оценим свои достижения.



«Родина» - 8 ч.

78

Знакомство с названием раздела «Родина». Образ Родины в поэтическом тексте.И.С. Никитин «Русь».Что такое риторический вопрос.

79

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

80

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения.

Авторское отношение.

81

Поговорим о самом главном: песня защитников Брестской крепости.

82

Обобщение по разделу «Родина».

83

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» К.Д.Ушинский «Наше Отечество», С.Романовский «Русь», Н.Кончаловская «Слово о побоище ледовом», Е.Благинина «Папе на фронт», Ф.Семяковский «Фронтовое детство». Т.Цветкова «Россия — Родина моя», «Народы России», М.Костюченко «Народы России».

84

Проект: «Они защищали Родину»

85

Проверим себя. Оценка достижений. Проверочная работа.


«Страна Фантазия» - 6 ч.

86

Знакомство с названием раздела «Страна фантазия».

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» ("Чемодан с четырьмя ручками»)

87

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» (Белый халат или формулы?) Особенности научно- фантастического рассказа. Необычные герои фантастического рассказа.

88

Кир Булычев «Путешествие Алисы» (Кустики). Особенности фантастического жанра.

89

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических

рассказов.

90

Обобщение по разделу « Страна Фантазия"

«Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и

путешественниках, настоящих и вымышленных).

91

Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».


"Зарубежная литература» - 11 ч.

92

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература»

Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Герои приключенческих рассказов.

93

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

94

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Комментированное чтение.

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.

96

Г.Х. Андерсен «Русалочка» Сравнение с героями русских народных сказок. Рассказ о русалочке.

97

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

98

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

99

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

100

Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература».

101

Итоговая контрольная работа №2. Оценка достижений.

102

Внеклассное чтение. Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг».




Цифровые образовательные ресурсы


п/п

Тема

Инструментарий урока


Летописи, былины, сказания, жития


1

Что такое летопись

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6021/

2

Из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6022/

3

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4478/

4

«Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6023/

5

Сергий Радонежский – святой земли Русской. «Житие Сергия Радонежского»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6024/

6

«Житие Сергия Радонежского». Работа по картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4484/

7

Работа по картинам А. Бубнов «Куликово поле», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6025/


Поэтическая тетрадь


1

А. С. Пушкин. Стихи. «Няне», «Туча»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4485/

2

А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье...»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6027/

3

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6028/

4

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4487/

5

Знакомство с разделом. Ф. И. Тютчев. Стихи о природе. А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6032/

6

Е. А. Баратынский «Весна», «Где сладкий шёпот». А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4490/

7

И. С. Никитин «В синем небе …»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/

8

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6034/

9

И. С. Бунин «Листопад»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4491/

10

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Рубрика «Проверь себя!»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6035/

11

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4515/

12

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6046/

13

Знакомство с разделом. Б. Пастернак «Золотая осень»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4524/

14

С. А. Клычков «Весна в лесу». Н. Б. Кедрин «Бабье лето»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6049/

15

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4525/

16

С. А. Есенин «Лебедушка». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Рубрика «Проверь себя!»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6050/


Родина


1

И. С. Никитин «Русь»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/

2

С. Д. Дрожжин «Родине»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4527/

3

А. В. Жигулин «О, Родина!..»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4528/

5

Обобщающий урок по разделу «Родина». Рубрика «Проверь себя!»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4200/


«Чудесный мир классики».


1

Л. Н. Толстой «Детство»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4488/

2

Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6030/

3

А. П. Чехов «Мальчики»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4489/

4

Обобщение изученного материала по разделу «Чудесный мир классики». Рубрика «Проверь себя!»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6031/


«Страна детства»


1

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4512/

2

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6042/

3

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Обобщающий урок по разделу. Рубрика «Проверь себя!»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6043/

4

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4513/

5

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4514/

6

М. М. Зощенко «Ёлка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6044/

7

Обобщение по разделу «Страна детства». Рубрика «Проверь себя!»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6045/


«Литературные сказки»


1

П. П. Ершов «Конёк-горбунок»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6026/

2

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4486/

3

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (Турецкая сказка)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6029/

4

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Поведение героев и их поступки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4492/

5

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Народные мотивы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6036/

6

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6037/

7

Уральские сказы. Сказочник П. П. Бажов. «Серебряное копытце»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4493/

8

П. П. Бажов «Серебряное копытце». Персонажи сказки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6038/

9

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои сказки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6039/

10

Путешествие по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4494/

11

Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки». Рубрика «Проверь себя!»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6040/

12

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6041/


«Природа и мы»


1

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6047/

2

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3516/

3

М. Пришвин «Выскочка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5950/

4

Е. В. Чарушин «Кабан»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4523/

5

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5951/

6

Проект «Природа и мы». Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». Рубрика «Проверь себя!»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6048/


Страна Фантазия».


1

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4206/

2

К. Булычёв «Путешествие Алисы»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3586/

3

Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия». Рубрика «Проверь себя!»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4561/


«Зарубежная литература»


1

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4519/

2

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4520/

3

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Легенда и сказка

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4640/

4

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4521/

5

Образы главных героев в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4675/

6

С. Лагерлёф «Святая ночь»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4522/

7

С. Лагерлёф «В Назарете»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4788/

8

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Рубрика «Проверь себя!»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5038/

9

«Что мы читали весь год и что будем читать летом». Итоговый урок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6299/



Использование электронных ресурсов в организации образовательной деятельности


Цифровой ресурс для школ «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/

Learningapps – бесплатный, русифицированный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний https://teachbase.ru/obuchenie/kak-sozdavat-zadaniya-v-servise-learningapps/; https://learningapps.org/createApp.php

Глобаллаб - Глобальная школьная лаборатория https://globallab.org/ru/#.YK48X91n2Uk


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!