ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов разработана на основе:
Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературному чтению для I-IV классов, базовый уровень (приказ МОН ЛНР №483 от 27.12.2016) (http://rcro.su/, Раздел «Страницы» - «Образовательные программы»;
авторской программы: Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2014. - 128 с. (приказ МОН ЛНР № 483 от 27.12.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»).
РОЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Предмет «Литературное чтение» реализует следующие цели и задачи:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к искусству слова;
овладение первоначальными навыками работы учебными и научно познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта учащихся, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре своей Родины и культуре других народов.
Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, которая обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. При получении начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.
Выпускники начальной школы приосознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием своего края и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Выпускники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить, и использовать информацию для практической работы.
Согласно учебному плану ГБОУ ЛНР «АСОШ №7» из части, формируемой участниками образовательных отношений, в 1 и 3 классах выделены часы на усиление предмета в количестве 1 часа. В 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели). В 3 классе на уроки литературного чтения отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели). Во 2 и 4 классах на уроки литературного чтения отводится по 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Для реализации программы используются учебники для общеобразовательных организаций:
Литературное чтение. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);
Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);
Литературное чтение. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);
Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
– самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
– формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
– формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
–формирование нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
–формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира самого себя;
–восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;
–эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
–высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
У выпускника будут сформированы:
– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
– интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;
– основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
– чувство гордости за свою Родину и историческое прошлое, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
– основы для принятия культурных традиций своей страны;
– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
– осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
– умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.
Выпускник получит возможность для формирования: – потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;
– осознания искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;
– ориентации в системе личностных смыслов;
– ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;
– способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;
– понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств – вины, совести как основы морального поведения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
–освоение приемов поиска нужной информации;
–овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации;
–умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
–умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
–умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
–овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне, осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
– осознавать этапы организации учебной работы;
– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
– самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
– осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
– осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
– полно и адекватно воспринимать художественный и научно–познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.
Выпускник получит возможность научиться:
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;
– находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д.), а также в контролируемом пространстве Интернета;
– соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
– сотрудничать с учителем и сверстниками;
– грамотно формулировать вопросы;
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
– принимать участие в коллективных проектах.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
– открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
– использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
– элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно популярных и учебных текстов;
– умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
– умение пользоваться словарями и справочниками;
– осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
– умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
– умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;
интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
–передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
–участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста
(задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками натекст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения
Выпускник научится:
– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
– ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;
– отличать сборник произведений от авторской книги;
– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
– пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой;
– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
– определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
– ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность
Выпускник научится:
– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
–писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотаций или отзыва;
–создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
–создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
–работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Класс: 1
Предмет: Литературное чтение
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
| Обучение грамоте | 93 |
1 | Подготовительный период | 19 |
2 | Букварный период (основной период) | 57 |
3 | Послебукварный период | 17 |
| Литературное чтение | 39 |
4 | Жили – были буквы | 6 |
5 | Загадки. Сказки. Небылицы | 7 |
6 | Апрель, апрель! Звенит капель… | 6 |
7 | И в шутку и всерьёз | 7 |
8 | Я и мои друзья | 6 |
9 | О братьях наших меньших | 7 |
| Итого | 132 |
Класс: 2
Предмет: Литературное чтение
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала(разделы, темы программы) | Количество часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 |
2 | Устное народное творчество | 10 |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 7 |
4 | Русские писатели | 10 |
5 | О братьях наших меньших | 9 |
6 | Из детских журналов | 4 |
7 | Люблю природу русскую. Зима | 6 |
8 | Писатели — детям | 14 |
9 | Я и мои друзья | 7 |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 7 |
11 | И в шутку и всерьез | 12 |
12 | Литература зарубежных стран | 14 |
| Итого | 102 |
Класс: 3
Предмет: Литературное чтение
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 |
2 | Устное народное творчество | 14 |
3 | Великие русские писатели | 26 |
4 | Литературные сказки | 9 |
5 | Были-небылицы | 10 |
6 | Люби все живое | 16 |
7 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 |
8 | По страницам детских журналов | 8 |
9 | Зарубежная литература | 8 |
10 | Поэтическая тетрадь | 31 |
| Итого | 136 |
Класс: 4
Предмет: Литературное чтение
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
1 | Летописи. Былины. Жития | 8 |
2 | Чудесный мир классики | 18 |
3 | Поэтическая тетрадь | 7 |
4 | Литературные сказки | 16 |
5 | Делу время – потехе час | 8 |
6 | Страна детства | 7 |
7 | Поэтическая тетрадь | 4 |
8 | Природа и мы | 10 |
9 | Поэтическая тетрадь | 4 |
10 | Родина | 4 |
11 | Страна Фантазия | 4 |
12 | Зарубежная литература | 12 |
| Итого | 102 |