Раздел: Алфавит. Буквы. Звуки
«Продолжи строчку»:
Алфавит – это буквы, расположенные в _______________________________. 2) В русском алфавите _____ буквы. 3) В русском алфавите 21 буква ____________. 4) 10 букв передают _______________ звуки. 5) Буквы __ и ___ не обозначают звуков. 6) Слова русского языка никогда не начинаются с букв __, __ и __. 7) ___________ - это то, что мы слышим и произносим, ______________ - это то, что мы пишем и видим. 8) Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят в начале слова, _________ _______________, ____________________.
2. «Ребусы»: разгадайте ребусы, запишите получившиеся слова, объясните их смысл.
3. « Заполни»: впишите в кружочки потерявшиеся буквы алфавита.
4.«Орфографические задачи»: решите орфографические задачи, запишите ответы. 1) От общего числа букв в русском алфавите вычти количество согласных букв, а затем количество гласных букв. ____________________ 2) Какая буква - Ч, Р, Б - может обозначать и твёрдый, и мягкий, и звонкий, и глухой согласные звуки? ________________ 3) К количеству гласных букв в русском языке прибавь количество слогов в слове ягуар. Сумму умножь на количество букв, не обозначающих звуков. ______________ 4) Сколько букв и звуков в слове мелководье? ___________________ 5) Какими буквами на письме может обозначаться звук [о]? _________________ 6) Составь транскрипцию слова, укажи его верное написание.
Возьми шестой звук от слова «продюсер», третий звук от слова «вьюн», второй звук от слова «одеколон» и ударный гласный звук от слова «столяр». ____________________
5.«Шифровка»: Расшифруй код с помощью ключа. Укажи значение получившегося слова.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А | Н | И | О | Ф | Е | Т | К |
5, 4, 2, 6, 7, 3, 8, 1 ___________________________________
___________________________________
Учеников попросили назвать буквы в слове ручка. Кто из ребят назвал все буквы правильно?
Выберите изображение предмета, в названии которого звуков больше, чем букв.
Запишите по два слова для каждой группы.
Букв больше, чем звуков | Букв и звуков поровну | Букв меньше, чем звуков |
__________________ __________________ | __________________ __________________ | ___________________ ___________________ |
| | |
Укажите номера слов, в которых есть буквы, обозначающие три глухих согласных звука. 1) лакей 2) ларец 3) лазурный 4) напротив 5) открытый 6) ландыш
Укажите номера слов, в которых есть буквы, обозначающие один звонкий, один глухой и один сонорный согласный звук. 1) град 2) мрак 3) гриб 4) черёмуха 5) коктейль 6) дерево
Укажите номера слов, в которых есть буквы, обозначающие два звонких согласных звука. 1) полк 2) олень 3) кормить 4) ожить 5) обязанный 6) сегодня
Определите по характеристике звуков, для какого слова выполнен разбор. Радуга яблоко водный
[?] – согласный, звонкий, парный; твёрдый, парный [?] – гласный, ударный [?] – согласный, звонкий, парный; твёрдый, парный [?] - согласный, звонкий, непарный; твёрдый, парный [?] – гласный, безударный [?] – согласный, звонкий, непарный; мягкий, непарный
Запишите фонетический состав слов с помощью знаков транскрипции. Всё – [ ], ёж - [ ], сдать- [ ], увядать - [ ], моряк - [ ], очки - [ ], отворить - [ ].
Допишите пропущенные характеристики звуков слова ёжик. Ёжик1 - [j’ ожык] – 2 слога Ё [j’ ] – согласный, звонкий; ___________, мягкий, __________ . [о] – гласный, ударный Ж [ж] – согласный, _____________, парный; ____________, непарный. И [ы] – гласный, _____________. К [к] – согласный, глухой, _________; твёрдый, ____________. ________6 звуков
Укажите ошибки, допущенные при фонетическом разборе слова. Память1 – [па′м’ат’] – 2 слога П[п] – согласный, глухой, непарный; твёрдый, парный. А[а′] – гласный, безударный. М[м’] – согласный, звонкий, непарный; мягкий, непарный. Я[а ] – гласный, безударный. Т [т’] – согласный, глухой, парный; мягкий, парный. Ь [--] – нет звука. 6 букв, 5 звуков
Запишите слова, изображённые на картинках, подсчитайте в них количество букв и звуков.
Распределите слова по колонкам, где буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука и один звук, а также влияют на мягкость согласного.
Один звук+ указывают на мягкость согласного | Два звука в начале слова | Два звука после гласного | Два звука после Ь и Ъ |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Текст, ёрш, юбка, поёт, алюминий, зёрна, юг, юла, полью, иллюзия, льняной, объезд, льёт, ягуар, клён, объём, этюд, юмор, поют, лебедь, обезьяна, змеелов, метёлка, змеёныш, якорь.
Произведите фонетический разбор указанных слов в предложении: Лес состоял1 из огромных дубов1 и ясеней1.
_____________________ ______________________ ______________________ _____________________ ______________________ ______________________ _____________________ ______________________ ______________________ _____________________ ______________________ ______________________ _____________________ ______________________ ______________________ _____________________ ______________________ ______________________ _____________________ ______________________ ______________________ _____________________ ______________________ ______________________ _____________________ ______________________ ______________________ _____________________ ______________________ ______________________
Выберите правильное утверждение о звуковом составе слова яблоко. Обведите номер ответа. В слове яблоко: 1) первый звук гласный, ударный; 2) первый звук согласный, звонкий; 3) первый звук согласный, глухой; 4) второй звук согласный, звонкий.
«Букет». Соберите букет, используя характеристику звуков в указанных словах.
| | | | |
Столько роз, сколько гласных звуков в слове ЯРЧАЙШИЙ | Столько пионов, сколько звонких согласных звуков в слове ДРУГ | Столько хризантем, сколько глухих согласных звуков в слове ЗАМАЗКА | Столько георгин, сколько мягких согласных звуков в слове ЧЕСТЬ | Столько лилий, сколько твёрдых согласных звуков в слове ЖЕНЩИНА |
| | | | |
«Конфеты». Тим и Том – два человека, которые любят всё разное: Том любит только то, что начинается с твёрдого согласного звука, а Тиму по нраву то, что начинается с мягкого. Выберите название тех конфет, которые любит Тим.
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Раздел. Лексика
«Соотнеси»: соотнесите понятие с его определением.
Синонимы | слова, похожие по написанию и звучанию, но разные по значению. |
Антонимы | новые слова, возникающие в языке |
Профессионализмы | устойчивые сочетания слов, которые имеют постоянное звучание и значение |
Диалектизмы | слова одной и той же части речи, противоположные по лексическому значению |
Неологизмы | слова одной и той же части речи, разные по звучанию, но близкие по лексическому значению |
Устаревшие слова | слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии |
Заимствованные слова | Способность слова употребляться с другим словом в речи |
Фразеологизмы | слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению. |
Омонимы | слова, пришедшие из других языков |
Лексическая сочетаемость | слова, употребляемые жителями той или иной местности |
Паронимы | слова, вышедшие из активного употребления |
«Ребусы»: назовите загаданное слово, объясните его значение. Составьте предложение.
| __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
| __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
| __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
| __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
| __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
«Отгадай»: отгадайте слова по признакам предметов, которые они называют. 1) Бывает баллистическая, сигнальная ______________________ 2) Бывает танковый, кадетский ___________________________ 3) Бывает жилой, торговый ______________________________ 4) Бывает русская, до′менная _____________________________ 5) Бывает речной, сахарный ______________________________ 6) Бывает земной, воздушный ____________________________
«Составь»: используя иллюстрации, составьте словосочетания (предложения), в которых изображённые слова употребляются как в прямом, так и в переносном значении.
____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
«Выбери»: выберите номер правильного объяснения значения слова. 1) Бакен – 1) ёмкость для наполнения водой. 2) плавучий знак для обозначения опасных мест на водоёмах. 2) Изморось – 1) похожий на иней осадок, образующийся в морозную туманную погоду на ветках деревьев, проводах. 2) очень мелкий дождь. 3) иней на траве во время весенних заморозков. 3) Лазоревый – 1) нежный 2) красивый 3) голубой 4) Лекторий – 1) выступающий, который читает лекцию 2) помещение для чтения публичных лекций. 5) Пряный – 1) имеющий отношение к пряникам. 2) ароматный и острый по вкусу и запаху. 6) Чуткий – 1) тот, кто хорошо слышит. 2) отзывчивый, чувствительный
«Выбери»: в какой пословице есть синонимы? 1) Приятелей много, а друзей нет. 2) Умный плачет, а глупый скачет. 3) Каков ни есть, а хочет есть.
«Соедини»: найдите пары синонимов.
дом | ароматный | прибежать | красный | веселиться |
радоваться | пурпурный | жилище | пахучий | примчаться |
«Соответствие»: Среди предложенных слов найдите и выпишите 3 группы синонимов.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
| | |
Слова: беспокоиться, блестеть, играть, возражать, противоречить, сверкать, искриться, волноваться, сиять, тревожиться, перечить, бежать, лучиться, нервничать, прекословить, переживать, светиться.
Найдите антонимы. а) грубый б) вежливость в) жестокость г) доброта
Найдите в предложении антонимы. Кожуховка – то, в которую собирались отряды и беженцы, была где-то далеко, влево за лесами, а впереди совсем близко дымило трубами уже проснувшееся село Кабакино.
«Вычеркни»: в каком сочетании слов нарушена лексическая сочетаемость? 1) принимать меры прилагать усилия сделать поступок 2) глубокое детство закадычные друзья заклятые враги 3) цены снизились отъявленные профессионалы расширить кругозор 4) совершить поступок преподнести подарок играть значение
«Исключи». Какое слово нужно исключить из предложения, чтобы исправить лексическую ошибку? 1) Курс возобновится вновь примерно через неделю. 2) Рассказывая о поездке в Италию, Катя задорно смеялась и активно жестикулировала руками. 3) На карте учитель наглядно показал территорию Африки. 4) Даша и Рита разрезали торт на равные половины. 5) В месяце мае температура в Москве может подниматься до тридцати градусов. 6) Старый старик тяжело опустился на стул и улыбнулся. 7) Кажется, коту приснилось во сне, что он бежал, ведь он быстро дёргал лапками. 8) Я спросил вопрос, можно ли использовать интернет, чтобы выполнить задание. 9) Испугавшись высокой высоты, Лена отошла от края площадки на последнем этаже. 10) Из-за проливного ливня отменили занятия в школе, но этому почти никто не обрадовался.
«Выбери». подберите необходимый пароним, учитывая изображённое на картинках.
Я купила … в бассейн. _______________________________ | | |
Письмо так и не дошло до … . _________________________________ | Адресат | Адресант |
… художник создал эту картину. _________________________________ В космос запустили … спутник. _________________________________ | Искусный | Искусственный |
«Составь». Составьте предложения, используя картинки с изображением паронимов.
| | | |
еловые | ёлочные | сытый | сытный |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различай! По рисункам определите различия в значении однокоренных слов каждой пары. С каждым словом составьте предложение.
| | | |
| | | |
Генеральный - генеральский | Горючий - горячий | Запасливый - запасно′й / запа′сный | Игольный - игольчатый |
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Тестовые задания. Выберите верные ответы. 1) Что такое лексика? А) это части слова Б) это члены предложения В) это словарный состав языка 2) Какой раздел языкознания изучает лексику? А) морфология Б) орфоэпия В) лексикология 3) Какие нормы регулируют правильное употребление слов? А) орфоэпические Б) лексические В) синтаксические 4) Какое слово нужно исключить из предложения: «У вас очень прекрасный костюм» А) очень Б) прекрасный В) костюм 5) В каком предложении есть тавтология? А) ответь на вопрос Б) задай вопрос В) спроси скорее вопрос 6) В какой строке все слова – синонимы? А) бежать, нестись, мчаться Б) маленький, небольшой, гигантский В) богатство, щедрость, скупость 7) В каком ряду выделенные слова – омонимы? А) болтливый мальчик – разговорчивый человек Б) полицейский наряд – мамин наряд В) Маша смеётся – Кеша хохочет 8) В какой паре выделенные слова – антонимы? А) громадный муравейник – большой кот Б) яркое солнце – слепящее солнце В) добрый человек – злой волшебник 9) В каком предложении выделенное слово используется в переносном значении? А) Тёплая осень длилась недолго. Б) Гостям был оказан тёплый приём. В) Тёплая куртка спасла меня в зимние холода. 10) Найди в предложении синоним к слову «заботливый» и выпиши его. Какой он добрый, внимательный, как всё помнит!
«Замена»: Каким фразеологизмом можно заменить фразу « показать себя с наилучшей стороны»? С каждым фразеологизмом составьте предложение. А) не ударить в грязь лицом Б) оседлать Пегаса В) наломать дров __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
«Ребусы». разгадайте ребусы, назвав зашифрованные в них фразеологизмы. Составьте предложения, используя разгаданные фразеологизмы.
| _________________________________ _________________________________ _________________________________ |
| _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ |
| _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ |
| _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ |
«Соответствие». установите соответствие между фразеологизмами и их значением.
1)висеть на хвосте | А) выдумывать |
2) высасывать из пальца | Б) догонять |
3) плевать в потолок | В) отругать |
4) задавать баню | Г) бездельничать |
5) ждать у моря погоды | Д) запутывать |
6) сбивать с толку | Е) бедствовать |
7) давать слово | Ё) бездействовать |
8) свистеть в кулак | Ж) обещать |
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Определите, в каких предложениях неверно употреблён фразеологизм. 1) В этом магазине так много красивых вещей, что у меня глаза на мокром месте. 2) За свою ошибку он заплатил головой. 3) У меня глаза загорелись, когда я увидел этот инструмент. 4) У меня язык не распускается сказать родителям о двойке по математике. 5) Пора тебе взяться за свой ум. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
«Картинки». Вставьте названия животных во фразеологизмы, используя данные картинки.
1) вешать ….. на шею | 2) пригреть …. на груди | 3) купить …. в мешке |
4) идёт как …. седло | 5) на …. не подъедешь | 6) биться как …. об лёд |
__________________________________________________________________
Соедини части фразеологизмов.
приложить | хватать |
иметь | роль |
играть | участие |
принять | руку |
бить | ворон |
реветь | язык |
мух | значение |
звёзды с неба | ловить |
считать | баклуши |
прикусить | белугой |
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Тест. 1) Выберите многозначное слово. А) золотой Б) омлет В) открутить Г) суббота 2) Укажите ряд, в котором все слова являются синонимами. А) ясный, понятный, незнакомый Б) смелый, ласковый, строгий, В) интересный, увлекательный, занятный Г) горячий, холодный, жаркий 3) Укажите фразеологизм. А) бить баклуши Б) плохо работать В) добрый совет Г) быстро бежать 4) Закончите словосочетание так, чтобы получился фразеологизм. Работал…. А) быстро Б) хорошо В) много Г) спустя рукава 5) Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка. А) Луговые цветы в этом году были необыкновенно яркими. Б) Даша любила яркие, эффективные платья. В) Девушка неуверенно шла по льду. Г) Эта семья жила на центральной улице города. 6) Какой из фразеологизмов не означает «голодать»? А) питаться воздухом Б) положить зубы на полку В) маковой росинки во рту не было Г) чесать языком
«Сообрази!» Посмотрите картинки. Запишите фразеологизмы к картинкам.
| | | |
_______________ _______________ | ______________ ______________ | ______________ ______________ | ______________ ______________ |
| | | |
_______________ _______________ | _______________ _______________ | ______________ ______________ | ______________ ______________ |
| | | |
____________________ ____________________ | _______________ _______________ | ______________ ______________ | ______________ ______________ |
«Найди фразеологизм». Отметь карандашом одно из двух словосочетаний, которое является фразеологизмом. Составь 2 – 3 предложения с фразеологизмами.
Важная деталь | Важная птица |
Горькая правда | Горькая микстура |
Золотые слова | Золотые украшения |
Выйти из класса | Выйти из положения |
Волчий хвост | Волчий аппетит |
Потерять голову | Потерять ключ |
Развесить бельё | Развесить уши |
____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Какое сочетание слов в современном русском языке в одних предложениях может иметь прямое значение, а в других – быть фразеологизмом? Составьте предложения, учитывая значение. А) попасть впросак Б) точить лясы В) заткнуть за пояс
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Соберите фразеологизм. Из данных слов соберите фразеологизмы. Здесь спрятано 5 фраз. Как, Макар, свистит, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Многовариантные тесты. 1) Укажи, значение какого слова определенно неверно. А) Архив – данные, хранящиеся на диске в сжатом виде. Б) Монитор – постоянное наблюдение над каким- либо объектом. В) Гурман – любитель и ценитель изысканных блюд. Г) Дебют – первое выступление артиста на сцене. 2) К какой группе относится данная пара слов: глаза -очи? А) антонимы Б) синонимы В) омонимы Г) паронимы 3) Какое из слов не является синонимом слову глупый? А) неумный Б) непонятливый В) невежливый Г) недалёкий 4) Укажи лишнее слово в группе синонимов. А) жёлтый Б) янтарный В) лимонный Г) багряный 5) Укажи предложение с фразеологизмом. А) Корову вывели на самое светлое место двора. Б) Я понял, что Сашка – стреляный воробей. В) Гусей своих Федя не любил и ругал ужасно. Г) К осени кроликов развелось столько, что их даже не считали. 6) Укажи устаревшее слово. А) самокат Б) кабриолет В) паровоз Г) троллейбус 7) Какое из слов имеет значение « показатель популярности какого- либо лица»? А) шейпинг Б) митинг В) рейтинг Г) допинг 8) Какой фразеологизм синонимичен выражению как сельдей в бочке? А) сесть в калошу Б) яблоку негде упасть В) мышиная возня Г) куры не клюют 9) В каком словосочетании выделенное слово используется в переносном значении? А) железный гвоздь Б) серебряные часы В) золотое сердце Г) жестяная ложка 10) В каком словосочетании выделенное слово используется в прямом значении? А) идёт на пользу Б) идёт на попятную В) идёт на работу Г) из головы не идёт 11) Какое из слов является антонимом существительного противник? А) враг Б) недруг В) неприятель Г) союзник 12) Какой фразеологизм является антонимом выражения кот наплакал? А) золотая середина Б) осиное гнездо В) куры не клюют Г) собака на сене
Раздел: Морфемика.
«Продолжи…». вспомни правило, вставь пропущенные слова и словосочетания. 1) Морфема – минимальная ____________________________ часть слова. 2) __________ - часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение. 3) _________________ окончание не выражено ____________ и обнаруживается при сравнении форм слова. 4) Суффикс – морфема, стоящая после _____________ и служащая для образования новых слов. 5) Постфикс – суффикс, стоящий после ___________________ . 6) Интерфикс - _____________________________________________ - морфема, соединяющая знаменательные слова в одно сложное слово: пчеловод, пешеход.
Разберите слова по составу и заполните таблицу.
Слово | Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
Походка | | | | |
Заморозки | | | | |
Изморозь | | | | |
Горец | | | | |
Бегун | | | | |
Кружок | | | | |
Погрузка | | | | |
Ошейник | | | | |
Подосиновик | | | | |
Мечтатель | | | | |
Заметает | | | | |
Хоккеист | | | | |
Расшифруйте слова, запишите их и разберите по составу.
5 6 3 7 8 2 4 1 | 4 2 8 6 1 3 5 7 | |
НИУКИАШН _________________ | ЛААЙНКЕК _________________ | АКЧЕЖОЛ _____________ |
6 7 8 9 1 4 5 2 3 | | 1 5 3 4278 69 11 10 |
АНЕИОРТЧЕ __________________ | САРПИАСНИЕ ___________________ | ЗЯГРАНЕЗНЕИ _________________ |
«Ребусы». разгадайте слова, зашифрованные в ребусах, запишите их. Разберите по составу.
| | |
___________________ | ----------------------------------- | ______________________ |
| | |
__________________ | _____________________ | |
«Волшебный квадрат». Каждой клетке «волшебного квадрата» соответствует слово. Закрасьте клетки, соответствующие словам, в которых есть приставки.
| Подъехать, влез, впервые Заезд, просить, прочитал Заграничный, завтракать, зашил Договориться, добровольный, добрался Попьёт, победа, закрасил |
Произведите указанные виды разбора.
Морфемный разбор | Словообразовательный разбор |
Успешный - | Успешный - |
Веснушки - | Веснушки - |
Неправда - | Неправда - |
Подснежник - | Подснежник - |
Рассказ- | Рассказ- |
Нефтепровод - | Нефтепровод - |
Найдите предложение, опираясь на морфемный состав слов. Корень+ суффикс+ окончание 1) Бабочки питаются нектаром цветов. 2) Животные строят тёплые жилища. 3)Стебелёк лимонника длинный, гибкий.
Тест. 1) Отметьте слово с двумя приставками. А) распороть Б) расположиться В) распоясаться Г) расползтись 2) Какое слово образовано приставочным способом? А) невкусный Б) бездумный В) нечаянный Г) исправный 3) Укажите общий суффикс у слов половинка, перинка, кабинка, соломинка. А) – инк- Б) -нк- В) – к- Г) -инка- 4) Выберите схему состава слова подготовка. А) приставка+ корень+ суффикс+ окончание Б) корень+ суффикс+ окончание В) корень+ суффикс+ суффикс+ окончание Г) приставка+ корень+ суффикс+ суффикс+ окончание 5) Укажите слово с суффиксом -ОК. А) петушок Б) чулок В) мешок Г) сорока 6) Каким способом образованы слова белизна, горошинка, болельщик, утренник? А) приставочным Б) суффиксальным В) сложением Г) бессуффиксальным 7) Укажите пропущенное звено в словообразовательной цепочке: чистить -… -почищенный А) чистота Б) почистить В) расчистить Г) очищение 8) Выберите ряды, во всех словах которых корни выделены правильно.
А) о-хлажд-ение, о-свещ-ение
Б) рас-смотр-ели, на-пис-анный
В) за-груз-ить, об-ществ-енность
Г) вы-дел-яются, без-ошиб-очный
9. «Загадки». Разгадайте загадки. Слова- отгадки разберите по составу.
Ходит-бродит по коврам, водит носом по углам. Где прошёл — там пыли нет, пыль и сор — его обед. ______________________________ | На шее, но не украшение, для безопасности решение. ________________________________ |
Лета первая примета: под берёзой в холодке гриб коричневого цвета на пятнистом корешке. __________________________________________ | Он заливисто свистел, Воду быстренько нагрел. Напоил нас чаем Голосистый ... ____________________ |
Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт быстроходный… ________________________________________ | Неприступная на вид, подбоченившись стоит, а внутри неё, посмотри, угощение внутри – верно, сладкий лёд лежит! ___________________________________ |
10. Составь слова, выбирая части слова из соответствующей колонки в таблице. Запиши. Разбери получившиеся слова по составу.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
занос | морозец | горка | краски |
перешёл | возить | грузчик | лёг |
понёс | слово | курица | гора |
заяц | часы | кормовой | стальной |
прочитать | перебежчик | норка | коса |
присказка | школьник | лесной | честный |
11. Вставь пропущенные буквы. Определи части речи. Разбери слова по составу. Серен.. кий, проб.. жит, под.. рожник, лун ..ход, д.. ждливая, з..крашивать, в.. рхушка, г.. ловушка ◆ Найди сложное слово. Составь с ним предложение. Запиши. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Допиши в каждой строчке по три примера сложных слов. Выдели в них корни. Явления природы: листопад, _________________________________________________ Дом и его окружение: лесопарк, _______________________________________________ Предметы быта: хлеборезка,_________________________________________________ Профессии: землекоп, ______________________________________________________ Транспорт: луноход, _______________________________________________________ ◆ Составь с любым словом сложное предложение. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Прочитай. Расставь знаки препинания в конце предложений. Выпиши однокоренные слова. Разбери их по составу. Осиновый лес Иду сквозь густой осинник Хороши молодые осинки Рядом осины постарше Под деревьями вижу грибы Это подосиновики ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________