Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 1. Тема. Русский язык — национальный язык русского народа.
Роль родного языка в жизни человека, общества и государства.
Цели: ____________________________________________________________
____________________________________________________________
? Как вы считаете, какой язык является родным? А какой родной ваш язык?
▼ Прочитайте и объясните: как вы понимаете слова С. Данилова?
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком -
Это потому, что я владею
русским всеохватным языком.
▼ Внимание на экран! Выбери правильное значение слова.
Ключ- ___________________________________________________________
Вселенная - ______________________________________________________
Владею - ________________________________________________________
Всеохватный - ___________________________________________________
▼ Прочитайте стихотворение С.Михалкова. «Быль для детей»
Мы живём в стране большой,
Признаём язык турецкий,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаём,
И английский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поём.
Мы тогда лишь вольно дышим,
если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в посёлке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
? Что такое язык?
Язык — важнейшее средство общения людей. При помощи языка мы общаемся друг с другом, передаём свои мысли, чувства, желания. Я связан с жизнью общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык.
▼ Восстанови текст, вставив нужные по смыслу слова.
Язык возник в глубокой ______________________ в результате совместной деятельности. С помощью ___________ люди передают свои знания, опыт от поколения к ___________________ (пословицы, поговорки, сказки, загадки, былины).
▼ Подумайте:
? 1. Каково значение языка для человека?
2. Для чего нужно изучать язык?
3.Что такое национальный язык?
Национальный - ________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
! Каждый язык представляет собой сложную систему, элементами этой системы являются звуки, слова, словосочетания, предложения, поэтому наука о языке состоит из разных разделов, которые изучают эти элементы языка.
? Как вы понимаете выражение: «Язык — инструмент человеческого
общения»
Упражнение. Из данных слов составьте предложения.
Язык, человеческий, общение, является, инструмент. С, на, язык, помощь, воздействуют, мысли, чувства, поведение, друг друга, люди.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
____________________________________________________________
▼Сформулируйте, какова роль родного языка в жизни человека, общества, государства.
Моя оценка за урок -
Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 2. Тема. Функциональные разновидности языка.
Цели: ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Задание. Рассмотрите схему. Какая информация в ней содержится?
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА
разговорная функциональные стили язык
речь научный худ. лит-ры
публицистический
официально-деловой
Самостоятельная работа. Определите функциональные разновидности языка.
Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.
Ответ ___________________________________________________
2. - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.
- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.
Ответ __________________________________________________
Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «подо льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.
Ответ __________________________________________________
Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, коричневый.
Ответ ______________________________________________
5. Уважаемые любители собак! В нашем городе за последний год увеличилось число бездомных собак. Обращаемся к вам с просьбой: оказать помощь в распределении животных по семьям, желающим приютить у себя собак.
Обращаться за справками по телефону: 5-08-11.
Ответ _______________________________________________
6. - Эти птицы могут погибнуть зимой.
- Нет. Если мы им поможем, этого не случится.
- Что же нужно сделать?
- На уроках труда сделаем кормушки, развесим их в саду. Будем подкармливать птиц хлебом и пшеном.
Ответ ______________________________________________
7. Охрана природы — комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой (растительность и животный мир) и неживой (почвы, воды, недра, климат) природы.
8. Каждый человек должен беречь природу, охранять её богатства. Забота о природе — мостик, соединяющий духовную жизнь людей со всем живым, что их окружает.
Ответ ________________________________________________
9. В субботу, 15 апреля, на спортивной площадке школы состоится праздник, посвящённый встрече с пернатыми друзьями. Начало праздника в 15.00 часов.
Ответ ________________________________________________
10. Маленькие упрямые заморозки ещё пытались воевать с теплом и солнцем. По ночам звонко стучали о землю их ледяные кулачки. Утром сосульки подтаивали, падали и со звоном разбивались. Солнце поднималось с каждым днём всё выше. Целые сугробы снега истаивали на глазах.
Этой ночью мороза не было. Пока люди спали, весна работала. Снег ещё лежал в саду. Но скворцы прилетели, и перед самым домо зацвели подснежники. Лёд был под ногами, а они цвели!
Ответ _________________________________________________
Моя оценка за урок -
Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 3. Тема. Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог.
Цели: _________________________________________________________
_______________________________________________________________
1. Задание. Заполните таблицу.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbccb142c30c/966182_4.png)
РЕЧЬ
речевая деятельность продукт речевой деятельности
( высказывание )
Формы речи | Виды речевой деятельности |
| Восприятие речи | Производство речи |
Устная речь | | |
Письменная речь | | |
2. Задание. Рассмотрите схему.
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ. Условия её возникновения
Цель общения Тема и основная мысль
(зачем?) (о чём? что?)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbccb142c30c/966182_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbccb142c30c/966182_8.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbccb142c30c/966182_9.png)
![]()
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbccb142c30c/966182_12.png)
![]()
(кто?) (где?) (кому?)
Говорящий, Место общения Адресат речи
пишущий
Адресант речи
? Как вы понимаете слова: общение, сообщение, воздействие?
3. Задание. Сгруппируйте речевую деятельность по её функции.
Здороваться, разъяснять правила поведения, давать сведения о городе, отвечать урок, делиться впечатлениями с друзьями, обсуждать маршрут с другом, делать доклад в кружке, делать замечание нарушителю, приглашать ребят в поход, рассказать сказку малышу, объяснить задачу однокласснику.
4 Лексическая работа.
Монолог - от греч. monos один и logos слово, речь) - это устное или письменное высказывание одного человека. М. - это значительный по размеру отрезок речи. 2. Речь действующего лица пьесы, в отличие от диалога, обращённая к самому себе или к зрителям.
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.
5. Подумай и ответь.
? Где и когда в нашей жизни используется диалог, а где монолог?
Почему в нашей речи используются эти формы речевой деятельности?
6. Допиши предложения
Речь - это_______________________________________________________
Формы речи: ____________________________________________________
При каких условиях возникает ситуация общения:
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
5. ______________________________________________________________
Моя оценка за урок -
Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 4. Тема. Разговорная речь. Жанры.
Цели: _________________________________________________________
_______________________________________________________________
▼ Прочитайте эпиграф к уроку.
Эпиграф — это изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.
Задание. Прочитайте пословицы, соедините линиями части пословиц. Выберите одну, которая вам больше понравилась, и объясните её смысл.
Красно поле пшеном | лучше пустого болтания |
Поменьше говори - | молчание — золото |
Доброе молчание | кто слушает — пожинает. |
Слово — серебро | с собой побольше. |
Говори с другими поменьше, | побольше услышишь. |
Кто говорит, тот сеет, | а человек умом. |
Запишите их.
1. __________________________________________________________
2. __________________________________________________________
3. __________________________________________________________
4. __________________________________________________________
5. __________________________________________________________
6. __________________________________________________________
▼ Как вы понимаете следующие высказывания?
1. Д. А. Гранин: «Умение слушать — редкая способность и высоко ценится»?
2. Ещё во времена Петра I был издан указ об обучении молодых дворян светскому поведению «Юности честное зерцало...». Уже тогда люди понимали, как важно уметь слушать: «Природа устроила нам только один рот или уста, а уши даны два, тем показывая, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить...»
3. Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Разгово́рная речь— функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме — записками, частными письмами.
Цель – __________________________________________________.
Форма – ________________________________________________.
Жанры разговорной речи
Устные | письменные |
Диалог, полилог, монолог, телефонный разговор, спор, дискуссия | Личные письма, дневники, записки, блоги, СМС-сообщения |
▼ Подумайте: где и когда мы используем жанры разговорной речи?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал(а)...
Понял(а)...
Испытал(а)....
Придя домой, я расскажу о …
Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 5. Тема. Русский язык — язык художественной литературы.
Цели: _________________________________________________________
______________________________________________________________
Дата. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 6. Тема. _____________________________________________
_________________________________________________________
Цели: _________________________________________________________
______________________________________________________________
▼ Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
▼ Подчеркните в стихотворении все прилагательные волнистой линией.
_______________________________- это выразительно-изобразительные качества речи, создаваемые лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, тропами и фигурами речи).
___________________________________________________________
________________________- вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
__________________________ - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
________________________________________ — литературный прием, приписывающий свойства одушевленных предметов неодушевленным, один из часто используемых тропов.
________________ - слово или оборот речи в переносном, иносказательном смысле.
Одним словом это - _________________________________________
Самостоятельная работа.
▼ В стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» найдите художественно-выразительные средства речи.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbccb142c30c/966182_15.png)
Рабочая тетрадь
по родному русскому языку
ученицы 5-Б класса
МОУ «Средней школы №1
им. А.А. Драгомировой»
______________________