СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по родному (русскому) языку. Урок 1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю печатную основу для работы на уроке. Часов мало - 1 час в неделю, материала много. А такой вариант экономит время на уроке и позволяет создать пятиклассникам необходимый минимум теоретического материала для работы на уроке 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по родному (русскому) языку. Урок 1»

Дата. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Урок 1. Тема. Русский язык — национальный язык русского народа.

Роль родного языка в жизни человека, общества и государства.

Цели: ____________________________________________________________

____________________________________________________________

? Как вы считаете, какой язык является родным? А какой родной ваш язык?

▼ Прочитайте и объясните: как вы понимаете слова С. Данилова?

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком -

Это потому, что я владею

русским всеохватным языком.


▼ Внимание на экран! Выбери правильное значение слова.

Ключ- ___________________________________________________________

Вселенная - ______________________________________________________

Владею - ________________________________________________________

Всеохватный - ___________________________________________________

▼ Прочитайте стихотворение С.Михалкова. «Быль для детей»

Мы живём в стране большой,

Признаём язык турецкий,

Итальянский, датский, шведский,

И японский признаём,

И английский, и французский,

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, поём.

Мы тогда лишь вольно дышим,

если речь родную слышим,

Речь на русском языке,

И в своей столице древней,

И в посёлке, и в деревне,

И от дома вдалеке.

? Что такое язык?

Язык — важнейшее средство общения людей. При помощи языка мы общаемся друг с другом, передаём свои мысли, чувства, желания. Я связан с жизнью общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык.

Восстанови текст, вставив нужные по смыслу слова.


Язык возник в глубокой ______________________ в результате совместной деятельности. С помощью ___________ люди передают свои знания, опыт от поколения к ___________________ (пословицы, поговорки, сказки, загадки, былины).


▼ Подумайте:

? 1. Каково значение языка для человека?

2. Для чего нужно изучать язык?

3.Что такое национальный язык?


Национальный - ________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


! Каждый язык представляет собой сложную систему, элементами этой системы являются звуки, слова, словосочетания, предложения, поэтому наука о языке состоит из разных разделов, которые изучают эти элементы языка.


? Как вы понимаете выражение: «Язык — инструмент человеческого

общения»

Упражнение. Из данных слов составьте предложения.


Язык, человеческий, общение, является, инструмент. С, на, язык, помощь, воздействуют, мысли, чувства, поведение, друг друга, люди.


_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

____________________________________________________________

▼Сформулируйте, какова роль родного языка в жизни человека, общества, государства.


Моя оценка за урок -

Дата. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Урок 2. Тема. Функциональные разновидности языка.

Цели: ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Задание. Рассмотрите схему. Какая информация в ней содержится?


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА


разговорная функциональные стили язык

речь научный худ. лит-ры

публицистический

официально-деловой


Самостоятельная работа. Определите функциональные разновидности языка.

  1. Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.

    Ответ ___________________________________________________


2. - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.

- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.

Ответ __________________________________________________


  1. Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «подо льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.

    Ответ __________________________________________________


  1. Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, коричневый.

    Ответ ______________________________________________


5. Уважаемые любители собак! В нашем городе за последний год увеличилось число бездомных собак. Обращаемся к вам с просьбой: оказать помощь в распределении животных по семьям, желающим приютить у себя собак.

Обращаться за справками по телефону: 5-08-11.

Ответ _______________________________________________


6. - Эти птицы могут погибнуть зимой.

- Нет. Если мы им поможем, этого не случится.

- Что же нужно сделать?

- На уроках труда сделаем кормушки, развесим их в саду. Будем подкармливать птиц хлебом и пшеном.

Ответ ______________________________________________


7. Охрана природы — комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой (растительность и животный мир) и неживой (почвы, воды, недра, климат) природы.

8. Каждый человек должен беречь природу, охранять её богатства. Забота о природе — мостик, соединяющий духовную жизнь людей со всем живым, что их окружает.

Ответ ________________________________________________


9. В субботу, 15 апреля, на спортивной площадке школы состоится праздник, посвящённый встрече с пернатыми друзьями. Начало праздника в 15.00 часов.

Ответ ________________________________________________


10. Маленькие упрямые заморозки ещё пытались воевать с теплом и солнцем. По ночам звонко стучали о землю их ледяные кулачки. Утром сосульки подтаивали, падали и со звоном разбивались. Солнце поднималось с каждым днём всё выше. Целые сугробы снега истаивали на глазах.

Этой ночью мороза не было. Пока люди спали, весна работала. Снег ещё лежал в саду. Но скворцы прилетели, и перед самым домо зацвели подснежники. Лёд был под ногами, а они цвели!

Ответ _________________________________________________

Моя оценка за урок -

Дата. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Урок 3. Тема. Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог.

Цели: _________________________________________________________

_______________________________________________________________

1. Задание. Заполните таблицу.

РЕЧЬ

речевая деятельность продукт речевой деятельности

( высказывание )

Формы речи

Виды речевой деятельности


Восприятие речи

Производство речи

Устная речь



Письменная речь




2. Задание. Рассмотрите схему.

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ. Условия её возникновения


Цель общения Тема и основная мысль

(зачем?) (о чём? что?)



ВЫСКАЗЫВАНИЕ

(кто?) (где?) (кому?)

Говорящий, Место общения Адресат речи

пишущий

Адресант речи

? Как вы понимаете слова: общение, сообщение, воздействие?


3. Задание. Сгруппируйте речевую деятельность по её функции.


Здороваться, разъяснять правила поведения, давать сведения о городе, отвечать урок, делиться впечатлениями с друзьями, обсуждать маршрут с другом, делать доклад в кружке, делать замечание нарушителю, приглашать ребят в поход, рассказать сказку малышу, объяснить задачу однокласснику.


4 Лексическая работа.


    Монолог - от греч. monos один и logos слово, речь) - это устное или письменное высказывание одного человека. М. - это значительный по размеру отрезок речи. 2. Речь действующего лица пьесы, в отличие от диалога, обращённая к самому себе или к зрителям.

    Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.


5. Подумай и ответь.

    ? Где и когда в нашей жизни используется диалог, а где монолог?

    Почему в нашей речи используются эти формы речевой деятельности?


6. Допиши предложения

Речь - это_______________________________________________________

Формы речи: ____________________________________________________

При каких условиях возникает ситуация общения:

1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

5. ______________________________________________________________


Моя оценка за урок -

Дата. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Урок 4. Тема. Разговорная речь. Жанры.

Цели: _________________________________________________________

_______________________________________________________________

▼ Прочитайте эпиграф к уроку.

Эпиграф — это изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.

Задание. Прочитайте пословицы, соедините линиями части пословиц. Выберите одну, которая вам больше понравилась, и объясните её смысл.


    Красно поле пшеном

    лучше пустого болтания

    Поменьше говори -

    молчание — золото

    Доброе молчание

    кто слушает — пожинает.

    Слово — серебро

    с собой побольше.

    Говори с другими поменьше,

    побольше услышишь.

    Кто говорит, тот сеет,

    а человек умом.

Запишите их.

1. __________________________________________________________

2. __________________________________________________________

3. __________________________________________________________

4. __________________________________________________________

5. __________________________________________________________

6. __________________________________________________________

▼ Как вы понимаете следующие высказывания?

1. Д. А. Гранин: «Умение слушать — редкая способность и высоко ценится»?

2. Ещё во времена Петра I был издан указ об обучении молодых дворян светскому поведению «Юности честное зерцало...». Уже тогда люди понимали, как важно уметь слушать: «Природа устроила нам только один рот или уста, а уши даны два, тем показывая, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить...»


3. Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел».


Разгово́рная речь— функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме — записками, частными письмами.

Цель – __________________________________________________.

Форма – ________________________________________________.

Жанры разговорной речи

Устные

письменные

Диалог, полилог, монолог, телефонный разговор, спор, дискуссия

Личные письма, дневники, записки, блоги, СМС-сообщения



▼ Подумайте: где и когда мы используем жанры разговорной речи?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Продолжите предложения.

Сегодня на уроке я узнал(а)...

Понял(а)...

Испытал(а)....

Придя домой, я расскажу о …

Дата. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Урок 5. Тема. Русский язык — язык художественной литературы.

Цели: _________________________________________________________

______________________________________________________________


















































Дата. ____________________________________________________________


_____________________________________________________________


Урок 6. Тема. _____________________________________________

_________________________________________________________


Цели: _________________________________________________________


______________________________________________________________

▼ Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...


Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.


▼ Подчеркните в стихотворении все прилагательные волнистой линией.


_______________________________- это выразительно-изобразительные качества речи, создаваемые лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, тропами и фигурами речи).

___________________________________________________________


________________________- вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

__________________________ - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

    ________________________________________ — литературный прием, приписывающий свойства одушевленных предметов неодушевленным, один из часто используемых тропов.

    ________________ - слово или оборот речи в переносном, иносказательном смысле.


Одним словом это - _________________________________________


Самостоятельная работа.

▼ В стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» найдите художественно-выразительные средства речи.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.


Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...


Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...


____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



































Рабочая тетрадь

по родному русскому языку

ученицы 5-Б класса

МОУ «Средней школы №1

им. А.А. Драгомировой»

______________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!