СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь даёт возможность в сжатые сроки подготовиться к итоговой аттестации в любой форме

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи»


БОГДАНОВА И.В.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ









Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи позволяет ученикам, студентам, а также всем желающим разобраться в сложном материале курса, экономит время, так как задания выполняются прямо здесь, на этих же листах. Их не нужно переписывать или перепечатывать. Выполненные задания дают возможность без проблем сдать зачёт по дисциплине, подготовиться к экзамену в любой форме (в т.ч. в форме ЕГЭ). Полезно познакомиться с демонстрационным вариантом ЕГЭ по русскому языку (www. fipi. ru).

Перед выполнением работы обязательно проработайте лекционный материал, в случаях затруднения обращайтесь к учебникам, словарям, а также к материалам сайта www.gramota.ru.

  1. Поставьте ударение в словах. (Воспользуйтесь «Орфоэпическим словарём»!)

Баловать, договоры, звонит, каталог, квартал, мизерный, намерение, обеспечение, облегчить, начать, предложить, усугубить, партер, свекла, феномен, алкоголь, красивее, похороны, принудить, премировать, медикаменты, одновременно, статуя, щавель, хозяева, осведомиться, ходатайствовать, черпать, намерение, осужденный (за преступление), жалюзи, избалованный, торты, украинский, кухонный.

  1. Раскройте скобки, определите род существительных.

У стены стоит (чёрный) рояль.

Чтобы крыша не текла, её нужно покрыть (толь).

Друг пригласил меня на чашечку (чёрный) кофе.

На руке (вздуться) (огромный) мозоль.

На окна повесили (красивый) тюль.

  1. Поставьте 1 над словами мужского рода, 2 – над словами женского рода, 3- над словами среднего рода.

Бра, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, кафе, табель, депо, какао, пари, такси, пианино, табель, фойе, меню, бюро, купе, жюри, Сочи, Тбилиси, леди, фамилия, картофель, крупье, желе, рагу, повидло, кофе, колибри, мадам, молодёжь, шампунь, картофель, авеню, буржуа, конферансье, маэстро, пани, пенальти, Миссури, шимпанзе, салями, мисс, денди, фламинго, Онтарио, кашпо.

  1. Подчеркните и исправьте неправильно образованные формы слов, если они есть.

Свежий канифоль, недорогая плацкарта, книги Джек Лондона, заперевши двери, длинная авеню, приехать с Барабинска, около полугода, мать двух детей, обосновать экспериментом.

  1. Образуйте множественное число от данных существительных, добавив нужное окончание. Поставьте ударение.

Инспектор_,профессор_,инженер_,шофёр_, договор_, выбор_, торт_, бухгалтер_, полис_.

  1. Раскройте скобки (пользуйтесь «Орфоэпическим словарём»!).

Мать велела мне купить несколько (простыни).

Я не нашла в магазине ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила 5 (килограммы) (помидоры).

В углу стояло несколько (кочерга).

Рим пал от нашествия (варвары).

Легко вообразить, какое впечатление он должен был произвести в кругу наших (барышня).

На дороге валялось много брошенных врагом (ружьё).

Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня).

На Черном море много песчаных (побережия).

Отряд (солдаты) и группа (партизан) встретились в назначенном месте.

Над болотом кружила пара (цапли).

Сколько (доли) от наследства ты получила?

После (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими.

  1. Исправьте ошибки в предложениях.

Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

В магазин завезли моющие обои.

К праздничному столу купили пять кило банан.

В Индии живут индейки, а в Корее – корейки.

Я познакомился с ужасно красивой девушкой.

Библиотеку переселили в более худшее место.

В институт я не пошла, так как была заболевши.

В личной жизни я потерпел полное фиаско.

Я предъявил оплоченный чек.

Работу нужно закончить к пятому апрелю.

Ребенок держался за коляску обоими руками.

Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

В комедии обличается провинциальное чиновничество; среди них процветают взяточничество, беззаконие.

Тысячи русских людей сложили свои русые головы на Куликовской битве.

Первый дебют актрисы был удачным.

У меня от этого кошки на душе скрипят.

Обилие иностранных слов в речи затрудняет взаимное понимание людей между собой.

  1. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений.

  1. Дойдя до реки,… а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

  2. Плывя в лодке, … а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

  3. Заметив со всех сторон лодки и людей, …а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.

  4. Собираясь в поход, … а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

  5. Подъезжая к станции, … а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.

  6. Набирая скорость, …а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

Ответы: 1__, 2__, 3__, 4__, 5___, 6___ .

  1. Укажите неправильности в построении предложений с деепричастными оборотами. Запишите исправленный вариант.

Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Услышав о разведке, Пете стало весело.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Набирая скорость, в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите ошибки в приведённых ниже предложениях и исправьте их.

В моей жизни это было самое памятливое событие. В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поединками команд. Русские войска совершили победу. Пейзаж имеет в романе большую роль. Гоголь вскрывает самодержавно-крепостническую Россию. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс». Звоню тебе с парикмахерской. Остаюсь человеком, который боролся и буду бороться за ваше благосостояние. Не нужно из этого факта строить проблему.

  1. Используйте в предложениях подходящие по смыслу слова (вычеркните лишнее слово).

Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент-абонемент).

В этот день я услышал много (обидных-обидчивых) слов.

Любой (поступок-проступок) заслуживает осуждения.

Студент быстро (освоил- усвоил) материал.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виновным-виноватым) видом.

Мать приготовила (сытный-сытый) завтрак.

(Болотистый-болотный) ил является отличным удобрением.

Один берег реки был луговой, а другой – (глинистый – глиняный).

(Соседний – соседский) кот важно прошел на кухню.

В квартире нужно было (провести-произвести) ремонт.

На поляне мы увидели высокий (земляной - землистый) холм.

Ему была (предоставлена - представлена) возможность поехать на юг.

Помещики жестоко обращались со своими (придворными - дворовыми).

  1. Исправьте ошибки в употреблении паронимов наложить и положить.

Положить на себя руки, положить раненого, положить повязку, положить запрет, наложить позолоту, наложить гарнир на тарелку.

  1. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Абонемент – абонент, надеть – одеть, оплатить – заплатить.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте словосочетания паронимов памятный / памятливый со следующими существительными: событие, дитя, город, собрание, год, эпизод, человек, путешествие, путешественник, друг.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Устно объясните смысл образных выражений (Воспользуйтесь «Фразеологическим словарём» (любого автора), «Толковым словарём» (любого автора) или книгой Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной «Крылатые слова»). Выберите 5 самых интересных или редко встречающихся выражений и укажите их значение письменно.

Курить фимиам, пиррова победа, перейти Рубикон, танталовы муки, шемякин суд, тришкин кафтан, синий чулок, прокрустово ложе, гомерический смех, дамоклов меч, гордиев узел, современный Дон Кихот, мамаево побоище, современные монтекристо, робинзонада, фигура как у Аполлона, троянский конь, петь дифирамбы, вылитый Плюшкин, вернуться в родные пенаты, вычистить авгиевы конюшни, лебединая песня, выводить на чистую воду, краеугольный камень, заморить червячка, ломать голову, взять реванш, стереть в порошок, сжигать корабли, класть под сукно, выносить сор из избы, кровная обида, мухи не обидит, перемывать косточки, шарашкина контора, метать бисер перед свиньями, сидеть на шее, богом обиженный, капля в море, зелёная улица, идти в ногу, внести свою лепту, потерпеть фиаско

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подберите к данным словам синонимы .

Глупец, неестественный, незначительный, осуществить, дорогой, похвала, думать, толстый,

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

сделать, отвратительный, сравнение, баловень, добрый, закрыть, повторять, превзойти, просить,

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

спрятаться, болеть, кричать, строить, быстро, ненастный, разбить, весёлый, много, маленький,

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

бросать, врать, сложно, гнев, построить, предсказание, любопытный, впотьмах, шагать, красный,

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ориентироваться, хорошо, тяжёлый, безграничный, перерыв, тайный, бежать, близко, известный,

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

идти, хороший, прекрасно.

________________________________________________________________________

  1. Подберите к данным словам антонимы (слова пишите на оставленной строчке).

Толстый, кричать, сложно, безграничный, тайный, бежать, близко, известный, идти,

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

хороший, прекрасно, весёлый, много, маленький.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Устно объясните значение фразеологизмов. (В случае затруднения обращайтесь к «Фразеологическому словарю» или «Толковому словарю»). С 5 любыми фразеологизмами составьте и запишите предложения.

Родиться в рубашке, золотые руки, светлая голова, семь пятниц на неделе, как снег на голову, держать язык за зубами, как две капли воды, не в своей тарелке, бить баклуши, у черта на куличках, держать камень за пазухой, семи пядей во лбу, терять голову, как пить дать, кот наплакал, вешать нос, на вес золота, спустя рукава, как рыба в воде, маменькин сынок, играть с огнем, между небом и землей, ни рыба ни мясо, себе на уме, держать слово, ахиллесова пята, держать порох сухим, сизифов труд, медвежья услуга, кануть в лету, заварить кашу, вылететь в трубу, делать из мухи слона, душа в пятки ушла.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поставьте существительное в нужном падеже, допишите окончание.

Согласно приказ…, распоряжени…, договор…, соглашени…, план…. Вопреки сомнени…, предсказани…, обещани…, совет…. Наперекор судьб…, враг…, злы… сил…, расчет…. Благодаря забот…, уход…, случа…, товарищ….

  1. Используя подходящие по смыслу предлоги, составьте и запишите словосочетания.

Рассказал, недостатки; указал, недостатки; упомянул, недостатки; остановился, недостатки.

Увериться, невиновность; поверить, невиновность; уверовать, невиновность.

Уверенность, правота; вера, правота; убеждение, правота; убедиться, правота.

Оплатить, проезд; заплатить, проезд.

  1. Исправьте ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных.

Оплатить за билет.

Уверенность в победу.

Изобразить о Бородинском сражении.

Делиться о своих достижениях.

Доказывать о своей правоте.

Указать о недостатках.

Отчитываться о работе.

Разъяснять о правилах поведения.

Таблетки для головной боли.

  1. Составьте словосочетания, ставя в нужном числе и падеже выделенные существительные.

Обращать внимание (на что?), уделять внимание (чему?) – мелочи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отчитываться (в чём?), сделать отчёт (о чём?) – работа.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предостеречь (от чего?), предупредить (о чём?) – опасность.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из данных слов составьте словосочетания с предлогом ПО.

Вход, предъявление пригласительного билета; сообщить, окончание передачи; поступить, окончание школы; поговорить, приезд домой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите род данных слов.

Диван-кровать, платье-костюм, плащ-палатка, кресло-кровать, роман-газета, штаб-квартира, стол-книжка, платье-костюм, вагон-лавка, кресло – качалка, вагон – ресторан, школа – интернат.

    1. Расшифруйте слова.

МИД -

ГИБДД -

ТЮЗ -

НГТУ -

ТАСС -

МГУ -

МХАТ -

БАМ -

НИНХ -

ЦСКА -

МТС -

КПРФ -

НИИ -

К каждому сложносокращённому слову добавьте прилагательное, причастие или глагол в прошедшем времени, чтобы было понятно, к какому роду относится существительное (помните: не всегда род сложносокращённого слова определяется по роду главного существительного. Повторите соответствующий материал)

Образец: ГИТИС открылся, строительное ПТУ.

МИД___________________________________________________________________

ГИБДД_________________________________________________________________

ТЮЗ___________________________________________________________________

НГТУ__________________________________________________________________

ТАСС_________________________________________________________________

МГУ___________________________________________________________________

МХАТ__________________________________________________________________

БАМ___________________________________________________________________

НИНХ__________________________________________________________________

ЦСКА__________________________________________________________________

МТС___________________________________________________________________

КПРФ__________________________________________________________________

НИИ____________________________________________________________________

    1. От приведенных слов образуйте существительные женского рода (обязательно дочитайте задание до конца!)

Приятель, филолог, биолог, кандидат, диссертант, журналист, географ, солдат, офицер, медик, историк, танцор, декан, критик, кассир, начальник, гример, мастер, водитель, бригадир, киоскер, свидетель, собеседник, трус, программист, диспетчер, чабан, овчар, директор, менеджер, ветеринар, депутат, бригадир, фигурист, ассистент, литератор, лётчик, хранитель, строитель, артист, профессор, архитектор, академик, агроном, учёный, химик, бухгалтер, инспектор, банкир, преподаватель, библиотекарь, секретарь, врач, корреспондент, конструктор, учёный, герой.

Примечание. Правильный ответ состоит из одного - двух предложений

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Образуйте словосочетания с предлогом В или НА.

Образец: поехать в Москву - вернуться из Москвы, пошёл в школу – вернулся из школы (обратите внимание на соответствие предлогов в – из); поехать на Алтай – вернуться с Алтая (предлоги на - с)

Молдавия, Харьковщина, Сахалин, Филиппины, Ирандия, Памир, концерт, спектакль, выставка, лицей, биржа, Урал, Сибирь, Поволжье, школа, колледж, академия, Заполярье, коттедж.

    1. Поставьте данные существительные в родительном падеже множественного числа. Числительные запишите словами.

Гектары, мандарины, томаты, ступни, волокна, киргизы, чулки, носки, киргизы, чулки, полотенце, платье, помидор, место, башкиры, цыгане, граммы.

60 (студенты – татары, башкиры, туркмены), 300 (туристы – болгары, румыны, венгры), площадь в 220 (гектары), напряжение в 220 (вольты), 17 (килограммы) (помидоры).

Напряжение в 127 и 220 (вольты), 16 (спортсмены-грузины), площадь в 890 (гектары), 8 (килограммы) (мандарины).

    1. Как следует произносить слова (обратите внимание на выделенные буквы)? (Загляните в «Орфоэпический словарь» обязательно!)

Афера, маневры, опека, никчемный, разношерстный, резюме, конечно, чтобы, счёт, фланель, крем, музей, декада, фанера, скворечник.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Поставьте числительные в правильную форму.

От 17464 отнять 11090.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К 14753 прибавить 54738.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В книге было 480 страниц; она иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умножьте 918 на 67 и к полученному результату прибавьте 4417.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если из 976 вычесть 382, то останется 594.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

От 8 753 отнимите 4 587.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11(апельсин, мандарин, лимон), 6 пар (сапоги, валенки и ботинки), 4 пары (чулки и носки), 500 (граммы) вермишели._____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15 (килограммы) (помидоры), 8 банок (баклажаны, томаты), сила тока в 5 (амперы), расстояние в 480 (километры)._____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Железная дорога Петербург – Москва, построенная более (сто пятьдесят) лет назад, была знаменита (сто восемьдесят четыре) мостами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

31. Вспомните основные правила орфографии и пунктуации, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, восстановите пропущенные знаки препинания. Графически объясните свой выбор.

Пройдя с (пол)километра по раз…езженной дорог… т…нувшейся вдоль озера я свернул с неё и пош…л берегом. Было прохладно и над озером в…сел лё…кий туман. Внезапно я увид…л шалаш. Скорее это был не шалаш а (не)большая охотничья избушка с маленьким оконцем. Осторожно стал проб…раться к избушк…Расп…хнув дверь быстро вош…л в избушку но там (н…)кого (не) было. Под порогом стояло ведро в котором пл…скалось с десяток карасей пойма…ых очевидно недавно. На сколоче…ном из досок столе с…дела сорока и с любопытством меня рассматр…вала. Выйдя из избушк…я услыш…л за спиной резкий звук треснувш…й под чьей(то) т…жёлой ногой сухой ветки. Повернувшись я увид…л парня (ис)подлобья на меня посматривающ…го. Что(то) в нём пок…залось мне очень знакомым.