СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по теме "Действия с функциями"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочую тетрадь можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках, в качестве домашней работы, а также для самостоятельной работы дома.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по теме "Действия с функциями"»













Рабочая тетрадь по теме

«Действия с функциями»

(задание 9 профильной математики)























И базовый, и профильный ЕГЭ по математике в 2022 году перетерпел существенные изменения.

Из профильного экзамена по математике убрали ряд заданий базового уровня сложности, с которыми все участники легко справлялись. Вместо них в профильном ЕГЭ появились более сложные задачи, «позволяющие лучше дифференцировать выпускников по уровню подготовки». «Участникам ЕГЭ в 2022 году больше не встретятся практическая задача на делимость, практическая задача на график реальной зависимости и задание базового уровня по геометрии. При этом в КИМ добавлены два новых задания (алгебраическое задание с использованием графика функции и задание по теории вероятности повышенного уровня сложности). Также были скорректированы система оценивания и критерии проверки двух заданий с развернутым ответом», — сообщили в Рособрнадзоре.

Особенная сложность возникла у детей при решении задания 9, проверяющее умение выполнять действия с функциями. Здесь нужно выполнить алгебраическое задание с использованием графика линейной функции, обратной пропорциональности, кусочно-линейных, квадратичных, тригонометрических, показательных и логарифмических функций.

И чтобы хорошо выполнить эти задания, самое реальное средство – это практика, решение достаточно большего количества заданий. Данное пособие дает возможность отработать некоторые функции по отдельности. Для проверки уровня усвоенного материала в конце каждого раздела даны задания для самостоятельного выполнения и ответы к ним для самопроверки.

Пособие можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках, в качестве домашней работы, а также для самостоятельной работы дома.

Содержание рабочей тетради:

  1. Теоретический материал по данной теме

  2. Задания на отработку по видам функий

  3. Задания для самостоятельного решения

  4. Ответы для самопроверки.




Линейная функция

Функция вида f(x) = kx + b называется линейной. Графиком линейной функции является прямая. Число к - угловой коэффициент между прямой и и положительным направлением оси абсцисс и k = tgα. Если угол α острый, то к 0. Если угол α тупой – к cло b – точка пересечения прямой с осью ординат.

Рассмотрим задания:

1)





Р ешение: Чтобы решить задачу, нужно по графику найти значения к и b.

  1. .

  2. Точка А имеет координаты (3; 4). Подставив эти значения в функцию, найдем число b.

,

5,25 + b = 4,

b = 4 – 5,25, → b = - 1,25

Таким образом, функция имеет вид f(x) = 1,75х - 1,25. По условию,

f(x) = - 13,5. Решим уравнение

13,5 = 1,75х – 1,25 → 1,75х = - 13,5 + 1,25 → 1,75х = - 12,25 → х = - 7. Ответ: -7.



2)







Решение: Напишем уравнения этих прямых.

  1. У прямой АВ угловой коэффициент равен к = tgα = 1,5. Зная координаты точки А (-2;4), найдем значение b.

1,5 ·(-2) + b = 4 → b = 7. Таким образом, уравнение прямой АВ имеет вид у = 1,5х + 7

  1. У прямой СЕ угловой коэффициент равен к = tgβ = 1. Зная координаты точки Е (1;2), найдем значение b.

1 · 1 + b = 2 → b = 1. Таким образом, уравнение прямой СЕ имеет вид у = х + 1

  1. Осталось решить уравнение 1,5х + 7 = х + 1 → 0,5х = - 6 → х = - 12. Ответ: - 12

Задания для самопроверки

1)







О твет: 4



2)







О твет: - 10

3)









Ответ: 13

Обратная пропорциональность



1.



2. Смещаем график вправо, если а – положительной число, и влево, если а – отрицательное число.

3. Сдвигаем график вверх, если в – положительное число, и вниз, если в – отрицательное число.

Рассмотрим задания:

1)







Решение: по рисунку видим сдвиг горизонтальной асимптоты на 1 единичный отрезок вверх. Следовательно, а = 1. Отмеченная точка на рисунке имеет координаты (3;2). Подставив эти значения в функцию, найдем а:

→ к = 3. Таким образом, функция имеет вид

. Осталось найти f(-12) = . Ответ: 0,75

2 )







Решение: По рисунку видим сдвиг горизонтальной асимптоты на 2 единичных отрезка вверх. Следовательно, с = 2. Сдвиг вертикальной асимптоты на 3 единичных отрезка вправо. Следовательно, в = -3. Отмеченная точка на рисунке имеет координаты (2;1). Подставив эти значения в функцию, найдем а:

a = 1. Таким образом, функция принимает вид . Осталось найти

f(13) = . Ответ: 2,1.



3)











4 )









Задания для самопроверки

1)



Ответ: - 0,75

2)









Ответ: 1,25



3)

Ответ: - 1



4)









Ответы: - 3



5)







Ответ: - 5



6)





Ответ: 15.

Тригонометрические функции



Рассмотрим задания:

1)







Решение:

Пусть а = - 2, f(0) = 1, тогда

-2cosc – 1 = 1, → -2cosc = 2, → cosc = -1, → c = π + 2πk, с – не целое решение

Пусть а = 2, f(0) = 1, тогда

2cosc – 1 = 1, → 2cosc = 2, → cosc = 1, → c = 0 + 2πk, с – целое решение. Следовательно а = 2, d = -1

У функции y = cosx наименьший положительный период Тнаим = 2π, тогда функция вида аf(kx + b) имеет период . Значит,

→ b = ± 1.

Таким образом, функция принимает вид f(x) = 2cos(πx) – 1 = 2cos(-πx) – 1 . Осталось вычислить .

. Ответ: -2

Задания для самопроверки



1)





Ответ: 2



2)





Ответ: -4



3)







Ответ: -1,5









Кусочно – линейные функции

1)







Решение: Преобразуем функцию, раскрывая модуль:

f(x) = ax + bx + c + d

f(x) = (ax + bx) + (c + d)

f(x) = (a + b)x + (c + d)

f(x) = ax – bx – c + d

f(x) = (ax – bx) + ( – c + d)

f(x) = (ab)x + ( – c + d)

Функции принимает вид линейной функции f(x) = kx + m

k = a + b

m = c + d

k = a - b

m =- c + d

В линейной функции к – угловой коэффициент, к = tgα

Для левого кусочка прямой:

к = tgα = 1 → a + b = 1

Подставив координаты точки А(3;1) и значение к в линейную функцию f(x) = kx + m , найдем m:

1 = 1·3+m → m = - 2

Для левого кусочка прямой:

к = tgα = 3 → a - b = 3

Подставив координаты точки А(3;1) и значение к в линейную функцию f(x) = kx + m , найдем m:

1 = 3 ·3 + m → m = -8

Составим систему:

2a = 4

a = 2

2d = -10

d = -5

Решим уравнение

ax + d = 0

2x – 5 = 0

2x = 5

x = 2,5

Ответ: 2,5

Задания для самопроверки



1)





Ответ: 2



2)







О твет: -2

3)





Ответ: 2,5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!