СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь "Синтаксический разбор предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь "Синтаксический разбор предложения" содержит  материал творческого характера  для отработки умения производить синтаксический разбор простого и сложного предложений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь "Синтаксический разбор предложения"»

_






ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


«СИНТАКСИЧЕСКИЙ и ПУНКТУАЦИОННЫЙ

АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»



















ВСПОМНИМ! ПОВТОРИМ!

Задание 1: «Продолжи строчку». Вставь пропущенное слово, сочетание слов, продолжая данную формулировку. 1) Синтаксис – это раздел русского языка, изучающий ___________________ и __________ _____________, их построение. 2) Пунктуация – это раздел русского языка, изучающий _________________________ и правила их употребления. 3) Основной единицей синтаксиса является_______________________________________ 4) Предложения, в которых мы сообщаем о чём- либо, по цели высказывания являются ______ __________________________________________ 5) Каким по цели высказывания является предложение со сказуемым рисуйте? ____________________________________________ 6) Знаки препинания могут выполнять функцию разделения, выделения, а также ____________ _________________________ 7) Подлежащее – это __________________________ предложения, который называет того, кто действует, испытывает состояние или обладает признаком. 8) По количеству грамматических основ предложение может быть _______________________ ____________________________ 9) По наличию второстепенных членов простое предложение может быть _________________ _______________________________ 10) Простое предложение может быть осложнено однородными членами, _________________ _______________________________________________________________________.

Задание 2: Используя предлагаемые основы, составь схему, отражающую классификацию предложений, расскажи о членах предложения.

Предложение

простое сложное

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________



_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3: Распредели предложения по графам таблицы.

Повествовательное

Вопросительное

Побудительное





1.Ах, как красиво осенью в лесу (…) 2. Река уже успела замёрзнуть (…) 3. Как тебя зовут (…) 4. Куда же ты пойдёшь в такую погоду (…) 5. Хорошо летом на море (…) 6. Прошу тишины (…) 7. Поезд опоздает на три часа (…) 8. Не забирайте его (…) 9. Спортзал взорвался аплодисментами (…) 10) Разве ты меня не узнал (…)

Задание 4: Добавь к каждой грамматической основе второстепенные члены предложения. Запиши получившиеся предложения, подчеркнув все члены предложения. 1.Метель. ________________________________________________________________ 2. Звенел жаворонок. ________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3. Ночь была глухой, безлунной. ________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4. Наступила осень. __________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 5. Лес красив. ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 6. Холодает. _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 7. Музыка звучит. ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 8. Воцарилась тишина. _______________________________________________________ ________________________________________________________________________

Задание 5: «Ребусы». Разгадайте зашифрованные в ребусах термины.





____________________________________

________________________________



_____________________________________

_________________________________

________________________________________________

_________________________________





___________________________________

_________________________________



  • Дай понятие этому термину.

__________________________________

__________________________________

__________________________________



__________________________________

  • Составьте предложение, раскрывая это понятие.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________



Задание 6: «Синтаксические и пунктуационные задачки» 1. Укажите предложение, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена – сказуемого. 1) За рекой темнеет тайга. 2) За окном темнеет. 3) Тьма и холод. 4) На солнце кожа Егорки быстро темнеет. 2. В каком варианте ответа правильно указана цифра, на месте которой в конце предложения должен стоять вопросительный знак завершения? Мы ходим по земле (1) Часто ли мы нагибаемся и рассматриваем эту землю (2) Будьте вниматель-ны(3) Даже сухой мох, травинка, гриб, семечко липы могут вас удивить(4) 1) 1 2) 4 3) 3 4) 2 3. Какие слова являются грамматической основой в предложении «Я удивлялся прелести неба на востоке»? 1) удивлялся 2) я удивлялся прелести неба 3) я удивлялся 4) я 4. Какой частью речи выражено сказуемое в предложении «Ежевика вцепилась колючими своими плетями в медвежьи лапы»? 1) именем существительным 2) глаголом 3) именем прилагательным 5. Выберите правильный вариант предложения: Тире между подлежащими и сказуемым ставится, если… 1) один из главных членов выражен именем существительным 2) главные члены выражены именами существительными в именительном падеже 3) сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым? Старая Рязань (1) древняя столица Рязанского княжества. Её сожгли (2) войска хана Батыя в 1237 году. Евпатий Коловрат (3) рязанский боярин. Он (4) возглавил русское войско и нанёс поражение монголо - татарам в Суздальской земле. Легендарный богатырь(5) был убит в бою. 1) 123 2) 1345 3) 35 4) 13 7. Выберите правильную характеристику предложения: Я иду на прогулку, Верный гуляет со мной. 1) простое 2) сложносочинённое 3) бессоюзное 4) сложноподчинённое 8. Укажите, где нужно поставить двоеточие после обобщающего слова. Белый (1) пушистый снег украсил землю мягким ковром (2) преобразил в парках деревья (3) ели (4) берёзы, клёны. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Задание 7: Рассмотрите таблицу, дополните недостающую информацию.

Разбор предложения по членам


Главные члены предложения


Член предложения

Вопрос(-ы)

Способ выражения

Подчёркивается


кто? что?







глагол, сущ-ное, прилагат. и др.

Второстепенные члены предложения


Дополнение

вопросы косвенных падежей



Определение



прилагат., местоим, сущ-ное …




наречие, сущ-ное, инфинитив



Задание 8: «Памятка». Ознакомьтесь с порядком и образцом синтаксического разбора предложения.

Общая характеристика предложения

1

Характеристика по цели высказывания

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ

сообщает информацию

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ

содержит вопрос

ПОБУДИТЕЛЬНОЕ

побуждает к действию

2

Характеристика по эмоциональной окраске (интонации)

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ


НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ


3

Определить тип предложения по количеству грамматических основ

ПРОСТОЕ

Одна грамматическ. основа

СЛОЖНОЕ

Две и более грамматич. основы

ПРОСТОЕ

СЛОЖНОЕ

4

По составу грамматической основы

Двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое)

Односоставное (есть или подлежащее, или сказуемое): определённо- личное; неопределёно- личное, безличное, назывное.

4

Определить тип сложного предложения:

А) сложносочинённое (ССП)

Б) сложноподчинённое (СПП)

В) СПП с несколькими придаточными (последо-вательное, однородное, неоднородное подчине-ние)

Г) бессоюзное (БСП)

Д) СП с разными видами связи

5

По наличию второстепенных членов предложения

Распространённое (есть второстепенные члены)

Нераспространённое (нет второстепенных членов)

5

Выделить простые предложения, указать количество частей

6

По наличию членов предложения: полное - неполное

7

По осложнённости: Не осложнено

Осложнено (однородными членами, или обращением, или вводными словами, обособленными членами)

6

Указать средства связи между предложениями

8

Выполнить разбор по членам предложения: обозначить каждый член предложения и указать способ его выражения

7




Образец полного синтаксического разбора простого предложения

сущ. с предл.

нар.

глагол

прил.

сущ.

сущ.



В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины. (Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, определ- личное, распространенное, полное, не осложнено).

Задание 9: Выполните синтаксический разбор данных предложений. 1) Осень – красивое время года. _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Листва из- под снега вышла плотно. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) Голы и прозрачны сады, рощи и леса.___________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4) В такой день одно удовольствие оказаться в лесу. __________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 5) Вы Петрову не видели? _____________________________________________________ ________________________________________________________________________

Задание 10: Соотнесите предложение с его характеристикой и схемой.

1. Денис взял полотенце и вытер тарелки, чашки и блюдца.


А: Вопрос, невоскл, прост, двусост, нераспр, полное, осложн. вводным словом.


Z: ?!

2. Когда же вы сделаете уроки?!

Б:Повеств, невоскл, прост, двусост, распр, полное, не осложн.


D:

3. Может, он с ума сошёл?

В: Повеств, невоскл, прост, двусост, распр, полное, осложн. однородными сказуемыми и однородными дополнениями.

G:

4. Белый пар по лугам расстилается.

Г: Вопрос, воскл, простое, двусоставное, распростр, полное, не осложнено.

N:

5. Волны несли к берегу и выбрасывали на песок длинные водоросли, крабов и красивые маленькие ракушки.

Д: Повеств, невоскл, простое, двусоставное, распростр, полное, осложн однородными сказуемыми и однородн. дополнениями.


U: .

ОТВЕТ: __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Задание 11: Выпиши из предложений указанные члены предложения. Если ты справишься с этим заданием, у тебя получится новое предложение. Запиши его и разбери синтаксически.


Анна Сергеевна скоро отправляется в родной Петербург.


Обстоятельство места


Доверие всегда приходит позже.



Обстоятельство времени


Дед славился талантом рассказывать интересные истории про домовых.



Сказуемое


На своей земле человек должен быть хозяином.



Определение

Этот царственный браслет она надевала впервые.



Определение


Митя был потрясён открывшейся ему красотой.



Дополнение (выражено сущ-ным)


Новое предложение:_________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________




Задание 12: «Шифровка». Расшифруй выражение. Используя его, составь предложения так, чтобы оно сперва выступало в роли подлежащего, а затем – в роли дополнения.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Задание 13: «ДА – НЕТ». Верны ли утверждения? Поставьте галочку напротив верного утверждения.


ДА

НЕТ

В предложении « Нынешнее лето обещает быть очень плодотворным» есть однородные определения.



В предложении « Ребята из вежливости промолчали» есть обстоятельство причины.



В предложении «Всё блистало чистотой и свежестью» есть обобщающее слово при однородных членах.



Предложение « Я не буду заниматься в этой секции» содержит составное глагольное сказуемое.



Предложение «Зимний вечер» – односоставное безличное.




В предложении «Здравствуйте, дни голубые, осенние» есть распрост-ранённое обращение.



В предложении «В вещевой мешок уложили всё: продукты, мыло, иголку с нитками, белыми и черными» однородными являются дополнения и определения.



В предложении «Письмо должно быть срочно доставлено адресату» есть вводные слова.





Задание 14: «Работа с текстом». Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения. А: Музыку любят все. Х…рошая музыка улучша…т настр…ение. А пл…хая музыка разруша…т нервную систему ч…ловека. От х…рошей музыки даже р…стения быстрее р…стут. От пл…хой музыки они могут засохнуть погибнуть. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Б: Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет сн…мает пс…хическое напр…жение. Она соч…тает в себе успокаивающие звуки ж…вой пр…роды журч…ние ручейка шум моря г…лоса птиц. Она возвра-ща..т душевное равновесие и хорошее настр…ение. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15: Расшифруй фразеологизмы, используя знание таблицы умножения. Придумай и запиши предложения с данными фразеологизмами.

2, 4, 5, 3 4, 2, 4, 5, 1!

____________________________


1

2

3

4

5

Я

М

И

Е

Л


20, 4, 18, 5, 10, 3 16, 12, 5, 14, 20, 10, 9, 7, 5, 10, 6, 8 _____________________________________


3

4

5

7

9

1

Ь

А

Е

В

О

2

И

Я

Н

Т

М

4

Р

П

К


________________________________________________________________________

Задание 16: «Часы». Используя циферблат, расшифруйте слова. С данными словами составьте предложения так, чтобы они выступали в роли подлежащего.

12, 1, 11, 3, 9 __________________________ 6, 5, 9, 4, 8 __________________________ 6, 3, 12, 4, 11, 9, 4 ______________________ 12, 5, 6, 4, 11, 9, 10 _____________________ 11, 5, 7, 9, 4 __________________________ ________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 17: «Одним цветом» Соотнеси предложения с их синтаксическим разбором и закрась одним цветом соответствующие колонки.

В лесу начались страшные обвалы.

пов, невоскл, прост., двусост, распр, полное, осложн. вводн. предлож.

Бельчата ещё маленькие, слепые и глупые.

пов, невоскл., прост., двусост, распр.,полное, не осложн.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами появилось неожиданно за высокой оградой.

пов, невоскл, прост., двусост, распр., полное, осложн. однородн. сказуемыми.

Как песня, петляет и вьётся уходящее в небо шоссе.

вопрос., невоскл, прост, двусост, распр., полное, осложн. обращением.

И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

пов, невоскл, прост., двусост., распр, полное, осложн. однородн.сказуем., сравн. оборотом.

Вода, куда ты бежишь?

пов, невоскл, прост, двусост, распр, полное, осложн. обособл. обстоятельством, выражен. сравн. оборотом.

Мне кажется, он вообразил себя … ветром.

пов, невоскл., прост., двусост, распр., полное, не осложн.



Задание 18: Прочитайте текст и ответьте на вопросы. 1) В одной толстой – претолстой какой – то книге врозь жили предлоги. 2) Их там было множество. 3) Но вот на пятой странице встретились в одном абзаце предлоги В, ИЗ, НАД, У. 4) И задумались они о своём предназначении. 1. В каком предложении нет определений? 3 4 2 1 2. Какой предлог «дружит» с творительным падежом? В ИЗ НАД У 3. В каком предложении не использованы местоимения? 1 3 2 4 4. В каком предложении подлежащее выражено личным местоимением 3-го лица. 1 2 3 4 5. В каком предложении есть обстоятельство образа действия? 1 2 3 4

Задание 19: Разгадайте ребусы. Выберите существительные, которые употребляются только в форме множественного числа. Составьте с ними предложение, разберите его синтаксически.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 20: Выполните тестовые задания.

1.Укажите предложение, в котором слово солнце является подлежащим. 1) Солнце красное, согрей землю. 2) Солнце жаркое встаёт, будет день горячий. 3) Солдат увидел солнце ясное, обрадовался. 4) Я чувствую, солнце, твоё тепло. 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Куда ты(1) Филиппок (2) собрался? Куда ты (3) пострелёнок(4) один бежишь? Это (5) Филиппок. Костюшкин брат. 1) 1234 2) 12 3) 34 4) 345 3. Выберите вариант, где допущена ошибка в формулировке правила. 1) Обращение произносится с особой звательной интонацией. 2) Обращение выделяется запятыми. 3) Обращение – это слово (сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4) После обращения, стоящего в начале предложения, нельзя ставить восклицательный знак. 4. В каком предложении есть обращение? 1) Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. 2) Александр Сергеевич Пушкин родился шестого июня 1799 года. 3) Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов подарили нам замечательную поэзию. 4) «А Вас, Александр Пушкин, я попрошу к доске», - сказал преподаватель лицея. 5. Укажите номер предложения, которому подходит характеристика «побудительное, восклицательное, нераспространённое, есть обращение». 1) Под листвою прячется желтогрудый хоровод грибов. 2) Маслята, берегитесь! 3) Я прошёл бы стороною. 4) Спеши наполнить грибами бидончик! 6. Выберите вариант, в котором правильно сделан синтаксический разбор данного предложе-ния: В прохладе свежей утро ясное встаёт. 1) Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения – утро встаёт. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Утро(какое?) ясное – определение. Встаёт (как?) в прохладе свежей – обстоятельство. Однородных членов и обращений нет. 2) Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения – утро встаёт. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Утро(какое?) ясное – определение. Встаёт (как?) в прохладе– обстоятельство. В прохладе ( какой?) свежей –определение Однородных членов и обращений нет. 3) Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения – ясное утро встаёт. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Встаёт (как?) в прохладе – обстоятельство. В прохладе ( какой?) свежей – определение. Однородных членов и обращений нет. 7. Укажите, в каком предложении есть знак завершения и знак выделения. 1) Роза – пятилетняя курносая девочка. 2) Роза, как зовут твоего брата? 3) Моего голубоглазого, кудрявого брата зовут Ромашкой. 4) На завтрак Роза с Ромашкой ели разные блюда: кашу, хлеб с маслом, домашний творог. 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять разделительные знаки? На улице по – прежнему шёл снег. Снежинки (1) белые звёздочки. Славка (2) лови их! Но мальчик не пробовал снег на вкус (3) не разглядывал (4) не радовался. 1) 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 3, 4 4) 2, 4 9. Какие слова нужно вставить вместо пропусков? В предложении «Золотые, красные и оранже-вые листья падают на траву» есть однородные ____________________, которые отвечают на вопрос ____________. 10. Продолжите. В предложении «Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила» есть однородные __________________________________

Задание 21: Используя картинки – подсказки и значения, предложенные в таблице, впишите фразеологизмы в соответствующие строчки. Составьте и запишите 2- 3 предложения с данными фразеологизмами. Выполните синтаксический разбор 1 из своих предложений. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Фразеологизм

Значение


принять участие в каком- либо деле, внеся свою долю


не обращать внимания на упрёки



говорить нечто несуразное, совершать неразумные поступки


человек не такой, как все, отличающийся от окружающих


находиться в состоянии безграничного счастья, быть в полном восторге


страшно беден, ничего не имеет


глупый, несообразительный человек



грубая ложь, дезинформация



уязвимое место




Образец полного синтаксического разбора сложного предложения

союз

сущ.

глагол

сущ. с предл.

сущ.

прил.

прил.

прил.

глагол



1) Наступила серая, дождливая, ненастная осень, 2) и листья на деревьях пожелтели. (Повествовательное, невосклицательное, сложное: ССП. 1) простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями; 2) простое, двусоставное, распространённое, не осложнено).

Задание 22: Познакомься с образцом синтаксического разбора сложного предложения, произведи разбор данных предложений. Знаки препинания не расставлены. 1) В зеркало залива сонный лес глядит в чаще молчаливой темнота лежит. _________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Пролетают паутинки с паучками в серединке и высоко от земли пролетели журавли. ________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) Листья сыплются за школой слышен громкий спор сорок. ___________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Задания 23: «Распределялки». Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Распределите предложения на две колонки.

ПРОСТЫЕ предложения


СЛОЖНЫЕ предложения




1) Н…стольная к…росиновая лампа св…тила ярко и ра…брасывала по б…рдовым стенам и потолку тяж…лые тени огромных р…змеров. 2) Под парком изв…валась небольшая реч…ка а над ней р…сла большая старая б…рёза. 3) В ней можно было сидеть или лежать поэтому здесь об…сновал я свой рабочий уг…лок. 4) Тума…ым утром воздух …десь был свеж и спокоен а веч…ром я мог наблюдать за багря…ым закатом. 5) ( Светло) зелён…ая паутина её в…твей обр…зовала в воздухе лё…кую почти невидимую бесе…ку. 6) Я прочитал бе…числе…ое ко…ичество книг и первый раз в жизн… писал стихи. 7) Пар…ход пов…рнул через реку напер…рез и п…двёл баржи к нашему бер…гу. 8) Марбург мал…нький средн…вековй гор…док. 9) Я стал вн…мательно наблюдать их повадки мимику угад…вать настр…ение. 10) Я рос в полных света со…нца и буйной зелени местах и у меня большой интерес вызывало каждое живое существо.

Задание 24: «Продолжи». Используя данные грамматические основы, составьте сначала предложение с однородными членами, а затем – сложные. Полученные предложения распро-страните и разберите синтаксически. 1) Шумело море. ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Приближалось лето. _______________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) Лил дождь. ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 25: Допишите, распространяя, предложения так, чтобы получились сложные предложения. Укажите их вид. 1) Открылась выставка _______________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2) Антракт кончился ________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 3) ______________________________________________________________________ _______________________________________________но помощь пришла. 4) Луна скрылась ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 5) ______________________________________________________________________ _____________________________________________________туча прошла стороной.

Задание 26: Произведите синтаксический разбор предложений. 1) Пройдёт может быть час и мир опять наполняется звуками. ___________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Он дрожал в шерсть его набился мусор глаза покраснели от усталости и слёз. _____________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 27: Разгадайте ребусы, отгаданные слова используйте для составления предло-жений. Укажите их вид.

1.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 28: «Я сам!». Придумайте самостоятельно творческое задание по синтаксическому и пунктуационному анализу предложения. Выполни его сам. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 29: «Будь внимателен!» Прочти выражение. Для этого выпиши из каждой строки только буквы. Что тебе известно об этом? Составь 2- 3 предложения.

?

$

6

#

%

Я

8

&

Н

49

Т

А

@

&

Р

Н

4

$

А

Я

&

3

56

@

7

#

&

К

24

О

%

!

М

Н

@

5

-

А

Т

А

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 30: Расставь в предложениях знаки препинания и объясни их постановку, составив схему предложения. 1) После обеда Каштанка разлеглась среди комнаты протянула ноги и завиляла хвостом. _______________________________________________________________________ 2) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. ________________________________________________________________________ 3) Никифоров возьми котелок да сбегай на кухню. _______________________________________________________________________ 4) Шахматную партию казалось нельзя было спасти никакими ходами. ________________________________________________________________________

Задание 31: Преобразуй данные высказывания в предложения с прямой речью. Запиши их, расставляя знаки препинания. 1) Продавец ответил, что таких товаров в магазине нет. ________________________________________________________________________ 2) Актёр рассказал, как долго ему пришлось репетировать роль. ________________________________________________________________________ 3) Учительница нас предупредила, чтобы мы не опаздывали. ________________________________________________________________________ 4) Дежурный прокричал нам вдогонку, чтобы мы не забыли выключить свет.

________________________________________________________________________

  • Расскажи об особенностях предложений с прямой речью, постановке знаков препинания при ней. ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

Задание 32: «Схемы. Схемы!» Составьте предложения по предложенным схемам. Выполни синтаксический разбор 1-го предложения.



Задание 33: «Проверь себя!» 1. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа. 1) Рядом с нашим домом разбили новый парк. 2) Взрослые и дети сидели у костра. 3) Дом строят по типовому проекту. 4) Кто сегодня дежурит? 2. Найдите распространённое предложение. 1) Зима была малоснежной и радостной. 2) Все смеются, и очарование пропало. 3) Великий Устюг – чудо. 4) Принесли пирог с яблоками. 3. Укажите предложение, в котором верно найдены все определения (выделены жирным шрифтом). 1) Ночь была ясная, звёзднолунная. 2) Солнечный осенний вечер прохладен. 3) Он рассказал ему всю свою жизнь. 4) Вечер золотистый, тихий. 4. Укажите предложение, в котором верно найдены все обстоятельства. 1) Ходил он туда по утрам и после обеда, и часто вечерняя темнота заставала его в беседе с Иваном Дмитричем. 2) Шацкий покорно ушёл в свою комнату. 3) В усадьбе переизбыток довольства, счастья. 4) Ничего не понимаю, еду и смотрю вдаль. 5. Отметьте предложение, в котором допущена ошибка при нахождении дополнения. 1) Я брошу рассказывать. 2) Восторг переполняет маленькое сердце Тёмы. 3) Ювелир навещал Шамета, но не приносил ему лекарств. 4) Росы холодные и свежий ветер днём умеряют летний жар.

Задание 34: «Самопроверка!» Спиши, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначь грамматические основы предложений. 1.Иску_тве_ая тиш_на ш_пот осторожные ш_ги прислуги выр_жали (не)внимание а подавлен-ность и страх. В комнатах всё было неподвижно пять – шесть лет одни и те же книги л_жали на одних и тех же местах. В спальн_ и кабинет_ моего отца годы целые (не)передвигалась мебель. 2. Я хотел было проб_жать мимо но папа схв_тил меня за руку и строго сказал (П,п)ойдём- ка со мной любезный! 3. Перуцкий мягко но н_стойчиво потреб_вал чтобы Коля полностью усвоил твёрдые прав_ла и основы рисунка. 4. (Ни)кто дома и в школе (не) знал что Коля нач_л вести дневник. Он (ни)кому (не)показывал его.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!