Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Иркутской области
«Бодайбинский горный техникум»
Рабочая тетрадь по обществознанию
Тема: Общество
Студент ___________________________________
группы________
Бодайбо
2014
Председатель П(Ц)К
______________ Гнатюк В.Г
Методист техникума
_______________Высотина О.А
М.В Гнатюк
Рабочая тетрадь по обществознанию: учебное пособие ч.1 «Общество, 2011 - 32 страницы.
Рецензенты:
Учебное пособие включает в себя комплекс заданий для проверки приобретенных студентами знаний, умений и навыков, (тесты, схемы, творческие задания) и позволяет лучше усвоить пройденный материал.
Учебное пособие предназначено для студентов СПО:
Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования( по отраслям)
Открытые горные работы
Маркшейдерское дело
ГПР
АТМ
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1.
1. Предисловие …………………………………………..2
2. 1.1 Понятие общества ………………………………..4
3. 1.2 Общество и природа ……………………………...5
4. 1.3 Сферы общества …………………………………..7
5. 1.4 Деятельность как способ существования
общества ……………………………………………….9
6. 1.5 Развитие общества ……………………………….14
7. 1.6 Культура и цивилизация…………………………15
8. 1.7. Общественный прогресс………………………...17
9. 1.8 Глобализация человеческого общества ………...18
10. 1.9 Типология обществ………………………. ……..21
11. Контрольная работа………………………………….25
12. Литература……………………………………………32
Уважаемые студенты!
Предлагаемая Вам рабочая тетрадь по обществознанию, поможет усвоить содержание предмета и лучше подготовится к итоговой аттестации.
Все ответы – краткие и развернутые – вы записывайте непосредственно в тетрадь.
Знаком 1.1, 1.2 и др. обозначены разделы главы учебника А.Г. Важенин «Обществознание».
Рекомендации по выполнению заданий
Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте данные рекомендации.
В тетрадь включены задания следующих видов:
На основании текста учебника, найдите значения понятий.
Например: 1. Найдите в учебнике 1.1 значения понятия «Общество».
Ответ: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
На основании материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
Например: учебник 1.3 Сферы общества
экономическую;
социальную;
политическую;
духовную.
Установите соответствие между понятием и определением.
В этих заданиях определения не совпадают с понятием. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным его определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие.
Например: учебник 1.2 Общество и природа
1. Природа – А. это весь животный и растительный мир.
2. Биосфера – Б. это совокупность естественных условий существования человечества.
3. Матриархат – В. это главенство мужчины в первобытной семье.
4. Патриархат – Г. это главенство женщины в первобытной семье.
Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.
Установите соответствие между понятием и видами его проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позиции из второго столбца
Например: учебник 1.3 Сферы общества
Сфера общества Вид деятельности
1. Экономическая А. Избрание президента
2. Социальная Б. Заключение договора купли - продажи
3. Политическая В. Концерт классической музыки
4. Духовная Г. Принятие закона о повышении пенсии
Ответы занесите в таблицу.
5. Заполните пробелы в графических схемах:
Например: какая форма правления не указана в схеме?
Ответ: республика.
6. Задание на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей.
Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании.
7. Задание на исправление ошибок в определениях.
В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку.
Контрольные задания рассчитаны на проведение итогового контроля после изучения каждой главы учебника.
Часть 1. Выполнение тестовых заданий.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы. Тест состоит из тридцати вопросов с четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный. Критерии оценки: при правильных ответах на 27 вопросов – оценка «5» на 24 вопроса – «4», на 21 вопрос – «3», на 18 вопросов – «2».
Часть 2. состоит из кроссворда, который надо разгадать, опираясь на знания определений изученных понятий.
Критерии оценки выполненной работы: при правильном выполнении всех заданий – оценка «5», при не выполнении двух –четырех заданий - «4», при не выполнении пяти-восьми заданий – «3», при не выполнении десяти заданий – «2»Использовать предлагаемую рабочую тетрадь можно как на учебных занятиях, так и дома.
* значком обозначены задания повышенной сложности.
Общество
1.1 Понятие общества
1. Найдите в учебнике 1.1 значение понятий «общество» и «сферы жизни общества». Что понимается под «обществом» в узком и широком смысле? Какие принято выделять основные сферы (подсистемы) общества?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понятие «общественные отношения» подразумевает систему связей, возникающих между индивидами и социальными группами в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности людей. Конкретизируйте это теоретическое утверждение с помощью трех примеров проявления общественных отношений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
браки заключаются между представителями объединения;
……………………………………..;
пополняется за счет детей представителей этого объединения;
……………………………………..;
……………………………………..;
обладает собственной системой управления;
……………………………………..;
его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.
социальными или общественными животными;
……………………………………..;
……………………………………...;
……………………………………...;
………………………………………;
………………………………………;
социальные общности;
………………………………………;
……………………………………… .
………………………………………;
политический;
………………………………………;
духовный.
1.2 Общество и природа
1. Покажите, в чем проявляется воздействие природной среды на человеческое общество, и каковы проявления воздействия на природу.
Найдите в учебнике 1.2
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитайте приведенные ниже положения Конституции Российской Федерации. Объясните, почему вопросы экологии включены в Основной Закон Государства и являются одной из важных сторон его деятельности.
Статья 9
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Установите соответствие между определением и понятием.
1.Природа – А. это весь животный и растительный мир.
2.Биосфера – Б. это совокупность естественных условий существования человечества.
3.Матриархат – В. главенство мужчины в первобытной семье.
4.Патриархат – Г.главенство женщины в первобытной семье.
5.Присваивающая экономика – Д.производство необходимых продуктов в первобытном обществе.
6.Производящая экономика – Е.присвоение продуктов природы в готовом виде.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3 Сферы общества
1. Установите соответствие между сферами общества и видами деятельности.
Сфера общества Вид деятельности
Экономическая
А. Избрание президента
Социальная Б. Заключение договора
купли продажи
Политическая В. Концерт классической
музыки
Духовная Г. Принятие закона о повышении
пенсий
Ответ занесите в таблицу
2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.
экономическую;
…………………………..;
политическую;
………………………….. .
…………………………..;
распределение материальных благ;
…………………………..;
потребление материальных благ;
………………………….. .
производство продуктов питания;
…………………………..
…………………………..;
появление ремесла как самостоятельной отрасли производства;
…………………………… .
зависимое население;
………………………….. .
…………………………..;
обязывания;
………………………….. .
литературу;
…………………………..;
архитектуру;
…………………………..;
…………………………..;
религию;
………………………….. .
3. Установите общественные разделения труда в хронологическом порядке.
Появление торговцев (купцов) как особой группы населения.
Разделение общества на землевладельцев и скотоводов.
Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните пропуски в таблице.
Таблица. Сравнение родовой и соседской общин
Родовая община | Соседская община |
1. Наличие кровнородственных связей | 1. |
2. | 2. Обособление имущества отдельных семей. |
3. Общинная собственность на землю; совместная обработка земли. | 3. Общинная собственность на землю; распределение земли в пользование между семьями. |
4. Отсутствие условий для появления частной собственности и неравенства. | 4. |
1.4 Деятельность как способ существования общества.
1. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.
объект;
…………………………..;
………………………….. .
цель;
средства;
………………………….. .
физиологические:
…………………………..;
социальные;
…………………………..;
духовные.
социальная;
………………………….. .
…………………………..;
разрушительную;
трудовую деятельность;
…………………………..;
…………………………..;
творческую деятельность;
…………………………..;
…………………………..;
преподавательскую деятельность.
2. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия: «деятельность», «структура деятельности», «субъект деятельности», «объект деятельности», «орудия деятельности», «цель», «средства», «поведение», «действия», «мотив», «потребности (первичные, вторичные)», «виды деятельности».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подберите и запишите примеры потребностей, которые человек удовлетворяет в своей деятельности.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Подумайте, можно ли отнести к духовным перечисленные ниже потребности.
потребность в благополучии
потребность в свободе
потребность в поисках смысла жизни
потребность в самовоспитании
потребность в самоутверждении
потребность в положительной оценке
Поясните свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запишите слова, пропущенные в схеме.
6. Сравните такие виды деятельности человека, как игра, учение и труд. Заполните приведенную ниже таблицу.
Вопросы для сравнения | Игра | Учение | Труд |
Цель | | | |
Средства | | | |
Результат | | | |
7. Установите соответствие между конкретными предметами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВИДЫ
А) потребность в самовыражении 1) биогенные (биологич)
Б) потребность в смысле жизни 2) социальные
В) потребность в пище 3) идеальные (духовные)
Г) потребность в общении
Д) потребность в уважении и поддержки
Е) потребность в знаниях
Запишите в таблицу выбранные цифры.
8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Простейшим самым доступным видом деятельности является ______________(1). Она носит условный ______________(2) и реализует потребность ребенка в активности и познавании окружающего мира на основе человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является _____________(3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считают ______________(4). Он обеспечивает не только существование человеческого _______________(5), но является также условием его непрерывного ______________(6). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоритический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) культура Е) глобализация
Б) характер Ж) развитие
В) игра З) общество
Г) учение И) признак
Д) труд
В данной ниже таблице указаны номера пропусков, запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1.5 Развитие общества
1. Установите соответствие между понятием и определением.
1. Экстенсивный путь развития – А. это процесс движения и взаимодействий предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появление у них новых свойств, функций и отношений.
2. Революция – Б.это качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени.
3. Эволюция – В.это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития.
4. Развитие общества – Г. это постепенные, медленные, количественные изменения, которые со временем приводят в качественно иное состояние.
5. Развитие – Д. это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на насилие.
6. Изменение – Е.это увеличение производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиление эксплуатации рабочей силы, расширение посевных площадей в земледелии.
7. Социальные изменения – Ж. это использование новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса.
8. Интенсивный путь развития – З. это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.
социальное развитие;
………………………….. .
структурные;
…………………………..;
…………………………..;
мотивационные.
…………………………..;
единство противоположностей;
………………………….. .
эволюционным;
………………………….. .
…………………………..;
долговременные.
неолитическая революция
………………………….. .
…………………………..;
интенсивный путь развития.
1.6 Культура и цивилизация
1. Допишите недостающие понятия.
материальной;
………………………….. .
…………………………..;
средневековые;
………………………….. .
…………………………..;
…………………………..;
смешанные.
первичные (государство является политико-религиозной организацией);
………………………….. .
…………………………..;
индустриальные;
………………………….. .
…………………………..;
экономическую;
…………………………..;
культурную.
Древняя Индия;
…………………………..;
государства мусульманского Востока;
…………………………..;
…………………………..;
цивилизации Средневековья.
2. Проанализируйте приведенные ниже характеристики. О каком типе общества может идти речь в каждом отдельном случае?
А. Основой жизнедеятельности человека является сельскохозяйственный труд с использованием ручных орудий. Значительную роль играет внеэкономическое принуждение.
__________________________________________________________
Б. На основе внедрения научных идей в общественное производство стремительно развивается техника. Расширяются условия для социальной мобильности. Существует личная свобода.
__________________________________________________________
В. Развиваются информационные технологии. Обществом осознается высочайшая ценность природы. Уделяется внимание ресурсам и энергосберегающим технологиям.
__________________________________________________________
1.7 Общественный прогресс
1. Заполните таблицу, вписав в неё определения понятий.
Понятие | Прогресс | Регресс | Объективный критерий прогресса |
Определение | | | |
…. – это процесс, в результате которого уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы.
….- это развитие производительных сил (орудий труда), включая развитие самого человека.
… - это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня организации системы.
2. Из приведенного ниже списка выберите то, что относится к понятию регресса.
А. Промышленный переворот
Б. Создание ядерной бомбы
В. Реставрация монархии во Франции в 1814-1815гг.
Г. Закрепление прав и свобод граждан в законодательстве.
Ответ ________________________________________________.
*3. На основе приведенных ниже высказываний сделайте вывод о взаимосвязи прогресса и регресса.
К.Маркс: наряду с прогрессом «….постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения».
Ф.Энгельс: «Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает развитие во многих других направлениях».
В.И.Ленин: «Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, ненаучно, теоретически неверно».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.8 Глобализация человеческого общества
1. Допишите недостающие понятия.
формирование единого мирового экономического пространства;
………………………………….;
формирование единого языка;
унификация культуры;
………………………………….;
………………………………. .
предотвращение мировой ядерной войны;
………………………………….;
истощение природных ресурсов;
преодоление экологического кризиса;
…………………………………..;
…………………………………..;
распространение опасных, неизлечимых болезней;
…………………………………..;
………………………………… .
развитые (ядро);
………………………………….. .
2. Уточните по тексту учебника значения понятия «глобальные проблемы современности».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В настоящее время на Земле происходит систематическое увеличение площади пустынь, сокращение площади лесов («легких планеты»), увеличение количества углекислого газа и уменьшение количества кислорода, изменение климата, вызванное глобальным потеплением и парниковым эффектом. Это конкретные проявления глобальных проблем
сырьевых и энергетических ресурсов
демографических
установление справедливого международного экономического порядка
экологических.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Проблема установления справедливого порядка связана с _____________(1) мирового развития. На планете существуют группы стран, резко различающиеся по ______________(2) общественно-экономического развития и соответственно по уровню_________________(3) населения. С одной стороны, это сравнительно небольшая группа ________________(4), с другой – большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика _____________(5) основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Отсталые и среднеразвитые страны составляют подавляющее большинство населения планеты – около пяти миллиардов из шести. Общая тенденция современного развития, к сожалению, такова, что ___________(6) между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) развитые страны Е) уровень
Б) общество Ж) благосостояние
В) отсталые страны З) разрыв
Г) неравномерность И) социальный институт
Д) решение
В данной ниже таблице указаны номера пропусков, запишите под каждым номером букву, соответствующими выбранному вами слову.
5. Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме.
Опасность мировой термоядерной войны
Опасность катастрофического загрязнения окружающей среды
Стремительный рост населения («демографический взрыв» в развивающихся странах) и опасность депопуляции в развитых странах
Продолжающееся распространение
наркомании и СПИДа
1.9. Типология обществ
1. Допишите недостающие понятия.
простые;
…………………………………. .
собирателей и охотников;
………………………………….;
скотоводов;
…………………………………. .
………………………………….;
открытые.
………………………………….;
рабовладельческую;
………………………………….;
капиталистическую;
…………………………………. .
………………………………….;
индустриальное;
………………………………….
2. Заполните таблицу.
Типы обществ | Характерные черты |
Экономика | Социальная структура | Права личности | Время существования, примеры |
Доиндустриальное | | | | |
Индустриальное | | | | |
Постиндустриальное | | | | |
3. Заполните пропуски в схеме.
Типология обществ
Формационный подход
(Общественно-экономическая формация)
рабовладельческое
информационное
капиталистическое
традиционное
Современный подход
4. В стране Н. более 20 миллионов жителей. Они принадлежат к различным этнонациональным группам. Какая дополнительная
информация позволяет судить о принадлежности страны Н. к обществам индустриального типа?
В стране развито фабричное производство.
Существуют огромные связи со странами-соседями.
Сеть социальных услуг развита слабо.
Верховная власть в стране передается по наследству.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа
Тест.
1. К признакам общества, выделенным Э. Шилзом, не относится одно из положений:
а) общество не является частью крупной системы;
б) общество имеет свою территорию;
в) общество имеет свою историю;
г) общество существует непродолжительное время.
2. Обществом являются:
а) пассажиры в автобусе;
б) зрители в театре;
в) члены политической партии;
г) читатели в библиотеки.
3. Разновидностями общественных отношений не являются:
а) духовные отношения;
б) производственные отношения;
в) политические отношения;
г)социальные отношения.
4. В структуру общества входят:
а) материальные отношения;
б) духовные отношения;
в) государство;
г) общественные отношения.
5. Совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека называется:
а) норма;
б) институт;
в) общение;
г)этикет.
6. Определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей, называется:
а) структура общества;
б) общественное разделение труда;
в) институт общества;
г) сфера общества.
7. Отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности относятся:
а) к экономической сфере общества;
б) к социальной сфере общества;
в) к политической сфере общества;
г) к духовной сфере общества.
8. С понятием власти связана:
а) экономическая сфера общества;
б) социальная сфера общества;
в) политическая сфера общества;
г) духовная сфера общества.
9. К способам регулирования отношений в первобытном обществе не относится:
а) обязывания;
б) власть;
в) запреты;
г) дозволения.
10. Промышленный переворот – это:
а) переход от присваивающей экономики к производящей;
б) появление частотной собственности;
в) общественное разделение труда;
г) переход от ручного труда к машинному.
11. Весь животный и растительный мир на Земле называется:
а) стратосфера;
б) биосфера;
в) макросфера;
г) микросфера.
12. Установление родства по материнской линии в первобытном
обществе называется:
а) полигамия;
б) моногамия;
в) матриархат;
г) патриархат.
13. С развитием научно-технического прогресса воздействие общества на природу:
а) снижается;
б) не изменяется;
в) исчезает;
г) усиливается.
14. Отношение общества к природе регулируется:
а) сознанием;
б) обычаем;
в) законом;
г) традицией.
15. Процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития, называется:
а) развитие общества;
б) изменение общества;
в) прогресс;
г) регресс.
16. К видам социальных изменений не относятся:
а) структурные изменения;
б) диалектические изменения;
в) функциональные изменения;
г) мотивационные изменения.
17. Принципом диалектики в соответствии с концепцией
Г.Гегеля не является:
а) универсальная связь явлений;
б) единство противоположностей;
в) развитие через отрицание;
г) цикличность развития.
18. Переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным называется:
а) революция;
б) эволюция;
в) прогресс;
г) регресс.
19. Важнейшей особенностью социального прогресса является:
а) замедление его темпов;
б) сохранение прежних темпов развития;
в) развитие вспять;
г) возрастание его темпов.
20. Совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах называется:
а) культура;
б) цивилизация;
в) развитие;
г) ценности.
21. В настоящий момент идет процесс становления цивилизации:
а) доиндустриальной;
б) индустриальной;
в) постиндустриальной;
г) современной.
22. Поддержание сложившегося образа жизни, предпочтение традиционных образцов и норм, медленное изменение видов, средств и целей деятельности – это признаки:
а) доиндустриальной цивилизации;
б) индустриальной цивилизации;
в) постиндустриальной цивилизации;
г) современной цивилизации.
23. Динамично развивающаяся экономика – основа:
а) доиндустриальной цивилизации;
б) индустриальной цивилизации;
в) постиндустриальной цивилизации;
г) современной цивилизации.
24. Форма, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов определенного вида, называется:
а) группа;
б) разновидность;
в) критерий;
г) тип.
25. Общество с сильно развитыми структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, называется:
а) простое;
б) сложное;
в) развивающееся;
г) стабильное.
26. В период господства присваивающей экономики существовало общество:
а) индустриальное;
б) информационное;
в) собирателей и охотников;
г) земледельцев и скотоводов.
27. Исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства, называется:
а) общественно-экономическая формация;
б) общественно-политическая формация;
в) общественно-экономическая цивилизация;
г) общественно-политическая цивилизация.
28. Общество, в котором добыча и переработка продуктов природы уступают свое приоритетное значение производству и переработке информации, называется:
а) традиционное;
б) феодальное;
в) индустриальное;
г) постиндустриальное.
29. Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах называется:
а) формация;
б) цивилизация;
в) глобализация;
г) интернационализация.
30. Наиболее важные общепланетарные проблемы современной эпохи, затрагивающие человечество в целом, называется:
а) локальные;
б) глобальные;
в) всеобщие;
г) главные
1. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.
2. Установление родства по отцовской линии в первобытном обществе.
3. В высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на насилие.
4. Все многообразие окружающего мира, как на Земле, так и во вселенной, совокупность естественных условий существования всего живого.
5 Совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах.
6. Установление родства по материнской линии в первобытном обществе.
7. Процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития.
8. Политическая организация, осуществляющая управление населением определенной территории.
9. Группа людей, сложившаяся на основе общности территории, экономических связей, языка и культуры, осознающая свое внутреннее единство и отличие от подобных образований.
10. Единство развития всего человечества, усиления взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах.
11. Исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства.
По вертикали: 12. Следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми.
Литература
Конституция Российской Федерации 1993 г
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 1993.
Важенин А.Г. Обществознание. – М., 2010.
Важенин А.Г. Практикум. – М., 2010.
Важенин А.Г. Контрольные задания – М., 2010.
Вроно Е.М. Несчастливые дети – трудные родители. – М., 1997.
Гуревич П.С. Человек и культура. – М., 1998.
Демидов Н.М. Основы социологии о политологии. – М., 2009.
Кравченко А. И. Задачник по обществознанию: 8-9 классы. – М., 2010.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию: 10-11 классы. – М.,2010.
Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.,2006.
Морозова С. А. Обществознание: учебно-метод. пособие. – СПб., 2008.
Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ. – Ростов н/Д, 2009.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учебно-практическое пособие для студентов колледжей. – Ростов н/Д, 2009.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний: практикум. – М., 2008.
Певцова Е.А. Основы правовой культуры: 9 класс. – М., 2009.
Певцова Е.А., Важенин А.Г., Манихин О.В., Шелест Е.А. Государство и право: Теория, история, современность: учебно-практ. пособие.-М, 2009.
Рассуждения о счастливой и достойной жизни/сост. И.Л. Зеленкова. – Минск. 1999.
Форвард М. Мухаммед: Краткая биография. – М., 2002.
Фролова С.С. Основы социологии. – М.,2010.
Христианство: Словарь / под общ. Ред. Л. Н. Митрохина. – М., 1994.
Школьный словарь по обществоведению / под ред. Л.Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2007.
Энциклопедия афоризмов: Средние века. Эпоха Возрождения. Эпоха научной революции. Эпоха Просвещения. – Минск, 1999.
Энциклопедия афоризмов XIX в. – Минск, 1999.
Энциклопедия для детей. Т. 6: Религия мира; ч. 1-2. – М., 1999.
Энциклопедия для детей. Т. 7: Искусство; 1-2. – М., 1999.
Энциклопедия для детей. Т.9: Русская литература; ч. 1-2. – М., 2000.