СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь поможет разобраться в теме "Имя Прилагательное" ученику 5 или 6 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное.»





РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Имя Прилагательное

(в помощь ученику для освоения основной программы школы)











Автор-составитель:

Чернобылова Анна Александровна

учитель русского языка и литературы (без категории)

МОУ «СОШ № 18» УИП г. Саратова






Саратов


Здравствуй, дорогой игрок!

Сегодня ты можешь стать героем и спасти наших персонажей. Наверняка они тебе знакомы. Это птицы из популярной игры , и они снова нуждаются в твоей помощи.

Зеленые свиньи крадут у птиц знания. Буквально несколько дней назад они украли для своего короля знание об Имени Прилагательном. Твоя задача – найти и собрать все потерянные знания так, чтобы сложился единый образ Имени Прилагательного.

Тебе будут встречаться подсказки, которые помогут в прохождении данной миссии. Также тебе стоит узнать своих врагов:

- Зеленая свинья. Встречается разных размеров, означает уровень сложности представленного задания.

- Шлемак. Более сложное задание, которое потребует теоретической помощи.

- Король свиней. С ним ты встретишься, когда дойдешь до последнего уровня нашей игры.


После каждого задания ты будешь связываться со штабом и докладывать о складывающейся обстановке. Делай это оповестительными отметками над героями:

- Рэд: справился с заданием успешно, трудностей не возникло.

- Чак: задание вызвало затруднения, справиться удалось.

- Синие птицы: понадобилась теоретическая помощь.

Удачи тебе!

























УРОВЕНЬ 1.

Понятие о Прилагательном.

Миссия 1. Подберите к данным существительным имена прилагательные, характеризующие предмет.


По материалу

(напр., меховая одежда)

По назначению

(напр., зимняя одежда)

По принадлежности

(напр., дядина одежда)

Халат




Пуговица




Перчатка




Костюм




Ботинок




Ремень




Сделайте вывод: на какие вопросы отвечает прилагательное?

_____________________________________________________

Миссия 2. Докажите подбором синонимов, что прилагательное свежий имеет в данных ниже словосочетаниях разные значения. Запишите словосочетания с синонимами во второй столбик.

СИНОНИМЫ: прохладный, чистый, холодный, яркий, опрятный, только что появившийся.

Какие антонимы соответствуют каждому из значений прилагательного свежий. Запишите соответствующие словосочетания в третий столбик.

АНТОНИМЫ: душный, жаркий, блёклый, грязный, старый.



Синонимы

Антонимы

Свежий воздух



Свежая погода



Свежие краски



Свежая рубашка



Свежий след



Миссия 3. Определите морфемный состав прилагательных.

Огромная – __________________________________

Могуч – _____________________________________

Лисий – _____________________________________

Красива – ____________________________________

Дядина – _____________________________________

Красивее – ___________________________________

Нежен – _____________________________________

Добрейший – _________________________________

Легче – ______________________________________

Сестрицыно – _________________________________

Запишите данные прилагательные в четыре группы:

Без окончаний

С нулевым окончанием

С окончаниями полной формы

С окончанием краткой формы










































Миссия 4. Запишите в таблицу прилагательные с безударными гласными в корне.

Оч..ровательный, выр..зительный, стр..мительный, м..таллический, беск..рыстный, инт..ресный, заг..релый, разв..той, л..гендарный, оз..рённый, уд..вительный, обл..чный, неприк..сновенный.

Проверяемые гласные

Непроверяемые гласные

Чередующиеся гласные





Миссия 5. Запишите словосочетания, распределяя их на группы.

Немного грустный, грустный от разлуки, грустное настроение; холодный ветер, очень холодный, холодная от ветра; хрупкий ледок, хрупкий по природе, чрезвычайно хрупкий; честный человек, удивительно дружелюбный, мокрый от дождя, очень аккуратный, похожий на сестру, фантастический рассказ, необыкновенно счастливый, программное произведение.

«прил. + сущ.»


«прил. + сущ. с предл.»

«нареч. + прил.»






Миссия 6. Выпишите имена прилагательные, характеризующие одежду человека, в таком порядке: 1) обозначающие цвет, 2) размер, 3) оценку.

На краю дороги, накл..нившись над канавой, стоял человек неб..льшого роста, одетый самым смешным образом. На нём б..лтался широчайший серого цвета балахон с двумя крыльями вместо рукавов, ноги его были обуты в ж..лтые башмаки с большими красными пуговицами, а на голове красовалась чёрная шляпа с такими огромными полями, что издали её можно было принять за зонтик.

(А. Свирский)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите морфологические признаки (род, число, падеж) выделенных прилагательных.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




УРОВЕНЬ 2.

Разряды прилагательных.

Миссия 7. Найдите качественные прилагательные и подчеркните их как члены предложения.

1) Тучка плакала слезою длинной, пролетая над родной долиной. (Д. Кедрин.) 2) Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака. (С.Есенин.) 3) А море, как веселый пес, лежит у отмелей и кос и быстрым языком волны облизывает валуны. (Д. Кедрин). 4) И весел звучный лес, и ветер меж берез уж веет ласково, а белые березы роняют тихий дождь своих алмазных слез и улыбаются сквозь слезы. (И.А. Бунин.)

Миссия 8. Прочитайте текст. Установите, неуместное повторение какого прилагательного его портит. Исправьте предложения и запишите.

День выдался пасмурный. Пасмурные облака плыли по пасмурному небу, и река была пасмурной. Поэтому и настроение у всех было пасмурное. Все ждали ласкового солнышка.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Миссия 9. Составьте с данными ниже словами словосочетания «относительное прилагательное + существительное».

ОБРАЗЕЦ: Дом – кирпичный дом.

Платье - __________________________________________________

Сумка - _____________________________________________________

Посуда - ____________________________________________________

Стена - _____________________________________________________

Январь - ___________________________________________________

Сентябрь - _________________________________________________

Лестница - __________________________________________________

Поляна - ____________________________________________________

Воздух - _____________________________________________________

Украшения - ________________________________________________

Миссия 10. Выберите имена прилагательные и распределите их на две группы: на качественные и относительные. Определите род, число и падеж этих прилагательных.

Обильный урожай собрали работники Приаральской опытной станции в траншейном саду, который они создали в пустыне. Голые пески очень горячи, но между барханами близко к поверхности залегают грунтовые воды. И вот в неглубоких траншеях, дно которых засыпается плодородной землей, растут плодовые, ягодные, бахчевые и овощные культуры. На яблонях зреют крупные, сочные плоды. Есть там томатные и картофельные плантации.

(По книге «В мире занимательных фактов».)



Качественные прилагательные

Относительные прилагательные



Миссия 11. Замените данные словосочетания словосочетаниями с притяжательными прилагательными.

Мех горностая и соболя - _____________________________________

___________________________________________________________

Клыки слона и моржа - ______________________________________

__________________________________________________________

Тропы волка и кабана - _______________________________________

___________________________________________________________

Хитрость лисы - __________________________________________

Трусость зайца - ____________________________________________

Страсть охотника - _________________________________________

Нос барсука - ________________________________________________

Шалость мальчишки - _______________________________________

Улыбка ребенка - ____________________________________________

Миссия 12. От существительных, данных ниже, образуйте притяжательные всех трех родов.

Медведь - _________________________________________________________

Заяц - __________________________________________________________

Павлин - _________________________________________________________

Лебедь - ________________________________________________________

Обезьяна - _______________________________________________________

Коза - _________________________________________________________





Миссия 13. Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. Выполните морфологический разбор одного из прилагательных.

Овладей русской речью

Ты родной владеешь речью,
бойко говоришь.

Русский же язык неважно
знаешь, мой малыш!

Слушай потому поэта,
будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью
хорошо владеть.

Эта речь полна величья,
гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,
сила красоты.

Скажем, к странам зарубежным
держишь морем путь,

Перед спутниками хочешь
знаньями блеснуть –

В разговорах или спорах
с другом иль врагом

Ты воспользуешься смело
русским языком!

Потому ты, школьник резвый,
будь прилежней впредь!

Ты обязан русской речью
хорошо владеть.

(И. Гришашвили)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Морфологический разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







УРОВЕНЬ 3.

Полные и краткие прилагательные.

Миссия 14. Прилагательные, данные в скобках, употребите в краткой форме. Найдите в тексте антонимы.

1) Корень учения (горький), а плод (сладкий). __________________________________________________________________

2) В (черную) землю ушел, (белую) шапку нашел. __________________________________________________________________

3) (Красная) речь поговоркою. __________________________________________________________________

4) (Хорошая) дочь, когда люди хвалят. __________________________________________________________________

5) Всякая помощь (хорошая) вовремя. __________________________________________________________________

6) Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач, на вкус, как сахар, (сладкий), а сам (похожий) на мяч. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

7) (Старый) гриб, да корень (свежий). __________________________________________________________________

8) (Дешевый) ситец, да (линючий). __________________________________________________________________

Антонимы

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Миссия 15. Впишите полную или краткую форму прилагательных, данных в скобках.

1) Цель похода была ________________ для всех участников. Погода стояла __________________ , но ветреная (ясная, ясна).

2) Учебник по математике мне очень ___________ . Журнал «Квантик» ____________________ и интересный (нужный, нужен).

3) В течение недели брат был ________________ ангиной (больной, болен).

4) Тёплый сентябрь __________________ для Подмосковья (обычный, обычен).

5) Наш класс ____________________ за организацию школьной выставки (ответственный, ответственен).




ОРФОГРАММА

«Отсутствие ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных»: горяч, неуклюж, хорош, тощ (кр. прил.).


Миссия 16. Образуйте от данных полных прилагательных краткую форму мужского рода единственного числа.

Погожий - __________________________________________________

Смуглокожий - ____________________________________________

Схожий- __________________________________________________

Свежий - _________________________________________________

Кипучий - __________________________________________________

Колючий - __________________________________________________

Жгучий - __________________________________________________

Горячий - __________________________________________________

Хороший - _________________________________________________

Нехороший - _______________________________________________

Нищий - ___________________________________________________

Тощий - ___________________________________________________

Составьте и запишите четыре предложения с прилагательными в краткой форме. Подчеркните краткие имена прилагательные как члены предложения.

1)_____________________________________________________________________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________________________________________________________________

3)____________________________________________________________________________________________________________________________

4)___________________________________________________________________________________________________________________________






УРОВЕНЬ 4.

Степени сравнения прилагательных.

Миссия 17. Употребите прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени. Обозначьте их суффиксы.

1) Леса вдали (видный), (синий) небеса. (Заметный) и (черный) на пашне полоса. (А. Блок.) ___________________________________________

________________________________________________________________

2) Доброе братство (хороший) богатство. (Пословица.) __________

________________________________________________________________

3) Маленькое дело (хороший) большого безделья. (Пословица.) ______

________________________________________________________________

4) Песни птиц стали (звонкий), и небо над ними – (синий), и сады – (зеленый), и (радостный) солнце встает. (А. Бадаев.) ___________________

________________________________________________________________




Миссия 18. Образуйте все возможные формы степеней сравнения.

Толстый - __________________________________________________

Горький - ___________________________________________________

Густой - ___________________________________________________

Дешевый - _________________________________________________

Гладкий - _________________________________________________

Жидкий - ___________________________________________________

Хороший - __________________________________________________

Малый - ____________________________________________________

Плохой - __________________________________________________

Чистый - __________________________________________________

Сухой - _____________________________________________________

Прелестный - ______________________________________________

Тряский - ____________________________________________________

Родной - ___________________________________________________

Чахлый - ____________________________________________________

Соленый - __________________________________________________

Гордый - ____________________________________________________

Дерзкий - ___________________________________________________

Скользкий - ________________________________________________

Красивый - _________________________________________________

Изящный - __________________________________________________




Миссия 19. От данных в скобках прилагательных образуйте превосходную или сравнительную степень (простую или составную).

1) Смородина (вкусный) крыжовника.

__________________________________________________________________

2) Олово (плавкий) металл, чем свинец.

__________________________________________________________________

3) Ключевая вода (чистый) речной. __________________________________________________________________

4) Твой рисунок (красивый) моего. __________________________________________________________________

5) Малина (сладкий) брусники. __________________________________________________________________

6) Ста­рая мебель (громоздкий), чем новая. __________________________________________________________________

7) У младшего брата голос был (звонкий), чем у старшего. __________________________________________________________________

8) При переходе через горные речки надо соблюдать (строгий) порядок. __________________________________________________________

9) Школьник из Саратова был (молодой) участником шахматного турнира. __________________________________________________________

10) Боксёр из общества «Сокол» одержал победу в (лёгкий) весе. __________________________________________________________________




Миссия 20. Образовать краткую форму,  простую сравнительную и превосходную степень прилагательных. С каждой формой составить короткое предложение, подчеркнуть главные члены.

ПРИМЕР: Эта книга интересна. Эта книга интереснее предыдущей. Мне попалась интереснейшая книга.


Краткая форма

Прост. сравнит. степень

Превосходная степень

Искусный




Терпеливый




Удобный




Серьезный




Грустный




Полезный




Ужасный




Тонкий




Честный




Спокойный





1) ________________________________________________________

_______________________________________________________________

2) _________________________________________________________
________________________________________________________________

3) _______________________________________________________
_________________________________________________________________

4) _________________________________________________________
__________________________________________________________________

5) _______________________________________________________
________________________________________________________________

6) _______________________________________________________
________________________________________________________________

7) _______________________________________________________
_________________________________________________________________

8) ________________________________________________________

__________________________________________________________________

9) __________________________________________________________
_________________________________________________________________

10) ______________________________________________________
______________________________________________________________






УРОВЕНЬ 5.

Словообразование прилагательных.

Миссия 21. От данных слов при помощи суффикса –н– образуйте имена прилагательные. Составьте и напишите с ними словосочетания.

Честь, злость, община, корень, партия, идеал, без предела, без призора, без страха, без заботы, под землёй, за рекой, за рубе­жом, по границе, перед выборами, при дороге, при береге, при горо­де, без времени, без имени, без облаков, перед юбилеем.

Прилагательные

Словосочетания







Миссия 22. Отметьте слова, не соответствующие указанному написанию. Вставьте пропущенные буквы.

Прилагательные с -ян- и -ин-:

Лубя__ая избушка, румя__ый ребёнок, серебря__ый блеск, бурья__ые заросли, стари__ая мебель, гости__ый двор, сви__ой хлев, овчи__ый тулуп, равни__ые просто­ры, перепели__ая охота.

Прилагательные с -енн-:

Оголё__ые ветви, бессмысле__ый ход, даре__ый предмет, неприязне__ое отношение, довере__ое лицо, бессме__ый чемпион, болезне__ый вид, моще__ая дорога, соломе__ая крыша, коле__ый сустав.

Прилагательные, образованные по типу н (в основе) + н (суффикс):

Исти__ое происшествие, купле__ый товар, ками__ые щипцы, пови__ая головушка, посторо__ий человек, бережё__ый подарок, ваго__ый продавец, бездо__ый колодец, дарстве__ая надпись, кероси__ая лавка, сезо__ый рабочий, платя__ой шкаф, бездыха__ое тело, моното__ый шум.





Миссия 23. Одинаково или по-разному вы напишите слова в паре? Графически обозначьте условия выбора н и нн в каждом случае.

Разме__ый пункт — разменя__ый доллар

масле__ый блин — масля__ое пятно

стреляя__ый воробей — застреле__ый волк

ветре__ый день — подветре__ая сторона

вычисле__ый итог — бесчисле__ые звёзды

испуга__ая лошадь — пуга__ая ворона

зако__ый путь — узаконе__ый способ

зарегистрирова__ый брак — регистрацио__ый номер

уценё__ая одежда — обесцене__ый рубль

кова__ый сундук — перекова__ый конь

рассея__ые семена — рассея__ый человек





Миссия 24. Выберите написание прилагательных н или нн. Графически обозначьте выбор орфограмм.

Карти__ая галерея, деревя__ая ложка, мыши__ая возня, безветре__ый день, торжестве__ый митинг, дровя__ой склад, соловьи__ая трель, дли__ый путь, огне__ый шквал, болезне__ый вид, послеобеде__ый сон, стекля__ый сосуд, серебря__ый блеск, воробьи__ое семейство, ут­ре__ий туман, песча__ый берег, экскурсио__ый автобус.


н

нн




Миссия 25. Вставьте, где необходимо, на месте пропусков суффиксы -к-, -ск-, суффикс -ск- и букву ь, обозначьте их графически.

Пассажир___ий поезд, португал___ий моряк, чеш___ий язык, казац___ая станица, эскимос___ий танец, астрахан___ий арбуз, сибир___ий мо­роз, маршал___ие звезды, Арал___ое море, январ___ий мороз, албан___ий народ, солдат___ий котелок, гигант___ие шаги, июн___ий вечер, цар___ий указ, половец___ие пляски, сентябр___ая прохлада.



Миссия 26. Запишите словосочетания в два столбика: 1) с суффиксом –ск– ; 2) с суффиксом –к–.

Дет__ий коллектив, тбилис__ий театр, дерз__ий упрямец, грец__ий матрос__ий кубрик, лейтенант__ие погоны, абхаз__ий урюк, голланд__ий сыр, одес__ий порт, фламанд__ая живопись, дамас__ая сталь, ткац__ий станок, солдат__ая слава, турец__ая сабля, Казан__ий вокзал, повар__ий колпак, родитель__ий комитет, Тунгус__ий метеорит, декабрь__ая вьюга, Сан-Францис__ий небоскреб, монастыр__ая звонница, канад__ий хоккей, словац__ий танец.

с суффиксом –ск–

с суффиксом –к–





Миссия 27. Раскройте скобки. Подчеркните сложные прилагательные, образо­ванные от сложных существительных.

(Добро) душный характер - ____________________________________

(велико) душный поступок - ___________________________________

(равно) душный взгляд - ________________________________________

(юго) западная сторона - _____________________________________

(красно) синий флаг - _________________________________________

(добро) желательный человек - _________________________________

(темно) синий василек – _______________________________________

(изжелта) красная рябина - _____________________________________

(ярко) голубое небо - __________________________________________





Миссия 28. От данных слов образуйте прилагательные с суффиксами. Составьте по два словосочетания с прилагательными каждой группы.

1) -ов- или -ев-: свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, изразец, глянец, холст, вещь (расставьте в прилагательных ударение) _______________________________________________________
_______________________________________________________________
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________

2) -чив- или -лив-: доверять, расчёт, услужить, задумать, изменить, устоять, засуха, угодить, увёртываться, уклониться ___________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

3) -ев- или -ив-: поле, бой, огонь, лень, спесь, ложь, червь, яблоня, отрасль, никель (расставьте в прилагательных ударение) ______________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________

4) с суффиксом -чат-: бревно, взрыв, узор, веснушка, рас­сыпать_____
_________________________________________________________________
________________________________________________________________

Словосочетания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Миссия 29. Выпишите из предложений словосочетания «прилагательные с частицей (при­ставкой) не + существительное». Распределите их в два столбика. Определите род, число, падеж каждого слова, входящего в словосочетание.

  1. 1) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Не праздник, (не) приемный дар, она готовила пожар (не) терпеливому герою. 2) Друг милый, предадимся бегу (не) терпеливого коня и на­вестим поля пустые... 3) На холме крутом давно уже почил (не) пробудным он сном. 4) В ваших (не) осторожных прогулках я следовал за вами. (А. С. Пушкин.)

  2. 1) Какие-то (не) определенные человеческие тени, контуры зданий, (не) вероятные машины проносились перед нами. 2) Третий день пути по (не) знакомому лесу ознаменовался (не) ожиданным происшествием. 3) Свалившись после (не) удачной попытки встать, Алексей на мгновение потерял сознание. 4) Сразу ощутил он с (не) бывалой еще силой и истощение, и (не) человеческую усталость, и боль в ногах.

(Б. Полевой.)

  1. 1) Под деревьями, на мягком белом снегу, отпечатались причудливые следы (не) знакомых зверей и птиц. (А. Гайдар.) 2) Вдруг перед падчерицей открывается (не) большая круглая поля­на, посреди которой жарко пылает высокий костер. (С. Я. Маршак.) 3) (Не) боязливого была плотичка нрава: вкруг удочек она вертелась, как юла. (И. А. Крылов.)

Слитное написание

Раздельное написание










Штаб уверен, что ты готов сразиться с Королем Свиней. Что ж, отправляйся и помни все, чему ты учился на протяжении всех уровней. Успехов!

УРОВЕНЬ 6.

1. Общее грамматическое значение прилагательного это:
А) действие

Б) признак предмета

В) признак признака

Г) признак действия

 2. Морфологические признаки прилагательного это:

А) род, число

Б) род, число, падеж

В) род, число, лицо

Г) лицо, число

 3. Синтаксические признаки прилагательного это:

А) определение, сказуемое

Б) определение, обстоятельство

В) определение, дополнение

Г) дополнение, обстоятельство

4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

А) могуч, первый, сильное, лисий

Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела

В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый

Г) одетый, несчастный, злой, высказан

5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие ...

А) материал, из которого сделан предмет

Б) признак по его принадлежности

В) признаки, указывающие на различные качества предмета

6. Укажите относительные прилагательные.

А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)

Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)

В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

7. Укажите притяжательные прилагательные.

А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)

Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)

В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

8. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: 
«
Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!»

А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

В) родной (м.р.), нежный (м.р.)

 9. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: 
«
Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.»

А) ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

Б) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.)

В) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

10. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени.

А) самый быстрый

Б) красивейший

В) ярче

Г) более лёгкий

 11. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени.

 А) менее сложный

Б) сложнее

В) сложнее всех

Г) наисложнейший

 12. Найдите прилагательное в простой превосходной степени.

 А) красивее

Б) спокойнейший

В) более громкий

Г) менее тяжёлый

13. Укажите прилагательное в составной превосходной степени.

А) глубже

Б) самый глубокий

В) более глубокий

Г) глубочайший







Ты Большой молодец! Ты собрал все Знания, которые украли свиньи, теперь тебя по праву можно назвать Ученой птицей высокого полета!









Приложение.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?

2. Изменяется

по числам: единственное множественное

высокое (дерево) высокие (деревья)

по родам: м.р. ж.р. ср.р.

зеленый (цвет) зеленая (лента) зеленое (платье)


по падежам: И. п. синее (море) В. п. синее (море)

Р. п. синего (моря) Т. п. синим (морем)

Д. п. синему (морю) П. п. о синем (море)

Род, число и падеж имени прилагательного зависят от имени существительного, с которым оно связано.

3. В предложении бывает определением и сказуемым.

КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Изменяются

по числам: единственное множественное

дерево (каков о?) высоко деревья (каковы?) высоки

по родам: м.р. ж.р. ср.р.

кот (к а к о в?) черен ночь (каков а?) черна море (каково?) черно

Не изменяются по падежам.

В предложении чаще всего бывают сказуемыми.


Разряды

Признаки

1. Качественные








2. Относительные





3. Притяжательные

1.Образуют степени сравнения: добрее, более добрый

2. Образуют краткую форму: добра (мама)

3. Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.: очень добрая

4.Образуются сложные прилагательные: добрый-добрый

5. Образуют прилагательные с не-: недобрый

1. Обозначают материал, из которого сделан предмет: золотой

2. Обозначают место: морской

3. Обозначают временные признаки: осенний

4. Не имеют признаков кач. при лаг. (см. выше)

1. Обозначают принадлежность

2. Отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?

3. Имеют суффиксы -ов(-ев), -ин(-ын), -ий:

отцов, папин, волчий



СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Сравнительная

(проявление признака в большей или меньшей степени, чем в другом)

Превосходная

(проявление признака в предмете в наибольшей степени)

I. Простая

1. нач.ф. + -ее (-ей)

спокойный + -ее спокойнее

2. нач.ф. +

громкий + громче

3. нач.ф + -ше

тонкий + -ше тоньше


I. Простая

1. нач.ф. + -ейш- (-айш-)

Спокойный + -ейш- спокойнейший

II. Составная

Более или менее + нач.ф.

Более широкий

II. Составная

Самый (наиболее) + нач.ф.

Самый широкий


НЕ С ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

Слитно

Раздельно

1. Не употребляется без не:

неряшливый
невзрачный

2. Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением:

недобрый (=злой)

1. Если в предложении есть противопоставлении с союзом а:

Не вежливый, а грубый

2. Употребляется со словами:

далеко не…, нисколько не…, вовсе не…, совсем не…, ничуть не…

Вовсе не строгий учитель

Не с краткими прилагательными пишется так же, как с полными.


БУКВЫ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

о

(под ударением)

е

(без ударения)

ежовый

свинцовый


чужой

оранжевый

лицевой


горячего


-Н-, НН В СУФФИКСАХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

-н-

-нн-

от существительных

-ан- кожаный

-ян- земляной

-ин- голубиный

Исключение: стеклянный

оловянный

деревянный

от существительных

с основой на н + -н- туманный

-онн- станционный

-енн- временный

В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных

ветреная – ветрена

туманный – туманна

СУФФИКСЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ –К- И -СК-

-к-

1. В качественных прилагательных, имеющих краткую форму:

резкий – резок

низкий – низок

2. В относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на –к, -ч, -ц:

казак - казацкий

ткач – ткацкий

немец - немецкий

-ск-

Во всех остальных прилагательных:

русский

январский

матросский

октябрьский

французский



ДЕФИСНОЕ И СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Через дефис

Слитно

1.Оттенки цвета или сочетание цветов:

темно-синий

серо-зеленый

2.Образованы от сложных существительных:

юго-запад – юго-западный

3. Если между словами можно поставить союз и:

русско-английский (словарь)

(русский и английский)

Если прилагательное образовано из словосочетания:

Древняя Русь = древнерусский

левая сторона = левосторонний

долго играть = долгоиграющий


МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1.Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.).

2. Постоянные признаки:

качественное, относительное или притяжательное.

3.Непостоянные признаки:

1) у качественных: степень сравнения; краткая или полная форма.

2) у всех прилагательных: падеж, число, род (в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль.








СОДЕРЖАНИЕ

Здравствуй, дорогой игрок! …………………………………………. 3

Уровень 1. Понятие о прилагательном. …………………………….. 5

Уровень 2. Разряды прилагательных. ………………………………. 10

Уровень 3. Полные и краткие прилагательные. …………………… 15

Уровень 4. Степени сравнения прилагательных. ………………….. 18

Уровень 5. Словообразование прилагательных. ………………….. 22

Уровень 6. Тестовые задания. ………………………………………. 29

ПРИЛОЖЕНИЕ. ……………………………………………………… 32




При создании данной тетради были использованы следующие источники

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 304с.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. В старших классах средней школы. – М.: Просвещение, 1986. – 272с.

Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5 – 9 классы. – М.: Экзамен, 2013. – 320с.

Леденёва В.В., Халикова Н.В. Русский язык. Учебно-методическое пособие. 5 – 7 классы. – М.: Дрофа, 1997. – 96с.

Малюшкин А.Б. Учебный таблицы по русскому языку. 5 – 11 классы. – М.: Сфера, 2005. – 208с.

Павлова Т.И., Белоусова Т.В. и др. Компетентностные задания по русскому языку. 5 – 11 классы. Методический конструктор. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012. – 64с.

Русский язык: Практика. 6 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений / под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2002. – 288с.

Сенина Н.А. Вишневецкая Г.В. и др. Русский язык. 6 класс. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009. – 256с.

Ситникова Л.Н. Дидактический материал по русскому языку. 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2012. – 141с.







30