СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа коррекционных логопедических занятий 3 клаcc (8 вид)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа

коррекционных логопедических занятий

                                                      3 клаcc (8 вид)

Составлена на основе Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ,  с проектом Федерального государственного образовательного стандарта для детей с  умственной отсталостью  и проектом примерной основной образовательной программы для детей со слабой  степенью умственной отсталости, 2014 года

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа коррекционных логопедических занятий 3 клаcc (8 вид)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск





УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

№_____ от /_____________/







Рабочая учебная программа

коррекционных логопедических занятий

c Пьянзиной Еленой

3 клаcc (8 вид)

2017-2018 учебный год.



Составлена на основе Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, с проектом Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью и проектом примерной основной образовательной программы для детей со слабой степенью умственной отсталости, 2014 года







Составитель: М.Л.Энтина,

логопед








Синегорск

2017











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, с проектом Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью и проектом примерной основной образовательной программы для детей со слабой степенью умственной отсталости (2014 года)

Цель программы

Стимулирование речевой и мыслительной деятельности ребенка с умеренной умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.

Задачипрограммы:

1. Формировать умение дифференцировать смешиваемые на письме буквы.

2. Обогащать словарный запас.

3. Развивать связную речь.

Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Содержание коррекционных занятий

Раздел 1. Диагностика

В начале проводится диагностика устной и письменной речи.

Раздел 2. Предложение

Данный раздел посвящен закреплению различия в понятиях «слово» и «предложение».

Раздел 3. Звуки речи

Выполняязаданиятретьегораздела, ребенокполучаютвозможностьобобщитьсведенияпозвукобуквенномусоставурусскогоязыка, уяснитьсмыслоразличительнуюрольфонемы, учитсяпроводитьзвукобуквенныйанализслов с установлениемсоотношениямеждузвуками и буквами.

Этотразделначинаетсяс дифференциации понятий «звук» и «буква». Затем дети повторяют гласные и согласные звуки и буквы, уточняются способы образования гласных и согласных звуков, закрепляется навык звукового анализа слов.

Раздел 4. Слоговая структура слова

Четвертый раздел направлен на закрепление у ребенка понятия о слоге как части слова, даются упражнения на закрепление умения делить слова на слоги, выделять нужный слог, добавлять недостающий слог к слову и переносить части слова при письме.

Разделимеетключевуютему: «Слогообразующаярольгласныхзвуков».

Для предупреждения ошибок на перестановку, недописывание слогов проводятся упражнения на составление слов из слогов, данных вразбивку, на добавление недостающего слога к слову.

Обогащениесловарногозапаса

Речевойматериал, предъявляемыйдлязвукобуквенного и слоговогоанализа, используетсяодновременно и дляцелейразвитиясловаря. Дляданноговидаработыхорошоподходятребусы, в частности, ребусынасоставлениесловпопервымбуквам и первымслогамназванийкартинок. Передребенкомвстаетзадачанетолькоправильновыделитьпервыйзвукилислог, но, в первуюочередь, назватькартинку. Безэтогонельзяразгадатьребус. Используетсякартинныйматериал, которыйпомогаетразличитьслова-названиясходныхпредметов («кружка» - «чашка») и даеттолчок к спонтанномуиспользованиюсинонимов, таккак, чтобыразгадатьребусы, приходитсякаждыйразодин и тотжепредметназыватьпо-разному (то «машина», то «автомобиль», то «грузовик»). Главное, чторебеноксамактивнозанимаетсяпоискомслова.

Для активизации имеющихся в пассивном словаре слов служит игра «Слоговое домино», которое применяется в разделе «Слоговая структура слова». Задача игры – составлять слова из слогов, добавляя к имеющемуся слогу второй (двусложные слова) или к двум слогам третий (трехсложные слова). При подборе вариантов конца слова дети вспоминают слова, доказывают, что такое слово существует, составляя с ним словосочетание и предложение.

Раздел 5. Ударение

В разделе обращается внимание на отработку орфоэпических норм, а также рассматривается работа по нахождению ударного слога и ударной гласной в словах.

Раздел 6. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными

Рассматриваютсяслучаиобозначениямягкости с помощьюмягкогознака и с помощьюгласныхбукв.

Различение согласных по твердости – мягкости требует особенного внимания, так как при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита. Твердые и мягкие согласные попарно имеют одну общую букву. Твердость и мягкость согласного выражается не в букве согласного, но в букве следующего гласного и в наличии или отсутствии мягкого знака. Поэтому, различая на слух твердые и мягкие согласные звуки, на письме нужно научить детей различать гласные буквы и - ы, а - я, у - ю, о - ё, а так же обозначать мягкость согласных при помощи буквы Е и мягкого знака.

Раздел 7. Дифференциация звонких и глухих парных согласных

Здесь начинается работа по дифференциации смешиваемых согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Применяемая в практическойлогопедиисистемаупражненийповоспитаниюакустико-артикуляционныхдифференцировоквключаетпостепенноусложняющиесязадания: отсопоставленияизолированныхзвуков с указаниемсходства и различия в артикуляции и звучании к дифференциациифонем в слогах, словах, фразах (в произношении, послуху и написьме).

Каждоезанятиесодержитупражнениядляразвитияфонематическихпредставленийнаматериалеразличаемойпарызвуков. Наряду с упражненияминаразличениезвуковпроводитсяработапоразвитиюнавыковзвукобуквенногоанализасловразличнойзвукобуквеннойструктуры, начатаяеще в первойчетверти. В частности, работасо звуковой линейкойнаправленаназакреплениенавыкапозиционногозвукобуквенногоанализа. Звуковая линейкапредставляетсобойвнешнююопорнуюсхемуслова. Логопедпроизноситслово, ученикищетместозаданногозвука, продвигаясьпоряду, и называетнужнуюцифру.

Речевой материал представлен в основном, знакомыми детям стихотворными текстами, чистоговорками. Это облегчает восприятие, так как ребенок вспоминает стихотворение, пытается прочесть его наизусть. Актуализируется его долговременная память, развивается такой волевой процесс, как припоминание. Кроме того, стихи создают приподнятый эмоциональный фон на занятиях, воспитывают читательский вкус.

Раздел 8. Слова, обозначающие предметы

В третьей четверти начинается работа по изучению частей речи, родов, изменению слов по родам, по числам.

В данном разделе у ребенка закрепляются понятия о словах, обозначающих предмет, умения различать слова по их отношению к родовым категориям, образовывать множественное число имени существительного. Так же ребенок учится различать предметы по вопросам Кто это? Что это?, определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимениями (он, она, оно), образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, сравнивать два похожих предмета и определять признаки сходства и различия, называть составные части предмета.

Раздел 9. Слова, обозначающие действие предмета

В этом разделе ребенок учатся правильно употреблять грамматическую форму глагола, ставя соответствующие вопросы, употреблять глаголы с различными приставками, образовывать множественное число глаголов, согласовывать имена существительные с глаголами в роде.

Раздел 10. Слова, обозначающие признак предмета

Этот раздел направлен на выделение ведущих признаков предмета, ребенок учится образовывать уменьшительно-ласкательные суффиксы, подбирать прилагательные, обозначающие противоположные признаки (антонимы), подбирать слова-признаки, близкие по значению (синонимы).

Раздел 11. Предложение

Дифференциация понятий слово и предложение, обозначения границ предложения. На занятиях по данному разделу ребенок учится выделять предложения из текста, соотносить предложения с графической схемой.. Так же проводится работа по обучению составлению предложений по картинкам. Заканчивается данный раздел работой над формированием представлений об интонации и знаках препинания (повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения).

Раздел 12. Текст

Раздел посвящен восстановлению деформированного текста, установлению последовательности предложений в тексте. Ребенок учится пересказывать текст по вопросам, составлять рассказ по серии картинок, по сюжетной картине.

Раздел 13. Предлоги

Выполняя задания этого радела ребенок учится различать предлоги В-НА и пользоваться предлогами С (СО), ПО (К), С (ИЗ), ЗА, ИЗ-ЗА в устной и письменной речи.

Раздел 14. Итоговая диагностика

Итоговый раздел посвящен диагностике уровня приобретенных знаний и умений.



Переченькоррекционно-развивающихупражнений.


1. Упражнениянаразвитиемелкоймоторики «Узнай, кто я», «Шнуровки», «Застегиваниепуговиц», «Штриховка».

2. Упражнениянаразвитиефонематическогослуха («Угадай, чтозвучит», «Поймайзвук», «Покажисимволзвука», «Какойзвукестьвовсехсловах?», «Назовипервыйзвук в слове», «Назовипоследнийзвук в слове», «Разложикартинки»).

3. Упражнениянавыработкуправильнойартикуляции: «Кошка», «Грибок», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Маляр», «Чашечка» и т. д.

4. Упражнениянавыработкуправильногоречевогодыхания («Загнатьмяч в ворота», «Кораблики», «Буль-бульки», «Волшебныепузырьки», «Свеча»).

5. Упражнениянаформированиезвукобуквенногоанализа и синтеза: «Выделисогласный в началеслова», «Найдизагадочнуюбукву», «Назовиколичествозвуков и букв», «Составьсловоизпервыхбуквдругихслов», «Буквыубежали», «Соберислова», «Фокусник (превратиоднослово в другое)», «Допишислово», «Вставьпропавшуюбукву в слово», «Помогибуквамвстатьнасвоиместа», «Звуковаялинейка».

6. Упражнениенаразвитиевнимания («Чегонестало?», «Чтоизменилось?», «Чтолишнее?», «Продолжиряд», «Найдиотличиянакартинках», «Подчеркнуть в рядубуквзаданнуюбукву», «Летает – нелетает», «Съедобное - несъедобное», «Самыйвнимательный», «Найдидваодинаковыхпредмета».

7. Упражнениенаразвитиезрительнойпамяти («Найдиотличия», «Чтоизменилось?», «Нарисуйтакойже»).

8. Упражнениенаразвитиелогическогомышления («Бывает – небывает», «Разложикартинки», «Закончислово», загадки).

9. Упражнениенаразвитиераспределениявнимания и зрительнойпамяти («Нарисуйтакже», «Образец»).

10. Упражнениянаразвитиевоображения «Раскрасьфигуры».




Тематический план

34часа

2017-2018 уч. г.


Содержание темы, раздела

Всего часов

1

Диагностика


2

2

Предложение и слово


2

3

Звуки речи


3

4

Слоговая структура слова


2

5

Ударение


2

6

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными

3

7

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

3

8

Слова, обозначающие предметы

2

9

Слова, обозначающие действие предмета


2

10

Слова, обозначающие признак предмета

2

11

Предложение


3

12

Текст


3

13

Предлоги


3

14

Итоговая диагностика


2



34ч










Календарно-тематический план

34 часов

2017-2018 уч. г.



Название раздела, темы урока

Дата

план

Корректировка

1


Диагностика устной и письменной речи


05.09.17


2


Диагностика устной и письменной речи


12.09.17


3


Предложение. Слово.

19.09.17


4


Предложение. Слово.

26.09.17


5


Звуки и буквы. Алфавит.

03.10.17


6


Гласные звуки и буквы

10.10.17


7


Согласные звуки и буквы

17.10.17


8


Анализ односложныхслов

24.10.17


9


Анализ двусложныхслов

07.11.17


10


Ударение.Ударныйслог.Ударная гласная.

14.11.17


11


Постановкаударениявдвусложныхитрехсложныхсловах


21.11.17


12


Дифференциациятвёрдых и мягкихсогласныхпередгласными И – Ы в слогахи словах

28.11.17


13


Дифференциациятвёрдых и мягкихсогласныхпередгласными А – Я в слогах и словах

05.12.17


14


Обозначениемягкостисогласныхприпомощибуквы «Ь» в словахи словах

12.12.17


15


Звонкие и глухиесогласные

19.12.17


16


Звонкие и глухиесогласные

09.01.18


17


Звонкие и глухиесогласные

16.01.18


18


Слова, обозначающие предметы.

23.01.18


19


Слова, обозначающиепонятия.

30.01.18


20


Слова, обозначающиедействиепредмета

06.02.18


21


Слова, обозначающиепредметы и действияпредметов

13.02.18


22


Выделениеведущихпризнаковпредметов (цвет, величина)

20.02.18


23


Подборприлагательных с противоположнымзначением

27.02.18


24


Обозначениеграницпредложения

06.03.18


25


Составлениепредложенийпокартинкам

13.03.18


26


Повествовательное, вопросительное,восклицательноепредложение

20.03.18


27


Восстановлениедеформированноготекста

03,04,18


28


Восстановлениетекста с пропущеннымисловами

10.04.18


29


Составлениерассказапосериикартинок

17.04.18


30


Предлоги в предложении

24.04.18


31


Дифференциацияпредлогов В-НА

08.05/18


32


Предлоги ПО (К)

15.05.18


33


Диагностика уровня приобретенных знаний и умений.



22.05.18


34


Диагностика уровня приобретенных знаний и умений.


29.05.18




Результаты.

Оценивание знаний, умений и навыков происходит только на качественном уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявляемые к знаниям.

Обучающаяся должназнать:

- правильную артикуляцию звуков;

- парысогласныхзвуковпотвердости – мягкости, звонкости – глухости;

- смешиваемые на письме буквы.



Обучающаясядолжнауметь:

- выделятьзвукизслова, правильно и отчетливопроизноситьего;

- определятьместозвука в слове;

- различатьзвуки и буквы;

- различатьнаслух и в произношениисмешиваемыезвуки;

- производитьзвукобуквенныйразборслогов и слов;

- определять род имени существительного;

- различать слова, обозначающие предметы и действия предметов;

- делить сплошной текст на отдельные предложения;

- персказывать текст по вопросам;

- пересказывать небольшие тексты с опорой на вопросы, картинки и слова;

- различать предлоги в устной и письменной речи.



Список литературы



ВасильеваС.,Соколова Н.Логопедическиеигрыдлядошкольников. Москва, 2009.

Казаков А. Артикуляция звуков в графическом изображении : учебно-демонстрационный материал. Москва, 2010.

Козырева Л. М.Программно-методическиематериалыдлялогопедическихзанятий с младшимишкольниками. Ярославль. Академияразвития, 2007.

Козырева Л. М. Загадкизвуков, букв, слогов. Ярославль, 2007.

Крупенчук О. И. Стихидляразвитияречи. СПб, 2007.

Лалаева Р. И. Нарушенияречи и ихкоррекция у детей с интеллектуальнойнедостаточностью. Москва, 2007.

Лалаева Р. И. Логопедическаяработа в коррекционныхклассах: метод. Пособиедляучителя-логопеда. Москва, 2009.

Лозбякова М. И. Учимся правильно и чётко говорить. Дидактические наглядные материалы. Москва, 2007.

Парамонова Л. Г.Говори и пишиправильно. СПб, 2010.

Поваляева М. А. Справочниклогопеда. Ростов-на-дону, 2008.

Ракитина В. А. Предупреждениенарушенийчтения и письма у детеймладшегошкольноговозраста. Вып. 1 :Животные в загадках в алфавитномпорядке. Москва, 2010. (Кол-во: 1 шт.)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!