СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по дисциплине Основы управленческой деятельности

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по дисциплине Основы управленческой деятельности»







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине: Основы управленческой деятельности


Составлена на основании типовой программы утвержденной

УМС МО и Н РК по начальному и среднему профессиональному образованию, Протокол № 4 от 09.08.02


Регистрационный № __ от «___» ____________ 20__г.


Для специальности: 190502 “Подземная разработка месторождений полезных ископаемых”

1909002 "Техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического оборудования"


В соответствии с рабочим учебным планом № _____ от «___» __________________ 20__ г.






Распределение учебного времени


Курс

Всего часов

Теоретические занятия

Лабораторные занятия

Практические занятия

Курсовые проекты

Контрольные работы

Наличие экзамена

(да, нет)

I семестр

II

семестр

I семестр

II

семестр

I семестр

II

семестр

I семестр

II

семестр

I семестр

II

семестр

I семестр

II

семестр

II

15

-

13

-

-

-

2

-

-

-

1

-

-

III

26

18

-

-

-

8

-

-

-

-

-

-

-




Применение рабочей учебной программы


Учебный год

Группы














Содержание

стр.


1

Пояснительная записка……………………………………………......



2

Планируемые результаты обучения дисциплины..............................



3

Тематический план и содержание дисциплины……...........................



3.1

Тематический план дисциплины........................................................



3.2

Содержание рабочей учебной программы дисциплины....................



4

Контроль планируемого результата обучения ....................................



5

Перечень средств обучения и литературы ..........................................






1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по дисциплине “Основы управленческой деятельности” разработана на основе Типовой учебной программы № 30 от 02.11.02, утвержденной УМС МО и Н РК по начальному и среднему профессиональному образованию, Протокол № 4, от 09.08.02 для специальности 190502 “Подземная разработка месторождений полезных ископаемых”.

Особенность изучаемой дисциплины состоит в изучении основ управленческой деятельности на предприятиях горнодобывающей промышленности.

Необходимость введения рабочей учебной программы по дисциплине “Основы управленческой деятельности” обусловлена потребностью в знаниях основ управления работниками предприятий.

Особенность изучаемой дисциплины согласно данной рабочей учебной программе состоит в подготовке квалифицированных кадров для работы в предприятиях горнодобывающей промышленности.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как “Основы экономики”, “Экономика производства”.

Программа рассчитана на 2 и 3 семестры, в объеме 41 час, из них теоретических занятий 31 час, практических занятий - 10 часов.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о методологических основах управленческой деятельности, функциях управления, знает сущность менеджмента; цели, задачи, концепции, стадии менедж­мента, современные подходы к управлению; принципы, методы и функции процесса управления, умеет проводить анализ и давать оценку существующей системе управле­ния предприятием, приобретает навыки решения хозяйственных ситуаций.

В соответствии с этим, целью изучения данной дисциплины является усвоение теоретических знаний об управлении, формирование у себя тактических навыков и умений по применению средств и методов менеджмента в практической деятельности фирм и компаний.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи как формирование у обучающихся четкого и полного представление об управлении и его основных особенностях.

Графическая форма структуры программы представлена в виде взаимосвязанных модулей в соответствии с логикой поставленных задач.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах, занимаются индивидуально с использованием современных технологий.

Изучение дисциплины завершается зачетом во 2 и 3 семестрах. Обязательным условием допуска учащегося к зачету является выполнение всех поставленных задач.






2. Планируемые результаты обучения дисциплины



Результаты обучения, запланированные в стандарте и образовательной программе

Результаты, запланированные в рабочей учебной программе

Обучающиеся должны обладать следующими компетенциями.

  • Базовыми

БК-1 Знают основы управленческой деятельности и особенности управления в профессиональной сфере



В результате изучения дисциплины обучающиеся

Знают:

понятие управления;

функции, задачи, методы и принципы управления;

основные концепции управления;

уровни управления;

элементы внешней и внутренней среды организации

Умеют:

выявить зависимость развития управления как науки о развитии общества;

анализировать и определять влияние факторов общественного развития управления в современном обществе

Приобрели навыки:

анализа критериев успешного управления организацией;

анализа преград коммуникации;

организации коммуникационных сетей

Компетентны:

В организации управленческого процесса на предприятиях отрасли

  • Профессиональными

ПК-1 Обладать знаниями о составе трудовых ресурсов предприятия и их эффективном использовании


Знают:

виды коммуникаций;

решение;

виды решений;

подходы к принятию решений;

дерево решений;

модель принятия решений;

планирование;

этапы стратегического планирования;

стратегические альтернативы;

методы управления;

полномочия;

делегирование полномочий;

способы делегирования полномочий;

способов мотивации персонала;

методов контроля;

способы управления производством

Умеют:

описывать организацию с точки зрения основных характеристик;

анализировать деятельность организации с точки зрения социальной ответственности;

использовать и применять в деловой практике этапы принятия решений;

проанализировать структуру организации;

исследовать причины делегирования полномочий;

анализа ситуационного контроля

Приобрели навыки:

разработки модели принятия решений и анализа сильных и слабых сторон данной модели;

построение дерева управленческих решений;

разработки стратегии предприятия;

планирования деятельности предприятия

Компетентны:

В принятии ситуационных решений в рамках, установленных полномочиями

  • Специальными

СК-1 Выполнять задачи функционального руководителя


Знают:

особеннсоти работы руководителя;

стратегии преодоления конфликта


Умеют:

анализ работы руководителя;

разработки стратегии преодоления конфликта

Приобрели навыки:

планирования рабочего времени;

анализа способов мотивации;

анализа конфликтной ситуации и способов предотвращения ее

Компетентны:

В выполнении функций руководителя среднего звена


3. Тематический план и содержание дисциплины


3.1 Тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество учебного времени при очной форме обучения (час)

Установленный уровень

Повышенный уровень

Специалист среднего звена

1

2

3

4

5


Модуль 1 Управление как наука и искусство


7


1

Тема 1.1 Введение в курс


1


2

Тема 1.2 Содержание науки об управлении


2


3

Тема 1.3 Организация и управление


2


4

Тема 1.4 Практическое занятие: Принципы и методы управления в организации


2



Модуль 2 Функции управления. Руководитель трудового коллектива



16

5

Тема 2.1 Планирование как начальный этап процесса управления




2

6

Тема 2.2 Прогнозирование



2

7

Тема 2.3 Мотивация как процесс стимулирования деятельности по достижению целей организации



2

8

Тема 2.4 Контроль



2

9

Тема 2.5 Руководитель и научные основы управленческого труда



2

10

Тема 2.6 Стили руководства



2

11

Тема 2.7 Практическое занятие: Коммуникации в управлении



2

12

Тема 2.8 Практическое занятие: Принятие решений



2


Модуль 3

Планирование и организация личной работы руководителя



8

13

Тема 3.1 Планирование индивидуальной работы руководителя



2

14

Тема 3.2 Самообразование руководителя



2

15

Тема 3.3 Служебная этика и культура руководителя



2

16

Тема 3.4 Практическое занятие: Эффективность использования рабочего времени руководителя



2


Модуль 4

Управление трудовым коллективом



10

17

Тема 4.1 Управление производством



2

18

Тема 4.2 Управление персоналом



2

19

Тема 4.3 Управление трудовыми ресурсами



2

20

Тема 4.4 Особенности менеджмента предприятий различных форм собственности



2

21

Тема 4.5 Практическое занятие: Управление производительностью. Работа с кадрами



2


Всего по дисциплине


7

34







3.2 Основное содержание дисциплины

Модуль 1 Управление как наука и искусство

Тема 1.1 Введение в курс

Предмет, содержание и задачи управления. Принципы и цели управления. Задачи управления. Функции управления.

Тема 1.2 Содержание науки об управлении

Понятие управления предприятием и персоналом. Хозяйственное управление. Менеджмент. Принципы менеджмента. Методы менеджмента. Объект и субъект управления.

Тема 1.3 Организация и управление

Организация: понятие, сущность. Принципы и цели организации. Функции организации. Среда организации.

Тема 1.4 Практическое занятие: Принципы и методы управления в организации

Анализ принципов и методов управления. Ситуационное применение методов управления.

Индивидуальные задания.

Модуль 2 Функции управления. Руководитель трудового коллектива

Тема 2.1 Планирование как начальный этап процесса управления

План и его разновидности. Этапы развития планирования. Основные виды планов. Принципы планирования. Подходы к планированию. Методы разработки планов.

Тема 2.2 Прогнозирование

Прогноз. Прогнозирования. Методы прогнозирования. Принципы и задачи прогнозирования. Подходы к прогнозированию Сценарии.

Тема 2.3 Мотивация как процесс стимулирования деятельности по достижению целей организации

Потребности. Классификация потребностей. Мотив и стимул. Мотивация через поведение. Подходы к мотивации. Анализ теорий мотивации.

Тема 2.4 Контроль

Контроль: понятие, сущность. Функции контроля. Задачи контроля. Виды контроля. Этапы процесса контроля.

Тема 2.5 Руководитель и научные основы управленческого труда

Руководитель. Функции руководителя. Уровни руководства. Типы руководителей. Качества, присущие руководителю. Требования, предъявляемые к руководителю. Лидер. Власть. Типы власти. Основы власти. Факторы, ослабляющие власть.

Тема 2.6 Стили руководства

Подход к руководству. Ступени развития подхода к руководству. Стиль руководства. Стили руководства: характеристика. Анализ стилей руководства. Подход к стилю руководства.

Тема 2.7 Практическое занятие: Коммуникации в управлении

Коммуникация. Модель коммуникации. Элементы модели коммуникации. Каналы коммуникации. Результат коммуникации. Технологические элементы коммуникацилонного процесса. Коммуникационные сети. Типы коммуникационных сетей. Коммуникационные роли. Типы коммуникационных ролей. Классификация коммуникационных ролей. Барьеры коммуникации.

Тема 2.8 Практическое занятие: Принятие решений

Управленческая проблема. Причины возникновения проблем. Классификаци проблем. Управленческое решение. Классификация управленческих решений.

Модуль 3 Планирование и организация личной работы руководителя

Тема 3.1 Планирование индивидуальной работы руководителя


Тема 3.2 Самообразование руководителя

Самообразование: понятие. Необходимость самообразования. Принципы самообразования. Направления самообразования.

Тема 3.3 Служебная этика и культура руководителя

Этика. Значение этики. Принципы этики. Культура. Организационная культура. Элементы организационной культуры.

Тема 3.4 Практическое занятие: Эффективность использования рабочего времени руководителя

Рабочее время. Планирование рабочего времени. Методы измерения рабочего времени.

Модуль 4 Управление трудовым коллективом

Тема 4.1 Управление производством

Этапы формирования стратегий управления

Методы стратегического анализа и формирования стратегий: SWOT-анализ, Матрица БКГ, Матрица МакКинси, Кривая опыта, кривая жизненного цикла

Тема 4.2 Управление персоналом

Организация набора кадров. Кадры. Персонал. Группы персонала. Классификация кадров. Оценка производственных характеристик состава кадров предприятия питания. Коэффициенты состояния кадров предприятия.

Тема 4.3 Управление трудовыми ресурсами

Отбор кадров. Методы отбора кадров. Адаптация. Виды адаптации. Содержание процесса адаптации. Аттестация кадров. Виды аттестации. Объекты аттестации. Цели аттестации. Деловая карьера. Этапы деловой карьеры. Управление деловой карьерой.

Тема 4.4 Особенности менеджмента предприятий различных форм собственности

Классификация предприятий на основе различия в организационно-правовых форм собственности.

Тема 4.5 Практическое занятие: Управление производительностью. Работа с кадрами

Контрольно обобщающий урок



4. Контроль планируемого результата обучения

Тематика контрольных работ

1. История возникновения менеджмента.

2. Управленческие революции в менеджменте.

3. Современные проблемы управления.

4. Управленческий континуум.

5. Классификация подходов и школ менеджмента.

6. Возникновение научной школы менеджмента и её вклад в теорию управления.

7. Система Тейлора и его основной вклад в теорию менеджмента.

8. Основные положения фордизма.

9. Школа административного менеджмента.

10. Основные принципы концепции Фойёля.

11. Функции управления и профессиональные требования к менеджеру.

12. Возникновение «неоклассической» школы.

13. «Хотористские эксперименты» Э. Мэйо.

14. Психотехника Х. Мюнстерберга и О. Шелдона.

15. Вклад М. Фоллет в развитие школ психологии и человеческих отношении.

16. Значение «человеческого фактора» в развитии менеджмента.

17. Основной вклад школы человеческих отношении в теорию и практику менеджмента.

18. Возникновение школы поведенческих наук.

19. Теория Х и У Д. Мак-Грегора.

20. Стили управления.

21. Современные теории мотивации.

22. Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

23. Теория ER G К. Альдерфера.

24. Теория потребностей Д. Мак-Клеллонда.

25. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга.

26. Процессуальные теории мотивации.

27. Теория ожидания.

28. Теория справедливости.

29. Теория постановки цели.

30. Комплексная процессуальная теория мотивации (модель Портера-Лоулера).

31. Основной вклад школ человеческих отношении и поведенческих наук.

32. Возникновение школ науки управления.

33. Использование в управлении системного анализа и математических методов.

34. Основные типы математических моделей экономических объектов управления.

35. Сущность процессного подхода к управлению.

36. Место системного подхода в управлении.

37. Особенности ситуационного подхода в управлении.

38. Основные этапы формирования менеджмента в США.

39. Характеристику Американской модели менеджмента.

40. Сравнительный анализ Американского и Японского менеджмента.

41. Особенности Японской моделей менеджмента.

42. Основные черты западноевропейской модели менеджмента.

43. Развития и становление менеджмента в России и СССР.

44. Основные этапы развития управленческой мысли в России.

45. Совершенствование системы хозяйственного руководство в послевоенный период.

46. О перестройке системы управления в 60-ые и последующие годы.

47. Менеджмент 21-го столетия.

48. Основные условия для использования новых моделей управления.

49. Особенности будущей модели управления.

50. Требования к управленческому персоналу.


Самостоятельная работа учащихся

Тематика рефератов:

  1. Управление в рыночной экономике.

  2. Организация управленческого труда.

  3. Научная организация труда.

  4. Система Тейлора и её значимость.

  5. Рынок: как выйти в лидеры.

  6. Теория мотиваций, и их роль в управлении.

  7. Мотивация менеджеров и предпринимателей.

  8. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функции.

  9. Имидж-путь к успеху.

  10. Роль неформальных организации на предприятии.

  11. Теория и практика эффективного управления.

  12. Наука организации труда.

  13. Организация стратегического управления на предприятии.

  14. Как управлять фирмами.

  15. Способы разрешения конфликтов.

  16. Методы и стили управления.

  17. Менеджмент и организационное поведение.

  18. Культура труда и управления.

  19. Количественный подход к управлению.

  20. История возникновения менеджмента.

  21. Системный подход к управлению.

  22. Ситуационный подход к управлению.

  23. Процессный подход к управлению.

  24. Современный менеджмент, его цели, задачи и принципиальные положения.

  25. Имидж современного менеджера.

  26. Гуманизация и рационализация труда.

  27. Особенности развития менеджмента в США.

  28. Особенности развития менеджмента в Японии.

  29. Менеджмент будущего: предпосылки и тенденции.

  30. Обучение менеджеров как лучшая подготовка общества к решению проблем будущего.


Вопросы для самоконтроля:

1. Процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация:

А) распорядительство

В) планирование

С) коммуникация

D) переговоры

Е) представительство

2. Закрытые системы - это

А) системы, связанные с внешним миром

В) системы, частично реагирующие на изменение внешней среды

С) системы, функционирующие независимо от изменения внешней среды

D) системы, не связанные с внешним миром

Е) нет верного ответа

3. Автор концепции управления по целям:

А) Бернард

В) Друкер

С) Паскаль

D) Атос

Е) Питерс

4. Выделение по какому-либо признаку части системы, имеющие характер особенности – это:

А) класс

В) группа

С) вид

D) подсистема

Е) секция

5. Признаки авторитарного режима, лидер имеет

А) полную власть

В) ограниченную власть

С) формальную власть

D) неформальную власть

Е) правильно А и С

6. На чем базируется 3 фаза трансформационной концепции менеджмента в США

А) специализации

В) командно-контрольной организации труда

С) информационном обеспечении

D) централизации труда

Е) опыте руководителя

7. Когда используют ситуационный подход:

А) в стандартных ситуациях

В) в непредвиденных ситуациях

С) в нестандартных ситуациях

D) в предвиденных ситуациях

Е) верны В и С

8. На что должен опираться идеальный руководитель

А) на своих подчиненных

В) на власть заключенную в его личности

С) на силу вознаграждения

D) на легитимную власть

Е) нет верного ответа

9. Какие критерии используются при выборе стиля руководства в соответствии с теорией В. Врума и Ф. Йетона

А) наличие достаточной информации и опыта у подчиненных

В) уровень требований предъявляемых к решению

С) четкость и структурность проблемы

D) степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения

Е) все ответы верны

10. Какой принцип планирования подразумевает, что план должен обладать возможностью приспосабливаться к изменению условий:

А) эластичность планирования

В) достоверность планирования

С) непрерывность планирования

D) экономичность планирования

Е) нет верного ответа

11. Для выделения подсистем в социальных системах используют такие общие критерии как:

А) большие подсистемы должны объединять более мелкие, которые

необходимы для объяснения поведения системы в целом

В) подсистемы должны оказывать существенное влияние на конечные результаты систем

С) подсистемы должны быть увязаны с поведением всех элементов системы

D) подсистемы должны быть созданы по признаку, обнаруживающих необходимую функциональную связь друг с другой и системой

Е) все ответы верны

12. Назовите 2 основные задачи, которые стоят перед руководителем при принятии решений:

А) выработка возможных вариантов решений

В) выбор наилучшего решения

С) консультирование со специалистами

D) верно А и С

Е) верно А и В

13. Какой вид математических моделей допускают наличие случайных воздействий на исследуемые показатели:

А) стохастические

В) прикладные

С) статистические

D) верно А и С

Е) верно В и С

14. В каком году менеджмент признают как особый вид искусства

А) 1600 лет до н э

В) 20 лет до н э

С) 500 лет до н э

D) 400 лет до н э

Е) нет верного ответа

15. В каком году и кем был впервые применен принцип специализации к промышленным рабочим, концепция контроля, расчет оплаты труда

А) в 1776г Уитни

В) в 1776г А Смитом

С) в 1779г Тейлором

D) в1799г А Смитом

Е) нет верного ответа

16. Выделите правильное утверждение:

А) специализация позволяет увеличить время, необходимое для овладения профессией, зависит от её сложности

В) специализация стимулирует трудосберегающие инновации

С) специализация обеспечивает большую сочетаемость человека и задания

D) верно А и С

Е) верно В и С

17. При каком подходе управление рассматривается не как единовременный акт, а ряд непрерывных взаимосвязанных действий

А) системный

В) ситуационный

С) подход на основе выделения различных школ

D) процессный

Е) концепция партисипативного управления

18. При какой функции управления изначально необходим анализ, затем постановка целей и в завершении определение конкретных путей достижения поставленных целей

А) планирование

В) организация

С) мотивация

D) руководство

Е) контроль

19. Отметьте аспект управленческого решения:

А) установление стандартов

В) измерение того, что было в действительности достигнуто и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами

С) определение отклонений от первоначального плана и выявление их причин в целях корректировки

D) все вышеперечисленное

Е) верны В и С

20. В концепции процессного подхода выделяют следующие наиболее существенные функции управления, применимые для всех организаций

А) планирование, организация, распорядительство, мотивация, координация

В) планирование, организация, мотивация, руководство, контроль

С) оценка, принятие решений, организация, контроль

D) организация, мотивация, руководство, контроль, производство

Е) нет верного ответа


Ключи правильных ответов:

Номер вопроса

Правильный ответ

Номер вопроса

Правильный ответ

1

С

11

Е

2

С

12

Е

3

B

13

А

4

Д

14

Д

5

Е

15

В

6

С

16

Е

7

Е

17

Е

8

В

18

А

9

Е

19

Д

10

А

20

В




5. Перечень средств обучения и литературы

1. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 1998.

3. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: МГУ, 1995.

4. Уткин Э. А. Управление компанией. - М.: Тандем, 1997.

5. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

6. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Инфра - М., 1996.

7. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Практикум по курсу менеджмента. - М.: Издательство «Зерцало», 1998.

8. Виханский О. С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент» / Под ред. А. И. Наумова. – М.: Гардарика, 1998.

9. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б. В. Прыкин, Л. В. Прыкина, Н. Д. Эриашвили, З. А. Усман; Под ред. проф. Б. В. Прыкина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

10. Семь нот менеджмента / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998.

11. Стеблякова Л. П. Предпринимательство в Казахстане (теория и правовое регулирование). Ч. I. Теоретические основы предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Карагандинский государственный технический университет. – Караганда: Изд-во КарГТУ, 2004. – 121 с.

12. Стеблякова Л. П. Предпринимательство в Казахстане (теория и правовые основы): Часть II: Правовое регулирование предпринимательства в Казахстане: Учебное пособие / Карагандинский государственный технический университет. Караганда: Издательство КарГТУ, 2004. - 116 с.

13. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Зинченко В. П. и Жукова Ю. М. – Алма-Ата: «Анна тiлi», 1991. – 496 с .

14. Ахмежданов Э. Р. Психологические тесты. Составление, подготовка текста, библиография. – М., 1997. – 320 с.

15. Бердалиев К. Б. и др. Менеджмент: курс лекций. – Алматы: Экономика, 2005.

16 . Бердалиев К. Б. Основы управления экономикой Казахстана. – Алматы: КазГАУ, 1998.

17. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.

18. Кубаев К. Е. Теория построения систем управления. / Ж. «Транзитная экономика». – Алматы, 1998, № 2, с. 37-52.

19. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. – М.: Республика, 1992, т. 1, гл. 21; т. 2, гл.5, 32.

20. Менеджмент организации / Под ред. З. П. Румянцевой, И. А. Соломатина. – М.: Инфра-М, 1995.

21. Сульповар Л. Б., Маннапов Р. Г. Менеджмент: Наука и исскуство управления бизнесом. – Тольятти: Современник.

22. Менеджмент: теория и практика в России. Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу. – М, 2003.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!