СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»



Класс: 5

Учитель _Цыбикова Анжелика Валериановна __

Количество часов 35 ч

Всего 35 час; в неделю _1_ час.

Плановых контрольных уроков ___2__, тестов __2_ , (могут оцениваются не все работы учащихся, а по выбору учителя; при закреплении нового материала выставляются только положительные отметки).

практические работы 6 ,

Административных контрольных уроков _______ ч.



1) Требований Стандарта (п. 12.4);

2) программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

под редакцией В.П.Дронова издательство «Вентана-Граф»

Учебник:

ГЕОГРАФИЯ, (Начальный курс) 5 класс., Летягин А.А., под. ред. В.П. Дронова, изд-во « Вентана -Граф», 2019 год


Дополнительная литература

Для учителя:

  1. География. Программа.5-9 классы/ М.: Вентана - Граф, 2019г.


  1. Учебник: «ГЕОГРАФИЯ,(Начальный курс)» 5 класс., Летягин А.А. под. ред. В.П. Дронова, изд-во «Вентана-Граф», 2019 год


  1. Рабочая тетрадь «Дневник географа-следопыта»5 класс к учебнику: «ГЕОГРАФИЯ,(Начальный курс)» 5 класс., Летягин А.А. изд-во «Вентана-Граф», 2019 год


Для учащихся:

  1. Рабочая тетрадь «Дневник географа-следопыта»5 класс к учебнику: «ГЕОГРАФИЯ,(Начальный курс)» 5 класс., Летягин А.А. изд-во «Вентана-Граф», 2019 год


Атлас. Начальный курс географии.5 класс., Душина И.В., Летягин А.А.. Изд-во «Вентана-Граф», 2019 год



Пояснительная записка


к рабочей программе «География» 5 класс

Настоящая рабочая программа предназначена для обучающихся 5-х классов общеобразовательной школы.


Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:


  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  • с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в

федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;

  • фундаментального ядра содержания общего образования;

  • с рабочей программой «география», авторы-составители А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя

  • с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской

гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного

образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся ;

  • идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в

образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.


Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным

разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с

измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.


Концепция программы:


Формирование у учащихся комплексного, системного и социально-ориентированного представления о Земле как о планете людей, объединять многие компоненты как естественнонаучного, так и общественно научного знания о мире.


Актуальность и значимость данной программы:

В этой дисциплине реализуются и такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

География входит в общеобразовательную область «Естесвознание».

Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен.


Основная цель географии в системе общего образования- познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.


Место в учебном плане и роль предмета географии

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часа для обязательного изучения учебного предмета из расчета 1 учебный час в неделю: 24 урочных, 10 внеурочных .

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.


Основная цель «Начального курса географии»- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно- следственных связей между географическими объектами и явлениями.


Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:


  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

  • развить познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.


Методы обучения географии (основанные на характере познавательной деятельности обучающихся):

  • объяснительно-иллюстративный (лекция, вводная беседа, разъяснительная беседа);

  • репродуктивный (работа по типовому плану);

  • проблемное обучение (проблемные задания, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем);

  • частично-поисковый и исследовательский (эвристическая беседа, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации);

  • игровые.


  • Методы обучения географии (основанные на источниках знаний):

  • словесные, наглядные и практические.

  • Специфические приёмы, применяемые лишь в экономической географии: (работа с экономическими картами, с цифровым материалом, статистическими данными).



Ценностные ориентиры содержания предмета


Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования  -  формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических  принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере  определяющей  отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка  на формирование  в его рамках  системы базовых  национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии  должны быть сформированы:



 - ценностные ориентации, отражающие их  индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);

- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;

- осознание ценности географической среды  во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;

- осознание значимости  и общности  глобальных проблем человечества  и готовность солидарно  противостоять  глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые  социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие  общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, региону, местности;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед  современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре  России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное  отношение  к окружающей среде, осознание  необходимости ее сохранения и рационального использования



II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется следующими способами: устная проверка, письменная проверка (тестовый контроль результатов обучения, фронтальная письменная проверка знаний с целью обобщения знаний, а также закрепления умений; задания по нанесению объектов на контурную карту, задания графического характера по составлению схем, картосхем и таблиц; географические диктанты).



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные результаты:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные результаты:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные результаты:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)








Предметные результаты:


1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний



Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.





Устный ответ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.


Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.


Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.



Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка проверочных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.\


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.



Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.



Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.





Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.



Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.



Оценка работ, выполненных по контурной карте


Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты



Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.



Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!






III. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса



Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.


В учебно-методический комплект входят:


1. Учебник «География. Начальный курс»; А.А.Летягин., «Вентана- Граф», 2015г.

2. Рабочая тетрадь Дневник географа- следопыта., А.А.Летягин., «Вентана- Граф», 2015г.

3. Атлас Начальный курс географии; И.В.Душина, А.А.Летягин., «Вентана- Граф», 2015г

4. Комплект таблиц «География. Начальный курс 5 класс»

5. Географические карты.


Дидактический материал – карточки с заданиями, тесты.

Литература, использованная при подготовке программы:

1 Программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.2004г;

3. программа по географии 5-9 классы; А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя., «Вентана- Граф», 2015г (диск с тематическим планированием).



Интернет-ресурсы:


Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ


http://geo.1september.ru/urok/


http://my-geography.ru/


http://www/uchportal.ru/load/7652


http://geo.metodist.ru 


http://www.proshkolu.ru/


Требования к результатам освоения географии


Требования к личностным результатам

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.


- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.


Требования к метапредметным результатам освоения:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Требования к предметным результатам освоения:


1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

















I V. Содержание тем учебного курса «География. Начальный курс»



5 класс (35 часов)

Раздел 1. Введение. Географическое познание нашей планеты(3 часа).


Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии.


Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения - способ изучения географических объектов и процессов.

Пр. р №1 «Составление календаря природы»


Раздел 2. Земля как планета солнечной системы(5 часов).


Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.


Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времен года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги.


Пояса освещенности. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.


Раздел 3. Геосферы Земли(27часов).

Тема 1. Литосфера (8часов).


Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера -твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.


Проявление внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры.


Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.


Материковая и океаническая земная кора. Нарушение слоев земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения.


Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов.


Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.

Пр. р№2«Горные породы, слагающие земную кору»

Пр. р№3 «Определение высоты холма простейшим инструментом»


Тема 2. Атмосфера (5 часов).

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы.


Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».


Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.

Пр.р.№4«Составление прогноза погоды по народным приметам»


Тема 3. Водная оболочка Земли (7 часов).

Гидросфера и ее части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле.

Мировой океан. Береговая линия. Части мирового океана. Суша в океане.


Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.


Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды.


Вода- основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».


Пр.р.№5«Описание реки (озера) по плану»


Тема 4. Биосфера (7часов).

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле.


Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.


Степи. Лиственные леса. Тайга.


Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане.


Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником.


П.р.6 « Виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника»



Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.


Срок реализации программы: 1 год


Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.



Распределение часов

по географии



раздела


Наименование разделов

Всего часов

Практические работы


ВУ

1

Введение. Географическое познание нашей планеты

3


1

2

Земля как планета солнечной системы

5

1

1

3

Геосферы Земли

27



Литосфера

8

2

2

Атмосфера

5

1

2

Водная оболочка Земли

7

1

2

Биосфера

7

1

2

Итого

35

6

10


























Учебно-тематический план по географии 5 - х классов

2015/2016 учебный год

(35 часов)


п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Форма

и тип урока

Использование ИКТ

(презентации, диски, Интернет-ресурсы)

Лабораторные и практические работы,

самостоятельная учебная деятельность

Виды контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

план

факт

Введение. Географическое познание нашей планеты(3 часа)

1

География - одна из наук о планете Земля

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Уникальные географические объекты»

Самостоятельная

работа с текстом учебника,

источниками

информации

текущий

§1,стр. 5-6, раб.тетр. зад1настр.3

2.09.14- 6.09.14


2

Зарождение географии.

1

Урок«открытия- нового знания;



Самостоятельная работа с иллюстративным материалом.

текущий

§1 стр.7-10, раб.тетр. стр.3-4(зад.2)

8.09.14

13.09.14


3

Наблюдения- метод географической науки

1

Рефлексии

ВУ- ГНОМОН


Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

текущий

§2 стр. 10-13, раб.тетр. стр.5-6

15.09.14 - 20.09.14


Земля как планета Солнечной системы(5 часа)

Планета Земля(5 часа)

4

Земля среди других планет Солнечной системы

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Положение Земли в Солнечной системе»

Самостоятельная работа с текстом учебника

текущий

§3 стр.14-18, раб.тетр. стр.7-8

22.09.14-27.09.14


5

Движение Земли по околосолнечной орбите

1

Урок «открытия- нового знания;


ЦОР

Самостоятельная работа с текстом учебника

текущий

§4 стр.19, раб.тетр. стр.10.

29.09.14-4.10.14


6

Смена времен года на Земле

1

Рефлексии

ВУ

Презентация «Смена времен года»

П.р.1 Составление календаря природы

текущий

§4 стр.20-23, раб.тетр. стр.11-12.

6.10.14-11.10.14


7

Суточное вращение Земли

1

Урок «открытия- нового знания;


ЦОР

Самостоятельная работа с текстом учебника

текущий

§5 стр.24-28, раб. тетр.стр. 13.

13.10.14-18.10.14


8

Обобщающее повторение по теме «Планета Земля»

1

Рефлексии



Тест по теме «Земля как планета солнечной системы»

итогов


20.10.14-25.10.14


Геосферы Земли(27 часов)








3.11.14-8.11.14

Литосфера(8 часов)








10.11.14- 15.11.14

9

Слои «твердой Земли»

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Внутреннее строение Земли»

Самостоятельная работа с текстом учебника, иллюстративным материалом

текущий

§6 стр.29-34, раб.тетр. стр. 15-16

3.11.14-8.11.14


10

Вулканы Земли

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Вулканизм на Земле»

Самостоятельная работа с текстом учебника, иллюстративным материалом

текущий

§7 стр.35-39, раб.тетр. стр.18-20

10.11.14- 15.11.14


11

Из чего состоит Земная кора

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Вещества земной коры»

Самостоятельная работа с текстом учебника, иллюстративным материалом

текущий

§8 стр.41, раб.тетр. стр. 21

17.11.14- 22.11.14


12

Образование горных пород

1

Рефлексии

ВУ

ЦОР

П.р.2 Горные породы, слагающие земную кору.

текущий

§8 стр.41-45, раб.тетр. стр.22

24.11.14-29.11.14


13

Строение земной коры. Землетрясения.

1

Урок «открытия- нового знания;

ВУ


Презентация «Сила землетрясения», ЦОР

Самостоятельная работа с текстом учебника, иллюстративным материалом, работа в группах

текущий

§9 стр.45-53, раб.тетр. стр. 24-26

1.12.14-6.12.14


14

Рельеф земной поверхности

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Формы рельефа»

Самостоятельная работа с текстом учебника, иллюстративным материалом

текущий

§10 стр.54-55, раб.тетр. стр. 27

8.12.14 - 13.12.14


15

Относительная высота форм рельефа

1

Рефлексии

ВУ


П.р.3 Определение высоты холма простейшим инструментом.

текущий

§10 стр.55-57,раб.тетр. стр. 28

15.12.14 - 20.12.14


16

Человек и литосфера

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Полезные ископаемые», ЦОР

Самостоятельная работа с текстом учебника, иллюстративным материалом

текущий

§11 стр.58-62, раб.тетр. стр.30-31

22.12.14 -27.12.14


Атмосфера (5 часов)








12.01.15 -17.01.54

17

Воздушная оболочка Земли

1

Уроки «открытия- нового знания;


Презентация «Атмосфера Земли»

Самостоятельная работа с текстом учебника, иллюстративным материалом

текущий

§12 стр.64-69, раб.тетр. стр. 32-34

12.01.15 -17.01.54


18

Погода

1

Урок «открытия- нового знания;

ВУ

Презентация «Наблюдения за погодой»

Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

текущий

§13 стр.70-71, раб.тетр. стр.35

19.01.15-

24.01.15


19

Метеорологические наблюдения

1

Урок «открытия- нового знания;

ВУ


Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

текущий

§13 стр.71-75, раб.тетр. стр.36-37

26.01.15-

31.01.15


20

Человек и атмосфера

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Опасные и редкие явления в атмосфере», ЦОР

Самостоятельная работа с текстом учебника, иллюстративным материалом

текущий

§14 стр.76-82, раб.тетр. стр.38-39


2.02.15-

7.02.15


21

Составление прогноза погоды.

1

Рефлексии

ВУ


П.р.4 Составление прогноза погоды по народным приметам.


Раб.тетр. стр. 39-41

9.02.15-

14.02.15


Водная оболочка Земли(7 часов)

22

Вода на Земле

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Гидросфера и ее части», ЦОР

Самостоятельная работа с текстом учебника, иллюстративным материалом

текущий

§15 стр.84-85, раб.тетр. стр.42, з.1,2

16.02.15 - 21.02.15


23

Круговорот воды на Земле

1

Урок «открытия- нового знания;




Презентация «Круговорот воды на земле», ЦОР

Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

текущий

§15 стр.85-89, раб. тетр.стр.42-43, з.3

23.02.15 - 28.02.15


24

Мировой океан – главная часть гидросферы

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Части Мирового океана», ЦОР

Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

текущий

§16 стр.90-95,раб.тетр. стр.47,49(топон. словарь)

2.03.15 -7.03.15


25

Воды суши. Реки.

1

Рефлексии

ВУ

Презентация «Разнообразие вод суши»

П.р. 5 Описание реки (озера) по плану.

текущий

§17 стр.96-103раб. тетр. стр.50-51

9.03.15-14.03.15


26

Озера. Вода в «земных кладовых».

1

Урок «открытия- нового знания;

ВУ

ЦОР

Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

текущий

§18 стр.103-104, раб.тетр. стр.52-53(з. 1)

16.03.15-21.03.15


27

Ледники. Подземные воды

1

Урок «открытия- нового знания;



Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

текущий

§18 стр.104-108, раб.тетр. стр.52-54 (з.2,3)

1.04.15 - 4.04.15


28

Человек и гидросфера

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Вода-основа жизни на земле»,ЦОР

Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

текущий

§19 стр.109-115, раб.тетр. стр.57-59

6.04.15 - 11.04.15


Биосфера(7часов)








13.04.15- 18.04.15

29

Оболочка жизни

1

Уроки «открытия- нового знания;


Презентация «Биосфера»

Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

текущий

§20 стр.115-120, раб.тетр. стр.60-61

13.04.15- 18.04.15


30

Жизнь в тропическом поясе

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Тропические пустыни»

Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

текущий

§21 стр.121-129, раб. тетр.стр.62-65

20.04.15- 25.04.15


31

Растительный и животный мир умеренных поясов

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Степи. Лиственные леса. Тайга»

Самостоятельная работа с текстом учебника, иллюстративным материалом

текущий

§22 стр.130-137, раб.тетр. стр. 66-70

27.04.15-2.05.15


32

Жизнь в полярных поясах.

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Арктические и антарктические пустыни»

Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника

текущий

§23 стр.138-146, раб.тетр. стр.71-73

4.05.15-9.05.15


33

Жизнь в океане.

1

Урок «открытия- нового знания;


Презентация «Жизнь в океане»

Самостоятельная работа с текстом учебника, иллюстративным материалом

текущий

§23 стр.138-146, раб.тетр. стр.71-73

11.05.15-16.05.15


34

Природная среда.

1

Рефлексии

ВУ

Презентация «Природное окружение человека», ЦОР

П.р.6 Виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника

текущий

§24 стр.147-151, раб.тетр. стр.74-77

18.05.15-23.05.15


35

Охрана природы.

1

Урок развивающего контроля

Презентация «ПООТ»

Итоговый тест «География-начальный курс»

итогов

§24, стр.147-151

25.05.15-

30.05.15



ИТОГО: уроков


35



Презентации –24

ЦОР – 12

Практические работы – 6

Тестовая контрольная работа – 2














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!