РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
Уровень общего образования, класс: среднее общее, 10А класс
Количество часов в неделю: 2 часа
Количество часов в год: 70 часов
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта СОО, примерной программы среднего (общего) образования по химии, а так же программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор программы – М.Н.Афанасьева, «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 слобода Большая Мартыновка».
2018-2019 учебный год
Рабочая программа по химии
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии составлена в соответствии Федерального компонента Государственного образовательного стандарта на основе, примерной программы среднего (общего) образования по химии, за основу рабочей программы взята программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор М.Н.Афанасьева), «Положение о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 слобода Большая Мартыновка».
Цель программы:
Цели и задачи ступени среднего общего образования:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения:
привить познавательный интерес к новому предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
создавать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-обеспечить усвоение обучающимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;
- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Задачи развития:
-создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
-эстетических эмоций;
-положительного отношения к учебе;
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.
Задачи воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
формирование у обучающихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
2. Место предмета. Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Химия» на ступени общего образования в 10 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ – СОШ №1 сл. Большая Мартыновка на 2018 -2019 учебный год количество часов в неделю 2 часа, количество часов в год 70 часов.
3. Содержание учебного предмета.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Раздел 1.Теоретические основы органической химии. (4 часа)
Тема 1. Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей.
4 часа
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.
Классификация органических соединений.
Демонстрации. 1. Ознакомление с образцами органических веществ и материалами. 2. Модели молекул органических веществ. 3. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях.4. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Раздел 2.Углеводороды (22 часа)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы). 7 часов
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
Демонстрации. 1. Взрыв смеси метана с воздухом.2. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Практическая работа №1 «Качественное определение углерода и водорода в органических веществах».
Контрольная работа №1 по теме «Предельные углеводороды».
Расчетные задачи. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды. 6 часов
Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Демонстрации. 1.Горение этилена. 2. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.3. Образцы полиэтилена.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул. 2.Изучение свойств натурального и синтетического каучуков.
Практическая работа №2 «Получение этилена и изучение его свойств».
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены). 4 часа
Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации.1. Бензол как растворитель, горение бензола.2. Отношение бензола к раствору перманганата калия.3. Окисление толуола.
Контрольная работа №2 по теме «Непредельные и ароматические углеводороды».
Тема 5. Природные источники углеводородов. 5 часов
Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. Крекинг термический и каталитический.
Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Расчетные задачи. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Раздел 3.Кислородсодержащие органические соединения (24 часа)
Тема 6. Спирты и фенолы. 6 часов
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Демонстрации. 1. Количественное выделение водорода из этилового спирта. 2. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. 3. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду: растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием. 4. Взаимодействие глицерина с натрием. 5.
Лабораторные опыты. 1. Реакция глицерина с гидроксидом меди (2). 2. Растворение глицерина в воде, его гигроскопичность.
Расчетные задачи. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны. 3 часа
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
Демонстрации. 1. Взаимодействие этаналя с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди. 2. Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Лабораторные опыты. 1. Получение этаналя окислением этанола. 2. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.
Тема 8. Карбоновые кислоты. 6 часов.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Демонстрации. 1. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. 1. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней.
Практическая работа №3 «Получение и свойства карбоновых кислот».
Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».
Контрольная работа №3 по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды, кетоны», «Карбоновые кислоты».
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. 3 часа
Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 2. Сравнение свойств мыла и СМС. 3.Знакомство с образцами моющих средств. 4.Изучение их состава и инструкций по применению.
Тема 10. Углеводы. 6 часов
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение. Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Лабораторные опыты. 1.Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). 2.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 3.Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 4.Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. 5.Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ».
Раздел 4.Азотсодержащие органические соединения (7 часов)
Тема 11. Амины и аминокислоты. 3 часа
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
Тема 12. Белки. 4 часа
Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания.
Нуклеиновые кислоты: состав, строение. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. 1. Окраска ткани анилиновым красителем. 2. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Лабораторные опыты. 1. Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков. 3. Цветные реакции белков.
Раздел5.Высокомолекулярные соединения (13 часов)
Тема 13. Синтетические полимеры (13 часов)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров. Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
Демонстрации. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, каучуков.
Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров. 2. Изучение свойств синтетических волокон.
Практическая работа №6 «Распознавание пластмасс и волокон».
Расчетные задачи. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Контрольная работа №4 по темам «Сложные эфиры. Жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие органические соединения».
Итоговая контрольная работа по курсу органической химии.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в средней школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и УУД, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, методами и приемами.
Обучающиеся должны знать:
важнейшие химические понятия: вещество, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: виды связей (одинарную, двойную, тройную);
важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: причины многообразия углеродных соединений (изомерию); основные классы органических соединений;
строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;
понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах;
реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации, зависимость свойств веществ от их состава и строения;
природу химической связи, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
должны уметь:
разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств органических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.
Содержательные линии программы | Планируемые результаты. Требования ФГОС | |
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Теоретические основы органической химии | раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками; раскрывать на примерах положения теории химического строения А. М. Бутлерова; понимать физический смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов; объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении; применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; | использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ. |
Углеводороды | составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений; характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения; прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности; использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности; приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа. | осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; применять знания о строении химических веществ для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ; развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, теория Бутлерова А.М.,как одного из важнейших законов строения веществ, а также о современных достижениях науки и техники. |
Кислородсодержащие органические соединения | приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов; приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства кислородсодержащих соединений; проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы кислородсодержащих соединений по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав; владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; | устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения; находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний. приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами органических веществ; прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия. |
Азотсодержащие органические соединения | характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения; прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности; использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности; составлять формулы веществ по их названиям; определять валентность и степень окисления элементов в веществах; | прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав; выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения азотсодержащих соединений; организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение. |
Высокомолекулярные органические соединения | приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна); владеть правилами и приемами безопасной работы при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием; | критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем. |
Календарно – тематическое планирование уроков химии 10 класс.
№ урока | Дата по плану | Дата фактического проведения | Тема раздела, урока | Содержание | Деятельность учащихся |
Раздел 1.Теоретические основы органической химии (4 ч.) Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей. |
1 | 4.09 | | Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. | Органическая химия. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональная группа. Гомологический ряд. Гомологи. | Давать определения важнейшим химическим понятиям: валентность, углеродный скелет, изомерия, гомология, основные теории химии: строения органических соединений. Определять валентность и степень окисления химических элементов. |
2 | 5.09 | | Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений. | Понятие гомологов и изомеров. Правила написания структурных формул. | Различать важнейшие химические понятия: валентность, углеродный скелет, изомерия, гомология, основные теории химии: строения органических соединений. Определять валентность и степень окисления химических элементов. |
3 | 11.09 | | Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. | Сигма и пи – связи. Кратность связи. Электроотрицательность. Энергия связи Направленность ковалентной связи. Гибридизация орбиталей атома углерода. | Обобщать химические понятия: атомные s-, p-,d-орбитали, химическая связь, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул. Объяснять: пространственное строение молекул. |
4 | 12.09 | | Классификация органических соединений. | Многообразие органических веществ. Принципы классификации веществ. | Объяснять многообразие органических веществ. Принципы классификации веществ. |
Раздел 2.Углеводороды (22 ч.) Предельные углеводороды (алканы) (7 ч.) |
5 | 18.09 | | Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. | Парафины. Электронное строение. Углеродный скелет. Изомерия. Номенклатура. Реакция изомеризации | Обсуждать в группах важнейшие вещества: алканы -называть: алканы по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу алканов. |
6 | 19.09 | | Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. | Физические свойства алканов. Структурная изомерия. Правила систематической номенклатуры. Основные химические свойства алканов | Характеризовать: строение, свойства алканов объяснять: зависимость реакционной способности алканов от строения их молекул. |
7 | 25.09 | | Получение и применение алканов. | Реакция Вюрца. Октановое число | Исследовать области применения и способы получения алканов. |
8 | 26.09 | | Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. | Алгоритм решения расчетных задач на вывод формулы вещества по данным анализа | Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. |
9 | 2.10 | | Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. | Циклопропан (состав, свойства). | Давать определения циклоалканам. Называть: циклоалканы по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу циклоалканов. |
10 | 3.10 | | Практическая работа «Качественное определение углерода и водорода в органических веществах». | Определение экспериментальным путем наличия в молекуле выданного органического вещества атомарных углерода и водорода. | Выполнять химический эксперимент по определению качественного состава органических веществ. |
11 | 9.10 | | Контрольная работа по теме «Предельные углеводороды». | Контроль степени усвоения учебного материала темы | |
Непредельные углеводороды (6 ч.) |
12 | 10.10 | | Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. | пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис, транс – изомерия. | Давать определения алкенам -называть: алкены по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу алкенов. |
13 | 16.10 | | Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. | Правило Марковникова. Реакции: гидрогалогенирование, окисление, полимеризация, гидрирование, гидратация. | Характеризовать строение свойства алкенов -объяснять: зависимость реакционной способности алкенов от строения их молекул -выполнять химический эксперимент по распознаванию алкенов. |
14 | 17.10 | | Получение и применение алкенов | Реакции элиминирования: дегидрирования, дегидратация, дегидрогалогенирования. | Характеризовать способы получения и области применения алкенов. |
15 | 23.10 | | Практическая работа «Получение этилена и изучение его свойств». | Получение этилена дегидратацией этанола. Горение этанола. Окисление этанола перманганатом калия. | Выполнять химический эксперимент по получению газообразного органического вещества. |
16 | 24.10 | | Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. | Диеновые углеводороды. Сопряженные связи. Изопрен. Свойства натурального и синтетического каучука. Резина. Эбонит. | Давать определения важнейшим веществам алкадиенам; -называть: алкадиены по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу алкадиенов. |
17 | 6.11 | | Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. | Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Реакция Кучерова. Реакции димеризации, тримеризации | Давать определения важнейшим веществам алкинам. -называть: алкины по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу алкинов. |
Ароматические углеводороды (арены) (4 ч.) |
18 | 7.11 | | Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. | Ароматические углеводороды. Электронное строение молекулы. Гомологи бензола, изомерия в ряду гомологов. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Понятие о ядохимикатах и их использовании в сельском хозяйстве с соблюдением требований охраны природы. | Давать определения важнейшим веществам аренам. -называть: арены по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу аренов. |
19 | 13.11 | | Физические и химические свойства бензола. | Химические свойства бензола: реакции замещения (бромирование, нитрирование), присоединения (водорода, хлора). | Объяснять характер взаимного влияния атомов в молекулах аренов. -характеризовать: строение свойства аренов -объяснять: зависимость реакционной способности алкинов от строения их молекул. |
20 | 14.11 | | Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола. | Строение и свойства толуола | Обсуждать в группах гомологи бензола. -называть: гомологи бензола по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять: принадлежность органических веществ к классу аренов. |
21 | 20.11 | | Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. | Генетическая связь между классами углеводородов. Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. | Выполнять упражнения по составлению уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ. |
Природные источники углеводородов (5 ч.) |
22 | 21.11 | | Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. | Природный газ. Попутные нефтяные газы. Газ и нефть как топливо. Альтернативные виды топлива. Перегонка нефти, фракции нефти, детонационная стойкость бензина, октановое число. | Природные источники углеводородов и способы их переработки. Области применения. Давать характеристику, прогнозировать и доказывать химические свойства, записывать уравнения химических реакций. |
23 | 27.11 | | Крекинг термический и каталитический. | Крекинг и риформинг. | Сопоставлять природные источники углеводородов и способы их переработки. |
24 | 28.11 | | Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Алгоритм решения расчетной задачи | Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. |
25 | 4.12 | | Генетическая связь между классами углеводородов. | Генетическая связь между классами углеводородов. Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. | Выполнять упражнения по составлению уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ |
26 | 5.12 | | Контрольная работа по теме «Непредельные и ароматические углеводороды». | Контроль ЗУН по темам 3-5 | |
Раздел 3.Кислородсодержащие органические соединения (24 ч.) Спирты и фенолы (6 ч.) |
27 | 11.12 | | Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура | Спирты и фенолы. Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О – Н. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов. | Давать определения функциональная группа . -вещества: метанол, этанол. -называть спирты по «тривиальной» и международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу спиртов. |
28 | 12.12 | | Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. | Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства. Химические свойства: горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Ядовитость спиртов, губительное воздействие на организм человека. | Характеризовать: строение и свойства спиртов; физиологическое действие на организм метанола и этанола; -объяснять: зависимость реакционной способности спиртов от строения их молекул. |
29 | 18.12 | | Получение и применение спиртов. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. | Получение спиртов из предельных (через галогенопроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола. | Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. |
30 | 19.12 | | Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. | Решение схем превращений, доказывающих существование генетической связи между спиртами и УВ. | Выполнять упражнения по составлению уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ. |
31 | 25.12 | | Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. | Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств, практическое использование. | Различать вещества: этиленгликоль, глицерин; Характеризовать строение свойства многоатомных спиртов -объяснять: зависимость реакционной способности многоатомных спиртов от строения их молекул -выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов. |
32 | 26.12 | | Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. | Фенолы. Строение, отличие по строению от ароматических спиртов. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол. | Объяснять химические понятия: функциональная группа фенола; строение и свойства фенола. -определять принадлежность веществ к классу фенолов -характеризовать: -объяснять: зависимость реакционной способности фенола от строения их молекул. -выполнять химический эксперимент по распознаванию фенола. Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с фенолом, для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы |
Альдегиды, кетоны (3 ч.) |
33 | 9.01 | | Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. | Альдегиды. Строение альдегидов, функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. | Описывать химические понятия: функциональная группа альдегидов; -вещества: формальдегид, ацетальдегид. -называть альдегиды по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу альдегидов. |
34 | 15.01 | | Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. | Химические свойства: окисление, присоединение водорода. Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена. Применение муравьиного и уксусного альдегидов. | Характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; ацетона -объяснять зависимость свойств альдегидов и кетонов от состава и строения; -выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов. |
35 | 16.01 | | Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение. | Строение кетонов. Номенклатура. Особенности реакции окисления. Получение кетонов окислением вторичных спиртов. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование | Объяснять химические понятия: функциональная группа кетонов; -вещества: ацетон. -называть кетоны по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу кетонов. |
Карбоновые кислоты (6 ч.) |
36 | 22.01 | | Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. | Строение карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура. | Объяснять химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот. -называть карбоновые кислоты по международной номенклатуре и «тривиальной» номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот. |
37 | 23.01 | | Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. | Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие представители карбоновых кислот. Применение кислот в народном хозяйстве. | Характеризовать строение и химические свойства карбоновых кислот -объяснять зависимость свойств карбоновых кислот от состава и строения. |
38 | 29.01 | | Практическая работа №3 «Получение и свойства карбоновых кислот». | Лабораторный способ получения уксусной кислоты из ацетата. | Знать правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами; уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических соединений выполнять эксперимент по распознаванию карбоновых кислот. |
39 | 30.01 | | Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. | Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов. | Выполнять упражнения по составлению уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ. |
40 | 5.02 | | Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ». | Экспериментальное доказательство наличия определенного органического вещества с помощью качественных реакций. | Знать правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами; уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических соединений выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ. |
41 | 6.02 | | Контрольная работа №3 по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды, кетоны», «Карбоновые кислоты». | Контроль ЗУН по темам 6-8 | |
Сложные эфиры. Жиры (3 ч.) |
42 | 12.02 | | Сложные эфиры: свойства, получение, применение. | Строение сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Практическое использование | Называть сложные эфиры по «тривиальной» и международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров. |
43 | 13.02 | | Жиры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение. | Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Превращения жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. | Называть жиры по «тривиальной» и международной номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу жиров. |
44 | 19.02 | | Защита проектов. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. | Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. | Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме. Применять полученные знания для решения задач различного уровня. |
Углеводы (6 ч.) |
45 | 20.02 | | Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. | Классификация углеводов. Сахара. Моносахариды. Брожение. Глюкоза. Строение глюкозы. Биологическая роль углеводов. Фотосинтез. | Характеризовать строение глюкозы. |
46 | 26.02 | | Химические свойства глюкозы. Применение. | Химические свойства глюкозы. Основные области применения глюкозы. | Характеризовать строение и химические свойства глюкозы -объяснять зависимость свойств глюкозы от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы. |
47 | 27.02 | | Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение. | Сахароза. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников. | Характеризовать строение и химические свойства сахарозы -объяснять зависимость свойств сахарозы от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию сахарозы. |
48 | 5.03 | | Крахмал – представитель природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. | Крахмал. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращения крахмала пищи в организме. Гликоген. | Характеризовать строение и химические свойства крахмала -объяснять зависимость свойств крахмала от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала. |
49 | 6.03 | | Целлюлоза – представитель природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно. | Целлюлоза. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение целлюлозы и ее производных. | Характеризовать строение и химические свойства целлюлозы -объяснять зависимость свойств целлюлозы от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию целлюлозы. |
50 | 12.03 | | Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ». | Экспериментальное доказательство наличия определенного органического вещества с помощью качественных реакций. | Выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводов. |
Раздел 4.Азотсодержащие органические соединения (7 ч.) Амины и аминокислоты(3 ч.) |
51 | 13.03 | | Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение. | Строение аминов. Аминогруппа, ее электронное строение. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин, его строение, причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), значение в развитии органического синтеза. | Владеть химическими понятиями: функциональная аминогруппа. -вещества: амины, анилин -называть: амины по международной и «тривиальной» номенклатуре -определять принадлежность веществ к классу аминов. |
52 | 19.03 | | Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. | Строение аминокислот, их физические свойства. Изомерия аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов, их строение. Биологическое значение ά-аминокислот. | Называть аминокислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре; -определять принадлежность веществ к классу аминокислот. |
53 | 20.03 | | Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. | Взаимосвязь гомологических рядов. | Выполнять упражнения по составлению уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами веществ. |
Белки (4 ч.) |
54 | 2.04 | | Белки – природные полимеры. Состав и строение. | Белки как биополимеры. Основные аминокислоты, образующие белки. Первичная, вторичная и третичная структура. | Характеризовать строение белков; |
55 | 3.04 | | Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. | Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращения белков пищи в организме. Успехи в изучении строения и синтезе белков. | Характеризовать строение и химические свойства белков; -объяснять зависимость свойств белков от состава и строения -выполнять химический эксперимент по распознаванию белков. |
56 | 9.04 | | Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение. | Азотсодержащие гетероциклические соединения. | Давать понятия «ДНК» и «РНК». Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений. |
57 | 10.04 | | Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. | Лекарства, ферменты, витамины. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов, привыканием к ним. | Объяснять механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Безопасные способы применения лекарственных препаратов. Наркотики, наркомания и ее профилактика. |
Раздел 5.Высокомолекулярные соединения (13 ч.) Синтетические полимеры (13 ч.) |
58 | 16.04 | | Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров. | Мономер. Структурное звено. Степень полимеризации. Молекулярные и пространственные полимеры. Механическая прочность нейлона, капрона. Применение ВМС | Давать определения основным понятиям химии -высокомолекулярных соединений. |
59 | 17.04 | | Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров. | Мономер. Структурное звено. Степень полимеризации. Молекулярные и пространственные полимеры. Механическая прочность нейлона, капрона. Применение ВМС. | Описывать высокомолекулярные соединения. |
60 | 23.04 | | Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность. | Общая характеристика пластмасс. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Температуры кипения и плавления. | Составлять классификацию пластмасс. |
61 | 24.04 | | Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. | Общая характеристика волокон. Каучуки. Проблемы дальнейшего совершенствования полимерных материалов | Доказывать строение и свойства синтетических каучуков. |
62 | 30.04 | | Практическая работа №6 «Распознавание пластмасс и волокон». | Экспериментальное распознавание пластмасс и волокон в лабораторных условиях | Выполнять химический эксперимент по распознаванию пластмасс и волокон. |
63 | 7.05 | | Контрольная работа №4 по темам «Сложные эфиры. Жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие органические соединения». | Контроль ЗУН по темам | Применять полученные знания для решения задач различного уровня. |
64 | 8.05 | | Обобщение материала темы. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Алгоритм решения расчетных задач | Применять полученные знания для решения задач различного уровня. |
65 | 14.05 | | Обобщение знаний по курсу органической химии. | | |
66 | 15.05 | | Обобщение знаний по курсу органической химии. | | |
67 | 21.05 | | Итоговая контрольная работа по курсу органической химии. | Контроль ЗУН по курсу органической химии 10 класса. | Применять полученные знания для решения задач различного уровня. |
68 | 22.05 | | Защита проектов. Органическая химия, человек и природа. | | Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме. Применять полученные знания для решения задач различного уровня. |
69 | 28.05 | | Подготовка к ЕГЭ | | |
70 | 29.05 | | Подготовка к ЕГЭ | | |