СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии


Уровень общего образования, класс: основное общее, 11А, Б, В класс

Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год: 66 часов

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта на основе, примерной программы среднего (общего) образования по химии, а так же программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор программы – Н.Н Гара., «Положение о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 слобода Большая Мартыновка».

2018-2019 учебный год

Рабочая программа

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), опубликованная издательством «Просвещение» в 2010 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2010. -56с.).


Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи курса:

  1. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

  2. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких как: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, проводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

  3. Подготовка творчески мыслящих, умеющих без опаски обращаться с веществами и знающих их практическое значение, экологически грамотных выпускников. В процессе овладения химическими знаниями и умениями учащиеся должны осознать очевидный факт: химия не более опасна, чем любая другая наука, - опасно ее непонимание или пренебрежение законами, что ведет к созданию экологически неполноценных технологий и производств; опасно сознательное использование достижений химической науки и химической промышленности во вред человеку.

4. Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.


Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Химия» на ступени среднего общего образования в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. В соответствии с Календарным учебным графиком МБОУ – СОШ №1 сл. Большая Мартыновка на 2018 -2019 учебный год количество часов в неделю 2 часа, количество часов в год 66 часов.



II. Содержание учебного предмета


Раздел 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ


Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч.)

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.


Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов (6 ч.)

Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.

Расчетные задачи. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.


Тема 3. Строение вещества (8 ч.)

Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.

Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.

Практическая работа № 1 «Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией».

Контрольная работа № 1 по темам «Важнейшие химические понятия и законы».

Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.


Тема 4. Химические реакции (17 ч.)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора. Гидролиз органических и неорганических соединений.

Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.

Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Практическая работа №2 «Влияние различных факторов на скорость химической реакции».

Контрольная работа № 2 по теме «Теоретические основы химии».

Расчетные задачи. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.


Раздел 2.НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.


Тема 5. Металлы (14 ч.)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).Сплавы металлов. Оксиды и гидроксиды металлов.

Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди(II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).

Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии».

Контрольная работа № 3 по теме «Металлы».

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Тема 6. Неметаллы (11 ч.)

Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.

Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.

Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

Контрольная работа № 4 по теме «Неметаллы».



Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (7 ч.)

Генетическая связь неорганических и органических веществ.

Практикум: решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание газов.

Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по органической химии».

Практическая работа № 5 «Решение практических расчетных задач».

Практическая работа № 6 « Получение, собирание и распознавание газов».



III.Результаты освоения учебного предмета и система их оценки


Результаты освоения учебного предмета

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка устных ответов:

Отметка «5»:

· ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

·правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, биологических, химических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

· правильное использование таблиц и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших биологических событиях современности.

Отметка «4»:

· ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного биологического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3»

· ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;

· затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании таблиц при ответе.

Отметка «2»

· ответ неправильный;

· нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с учебными таблицами.

Оценка практических умений обучающихся.

Оценка за умение работать с учебником, натуральными объектами и другими источниками биологических и химических знаний

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике биологических и химических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании изучаемых объектов и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.


Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве.

Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «2» - неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Требования к уровню подготовки обучающихся и система их оценки по учебному предмету «Химия»


В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

• называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

• определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

• использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.







Календарно-тематическое планирование курса химии 11 класс.


урока

Дата по плану

Дата фактического прохождения

Тема раздела, урока

Содержание

Деятельность обучающихся

Раздел 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Важнейшие химические понятия и законы (3 ч.)

1

3.09


Химический элемент. Изотопы.

Химический элемент. Изотопы.

Знать: ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны, нейтроны. Макромир и микромир. Дуализм частиц микромира. Иметь представление о веществах постоянного и переменного состава. Уметь разграничивать понятие «химический элемент»

и «простое вещество».

2

6.09


Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях.

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях.

Знать: ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны, нейтроны. Макромир и микромир. Дуализм частиц микромира. Знать определение закона сохранения массы веществ и закона постоянства состава, их практическое значение. Уметь разграничивать понятие «химический элемент» и «простое вещество».

3

10.09


Понятие о веществах постоянного и переменного состава.

Вещества постоянного и переменного состава.

Знать определение закона сохранения массы веществ и закона постоянства состава, их практическое значение. Уметь разграничивать понятие «химический элемент» и «простое вещество». Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов (6 ч.)

4

13.09.


Структура Периодической системы. Периодический закон. Строение электронных оболочек атомов химических элементов.

Предпосылки открытия периодического закона. Работы предшественников Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности.

Знать смысл и значение периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Уметь давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС.

5

17.09


Строение электронных оболочек атомов химических элементов больших периодов.

Строение электронных оболочек атомов химических элементов больших периодов.

Знать строение электронных оболочек атомов химических элементов, расположение электронов на уровнях и подуровнях. Различать

понятия «электронное облако», «орбиталь»,

«энергетические уровни» и

«подуровни».

Уметь характеризовать S-,

р-, d-, f- электроны и соответствующие подуровни

(формы электронных облаков, число электронов на

каждом подуровне). Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию. Уметь определять максимальное число электронов на уровне (слое) по форму­ле, характеризовать порядок заполнения электронами подуровней в атомах хими­ческих элементов с №1 по №38, записывать их элек­тронные формулы и графи­ческие схемы. Уметь давать характери­стику химических элемен­тов по положению в перио­дической системе и строе­нию атома.

6

20.09


Положение в ПС водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно получаемых элементов.

Двойст­венное положение водорода в периодической системе, местоположение лантаноидов и актиноидов.

Уметь доказывать двойст­венное положение водорода в периодической системе, определять местоположение лантаноидов и актиноидов. Знать значение периодиче­ского закона и периодиче­ской системы. Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию.

7

24.09


Валентность и валентные возможности атомов.

Валентность. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей.

Знать понятия «валентность» и «степень окисления», уметь сравнивать эти понятия.

8

27.09



Изменение свойств соединений химических элементов в периодах и группах.


Новое определение валентности. Валентные возмож­ности атомов элементов 2 малого периода, объ­яснение причины их высшей валентности (IV).Определение валентности элементов при обра­зовании химической связи по донорно-акцепторному и обменному механизму. Графиче­ские схемы строения внеш­них электронных слоев ато­мов, показывающие валент­ные возможности некото­рых атомов химических элементов (Р, N, S, О и др.) в возбужденном и невозбу­жденном состоянии. Изменение радиусов атомов химических элементов по группам и периодам, причины этих измене­ний, их влияние на валент­ность и окислительно-восстановительные свойства атомов. Состав, строение, свойства оксидов, гидроксидов, водородных соединений, химических элементов малых периодов и главных подгрупп.

Знать новое определение валентности. Знать валентные возмож­ности атомов элементов 2 малого периода, уметь объ­яснять причину их высшей валентности (IV). Уметь определять валентность элементов при обра­зовании химической связи по донорно-акцепторному и обменному механизму. Уметь составлять графиче­ские схемы строения внеш­них электронных слоев ато­мов, показывающие валент­ные возможности некото­рых атомов химических элементов (Р, N, S, О и др.) в возбужденном и невозбу­жденном состоянии. Уметь характеризовать изменение радиусов атомов химических элементов по группам и периодам, объяс­нять причины этих измене­ний, их влияние на валент­ность и окислительно-вос­становительные свойства атомов. Знать состав, строение, свойства оксидов, гидроксидов, водородных соединений, химических элементов малых периодов и главных подгрупп. Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

Уметь доказывать химиче­ские свойства данных соединений, записывать урав­нения реакций. Уметь характеризовать изменение состава и свойств оксидов, гидроксидов, водо­родных соединений в пе­риодах и в группах (главная подгруппа), знать причины этих изменений. Уметь раскрывать сущ­ность понятий «кислотные свойства», «основные свой­ства», «амфотерность»,

экспериментально доказы­вать наличие таких свойств у предложенных веществ.

9

1.10


Обобщение и систематизация знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов».

Систематизация материала по теме «Строение атома». Отработка теоретического материала в рамках данной темы. Особенности строения лантаноидов и актиноидов.

Знать понятия «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительная атомная и относительная молекулярная масса», «изотоп». Уметь давать характеристику хим. Элемента по его положению в ПС Менделеева.

Строение вещества (8 ч.)

10

4.10


Основные типы химической связи, механизмы из образования. Ионная связь. Ковалентная полярная и неполярная связь.

Химическая связь, виды химической связи, механизмы их образования, основные характеристики химической связи (длину, энергию, направленность, насыщаемость).


Знать определение химической связи, виды химической связи, механизмы их образования, основные характеристики химической связи (длину, энергию, направленность, насыщаемость).

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию. Уметь определять вид химической связи в простых и

сложных веществах, составлять схемы образования

веществ с различными видами связи. Уметь объяснять механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной связей.

11

8.10


Основные типы химической связи. Металлическая связь. Водородная связь.

Определение химической связи, виды химической связи, механизмы их образования, основные характеристики химической связи (длину, энергию, направленность, насыщаемость).


Знать определение химической связи, виды химической связи, механизмы их образования, основные характеристики химической связи (длину, энергию, направленность, насыщаемость).

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Уметь определять вид химической связи в простых и

сложных веществах, составлять схемы образования

веществ с различными видами связи. Уметь объяснять механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной связей.

12

11.10


Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

Различные формы молекул, определение ве­ществ постоянного и пере­менного состава, различные виды кристаллических ре­шеток. Форма молекул изученных ве­ществ, типы кристаллической решетки и, исходя из этого, физические свойства ве­ществ.

Уметь доказывать зависимость этих характеристик от различных факторов (прочность - от перекрывания электронных облаков, гибридизации связи и др.;

насыщаемость - от валентных возможностей атомов.

Уметь определять форму молекул изученных ве­ществ, типы кристаллической решетки и, исходя из этого, физические свойства ве­ществ.

13


15.10


Типы кристаллических решеток и свойства веществ.

Типы кристаллических решеток и свойства веществ.

Уметь доказывать зависимость этих характеристик от различных факторов (прочность - от перекрывания электронных облаков, гибридизации связи и др.;

насыщаемость - от валентных возможностей атомов.


14

18.10


Причины многообразия веществ.

Причины многообразия веществ.

Навыки самообразования: умение выделять главное, составлять план лекции и тезисы.

15

22.10


Дисперсные системы.











Представление о дис­персных системах. Роль дисперсных систем в природе и производственных процессах, значение знаний о них для охраны окружающей среды.

Иметь представление о дис­персных системах. Уметь приводить примеры различных дисперсных сис­тем, характеризовать их свойства, сравнивать по структуре (величине частиц диспергированного вещест­ва); объяснять причины большей или меньшей ус­тойчивости. Знать явление коагуляции и описывать причины его. Уметь характеризовать роль дисперсных систем в природе и производственных процессах, значение знаний о них для охраны окружающей среды.

16

25.10


Практическая работа № 1 «Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией».

Уметь проводить химические опыты, делать выводы, соблюдать правила по технике безопасности с веществами.

Уметь проводить сравнение, делать обобщения, выводы.

Сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения.


17

8.11


Контрольная работа № 1 по темам «Важнейшие химические понятия и законы».

Обобщить, закрепить знания, умения и навыки по теме.



Химические реакции (17 ч.)

18

12.11


Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

Сущность химической реакции, закон сохранения массы и энергии, его значение. Признаки классифи­кации химических реакций.

Иметь представление о

химической форме движения материи. Знать сущность химической реакции, закон сохранения массы и энергии, его значение. Знать признаки классифи­кации химических реакций. Уметь классифицировать предложенные химические реакции или самим приво­дить примеры на разные типы реакций. Уметь объяснять механиз­мы реакций на примере органических и неорганиче­ских веществ. Уметь решать задачи на тепловой эффект

Знать понятие ОВР, уметь расставлять коэффициенты методом электронного баланса и методом полуреакций.

19

15.11


Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

Сущность химической реакции, закон сохранения массы и энергии, его значение. Признаки классифи­кации химических реакций.

Иметь представление о

химической форме движения материи. Знать сущность химической реакции, закон сохранения массы и энергии, его значение. Знать признаки классифи­кации химических реакций. Уметь классифицировать предложенные химические реакции или самим приво­дить примеры на разные типы реакций. Уметь объяснять механиз­мы реакций на примере органических и неорганиче­ских веществ. Уметь решать задачи на тепловой эффект

Знать понятие ОВР, уметь расставлять коэффициенты методом электронного баланса и методом полуреакций.

20

19.11


Тепловой эффект химической реакции.

Возможность протекания химической реакции на основании законов химической термодинамики. Теплота образования вещества. Тепловой эффект реакции. Закон – Гесса. Термохимические уравнения. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гиббса.

Знать понятия: «теплота образования вещества», «тепловой эффект реакции». Уметь составлять термохимические уравнения производить расчеты по ним.

21

22.11


Окислительно-восстановительные реакции.

Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность. Изменение окислительно-восстановительных свойств простых веществ в зависимости от положения образующих их элементов ПСХЭ.

Уметь приводить примеры веществ окислителей и восстановителей. Знать изменение окислительно-восстановительных свойств простых веществ в зависимости от положения образующих их элементов ПСХЭ.

22

26.11


Скорость химических реакций.

Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Энергия активации. Влияние различных факторов на скорость химической реакции: природы и концентрации реагирующих веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, температуры, катализаторов.

Знать понятие «скорость химической реакции». Знать факторы, влияющие на скорость реакции.

23

29.11


Катализ.

Понятие о катализаторе и механизме его действия. Ферменты-биокатализаторы. Ингибиторы и каталитические яды.

Знать понятие «катализ», «катализатор». Гомогенный и гетерогенный катализ. Сравнение ферментов с неорганическими катализаторами.

24

3.12


Практическая работа №2 «Влияние различных факторов на скорость химической реакции».

Факторы, влияющие на скорость реакции (природа реагирующих ве­ществ, концентрация, пло­щадь соприкосновения, температура, катализатор). Действие каждого фактора, влияюще­го на скорость реакции на примерах.

Знать понятие скорости для гомогенной и гетерогенной реакций. Знать факторы, влияющие на скорость реакции (природа реагирующих ве­ществ, концентрация, пло­щадь соприкосновения, температура, катализатор). Уметь объяснять), действие каждого фактора, влияюще­го на скорость реакции на примерах. Знать сущность и механизм катализа, применение ката­лизатора и ингибитора на практике. Продолжить формировать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, составлять схемы, таблицы, делать выводы из эксперимента.

25

6.12


Химическое равновесие и условия его смещения.

Состоя­ние химического равнове­сия, факторы, влияющие на смещение химического рав­новесия, прин­цип Ле-Шателье.

Знать определение состоя­ния химического равнове­сия, факторы, влияющие на смещение химического рав­новесия, определение прин­ципа Ле-Шателье. Уметь разъяснять на кон­кретных примерах способы смещения химического рав­новесия, применяя принцип Ле-Шателье. Знать определение обрати­мых и необратимых реак­ций. Иметь представление о константе химического рав­новесия. Уметь записывать констан­ты равновесия для гомоген­ных и гетерогенных реак­ций.

26

10.12


Решение задач и упражнений.



27

13.12


Производство серной кислоты контактным способом.

Производство серной кислоты контактным способом.

Производство серной кислоты контактным способом.

28

17.12


Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

Знать понятия электролиты, неэлектролиты, электролиты, диссоциация. Уметь объяснить электропроводность водных растворов, записывать свойства веществ в свете теории ЭД,

Знать понятия реакций ионного обмена и водородного показателя. Уметь записывать свойство веществ в свете ТЭД, решать задачи на рН раствора.

29

20.12


Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации.

Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации.

Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации.

30

24.12


Реакции ионного обмена.

Реакции ионного обмена.

Реакции обмена между растворами электролитов.

Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца.

Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

Проводить групповые наблюдения во время проведения лабораторных опытов.

Соблюдать правила техники безопасности.

Обсуждать в группах результаты опытов.

Объяснять сущность реакций ионного обмена.

Распознавать реакции ионного обмена по уравнениям реакций.

Составлять ионные уравнения реакций.

Составлять сокращенные ионные уравнения реакций.

31

27.12


Гидролиз неорганических веществ.

Понятие «гидролиз». Гидролиз органических веществ. Биологическая роль гидролиза в организме человека. Реакции гидролиза в организме человека. Реакции гидролиза в промышленности. Гидролиз солей. Различные пути протекания гидролиза солей в зависимости от их состава. Необратимый гидролиз.

Знать типы гидролиза солей и органических соединений. Уметь составлять уравнения гидролиза солей (1-я ступень), определять характер среды.

32

10.01


Гидролиз органических веществ.

Понятие «гидролиз». Гидролиз органических веществ. Биологическая роль гидролиза в организме человека. Реакции гидролиза в организме человека. Реакции гидролиза в промышленности. Гидролиз солей. Различные пути протекания гидролиза солей в зависимости от их состава. Необратимый гидролиз.

Знать типы гидролиза солей и органических соединений. Уметь составлять уравнения гидролиза солей (1-я ступень), определять характер среды.

33

14.01


Обобщение и повторение изученного материала. Решение расчетных задач.


Уметь проводить химические опыты, делать выводы, соблюдать правила по технике безопасности с веществами.

Формировать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, составлять схемы, таблицы, делать выводы из эксперимента.

34

17.01


Контрольная работа № 2 по теме «Теоретические основы химии».



Раздел 2.НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.

Металлы (14 ч.)

35

21.01


Общая характеристика металлов.

Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества-металлы, в периодической системе. Особенности строения их атомов.

Уметь по периодической таблице определять местоположения металлов, расписывать электронную формулу металлов. Уметь давать характеристику химических эле­ментов металлов (s -, р -, d - элементов) по положению в периодической системе и строению атомов.

36

24.01


Общие способы получения металлов.

Общие свойства получения металлов и их физические свойства.

Знать способы получения металлов в промышленности и в лаборатории, их физические свойства.

37

28.01


Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза.

Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза.

Уметь составлять схемы, конспекты, про­водить сравнения, делать обобщения, выводы. Уметь доказывать химические свойства металлов, записывать уравнения реакций в молекулярном и окислительно-

восстановительном виде

метал­лов.

38

31.01


Коррозия металлов и способы ее предупреждения.

Коррозия металлов и способы ее предупреждения.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

39

4.02


Обзор металлических элементов ΙА - группы.

Щелочные металлы. Физические и химические свойства. Способы их получения.

Уметь пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы. Уметь объяснять изменения физических и химических свойств металлов в периоде и в группе, подчеркнуть причинно-следственную за­висимость состава, строения и свойств металлов. Знать характеристику металлам главных подгрупп, исходя из положения в периодической системе и строения атомов,

Уметь доказывать химические свойства простых веществ металлов (1 — III группы главной подгруппы), свойства их соединений (оксидов, гидроксидов), записывать уравнения реакций в молекулярном, ион­ном, окислительно-восстановительном виде.

40

7.02


Обзор металлических элементов ΙΙА - группы.

Щелочно-земельные металлы. Физические и химические свойства. Способы их получения.

Уметь пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы. Уметь объяснять изменения физических и химических свойств металлов в периоде и в группе, подчеркнуть причинно-следственную за­висимость состава, строения и свойств металлов. Знать характеристику металлам главных подгрупп, исходя из положения в периодической системе и строения атомов,

Уметь доказывать химические свойства простых веществ металлов (1 — III группы главной подгруппы), свойства их соединений (оксидов, гидроксидов), записывать уравнения реакций в молекулярном, ион­ном, окислительно-восстановительном виде.

41

11.02


Обзор металлических элементов ΙΙΙА - группы.

Физические и химические свойства. Способы их получения.

Уметь пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы. Уметь объяснять изменения физических и химических свойств металлов в периоде и в группе, подчеркнуть причинно-следственную за­висимость состава, строения и свойств металлов. Знать характеристику металлам главных подгрупп, исходя из положения в периодической системе и строения атомов,

Уметь доказывать химические свойства простых веществ металлов (1 — III группы главной подгруппы), свойства их соединений (оксидов, гидроксидов), записывать уравнения реакций в молекулярном, ион­ном, окислительно-восстановительном виде.

42

14.02


Репетиционное тестирование.



43

18.02


Общий обзор металлических элементов Б- групп. Медь, цинк. Титан, хром. Железо, никель, платина.

Физические и химические свойства веществ и их соединений.


Уметь составлять уравнения реакций, отражающих свойства хрома, железа, никеля, платины и их соединений с позиций ОВР и кислотно-основных взаимодействий. Уметь пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.

44

21.02


Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии».

Способы получения некоторых металлов, их химические свойства.

Решение экспериментальных и расчетных задач по данной те­ме.


Уметь распознавать данные вещества по качественным реакциям, правильно проводить опы­ты, соблюдая правила по технике безопасности. Уметь применять знания и умения, делать выводы и умозаключения.

45

25.02


Сплавы металлов. Решение расчетных задач.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза).


Уметь записывать уравнения реакций, подтверждающие основные способы получения металлов.

Уметь раскрывать экологические проблемы, связанные с по­лучением и применением металлов в народном хозяйстве, пути их решения. Уметь составлять схемы, конспекты, проводить сравнения, делать обобщения, выводы.

46

28.02


Оксиды и гидроксиды металлов.

Оксиды и гидроксиды металлов.

Химические свойства оксидов и гидроксидов.

47

4.03


Обобщение и повторение изученного материала.

Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач.

Уметь применять знания и умения, делать выводы и умозаключения.

48

7.03


Контрольная работа № 3 по теме «Металлы».



Неметаллы (11 ч.)

49

11.03


Химические элементы — неметаллы. Строение и свойства простых веществ — неметаллов.

Положение элементов в ПСХЭ. Особенности строения атомов. Способы получения, физические и химические свойства.

Уметь по периодической таблице определять местоположения неметаллов, расписывать электронную формулу неметаллов, знать способы получения неметаллов в промышленности и в лаборатории, их физические свойства, уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства неметаллов, сравнивать аллотропные модификации неметаллов, составлять окислительно-восстановительные реакции, определять окислитель и восстановитель.

50

14.03


Неметаллы ΙVА- группы.

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические свойства углерода.

Характеризовать элементы IVA-группы (подгруппы углерода) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов IVA-группы.

Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин многообразия веществ.


51

18.03


Неметаллы VА – группы.

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе.

Физические и химические свойства азота и фосфора;

давать характеристику подгруппы азота, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, учитывая закономерности протекания окислительно-восстановительных реакций.

52

21.03


Неметаллы VΙА – группы.

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.

Характеризовать элементы VIA-группы (подгруппы кислорода) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов VIA-группы.

53

1.04


Неметаллы VΙΙА- группы.

Положение галогенов в Периодической Системе и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов.

Характеризовать галогены на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

54

4.04


Оксиды неметаллов.

Изменение свойств оксидов неметаллов по перио­дам и группам.

Уметь составлять формулы оксидов неметаллов, опреде­лять в них тип связи, тип кристаллической решетки, предсказывать физические и химические свойства, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде. Уметь объяснять изменение свойств оксидов неметаллов по перио­дам и группам. Про­должить формирование у учащихся навыков логического мышления: умения составлять схемы. Конспектировать, проводить сравнение, делать обобщения, выводы.

составлять схемы, таблицы, делать логические выводы.

55

8.04


Кислородосодержащие кислоты.

Кислородосодержащие кислоты. Химические и физические свойства.

Уметь определять вид связи, тип кристал­лической решетки в простых веществах неметаллах, доказывать их химические свойства, запи­сывать уравнения реакций в молекулярном и окислительно-восстановительном виде.

56

11.04


Окислительные свойства азотной и серной кислот.

Электронная и графическая формула азотной и серной кислоты и оксида азота (5). Ион аммония.

Знать электронную и графическую формулу азотной кислоты, серной кислоты.

57

15.04


Водородные соединения неметаллов.

Информация о летучих водородных соеди­нениях неметаллов, их составе, строении, свойствах, применении.

Определять тип связи, вид кристаллической ре­шетки, описывать физические и химические свойства, записывать уравнения химических реак­ций. Уметь составлять формулы. Уметь объяснять изменение кислотно-основных свойств водородных соединений неме­таллов по периодам и группам.

Знать положение водорода в таблице, формулы водородных соединений металлов и неметаллов, химические свойства этих соединений, уметь составлять уравнение химических реакций.

Уметь проводить сравнение, делать обобщения, выводы. Определять тип связи, вид кристаллической ре­шетки, описывать физические и химические свойства, записывать уравнения химических реак­ций. Уметь составлять формулы. Уметь объяснять изменение кислотно-основных свойств водородных соединений неме­таллов по периодам и группам.

58

18.04


Решение качественных и расчетных задач.

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».


59

22.04


Контрольная работа № 4 по теме «Неметаллы».



Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (7 ч.)

60

25.04


Генетическая связь неорганических и органических веществ.

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии, генетические ряды металлов и неметаллов. Единство мира веществ.

Знать важнейшие свойства изученных классов органических и неорганических соединений.

61

29.04


Генетическая связь неорганических и органических веществ. Упражнения.

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии, генетические ряды металлов и неметаллов. Единство мира веществ.

Знать важнейшие свойства изученных классов органических и неорганических соединений.

62

6.05


Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по органической химии».

Правило техники безопасности при выполнении данной работы.

Знать основные правила ТБ. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

63

13.05


Практическая работа № 5 «Решение практических расчетных задач».

Уметь решать расчетные задачи по данной те­ме.


Уметь проводить сравнение, делать обобщения, выводы.

64

16.05


Практическая работа № 6 « Получение, собирание и распознавание газов».

Уметь решать расчетные задачи по данной те­ме.


Уметь проводить сравнение, делать обобщения, выводы.

65

20.05


Анализ выполнения практикума.

Анализ выполнения практикума.


66

23.05


Бытовая химическая грамотность.

Умения безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Уметь проводить сравнение, делать обобщения, выводы, умозаключения.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!