СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХБТ для детей  на индивидуальном обучении с умеренной УО

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Хозяйственно-бытовой труд.


Рабочая учебная программа разработана в целях определения содержания данного предмета с учетом индивидуальных познавательных, речевых особенностей физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных, нарушений у детей с умеренной умственной отсталостью.


За основу программы взяты:

Программно-методические материалы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под редакцией И. М. Бгажноковой – М.: Владос, 2007. – 239с.


Пояснительная записка.


Категория детей с умеренной умственной отсталостью представляет собой

разнообразную группу обучающихся, для которых характерно позднее развитие и снижение интеллекта, нарушение всех сторон психики – мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы. Как правило интеллектуальные нарушения сопровождаются выраженной неврологической патологией (параличами, парезами и т. п.).

На низком уровне находится развитие навыков самообслуживания. При особо сложных дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих навыков. У детей возникают трудности овладения навыками, которые требуют тонких дифференцированных движений пальцами. Некоторые лица нуждаются в помощи на протяжении всей жизни.




Цель занятия: минимизация социальной инвалидности, преодоление житейской (бытовой) зависимости от ближайшего окружения (семьи).


Задачи, которые решаются во время обучения – это научить ребенка независимо от его психофизического состояния самостоятельной практической жизни; целенаправленной подготовки к жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирование у каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности. Активизировать их к посильному участию в хозяйственно-бытовой деятельности. Формировать умение использовать полученные знания для решения повседневных жизненных задач, соблюдать гигиенические нормы, содержать в чистоте окружающее пространство, соблюдать элементарные правила безопасной жизнедеятельности. Формировать умение позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования. Воспитание отрицательного отношения к иждивенчеству, бесхозяйственности, воспитание таких качеств, как практичность, бережливость, хозяйственность, стремления посредством трудовой деятельности удовлетворять свои потребности. Формировать хозяйственные бытовые навыки.

Курс нацелен на выработку у обучающихся специально значимых умений, а также формирование основ трудовой деятельности (как основы для простейшего самообслуживания: безопасное приготовление пищи, уход за одеждой, мелкая стирка, глажение, уборка помещений и т. д. возможности развития каждого ребенка строго индивидуальны: поэтому весь процесс обучения реализуется на основе индивидульно-типологических особенностей детей с использованием индивидуальных и групповых форм работы. Умение формируется наглядно – практической, предметной основе с использованием игровых приемов.

Опираясь на современную концепцию воспитания и обучения детей данной категории, учитывая их психологические особенности, уровень познавательных интересов, степень обучаемости в образовательном процессе включены игровые технологии. Организация игр, моделирующих реальные ситуации, способствует формированию хозяйственно-бытовых навыков.

Кабинет должен быть укомплектован достаточным количеством оборудования, чтобы обеспечить выполнение всех практических работ всеми обучающимися с соблюдением санитарно-гигиенических норм безопасности.

На уроках хазяйственно-бытового труда используются все виды наглядности: натуральная (одежда, посуда и т. д.), образная (рисунки, плакаты, картины), графическая (инструкции, бланки, карты, квитанции), символическая (условные изображения температурных режимов работы утюга и др.). разнообразный дидактический раздаточный материал (этикетки и упаковки от разнообразной продукции и т. п.). плакаты по личной гигиене, по уходу за больным и т. п., дидактические игры («Одень куклу»), инструкционные карты по приготовлению блюд, проведения стирки, глажения, ремонту одежды и др.).

Умения и навыки, полученные в процессе обучения должны использоваться на уроках трудового обучения, СБО, ОБЖ, а также в повседневной деятельности.

Важным является создание ситуации успешности каждого ребенка: принцип доступности, предполагающий действия обучающихся на пределе своих возможностей.

Работа с данной категорией детей требует тщательного отбора и применения оптимальных приемов методов и форм обучения, создания специальных учебных пособий. Соблюдать особые условия: толерантного, спокойно-доброжелательного отношения.

Содержанию обучения таких детей придается усиленное жизненно-практическая направленность. И чем более выражена умственная отсталость, тем очевиднее необходимость специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование у детей жизненно-практических (трудовых) умений.

Программа имеет три раздела:

  • Уход за вещами;

  • Уборка помещений и территории;

  • Приготовление пищи.


Уход за вещами:

  • Сроки смены белья;

  • Правила хранения белья до стирки;

  • Моющие средства. Правила применения мыла, моющих средств;

  • Посуда применяемая для стирки;

  • Приемы стирки и сушки белья;

  • Стирка мелких вещей (носки) сушка;

  • Правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Подбор моющих средств;

  • Глажение утюгом. Установка гладильной доски. Определение готовности утюга к работе. Глажение небольших вещей;

  • Смена одежды и обуви по сезонам;

  • Просушивание мокрой одежды и ее чистка;

  • Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Подбор пуговиц и ниток. Работа с иглой.

  • Уход за текстильной обувью. Чистка обуви.

Практическая работа.

Стирка мелких вещей, их утюжка. Пришивание пуговиц. Чистка одежды щеткой. Чистка текстильной обуви.


Обучающиеся должны знать:

  • Следить за аккуратностью в одежде;

  • Сроки смены белья и правила хранения его до стирки;

  • Правила пользования моющими средствами;

  • Особенности стирки белья вручную;

  • Правила пользования утюгом и т/б работы с ним;

  • Виды одежды и обуви по сезонам.


Обучающиеся должны уметь:

  • Стирать мелкие вещи вручную и вывешивать на просушку;

  • Гладить мелкие вещи (носовой платок, носки, полотенце);

  • Просушивать намокшую одежду;

  • Чистить одежду щеткой;

  • Пришивать пуговицы;

  • т/б при работе с иглой и ножницами.


Уборка помещений и территории.

  • Виды отопления и освещения помещений;

  • Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению;

  • Повседневная уборка (влажная и сухая);

  • Подметание пола и удаление пыли со стульев, столов, подоконников;

  • Мытье пола;

  • Назначение комнатных растений и уход за ними;

  • Уборка территории: собирание и вынос мусора в специальный контейнер, сортировка мусора (горючий, негорючий), сжигание мусора, подметание и сгребание сухих листьев, уборка снега, посыпание дорожек;

  • Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (полировка). Средства по уходу за мебелью. Т/б при работе со средствами по уходу.


Практическая работа.

Сухая и влажная уборка класса. Чистка мебели, мытье пола. Уход за комнатными растениями. Сгребание листьев. Уборка снега, посыпка дорожек песком.


Обучающиеся должны знать:

  • Виды отопления и освещения помещений;

  • Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению;

  • Назначение комнатных растений и виды ухода за ними;

  • Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

  • Правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия.


Обучающиеся должны уметь:

  • Подметать пол, протирать пыль на столах, стульях, подоконниках, мыть полы;

  • Поливать комнатные растения;

  • Работать граблями, снеговой лопатой;

  • Определять место посыпки дорожек песком, посыпать дорожки песком;

  • Ухаживать за полированной мебелью.


Приготовление пищи.

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он может сам приготовить себе пищу. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию приготовления пищи является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.

В ходе обучения решаются следующие задачи:

  • Соблюдение правил гигиены и техники безопасности при приготовлении пищи;

  • Обращение с кухонной посудой;

  • Пользование бытовыми электроприборами для приготовления пищи;

  • Пользование плитой;

  • Использование мерной посуды;

  • Соблюдение операционной последовательности при приготовлении пищи;

  • Хранение продуктов;

  • Сервировка стола.


В ходе проведения занятия решаются воспитательные задачи: формирование интереса у детей к приготовлению пищи, воспитание привычки к личной гигиене, привитие навыков культурного поведения за столом.

  • Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи;

  • Обращение с кухонной посудой: функциональное использование, различие чистой и грязной посуды







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!