СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИЗО 6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью 

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Изобразительное искусство.

Рабочая учебная программа разработана в целях определения содержания данного предмета с учетом индивидуальных познавательных, речевых особенностей физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных, нарушений у детей с умеренной умственной отсталостью.


За основу программы взяты:

Примерная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы, автор Воронкова В. В., «Просвещение» Москва 2008г, 5-е издание.

Программно-методический материал «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И. М. Бгажноковой, «Владос» Москва 2007г.

Программно-методические материалы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под редакцией И. М. Бгажноковой – М.: Владос, 2007. – 239с.


Пояснительная записка.


Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и корректирующими возможностями. Целенаправленное ее использование как средство коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движения обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения, как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в ней. Занятия по ИЗО оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности, развивают аккуратность, настойчивость, самостоятельность.

Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями каждого обучающегося. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.

Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.

В ходе занятия дети учатся слушать задание и выполнять инструкции педагога, правильно пользоваться художественными принадлежностями, рисовать используя шаблоны и трафареты, раскрашивая соблюдая контуры рисунка (т. к. для детей данной категории характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т. п.). здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем примеров раскрашивания.

Наиболее доступными для данных детей являются следующие нетрадиционные техники изображения: рисование пальцами «пальцевая живопись», техника оттиска (с помощью штампов), техника «коллаж» и техника «тычок жесткой кистью». Рисование предметов с помощью шаблонов и трафаретов, по готовым контурным линиям, с использованием опорных точек. С использованием осевой симметрии, с помощью рисунка образца.

Урок ИЗО должен иметь несколько другую, отличную форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видов деятельности, например лепку и аппликацию, игра и рисование, рисование и конструирование, игра. Это особенно важно, т. к. ребенок не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности (обыгрывание предметов, определение их функционального значения). Для этого необходимо подбирать соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы, геометрические плоские и объемные разной величины, лото, игрушки, штампы, трафареты, шаблоны, плакаты с образцами несложных предметов. Использовать стихотворения, загадки, музыку, игры (игровые персонажи).


Цель обучения:

Направленность на социализацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.


Задачи:

  • Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • Формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;

  • Развитие интереса к деятельности и ее результатам;

  • Закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, красками;

  • Учить нетрадиционным видам изображения;

  • Обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

  • Совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движения обеих рук;

  • Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки;

  • Развитие речи, художественного вкуса;

  • Знакомить с произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства;

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.


Программой предусмотрено четыре вида занятий:

Декоративное рисование;

Рисование с натуры;

Рисование на тему;

Беседы об изобразительном искусстве.


Содержание программы.


Декоративное рисование.

Учить рисовать узоры из геометрических фигур и растительных форм в полосе, квадрате, круге, прямоугольнике; развивать умение анализировать образец; определять структуру, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы; совершенствовать навык раскрашивания рисунка, не выходя за контуры. Обучение декоративному рисованию с помощью штампов, геометрических фигур и растительных форм (по готовому образцу, по заданной схеме, из данных элементов), самостоятельное составление узора, орнамента.




Рисование с натуры.

Упражнять в изображении предметов наиболее простых по форме и окраске; учить различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства; правильно размещать рисунки на листе. Аккуратно закрашивать, соблюдая контуры. Развивать умение определять последовательность выполнения рисунка.


Рисование на темы.

Учить соединять в одном рисунке изображение нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображение в определенном порядке, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. При выполнении рисунка использовать трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения заданного сюжета собственного рисунка, рисование по непосредственному наблюдению, рисование по замыслу.


Беседа об изобразительном искусстве.

(2 раза в четверть)

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, растений, известных им из ближайшего окружения; характерные признаки времен года, развивать умение видеть красоту природы в различные времена года. Знакомить с иллюстрациями из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.). краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев.







Примерные задания.

Декоративное рисование:

  • Работа с красками (акварель, гуашь);

  • Рисование узора в квадрате (на осевых линиях диагоналях);

  • Составление и рисование растительного узора в прямоугольниках (шкатулка) по образцу.

  • Составление узора в полосе (шапочка);

  • Составление и рисование узора для ткани (оттиск) самостоятельно;

  • Декоративное оформление открыток к новому году, 8 марта, 23 февраля, 9 мая;

  • Рисование узора в полосе с помощью трафаретов (елка, снежинка, гриб и др.);

  • Рисование растительного узора в круге (салфетка) из цветов и листиков (оттиск) по образцу;

  • Рисование растительного узора в полосе из двух фигурок-трафаретов.

Рисование с натуры.

  • Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом, автобус, мебель;

  • Рисование по шаблону листа клена (осеннего);

  • Классификация и рисование даров сада и огорода;

  • Рисование различных видов транспорта (грузовик, трамвай) по опорным точкам;

  • Рисование елочных украшений;

  • Рисование ветки рябины (листья, ягоды);

  • Рисование ежа, зайца (игрушки);

  • Рисование цветов: ромашка, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха;

  • Рисование игрушек (ведро, мячик);

  • Рисование башенки из строительного материала;

  • Рисование с натуральной постройки из элементов конструктора (на основании зрительного восприятия и с использованием шаблона) «Снежная баба»;

  • Рисование грибов;

  • Дорисовывание второй половины симметричного предмета;

Рисование на тему (с использованием аппликации);

«Осенний лес»

«Новогодняя елка» новогодний праздник

«Мой дом»

«Попугай» (рисование несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические фигуры)

«Моя семья»

«В саду»

«Наши четвероногие друзья» (по трафаретам) Иллюстрации к сказкам «Колобок», «Три медведя» (три чашки, три ложки)

Зимней день

Золотая осень

Весна пришла

Иллюстрации рассказов прочитанных учителем

Рисование на тему «Космос» по шаблону

Рисование на тему «На лужайке». Беседы о лете по иллюстрации.

Дорисовывание деталей в ранее подготовленных изображениях.

Рисование по точкам, раскрашивание, беседа по прочитанному на тему «Лето».

Рисование пенала

Рисование по трафарету «Зимуют птицы»

Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование узора дымковской игрушки. Обведи и раскрась.

Знакомство с хохломской росписью. Рисование элементов хохломской росписи «Смородина».

Примерные задания.


  • Рисование точек, штрихов кистью разной ширины, тампонами: снегопад, дождливый день (прием тычка, касание кончиком кисти);

  • Раскрашивание контурного изображения;

  • Дорисовывание детали в заранее подготовленных изображениях;

  • Рисование по трафарету с последующим раскрашиванием (грибы, бабочки);

  • Рисование по точкам с последующим раскрашиванием;

  • Рисование знакомых предметов симметричной формы с дорисовыванием второй половины (кувшин, груша);

  • Рисование по трафаретам диких и домашних животных, птиц и насекомых и т. п. с дорисовыванием недостающих элементов;

  • Рисование орнамента из геометрических фигур и растительных форм (оттиск, шаблон);

Тематическое рисование: новогодняя елка, деревья весной, космос.

Иллюстрирование рассказов прочитанных учителем: теремок.

Аппликация из готовых геометрических фигур: кораблик, автобус, снеговик.

Аппликации из готовых форм к 8 марта, 9 мая.

Композиции построенные на сочетании рисования и аппликации (новогодняя елка, сказочная птица)

Знакомство с дымковской игрушкой. Нанесение узора на платье.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Дополнение заданного сюжета собственными рисунками.


Обучающиеся должны уметь:

  • Ориентироваться на листе бумаги по инструкции учителя;

  • При рисовании использовать шаблоны и трафареты, рисовать по точкам;

  • Использовать нетрадиционную технику изображения;

  • Различать и знать названия цветов;

  • Закрашивать рисунок цветными карандашами, красками, соблюдая контуры изображения;

  • Сравнивать два предмета по форме, цвету и величине;

  • Узнавать персонажей народных сказок и иллюстрациях, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

  • Рисовать узоры из геометрических и растительных форм с использованием шаблонов, трафаретов.

  • Рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

  • Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!