Изобразительное искусство.
Рабочая учебная программа разработана в целях определения содержания данного предмета с учетом индивидуальных познавательных, речевых особенностей физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных, нарушений у детей с умеренной умственной отсталостью.
За основу программы взяты:
Примерная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы, автор Воронкова В. В., «Просвещение» Москва 2008г, 5-е издание.
Программно-методический материал «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И. М. Бгажноковой, «Владос» Москва 2007г.
Программно-методические материалы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под редакцией И. М. Бгажноковой – М.: Владос, 2007. – 239с.
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и корректирующими возможностями. Целенаправленное ее использование как средство коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движения обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения, как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в ней. Занятия по ИЗО оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности, развивают аккуратность, настойчивость, самостоятельность.
Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями каждого обучающегося. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.
Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.
В ходе занятия дети учатся слушать задание и выполнять инструкции педагога, правильно пользоваться художественными принадлежностями, рисовать используя шаблоны и трафареты, раскрашивая соблюдая контуры рисунка (т. к. для детей данной категории характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т. п.). здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем примеров раскрашивания.
Наиболее доступными для данных детей являются следующие нетрадиционные техники изображения: рисование пальцами «пальцевая живопись», техника оттиска (с помощью штампов), техника «коллаж» и техника «тычок жесткой кистью». Рисование предметов с помощью шаблонов и трафаретов, по готовым контурным линиям, с использованием опорных точек. С использованием осевой симметрии, с помощью рисунка образца.
Урок ИЗО должен иметь несколько другую, отличную форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видов деятельности, например лепку и аппликацию, игра и рисование, рисование и конструирование, игра. Это особенно важно, т. к. ребенок не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности (обыгрывание предметов, определение их функционального значения). Для этого необходимо подбирать соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы, геометрические плоские и объемные разной величины, лото, игрушки, штампы, трафареты, шаблоны, плакаты с образцами несложных предметов. Использовать стихотворения, загадки, музыку, игры (игровые персонажи).
Цель обучения:
Направленность на социализацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
Формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
Развитие интереса к деятельности и ее результатам;
Закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, красками;
Учить нетрадиционным видам изображения;
Обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
Совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движения обеих рук;
Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки;
Развитие речи, художественного вкуса;
Знакомить с произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства;
Воспитание трудолюбия, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.
Программой предусмотрено четыре вида занятий:
Декоративное рисование;
Рисование с натуры;
Рисование на тему;
Беседы об изобразительном искусстве.
Содержание программы.
Декоративное рисование.
Учить рисовать узоры из геометрических фигур и растительных форм в полосе, квадрате, круге, прямоугольнике; развивать умение анализировать образец; определять структуру, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы; совершенствовать навык раскрашивания рисунка, не выходя за контуры. Обучение декоративному рисованию с помощью штампов, геометрических фигур и растительных форм (по готовому образцу, по заданной схеме, из данных элементов), самостоятельное составление узора, орнамента.
Рисование с натуры.
Упражнять в изображении предметов наиболее простых по форме и окраске; учить различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства; правильно размещать рисунки на листе. Аккуратно закрашивать, соблюдая контуры. Развивать умение определять последовательность выполнения рисунка.
Рисование на темы.
Учить соединять в одном рисунке изображение нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображение в определенном порядке, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. При выполнении рисунка использовать трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения заданного сюжета собственного рисунка, рисование по непосредственному наблюдению, рисование по замыслу.
Беседа об изобразительном искусстве.
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, растений, известных им из ближайшего окружения; характерные признаки времен года, развивать умение видеть красоту природы в различные времена года. Знакомить с иллюстрациями из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.). краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев.
Примерные задания.
Декоративное рисование:
Работа с красками (акварель, гуашь);
Рисование узора в квадрате (на осевых линиях диагоналях);
Составление и рисование растительного узора в прямоугольниках (шкатулка) по образцу.
Составление узора в полосе (шапочка);
Составление и рисование узора для ткани (оттиск) самостоятельно;
Декоративное оформление открыток к новому году, 8 марта, 23 февраля, 9 мая;
Рисование узора в полосе с помощью трафаретов (елка, снежинка, гриб и др.);
Рисование растительного узора в круге (салфетка) из цветов и листиков (оттиск) по образцу;
Рисование растительного узора в полосе из двух фигурок-трафаретов.
Рисование с натуры.
Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом, автобус, мебель;
Рисование по шаблону листа клена (осеннего);
Классификация и рисование даров сада и огорода;
Рисование различных видов транспорта (грузовик, трамвай) по опорным точкам;
Рисование елочных украшений;
Рисование ветки рябины (листья, ягоды);
Рисование ежа, зайца (игрушки);
Рисование цветов: ромашка, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха;
Рисование игрушек (ведро, мячик);
Рисование башенки из строительного материала;
Рисование с натуральной постройки из элементов конструктора (на основании зрительного восприятия и с использованием шаблона) «Снежная баба»;
Рисование грибов;
Дорисовывание второй половины симметричного предмета;
Рисование на тему (с использованием аппликации);
«Осенний лес»
«Новогодняя елка» новогодний праздник
«Мой дом»
«Попугай» (рисование несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические фигуры)
«Моя семья»
«В саду»
«Наши четвероногие друзья» (по трафаретам) Иллюстрации к сказкам «Колобок», «Три медведя» (три чашки, три ложки)
Зимней день
Золотая осень
Весна пришла
Иллюстрации рассказов прочитанных учителем
Рисование на тему «Космос» по шаблону
Рисование на тему «На лужайке». Беседы о лете по иллюстрации.
Дорисовывание деталей в ранее подготовленных изображениях.
Рисование по точкам, раскрашивание, беседа по прочитанному на тему «Лето».
Рисование пенала
Рисование по трафарету «Зимуют птицы»
Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование узора дымковской игрушки. Обведи и раскрась.
Знакомство с хохломской росписью. Рисование элементов хохломской росписи «Смородина».
Примерные задания.
Рисование точек, штрихов кистью разной ширины, тампонами: снегопад, дождливый день (прием тычка, касание кончиком кисти);
Раскрашивание контурного изображения;
Дорисовывание детали в заранее подготовленных изображениях;
Рисование по трафарету с последующим раскрашиванием (грибы, бабочки);
Рисование по точкам с последующим раскрашиванием;
Рисование знакомых предметов симметричной формы с дорисовыванием второй половины (кувшин, груша);
Рисование по трафаретам диких и домашних животных, птиц и насекомых и т. п. с дорисовыванием недостающих элементов;
Рисование орнамента из геометрических фигур и растительных форм (оттиск, шаблон);
Тематическое рисование: новогодняя елка, деревья весной, космос.
Иллюстрирование рассказов прочитанных учителем: теремок.
Аппликация из готовых геометрических фигур: кораблик, автобус, снеговик.
Аппликации из готовых форм к 8 марта, 9 мая.
Композиции построенные на сочетании рисования и аппликации (новогодняя елка, сказочная птица)
Знакомство с дымковской игрушкой. Нанесение узора на платье.
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Дополнение заданного сюжета собственными рисунками.
Обучающиеся должны уметь:
Ориентироваться на листе бумаги по инструкции учителя;
При рисовании использовать шаблоны и трафареты, рисовать по точкам;
Использовать нетрадиционную технику изображения;
Различать и знать названия цветов;
Закрашивать рисунок цветными карандашами, красками, соблюдая контуры изображения;
Сравнивать два предмета по форме, цвету и величине;
Узнавать персонажей народных сказок и иллюстрациях, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним;
Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
Рисовать узоры из геометрических и растительных форм с использованием шаблонов, трафаретов.
Рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.