муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
города Каменск-Шахтинского
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2022г. Председатель___________Гайдукова С.П. | | | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ лицея №5 __________Гайдукова С.П. Приказ №120-о от 31.08.2022 г. | | |
Рабочая программа
по физике
11ест класс: среднее общее образование
углубленный уровень
количество часов: 165
учитель: первой квалификационной
категории Мартынова З.Ю.
РАССМОТРЕНА: на методическом объединении учителей естественно-научного и математического цикла Протокол №1 от 29.08.2022г. Руководитель МО_________________Мартынова З.Ю. | | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ________________Пороло Т.А.. | | | |
2022 год
Оглавление
Пояснительная записка стр 3
Планируемые результаты стр 4
Содержание учебного предмета стр 8
Календарно - тематическое планирование стр 11
Раздел 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике в 11 классе составлена и реализуется на основе Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, а также следующих документов:
Федеральный закон от 29.01.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. № 413.
Рабочая программа к линии УМК Г. Я. Мякишева : Физика. Углублённый уровень. 10—11 классы; учебно-методическое пособие / О. А. Крысанова, Г. Я. Мякишев. — М. : Дрофа, 2020
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ лицея № 5.
Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
Учебный план МБОУ лицея №5 на 2022-2023 учебный год.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Цели изучения физики в средней школе следующие:
формирование системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
формирование умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
овладение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
формирование умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
В основу курса физики положены как традиционные принципы построения учебного содержания (принципы научности, доступности, системности), так и идея, получившая свое развитие в связи с внедрением новых образовательных стандартов, — принцип метапредметности. Метапредметность как способ формирования системного мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании школьника. Метапредметность — принцип интеграции содержания образования, развивающий принципы генерализации и гуманитаризации. В соответствии с принципом генерализации выделяются такие стержневые понятия курса физики, как «энергия», «взаимодействие», «вещество», «поле», «структурные уровни материи». Реализация принципа гуманитаризации предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем. Принцип метапредметности позволяет (на уровне вопросов, заданий после параграфа) в содержании физики выделять физические понятия, явления, процессы в качестве объектов для дальнейшего исследования в межпредметных и надпредметных (социальной практике) областях (метапонятия, метаявления, метапроцессы). Проектирование исследования учащегося на метапредметном уровне опирается как на его личные интересы, склонности к изучению физики, так и на общекультурный потенциал физической науки.
Для достижения метапредметных образовательных результатов (одним из индикаторов может служить сформированность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий) возможно использование следующих средств и форм обучения: межпредметные и метапредмет- ные задания, метапредметный урок (предметный урок и мета- предметная тема), межпредметный и метапредметный проекты, элективные метакурсы, спроектированные на основании мета- предметных заданий, системообразующим объектом в которых выступают физические понятия, явления, процессы и т. д.
В соответствии с целями обучения физике учащихся средней школы и сформулированными выше принципами, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.
В 10 классе изучаются следующие разделы: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электростатика», «Постоянный электрический ток». Курс физики в 10 классе начинается с введения «Зарождение и развитие научного взгляда на мир», описывающего методологию физики как исследовательской науки, отражающую процессуальный компонент (механизм) как становления, формирования, развития физических знаний, так и достижения современных образовательных результатов при обучении школьников физике (личностных, предметных и метапредметных).
Общая характеристика учебного предмета.
Школьный курс физики является системообразующим для естественно-научных предметов, поскольку физические законы являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Освоение учащимися методов научного познания является основополагающим компонентом процессов формирования их научного мировоззрения, развития познавательных способностей, становления школьников субъектами учебной деятельности.
Место предмета в учебном плане.
На изучение углубленного курса физики отводится 170 часов, с расчетом 5 часов в неделю. Рабочая программа углубленного курса в 11 классе составлена в соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5.Календарный план-график для учащихся 11 классов МБОУ лицея №5 на 2021-2022 учебный год предполагает реализацию курса в 11 ест классе в течение 34 недель, 165 часов.
Раздел 2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ФГОС основного и среднего общего образования провозглашают в качестве целевых ориентиров общего образования достижение совокупности личностных, предметных и мета- предметных образовательных результатов.
Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способность к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (честь, долг, справедливость, милосердие и дружелюбие); компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщенные способы решения задач;
приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты обучения физике в средней школе
Выпускник на углубленном уровне научится:
объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи как с опорой на известные физические законы, закономерности и модели, так и с опорой на тексты с избыточной информацией;
объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Учебно – методические пособия.
1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика 11», Москва «Просвещение», 2016г.
1. Пинский А. А., Кабардин О. Ф., Физика-11.
2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике- 10–11.
Раздел 3.
Содержание учебного предмета.
Электродинамика
Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов. Вектор магнитной индукции. Поток магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Закон Био—Савара—Лапласа. Закон Ампера. Применения закона Ампера. Электроизмерительные приборы. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Циклический ускоритель.
Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Индукционные токи в массивных проводниках. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Магнитная проницаемость — характеристика магнитных свойств веществ. Три класса магнитных веществ. Объяснение пара- и диамагнетизма. Основные свойства ферромагнетиков. О природе ферромагнетизма. Применение ферромагнетиков.
Свободные и вынужденные электрические колебания. Процессы в колебательном контуре. Формула Томсона. Переменный электрический ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Закон Ома для цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Ламповый генератор. Генератор на транзисторе.
Генерирование электрической энергии. Генератор переменного тока. Трансформатор. Выпрямление переменного тока. Трехфазный ток. Соединение обмоток генератора трехфазного тока. Соединение потребителей электрической энергии. Асинхронный электродвигатель. Трехфазный трансформатор. Производство и использование электрической энергии. Передача и распределение электрической энергии. Эффективное использование электрической энергии.
Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Энергия электромагнитной волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция. Детектирование колебаний. Простейший радиоприемник. Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.
Геометрическая оптика. Световые лучи. Закон прямолинейного распространения света. Фотометрия. Сила света. Освещенность. Яркость. Фотометры.
Принцип Ферма и законы геометрической оптики. Отражение света. Плоское зеркало. Сферическое зеркало. Построение изображений в сферическом зеркале. Увеличение зеркала.
Преломление света. Полное отражение. Преломление света в плоскопараллельной пластинке и треугольной призме. Преломление на сферической поверхности. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Формула линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Увеличение линзы. Освещенность изображения, даваемого линзой. Недостатки линз. Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Глаз. Очки. Лупа. Микроскоп. Зрительные трубы. Телескопы.
Волновые свойства света.
Скорость света. Дисперсия света. Интерференция света. Длина световой волны. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Некоторые применения интерференции. Дифракция света. Теория дифракции. Дифракция Френеля на простых объектах. Дифракция Фраунгофе- ра. Дифракционная решетка. Разрешающая способность микроскопа и телескопа. Поперечность световых волн. Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная теория света.
Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные приборы. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.
Основы специальной теории относительности
Законы электродинамики и принцип относительности. Опыт Майкельсона. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Преобразования Лоренца. Относительность расстояний. Относительность промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистская динамика. Зависимость массы от скорости. Синхрофазотрон. Связь между массой и энергией.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Предмет и задачи квантовой физики. Зарождение квантовой теории.
Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела.
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта.
Опыты П. Н. Лебедева и С. И. Вавилова. Давление света. Химическое действие света. Фотография. Запись и воспроизведение звука в кино.
Спектральные закономерности. Строение атома. Модель Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Экспериментальное доказательство существования стационарных состояний. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Волны вероятности. Интерференция вероятностей. Многоэлектронные атомы. Квантовые источники света — лазеры.
Атомное ядро и элементарные частицы. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие естественной радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Правило смещения. Искусственное превращение атомных ядер. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Распад нейтрона. Открытие нейтрино. Промежуточные бозоны — переносчики слабых взаимодействий. Сколько существует элементарных частиц. Кварки. Взаимодействие кварков. Глюоны.
Строение Вселенной
Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Общие характеристики планет. Планеты земной группы. Далекие планеты. Солнце и звезды. Классификация звезд. Эволюция Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной. Темная материя и темная энергия.
Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Контрольные работы (кол-во час) | Лабораторные работы (кол-во час) |
| ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (Продолжение) | 19 | | |
| Магнитное поле | 9 | 1 | 1 |
| Электромагнитная индукция | 10 | 1 | 1 |
| КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 44 | | |
| Механические колебания | 8 | 1 | 1 |
| Электромагнитные колебания | 17 | 1 | - |
| Механические волны | 8 | 1 | - |
| Электромагнитные волны | 11 | 1 | - |
| ОПТИКА | 38 | | |
| Геометрическая оптика | 13 | 1 | 2 |
| Световые волны | 15 | 1 | 2 |
| Элементы СТО | 5 | - | - |
| Излучения и спектры | 5 | 1 | - |
| КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | 43 | | |
| Световые кванты | 12 | 1 | - |
| Атомная физика | 9 | 1 | 1 |
| Физика атомного ядра | 17 | 1 | - |
| Элементарные частицы | 5 | 1 | - |
| ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ | 10 | 1 | |
| Солнечная система | 4 | - | - |
| Звезды | 2 | - | - |
| Строение Вселенной | 4 | - | - |
| Повторение (резерв) | 11 | 1 | - |
| Итого | 165 | 15 | 8 |
Раздел 4.
Календарно-тематическое планирование по физике
11 класс 5 часов в неделю (165 часов)
№ п/п | № в разд. | Тема урока | | Дата |
| План | Факт |
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (Продолжение) – 19 час |
Магнитное поле (9 час) |
1 | 1 | Техника безопасности на уроках физики. Взаимодействие токов. Магнитное поле. | | 1.09 | |
2 | 2 | Вектор магнитной индукции – основная характеристика магнитного поля. | | 2.09 | |
3 | 3 | Л/р№1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». Решение задач. | | 5.09 | |
4 | 4 | Применение закона Ампера. | | 7.09 | |
5 | 5 | Решение задач. | | 7.09 | |
6 | 6 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. | | 8.09 | |
7 | 7 | Административная контрольная работа | | 9.09 | |
8 | 8 | Магнитные свойства вещества. | | 12.09 | |
9 | 9 | Контрольная работа №1 «Магнитное поле тока». | | 14.09 | |
Электромагнитная индукция (10 час) |
10 | 1 | Явление электромагнитной индукции. Индукционное электрическое поле. Правило Ленца. | | 14.09 | |
11 | 2 | Решение задач. | | 15.09 | |
12 | 3 | Л/р№2 «Изучение явления электромагнитной индукции». | | 16.09 | |
13 | 4 | Закон электромагнитной индукции. | | 19.09 | |
14 | 5 | Решение задач. Самостоятельная работа. | | 21.09 | |
15 | 6 | Явление самоиндукции. Индуктивность. | | 21.09 | |
16 | 7 | Вихревые токи и их использование в технике. Решение задач. | | 22.09 | |
17 | 8 | Энергия магнитного поля. | | 23.09 | |
18 | 9 | Решение задач. | | 26.09 | |
19 | 10 | Контрольная работа №2 «Электромагнитная индукция». | | 28.09 | |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ - 44 час |
Механические колебания (8 час) |
20 | 1 | Колебательное движение. Динамика колебательного движения. | | 28.09 | |
21 | 2 | Решение задач. | | 29.09 | |
22 | 3 | Описание движения колебательных систем. | | 30.09 | |
23 | 4 | Л/р №3«Определение ускорения свободного падения с помощью маятника» | | 3.10 | |
24 | 5 | Энергетическое описание колебательных систем. Решение задач. | | 5.10 | |
25 | 6 | Вынужденные колебания. Резонанс. | | 5.10 | |
26 | 7 | Решение задач. | | 6.10 | |
27 | 8 | Контрольная работа №3 «Свободные колебания» | | 7.10 | |
| Электромагнитные колебания (17 час) |
28 | 1 | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. | | 10.10 | |
29 | 2 | Теоретическое описание электромагнитных колебаний. | | 12.10 | |
30 | 3 | Графическое описание электромагнитных колебаний. Решение задач. | | 12.10 | |
31 | 4 | Экспериментальное исследование электромагнитных колебаний. Решение задач. | | 13.10 | |
32 | 5 | Автоколебания. Генератор незатухающих колебаний. | | 14.10 | |
33 | 6 | Переменный электрический ток. | | 17.10 | |
34 | 7 | Электрический ток на участке цепи с резистором. Решение задач. | | 19.10 | |
35 | 8 | Переменный электрический ток на участке цепи с конденсатором. | | 19.10 | |
36 | 9 | Решение задач | | 20.10 | |
37 | 10 | Электрический ток на участке цепи с катушкой индуктивности. | | 21.10 | |
38 | 11 | Переменный электрический ток на реальном участке цепи. Резонанс. | | 24.10 | |
39 | 12 | Решение задач. Самостоятельная работа. | | 26.10 | |
40 | 13 | Получение переменного электрического тока. | | 26.10 | |
41 | 14 | Передача переменного электрического тока. Трансформатор. | | 27.10 | |
42 | 15 | Решение задач. | | 28.10 | |
43 | 16 | Использование переменного тока. Решение задач. | | 7.11 | |
44 | 17 | Контрольная работа №4 «Переменный ток» | | 9.11 | |
| Механические волны (8 час) |
45 | 1 | Механические волны. | | 9.11 | |
46 | 2 | Уравнение гармонической волны. Решение задач. | | 10.11 | |
47 | 3 | Звуковые волны. | | 11.11 | |
48 | 4 | Решение задач. | | 14.11 | |
49 | 5 | Интерференция механических волн. Решение задач | | 16.11 | |
50 | 6 | Решение задач. | | 16.11 | |
51 | 7 | Дифракция и поляризация механических волн. Решение задач. | | 17.11 | |
52 | 8 | Контрольная работа №5 «Механические волны» | | 18.11 | |
| Электромагнитные волны (11 час) |
53 | 1 | Электромагнитная волна. | | 21.11 | |
54 | 2 | Изучение электромагнитных волн. Опыты Герца. | | 23.11 | |
55 | 3 | Свойства электромагнитных волн. | | 23.11 | |
56 | 4 | Свойства электромагнитных волн (Продолжение). | | 24.11 | |
57 | 5 | Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиотелефонной связи. | | 25.11 | |
58 | 6 | Амплитудная модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник. | | 28.11 | |
59 | 7 | Решение задач. | | 30.11 | |
60 | 8 | Распространение радиоволн. Радиолокация. | | 30.11 | |
61 | 9 | Решение задач. | | 1.12 | |
62 | 10 | Понятие о телевидении. | | 2.12 | |
63 | 11 | Контрольная работа №6 «Электромагнитные волны» | | 5.12 | |
ОПТИКА – 38 час |
Геометрическая оптика (13 час) |
64 | 1 | Введение. Развитие взглядов на природу света. | | 7.12 | |
65 | 2 | Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | | 7.12 | |
66 | 3 | Решение задач. | | 8.12 | |
67 | 4 | Закон преломления. Полное отражение света. | | 9.12 | |
68 | 5 | Решение задач. | | 12.12 | |
69 | 6 | Л/р№4 «Измерение показателя преломления стекла» | | 14.12 | |
70 | 7 | Линза. Построение изображений в тонкой линзе. | | 14.12 | |
71 | 8 | Решение задач. | | 15.12 | |
72 | 9 | Формула тонкой линзы. Решение задач. | | 16.12 | |
73 | 10 | Решение задач. | | 19.12 | |
74 | 11 | Л/р №5«Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы». | | 21.12 | |
75 | 12 | Контрольная работа №7 «Геометрическая оптика» | | 21.12 | |
76 | 13 | Повторение. Решение задач. | | 22.12 | |
| Световые волны (15 час) |
77 | 1 | Дисперсия света. Поглощение света. | | 23.12 | |
78 | 2 | Интерференция света. | | 26.12 | |
79 | 3 | Применение интерференции в технике. | | 28.12 | |
80 | 4 | Решение задач. | | 28.12 | |
81 | 5 | Дифракция света. | | 9.01 | |
82 | 6 | Дифракционная решетка. Решение задач. | | 11.01 | |
83 | 7 | Наблюдение интерференции и дифракции света. Решение задач. | | 11.01 | |
84 | 8 | Л/Р№6 «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки» | | 12.01 | |
85 | 9 | Решение задач. | | 13.01 | |
86 | 10 | Решение задач. | | 16.01 | |
87 | 11 | Поляризация света. | | 18.01 | |
88 | 12 | Применение поляризованного света. | | 18.01 | |
89 | 13 | Л/р№7 «Оценка информационной емкости CD диска» | | 19.01 | |
90 | 14 | Решение задач. | | 20.01 | |
91 | 15 | Контрольная работа №8 «Световые волны» | | 23.01 | |
| Элементы СТО (5 час) |
92 | 1 | Классическая физика и постулаты СТО | | 25.01 | |
93 | 2 | Относительность одновременности. Кинематика СТО. | | 25.01 | |
94 | 3 | Релятивистская динамика. Решение задач. | | 26.01 | |
95 | 4 | Решение задач. | | 27.01 | |
96 | 5 | Обобщающе-повторительное занятие по теме СТО | | 30.01 | |
| Излучения и спектры (5 час) |
97 | 1 | Повторительно-обощающий урок по темам волновая и геометрическая оптика. | | 1.02 | |
98 | 2 | Шкала электромагнитных волн. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. | | 1.02 | |
99 | 3 | Рентгеновское излучение. | | 2.02 | |
100 | 4 | Электродинамика как теория. | | 3.02 | |
101 | 5 | Контрольная работа №9 «Колебания и волны. Оптика» | | 6.07 | |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА – 41 час |
Световые кванты (12 час) |
102 | 1 | Возникновение квантовой физики. Фотоэлектрический эффект и его законы. | | 8.02 | |
103 | 2 | Световые кванты. Уравнение фотоэффекта. | | 8.02 | |
104 | 3 | Решение задач. | | 9.02 | |
105 | 4 | Решение задач. | | 10.02 | |
106 | 5 | Фотоны. Гипотеза де Бройля. | | 13.02 | |
107 | 6 | Решение задач. | | 15.02 | |
108 | 7 | Вакуумный фотоэлемент. Применение фотоэлементов в технике. | | 15.02 | |
109 | 8 | Полупроводниковые фотоэлементы. Применение фотоэлементов в технике. | | 16.02 | |
110 | 9 | Решение задач. | | 17.02 | |
111 | 10 | Давление света. Опыты Лебедева. | | 20.02 | |
112 | 11 | Решение задач. | | 22.02 | |
113 | 12 | Контрольная работа № 10 «Световые кванты» | | 22.02 | |
| Атомная физика (9 час) |
114 | 1 | Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. | | 27.02 | |
115 | 2 | Теория Бора. | | 1.03 | |
116 | 3 | Решение задач. | | 1.03 | |
117 | 4 | Испускание и поглощение света атомами. Спектры. | | 2.03 | |
118 | 5 | Спектральный анализ и его применение. | | 3.03 | |
119 | 6 | Химическое действие света. Л/р №8«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | | 6.03 | |
120 | 7 | Квантовые генераторы. | | 9.03 | |
121 | 8 | Обобщающее повторение «Роль квантовых законов в современной физике» | | 10.03 | |
122 | 9 | Контрольная работа №11 «Атомная физика» | | 13.03 | |
| Физика атомного ядра (17 час) |
123 | 1 | Состав ядра. Ядерные силы. | | 15.03 | |
124 | 2 | Модель ядерного взаимодействия. Решение задач. | | 15.03 | |
125 | 3 | Энергия связи атомных ядер. | | 16.03 | |
126 | 4 | Ядерные реакции. | | 17.03 | |
127 | 5 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. | | 30.03 | |
128 | 6 | Л/р «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | | 31.03 | |
129 | 7 | Радиоактивность. | | 3.04 | |
130 | 8 | Закон радиоактивного распада. | | 5.04 | |
131 | 9 | Решение задач. | | 5.04 | |
132 | 10 | Искусственная радиоактивность. | | 6.04 | |
133 | 11 | Деление ядер. Цепная реакция деления. | | 7.04 | |
134 | 12 | Ядерный реактор. Атомная электростанция. Понятие о термоядерных реакциях. | | 10.04 | |
135 | 13 | Применение ядерной энергии. Решение задач. | | 12.04 | |
136 | 14 | Биологическое действие радиоактивных излучений. | | 12.04 | |
137 | 15 | Успехи, перспективы и проблемы развития ядерной энергетики. | | 13.04 | |
138 | 16 | Повторение. Решение задач. | | 14.04 | |
139 | 17 | Контрольная работа №12 «Атомное ядро» | | 17.04 | |
| Элементарные частицы (5 час) |
140 | 1 | Физический мир и его познание. | | 19.04 | |
141 | 2 | Понятие об элементарных частицах. Классификация элементарных частиц. | | 19.04 | |
142 | 3 | Движение и взаимодействие элементарных частиц. | | 20.04 | |
143 | 4 | Современная физическая картина мира. | | 21.04 | |
144 | 5 | Физика и научно-технический прогресс. | | 24.04 | |
| ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ – 10 час |
| Солнечная система (4 часа) |
145 | 1 | Видимые движения небесных тел. Законы движения планет. | | 26.04 | |
146 | 2 | Физическая система Земля-Луна. | | 26.04 | |
147 | 3 | Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. | | 27.04 | |
148 | 4 | Солнце. | | 28.04 | |
| Звезды (2 часа) |
149 | 1 | Основные характеристики звезд. | | 3.05 | |
150 | 2 | Внутреннее строение Солнца и звезд. Эволюция звезд. | | 3.05 | |
| Строение Вселенной (4 час) |
151 | 1 | Млечный путь – наша галактика. | | 4.05 | |
152 | 2 | Галактики и их виды. | | 5.05 | |
153 | 3 | Строение и эволюция Вселенной. | | 10.05 | |
154 | 4 | Контрольная работа №13 «Основы астрономии» | | 10.05 | |
| Повторение (резерв) – 11 часов |
155 | 1 | Повторение: «Магнитные явления» | | 11.05 | |
156 | 2 | Повторение: «Колебания и волны» | | 12.05 | |
157 | 3 | Повторение: «Колебания и волны» | | 15.05 | |
158 | 4 | Повторение: «Оптика» | | 17.05 | |
159 | 5 | Повторение: «Квантовая физика» | | 17.05 | |
160 | 6 | Повторение: «Физика атомного ядра» | | 18.05 | |
161 | 7 | Решение задач | | 19.05 | |
162 | 8 | Решение задач | | 22.05 | |
163 | 9 | Решение задач | | 24.05 | |
164 | 10 | Итоговая контрольная работа | | 24.05 | |
165 | 11 | Анализ контрольной работы | | 25.05 | |
ИТОГО:165 часов | | | |