СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по Всеобщей истории и истории России для 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы.»

МБОУ Ольшанская ОШ



Рассмотрено

на заседании педсовета школы Протокол № ___ от «____ _____20__г

Согласовано

Зам директора по УВР

____________ Капырина Ю.М.

«___»__________20____ г




Утверждаю

Директор школы

_________ Акулина Г.В.

«___»__________20____ г


Рабочая учебная программа

Всеобщая история. История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс

(наименование учебного предмета)

Базовый, основное общее образование

(уровень, ступень образования)

2017/2018 учебный год

(срок реализации учебной программы)

Примерная программа по истории под ред. В. А. Ведюшкина «История средних веков», издательство «Просвещение», 2008 г., «История России. Рабочие программы. 6-10 классы», под ред. Торкунова А.В. (Просвещение, 2016).

(наименование программы)

Ведюшкин В.А., Торкунов А.В.

(автор программы)

Капырина Юлия Михайловна

учитель первой квалификационной категории

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
















с. Ольша


2018 г.


Аннотация к рабочей программе.


Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 6 класса разработана с учетом:

  • ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  • Образовательная программа общеобразовательного учреждения;

  • Учебный план ОУ;

  • «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы» (Просвещение, 2011).

  • Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.



Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечествен­ной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних ве­ков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на все­общую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явле­ниях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполага­ет детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоре­чивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

История Средних веков:

  • учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2010;

  • История Средних веков. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского / автор Колесниченко Н.Ю. - Волгоград: Учитель, 2007;

  • рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2009;

История России:

  • учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.-  М.: Просвещение, 2016год;

  • Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы

  •  Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс

 

  • Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс

 Тороп В.В. История России. Контурные карты. 6 класс

 

  • Мерзликин А.Ю., Старкова И.Г. История России. Иллюстрированный атлас. 6 класс.


Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпо­ху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целост­ную картину развития России и человечества в целом.

  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.


Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

  2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).


Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обяза­тельного в 6 классе - 34 учебных недели (68 часов), из них История Средних веков – 26 часов, История Отечества-42 часа.









  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Требования к предметным результатам:


Предметные результаты изучения истории включают:

 целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

 базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

 способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

 умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

 умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

 уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. • применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

٠ применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.


Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.



  1. Содержание учебного предмета


История Средних веков.

Введение

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Раздел I. Раннее Средневековье

Западная и Центральная Европа в VIXI вв.

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Византийская империя.

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Арабы в VIXI вв.

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.


Раздел II. Расцвет Средневековья.

Средневековый город в Западной и Центральной Европы.

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Католическая церковь в XIXIII вв. Крестовые походы.

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Образование централизованных государств в Западной Европе.

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

Феодальная раздробленность в Центральной Европе.

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Гуситское движение в Чехии.

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Османская империя в XIVXVI вв.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Культура Западной Европы в XIXV вв.

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Народы Азии, Америки и Африки в средние века.

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян.

Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.


ИСТОРИЯ РОССИИ


ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (42 ч)



Наша Родина – Россия.


Тема 1. «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

Появление расселение человека на территории современной России. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. Зарождение родового строя. Совершенствование орудий труда.

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Неолитическая революция. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла.

Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Появления первых городов. Распад первобытного строя.

Образование первых государств. Древние государства: греческие города-государства Северного Причерноморья, Скифы, Дербент, Тюркский и Хазарский каганат, Великая Булгария, финно-угры.

Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны.

Восточные славяне и их соседи

Происхождение восточных славян. Восточные славяне: крупнейшие союзы, расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Тема 2. «Русь в IX- первой половине XII вв.»

Первые известия о Руси. Происхождение народа Русь. «Повесть временных лет». Норманская и антинорманская теории. Исторические источники.

Становление Древнерусского государства Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече. Первые русские князья.


Урок-практикум по теме «Становление Древнерусского государства» Первые русские князья.

Правление князя Владимира. Крещение Руси. Начало правления Владимира. Причина принятия христианства на Руси. Христианство и язычество. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Русское государство при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством. Внешняя политика. Международный авторитет Руси.

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд. Владимир Мономах.

Общественный строй и церковная организация на Руси. Формирование древнерусской народности. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин. Церковная организация, монастыри. Древнерусские подвижники и святые.

Культурное пространство Европы и культура Руси. Важнейшие черты культуры Стран Европы в IX-XII в. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаика, фреска). Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Повседневная жизнь населения. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Быт и образ жизни земледельческого населения

Практикум «Место Руси в Европе». Европа в IX-XI. Отношения с Византией, Центральной, Западной и Северной Европой, со степью и странами Востока. Место Руси в Международной торговле.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII-первой половине X11 в.» Повторение, обобщение и контроль по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XII вв.».

Тема 3. « Русь в середине XII- начале XIII вв.»

Политическая раздробленность на Руси. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Межкняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Культура Владимиро-Суздальского княжества.

Новгородская земля. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры, политического устройства, культуры Новгородской земли.

Южные и юго-западные русские княжества. Особенности географического положения и политического, социально-экономического, культурного развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств.

Повторительно-обобщающий урок: «Русские земли в период политической раздробленности» Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в период политической раздробленности».

Тема 4. «Русские земли в середине XIII-XIV в.»

Монгольская империя и изменение политической карты мира.

Создание державы Чингисхана. Походы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Наследие Монгольской империи.

Батыево нашествие на Русь.

Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Образование Золотой Орды. Народы, экономика, культура Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Литовское государство и Русь. Формирование и устройство Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.


Усиление Московского княжества. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже XIII—XIV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв.

Особенности культуры XII—XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных школ. Накопление научных знаний. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Литературные произведения. «Слово о полку Игореве». Местные стилевые особенности в архитектуре и живописи. Резьба по камню. Влияние ордынского владычества на русскую культуру

Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIV вв». Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»

Тема 5. «Формирование единого Русского государства»

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. Мир и русские земли к началу XV века. Генуэзские колонии в Причерноморье. Централизация в Западной Европе и русских землях. Упадок Византии и его последствия.

Московское княжество в первой половине XV вв. Василий I. Московская усобица второй четверти XV в., её значение для процесса объединения русских земель.

Распад Золотой Орды и его последствия. Распад Золотой Орды. Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование новых государств на юго-востоке и их взаимоотношения с Русью.

Московское государство и его соседи во второй половине XV века. Присоединение Новгорода.

Ликвидация ордынского владычества на Руси. Иван III. Хан Ахмад. Стояние на р. Угра. Присоединение Тверского княжества. Завершение объединения русских земель.

Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв. Изменения в положении Русской православной церкви. Флорентийская уния. Монастыри и их роль. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

Практикум «Человек в Российском государстве второй пол. XV в.» Знатные люди. Помещики. Крестьяне. Горожане, казачество. Судебник Ивана III.


Формирование культурного пространства единого Российского государства. Особенности русской культуры. Общественная мысль и летописание. Литература. Зодчество. Живопись.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства». Повторение, обобщение и контроль по теме «Формирование единого Русского государства».

Промежуточная аттестация.

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XVв.»

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

    1. Тематическое планирование






Содержание предмета








 

Основные виды учебной деятельности

Формы организаций учебных занятий

1


 

Введение. Живое средневековье. Что изучает история Средних веков.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Определять место средневековья на ленте времени.

Характеризовать источники по истории средневековья.



Становление средневековой Европы (VIXI века)


 

2

Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 вв.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. Показывать на карте перемещения народов и территории варварских королевств.

Формы организации образовательного процесса:

урок-консультация

урок - практическая работа

уроки-соревнования уроки с групповыми формами работы уроки-конкурсы уроки-диалоги интегрированные уроки.

Методы обучения:

а) словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.);

б) наглядные методы (показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей);

Технологии обучения:

- уровневая дифференциация; проблемное обучение; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава); информационно- коммуникационные технологии, технология развития критического мышления,

- игровые технологии,

- технологии творческих мастерских построения знаний,

- тестовые технологии контроля обученности.

На уроках предполагается использование компьютерных презентаций при изучении биографий исторических деятелей, выполнении тестов, написании сочинений, просмотр видеосюжетов из экранизаций.


3.

Христианская церковь в раннее Средневековье

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Показывать на карте территории европейских государств.

Характеризовать общественный строй народов по источникам.

Раскрывать основные понятия по теме.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Составлять характеристику Карла Великого по учебнику и по дополнительным материалам.

Рассуждать, почему его так назвали

5.

Феодальная раздробленность. Западной Европы в 9-11 вв.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Показывать на карте территории государств.

Характеризовать особенности их образования.


6.



Англия в раннее Средневековье




Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).


Византийская империя и славяне в VIXI веках.


 

7


 

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

Показывать территорию Византийской империи.

Называть соседей Византии и характеризовать ее отношения с ними.

Раскрывать основные понятия по теме.

Объяснять, кто и как управлял Византией.

Характеризовать внешнюю политику.

Составлять исторический портрет Юстиниана и рассказывать о культуре Византии.

Проектная деятельность тоже предполагает использование компьютерных технологий.

Виды деятельности обучающихся на уроке: - групповые, - индивидуальные, - фронтальные,

- в парах.

8


 

Образование славянских государств.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Арабы в VIXI веках.

9


 





Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Культура стран халифата.

Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами.

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабов.

Характеризовать положение и особенности жизни народов, входивших в Арабский халифат.

Раскрывать основные понятия темы.

Объяснять причины и следствия их завоеваний.

Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры.

Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства.


Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

11


 

В рыцарском замке.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

На занятиях можно использовать следующие формы и методы работы:

 

- Работа с картой («Чтение карты»), схемой

 

- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.


- Составление вопросов к тексту, ответы на них

 

- Комментированное чтение текста

 

- Составление простого и сложного плана

 

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

 

- Составление кластера


12


 

Средневековая деревня и её обитатели.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества.

Характеризовать аграрное общество и называть его черты.

Объяснять смысл феодальной иерархии.

Раскрывать значение основных понятий темы.

Сравнивать облик и образ жизни городов, деревни и монастырей.

13


 

Формирование средневековых городов.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов)

Характеризовать город как центр ремесла, как центр торговли и как центр культуры.

Описывать основные черты города как центра.

14

Горожане и их образ жизни.

Выяснять причины и итоги борьбы городов с сеньорами.

Сравнивать достижения эпохи с современностью.

Католическая церковь в XIXIII веках.

15


 

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Выявлять различия католической и православной церквей.

Характеризовать содержание феодальных отношений в Европе.

Называть особенности процесса христианизации.

Различать «духовное» и «светское» в культуре


16-17


 

Крестовые походы.

Характеризовать положение, устройство и деятельность церкви в средние века в Европе.

Высказывать суждения о причинах, сущности и последствиях крестовых походов.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.


Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV века).


 

18


 

Объединение Франции.

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

 

- Составление логической схемы, цепочки

 

 Анализ исторического источника


Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры.


19


 

Что англичане считают началом своих свобод.

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе.

Объяснять, кто и почему выступал «за и против» централизованной власти.

20


 

Столетняя война.

Объяснять причины и последствия войн и выступлений.

Характеризовать известных личностей и объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений.

Характеризовать итоги социальных выступлений в Европе.

Объяснить роль города Орлеана в военном противостоянии сторон

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

21


 

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

Сравнивать причин, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

22


 

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

23


 

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства.

Объяснять причины и особенности реконкисты.

Характеризовать сословно- монархические государства.

Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии

Работать с контурной картой (на примере Реконкисты).

Германия и Италия в XIIXV веках. Славянские государства и Византия в XIVXV веках.


 

24


 




Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии.

Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Больньи, Флоренции и др.

Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.

Определять причины ослабления императорской власти.

Использовать иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик.

Характеризовать политику династии Медичи.

Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.


25


 

Гуситское движение в Чехии.



Характеризовать Чехию в XIV в.Работать с картой; оценивать деятельность.

Рассказывать об отношении общества к католической церкви.

Выделять главное в информации об Яне Гусе.

Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки.

Называть итоги и последствия гуситского движения

26

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний;

представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

26










 

















Промежуточная аттестация






Объяснять смысл понятия Средние века.

Раскрывать сущность феодальных отношений.

Выделять и характеризовать основные общественно- экономические, культурные и политические процессы.

Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья.

Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.

Защищать проекты, предствалять презентации.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса по истории Средневековья.





История России

6 класс (42 часа)

Содержание предмета



Основные виды учебной деятельности

Формы организаций учебных занятий

1.

Наша Родина – Россия.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах;

Используя историческую карту, объяснять своеобразие геополитического положения России;

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Формы организации образовательного процесса: урок-консультация урок-практическая работа

уроки-соревнования уроки с групповыми формами работы уроки-конкурсы уроки-диалоги интегрированные уроки.


Тема 1. «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

2.










Древние люди и их стоянки на территории современной России.



Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте расселение древнего человека по территории России, стоянки древних людей

Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества,

Описывать облик и орудия труда древних людей, (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о быте и верованиях финно-угорских племен и природно-климатических условий мест их обитания);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


Методы обучения: а) словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.);

б) наглядные методы (показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей);











3.






Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте районы древнего земледелия, скотоводства, ремесла на территории России;

Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества;

Описывать условия жизни, занятия, социальную организацию земледельческих и кочевых племён, появления первых городов (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Приводить примеры распада первобытного строя;

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о производящем хозяйстве и распаде первобытнообщинного строя);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



Технологии обучения: - уровневая дифференциация; проблемное обучение; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава); информационно- коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, - игровые технологии, - технологии творческих мастерских построения знаний, - тестовые технологии контроля обученности.



4.

Образование первых государств.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья;

Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря;

Раскрывать смысл понятий «государство», «народ»;

Описывать жизнь народов древних государств (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об истории древних государств);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

На уроках предполагается использование компьютерных презентаций при изучении биографий исторических деятелей, выполнении тестов, написании сочинений, просмотр видеосюжетов из экранизаций.

Проектная деятельность тоже предполагает использование компьютерных технологий.


5.












Восточные славяне и их соседи










Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество, колонизация;

Показывать на карте направления расселения славян, крупнейшие племенные союзы восточных славян;

Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту;

Сравнивать подсечно-огневую и переложную системы обработки земли, выдвигать гипотезы о причинах их распространения на тех или иных территориях;

Называть и характеризовать орудия труда и оружие славян;

Описывать жилище славян;

Осуществлять самооценку и взаимооценку

Виды деятельности обучающихся на уроке:

- групповые,

- индивидуальные,

- фронтальные,

- в парах.

На занятиях можно использовать следующие формы и методы работы:

 


Тема 2. «Русь в IX- первой половине XII вв.»

6.

Первые известия о Руси.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;

Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян;

Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из варяг в греки»;

Описывать занятия, облик руссов;

Высказывать мнение об этимологии слова «русь» (на основе работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации);

Приводить примеры исторических источников;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

- Работа с картой («Чтение карты»), схемой

 

- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.



- Составление вопросов к тексту, ответы на них

 

7

Становление Древнерусского государства

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост;

Показывать на карте крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей;

Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника);

Начать составление схемы «Первые князья Древней Руси»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



- Комментированное чтение текста

 

- Составление простого и сложного плана

 

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

 

8

Урок-практикум по теме «Становление Древнерусского государства»

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника);

Сравнивать власть князя у восточнославянских племен в 9-10 вв. с властью европейских правителей, делать выводы;

Выполнять и защищать индивидуальные и групповые проекты по теме «Первые русские князья» (на основе работы с материалами учебника и дополнительными источниками информации);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



- Составление кластера

 

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

 

- Составление логической схемы, цепочки

 

9

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: митрополит, епископ;

Показывать на карте оборонительные рубежи на юге, возведенные Владимиром, Корсунь;

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира;

Называть причины, дату принятия христианства на Руси (на основе работы с текстом учебника);

Считать, сколько лет существует христианство в нашей стране;

Актуализировать знания из курса Всеобщей истории о возникновении христианства, его постулатах;

Составлять краткую характеристику Владимира Святославовича;

Давать оценку значению принятия христианства на Руси;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



 Анализ исторического источника



Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);


10



Русское государство при Ярославе Мудром



Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: династический брак, усобица;

Составлять схему «Борьба за власть между сыновьями Владимира» (на основе текста учебника);

Показывать на карте территорию Руси при Ярославе;

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава;

Сравнивать управление государством при Ярославе и при предыдущих правителях;

Составлять краткую характеристику Ярослава Мудрого.

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

11

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: княжеские усобицы, раздробленность, ростовщик, устав;

Показывать на карте территорию Руси при Ярославичах;

Сравнивать положение Руси при Ярославе Мудром и при Ярославичах;

Рассказывать о княжеских усобицах;

Высказывать мнение о значении Любеческого съезда князей;

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха;

Осуществлять самооценку и взаимооценку

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру. 
Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);


12.








Общественный строй и церковная организация на Руси.








Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд, люди, общество, митрополит, монастырь, резиденция, епископ;

Рассказывать о положении отдельных групп населения на Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды;

Участвовать в работе группы (осуществлять групповую работу, презентацию результата групповой работы);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах;

13.

Культурное пространство Европы и культура Руси

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность;

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснять причины сходства и различия;

Описывать произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика);

Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе;

Преобразовывать текст в таблицу (С.93);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.


14.

Повседневная жизнь населения

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: слобода, образ жизни;

Решать проблемные задания;

Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения;

Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку


15.

Практикум «Место Руси в Европе»

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Участвовать в работе группы (анализировать информацию из разных источников), в презентации работы группы;

Определять место Руси в системе европейских государств;

Характеризовать основные направления внешней политики Руси;

Осуществлять самооценку и взаимооценку


16.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII-первой половине X11 в.»

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XI вв.»;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


Тема 3. « Русь в середине XII- начале XIII вв.»

17.

Политическая раздробленность на Руси

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: политическая раздробленность, уделы;

Показывать на карте крупнейшие княжества Руси XII- начала XIII вв.;

Составлять схему «Причины политической раздробленности» (на основе информации учебника);

Называть хронологические рамки периода раздробленности;

Называть и раскрывать причины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника);

Высказывать и аргументировать мнение о характере взаимоотношений Руси со степью;

Сравнивать историю Руси и историю Англии (Игорь Новгород-Северский- Ричард Львиное сердце);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


18.

Владимиро-Суздальское княжество.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества;

Характеризовать особенности географического положения, социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества

Систематизировать информацию (на основе работы с текстом составлять таблицу);

Характеризовать одного из князей Всладимиро-Суздальской Руси (на выбор)

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



19.





Новгородская земля











Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: республика, тысяцкий, владыка, посадник;

Показывать Новгородской земли;

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического и культурного развития Новгородской земли;

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики;

Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник;

Анализировать документ (по вопросам, с.122)

Осуществлять самооценку и взаимооценку.





20.





Южные и юго-западные русские княжества

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: князь, боярин;

Показывать на карте территории;

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств;

Участвовать в работе группы (с информацией об особенностях Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


21.

Повторительно-обобщающий урок: «Русские земли в период политической раздробленности»

Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду;

Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европе;

Высказывать суждения о значении периода раздробленности для современного общества;

Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Осуществлять самооценку и взаимооценку



Тема 4. «Русские земли в середине XIII-XIV в.»



22.





Монгольская империя и изменение политической карты мира




Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей;

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию;

Высказывать мнение о причинах поражения русско-половецких войск в битве на реке Калке;

Объяснять причины успехов монголов;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



23



Батыево нашествие на Русь.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте направления походов Батыя, города, оказавшие особенно ожесточенное сопротивление;

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы, видеоинформацию), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию;

Составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь;

Объяснять причины военных неудач русских князей;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



24



Северо-Западная Русь между Востоком и Западом



Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте места сражений новгородских войск со шведскими войсками и крестоносцами;

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище;

Характеризовать значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель;

Составлять характеристику Александра Невского, используя дополнительные источники информации;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.




25.


Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте границы, основные части, крупнейшие города Золотой Орды;

Раскрывать смысл понятий: хан, баскак, ярлык, «ордынский выход»;

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды;

Называть и характеризовать повинности населения русских земель;

Рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.




26.



Литовское государство и Русь

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию Великого княжества Литовского;

Характеризовать политику литовских князей;

Объяснять причины быстрого роста территорий Литвы за счет русских земель;

Высказывать мнение о значении присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

- отвечать на вопросы, делать выводы;

- анализировать высказывания историков, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.



27.


Усиление Московского княжества

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества;

Составлять фишбоун «Причины возвышения Москвы»;

Выделять и называть следствия объединения земель вокруг Москвы;

Начать составление схемы «Династия Московских князей»;

Высказывать и аргументировать оценочное мнение деятельности Ивана Калиты;

Осуществлять самооценку и взаимооценку




28.




Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять основные понятия: манёвр;

Показывать на карте место Куликовской битвы;

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, картосхемы;

Высказывать аргументированное суждение о значении Куликовской битвы;

Называть дату, высказывать мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша;

Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»;

Оценивать историческую роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия;

Осуществлять самооценку и взаимооценку




29.




Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв.













Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника);

Раскрывать смысл понятий: канон, архитектурный ансамбль, эпос;

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры;

Выявлять общее и особенное в развитии культуры разных княжеств;

Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.




31.

Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIV вв»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»;

Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе;

Выполнять проверочные задания по истории России данного периода;

Осуществлять коррекцию знаний.

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



Тема 5. «Формирование единого Русского государства»



32



Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: централизация;

Показывать на исторической карте государства Европы и русские княжества;

Сравнивать главные причины централизации на Руси и в Европе;

Соотносить информацию из разных источников (текст учебника, иллюстрации, карта);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке




33




Московское княжество в первой половине XV вв.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди;

Показывать на исторической карте расширение территории Московского княжества;

Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»;

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Василия I);

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке


34.







Распад Золотой Орды и его последствия







Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: транзитная торговля, ясак;

Показывать на исторической карте новые государства на рубежах Руси;

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие новых государств;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Тимуре, Улу-Мухаммеде);

Объяснять причины и последствия распада Золотой Орды;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке




35.




Московское государство и его соседи во второй половине XV века.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр;

Показывать на исторической карте территорию Московского государства, р. Угра;

Характеризовать политическое устройство русского государства при Иване III;

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Ивана III);

Объяснять причины и последствия ликвидации ордынского ига;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.




36



Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: догмат, автокефалия;

Определять роль православной церкви в становлении российской государственности;

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью;

Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим»;

Высказывать мнение о причинных появления ересей;

Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.





37




Практикум «Человек в Российском государстве второй пол. XV в.»

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: казаки, пожилое, посадские люди, чин, привилегии;

Характеризовать социальное развитие Русского государства XV века;

Объяснять причины и значение принятия судебника Иваном III;

Работать в группе (с информацией о положении различных слоев населения), осуществлять презентацию результатов групповой работы;

Выделять (в тексте учебника) и называть основные признаки социальных групп, характеризовать их;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.




38




Формирование культурного пространства единого Российского государства

.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Объяснять понятия: поэма, регалии;

Составлять таблицу «Культура Руси в XV в.»;

Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы данного периода;

Характеризовать стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.




39



Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Формирование единого Русского государства»;

Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе;

Высказывать суждения о значении наследия XV вв. для современного общества;

Выполнять проверочные задания по истории России данного периода (в т.ч. по типологии ОГЭ);

Осуществлять коррекцию знаний

Осуществлять самооценку и взаимооценку.



40


Промежуточная аттестация

Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»;

Защищать проекты по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


41-42

Резервные уроки























3.2. Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Введение. Живое средневековье. Что изучает история Средних веков.

1



2

Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 вв.

1



3

Христианская церковь в раннее Средневековье

1



4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1



5

Феодальная раздробленность. Западной Европы в 9-11 вв.

1



6

Англия в раннее Средневековье


1



7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1



8

Образование славянских государств.

1



9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1



10

В рыцарском замке.

1



11

Средневековая деревня и её обитатели.

1



12

Формирование средневековых городов.

1



13

Горожане и их образ жизни.

1



14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1



15-16

 Крестовые походы.

2



17

Объединение Франции.

1



18

Что англичане считают началом своих свобод.

1



19

Столетняя война.

1



20

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1



21

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

1



22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1



23

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1



24

Гуситское движение в Чехии.

1



25

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

1



26

Промежуточная аттестация

1



1

Наша Родина – Россия.

1



2

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

1



3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1



4

Образование первых государств.

1



5

Восточные славяне и их соседи

1



6

Первые известия о Руси.

1



7

Становление Древнерусского государства

1



8

Урок-практикум по теме «Становление Древнерусского государства»

1



9

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1



10

Русское государство при Ярославе Мудром

1



11

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1



12

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1



13

Культурное пространство Европы и культура Руси

1



14

Повседневная жизнь населения

1



15

Практикум «Место Руси в Европе»

1



16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII-первой половине X11 в.»

1



17

Политическая раздробленность на Руси

1



18

Владимиро-Суздальское княжество.

1



19

Новгородская земля

1



20

Южные и юго-западные русские княжества

1



21

Повторительно-обобщающий урок: «Русские земли в период политической раздробленности»

1



22

Монгольская империя и изменение политической карты мира

1



23

Батыево нашествие на Русь.

1



24

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1



25

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

1



26

Литовское государство и Русь

1



27

Усиление Московского княжества

1



28

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1



29-30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв.

2



31

Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIV вв»

1



32

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века.

1



33

Московское княжество в первой половине XV вв.

1



34

Распад Золотой Орды и его последствия

1



35

Московское государство и его соседи во второй половине XV века.

1



36

Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв.

1



37

Практикум «Человек в Российском государстве второй пол. XV в.»

1



38

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1



39

Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства»

1



40

Промежуточная аттестация

1



41-42

Резервные уроки.

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!