Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса организации, осуществляющей образовательную деятельность, разработана на основе:
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у учащихся уровня начального общего образования повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач уровня начального общего образования и готовит учащегося к успешному обучению на уровне среднего общего образования.
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Дата | № урока, тип урока | Тема | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Характеристика деятельности | Вид контроля |
Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные результаты |
Вводный урок по курсу литературное чтение – 1 ч. |
| 1 Постановоч-ный | Знакомство с книгой (обложка,титульный лист, иллюстрации, оглавление), система условных обозначений, содержанием. | Учащиеся должны научиться ориентироваться в учебнике, знать систему учебных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание главы. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) принятия образа «хорошего ученика» | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содер- жание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную гла- ву и нужное произведе- ние в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | Текущий |
Самое великое чудо на свете – 3 ч. |
| 2 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Восприятие научно- популярного текста: основное содержание. С.6-7 | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Регулятивные: самос-тоятельно формули-ровать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познава-тельные : вычитывать все виды текстовой информации пользоваться разными видами чтения: изуча-ющим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные :оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; | Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Беседа по вопросам |
| 3 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Отбор целесообразных выразительных средств в соответствии с типом текста. | | | | | Практичес-кая работа |
Устное народное творчество – 14ч. |
| 4 –Урок применения новых знаний, умений и навыков | Малые формы устного народного творчества: песенки. С.14-15 | формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; | формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя.Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). | Чтение наизусть |
| 5 –Урок применения новых знаний, умений и навыков | Малые формы устного народного творчества: песенки. С.16- 17 | Текущий |
| 6 Контроль-ный | Стартовая комплексная контрольная работа. | Беседа по вопросам |
| 7-8 Урок –коррекции знаний | Работа над ошибками. Большие формы устного народного творчества: сказки. С.22-27 | Пересказ |
| 9 Развитие речи | Большие формы устного народного творчества: сказки. С.28-38 | Беседа по вопросам Пересказ |
| 10 Решение учебной задачи | Выделение опорных слов, определение главной мысли произведения. | Практическая работа |
| 11-13 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Большие формы устного народного творчества: сказки. С.40- 49 | Фронтальный опрос Пересказ |
| 14 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Характеристика героя произведения в русской народной сказке «Сивка – Бурка». С. 40- 49 | Фронтальный опрос |
| 15 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». С.51- 57 | Текущий |
| 16 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Определение темы своего будущего письменного высказывания, предъявление проекта замысла. | Практическая работа |
Поэтическая тетрадь № 1 – 12 ч. |
| 17 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Поэтическая тетрадь №1». С.60- 61 | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Опредeлять: различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. | Текущий |
| 18 Развитие речи | Слова и словосочетания в тексте, отражающие мысли и чувства автора. С.63 | Выразительное чтение |
| 23 Развитие речи | Подготовка к выразительному чтению на основе разметки текста. С.65 | Выразительное чтение |
| 19 Развитие речи | Выразительное чтение стихотворных произведений. С.66- 67 | Выразительное чтение |
| 20-21 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Произведения о природе. С.72- 75 | Беседа по вопросам Чтение наизусть |
| 22 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Тема произведения С.76- 77 | Фронталь-ный опрос |
| 23 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Создание (устно) текста (рассуждения) с учётом особенностей слушателей | Практичес-кая работа |
Великие русские писатели – 24 ч. |
| 24 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Великие русские писатели». С.84- 85 | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: умение самостоятель-но выбирать интересую-щую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст- иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез;
| принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; принятие и освоение социальной роли учащегося нормы общения;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Создавать словесные картины по тексту в стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. | Текущий |
| 25 развитие речи | Произведение о природе. С90- 91 | Чтение наизусть |
| 26 Развитие речи | Чтение наизусть стихотворений. | Чтение наизусть |
| 27 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Произведения отечественной авторской литературы: сказки. С.92- 100 | Фронтальный опрос |
| 28 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Произведения отечественной авторской литературы: сказки. С.101- 128 | Выразительное чтение Беседа по вопросам |
| 29 Усвоение новых знаний | Определение типа высказывания, отбирать целесообразные выразительные средства языка | Практическая работа |
| 30 Решение учебной задачи | Описание героя. С. 92- 128 | Выразительное чтение |
| 31 Развитие речи | Классики русской литературы. С.132-135 | Учить наизусть |
| 32 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, голоса, паузы. | Выразительное чтение |
| 33 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Выразительное чтение стихотворных произведений. С.144 | Выразительное чтение |
| 34 Развитие речи | Слушание поэтического произведения: эмоциональное состояние слушателя. С.146- 147 | Учить наизусть |
| 35 Урок - выставка | Произведения о детях. С.152- 155 | умение самостоятель-но выбирать интересую-щую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: | Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственности | Инсценировать басню. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворение, эпитеты, сравнения. Заучивать стихи наизусть. | Беседа по вопросам |
| 36 Решение учебной задачи | Деление текста на части, озаглавливание каждой части. | Практическая работа |
| 37 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Деление текста на части, озаглавливание каждой части. | Практическая работа |
| 38 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Восприятие научно- популярного текста. С.162- 163 | Фронтальный опрос |
| 39 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Обобщение знаний по теме «Великие русские писатели». | Текущий |
Поэтическая тетрадь № 2 – 7 ч. |
| 40 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Поэтическая тетрадь №2». С.168 | устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познаватель-ных, учебных и художествен-ных произведений. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | развитие навыков сотрудничества с взрослыми и учащимися в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; | Определятьнастроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения не основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Текущий |
| 41-42 Коррекция знаний Урок применения новых знаний, умений и навыков | Развитие действия в произведении. Выразительное чтение стихотворных произведений. С.170-172 | Выразительное чтение |
| 43 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Определение темы своего будущего письменного высказывания с учётом особенностей слушателей. | Выразительное чтение |
| 44 Контроль-ный урок | Рубежная комплексная контрольная работа. | Практическая работа |
|
Литературные сказки – 8 ч. |
| 45 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Литературные сказки» С.180-182 | развитие художествен--но-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественных произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; | Регулятивные :работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные :извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные : владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
| развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Давать характеристику героев литературной сказки. Определятьсамостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по планy. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. | Фронтальный опрос |
| 46 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Чтение по ролям произведения. С.188- 195 | Чтение по ролям |
| 47 Решение учебной задачи | Создание (устно) текста с учётом особенностей слушателей. | Практическая работа |
| 48 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Составление плана текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части. | Практическая работа |
| 49 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Обобщение знаний по теме «Литературные сказки». С.209-211 | Текущий |
Были – небылицы – 10 ч. |
| 50 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Были- небылицы». С.4- 11 | формирование представлений о Родине и её людях, окру-жающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижения необходимого для продолжения | Регулятивные :самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. | Текущий |
| 51 Решение учебной задачи | Определение главной мысли произведения (самостоятельно) С.4- 11 | образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; | Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные : слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; | Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. | Практическая работа |
| 52 Решение учебной задачи | Составление плана текста: выделение опорных слов. | Практическая работа |
| 53 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Деление текста на части, озаглавливание каждой части, выделение опорных слов | Практическая работа |
| 54 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Обобщающий урок по разделу «Были – небылицы». С.42- 44 | Текущий |
Поэтическая тетрадь № 1 – 6 ч. |
| 55 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Выразительное чтение лирического произведения. С.50- 53 | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; | Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты, сравнения. Заучивать стихи наизусть. | Чтение наизусть |
Фронтальный |
| 56 Развитие речи | Герой произведения. С.53-54 | Выразительное чтение |
Чтение наизусть |
| 57 Развитие речи | Произведение о природе. С.55 | Чтение наизусть |
| 58 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1». | Текущий |
Люби живое – 16 ч. |
| 59 Решение учебной задачи | Выбор книги в библиотеке, объяснение каталожной карточки, пользование каталогом. | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения
| принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и учащимися в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | Практическая работа |
| 60 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Отбор выразительных средств языка. С.60-66 | Выразительное чтение |
| 61 Урок – развития речи | Определение темы каждой части, деление текста на части. С.60-66 | Пересказ |
| 62 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации. С.68- 72 | Беседа по вопросам |
| 63 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Пересказ отобранного фрагмента произведения. С.68- 72 | Пересказ |
| 64 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Произведение о животных. С.73- 81 | Выразительное чтение |
| 65 Решение учебной задачи | Создание плана текста: деление текста на части. | Практическая работа |
| 66 Развитие речи | Определение фрагмента для чтения по ролям. С. 73- 81 | Чтение наизусть |
| 67 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Жанры художественных произведений. С.83- 96 | Фронтальный опрос |
| 68 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Определение главной мысли текста. С.83- 96 | беседа по вопросам |
| 69 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Характеристика героя произведения. С.83- 96 | Выразительное чтение |
| 70 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Развитие действия (сюжетная линия текста) С.98- 100 | Фронтальный опрос |
| 71 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Обобщение по разделу «Люби живое» С.106- 108 | Текущий |
Поэтическая тетрадь № 2 – 7 ч. |
| 72 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Подбор заголовка текста учащимися класса. С.111 | умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения | принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и учащимися в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | Фронтальный опрос |
| 73 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Произведение о детях. С.113- 115 | Выразительное чтение |
| 74 Развитие речи | Произведения о животных. С.118- 119 | Чтение наизусть |
| 75 Решение учебной задачи | Выбор книги в библиотеке, объяснение назначения каталожной карточки. | Практическая работа |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок – 13 ч. | | | | | | |
| 76 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». С.124- 128 | формирование представлений о Родине и её людях, окру-жающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижения необходимого для продолжения | Регулятивные :самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; формирование средствами литературных произведений | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. | Текущий |
| 77-78 Решение учебной задачи | Освоение ролей для чтения по ролям. С.129- 135 Создание (устно) текста с учётом особенностей слушателей. | Пересказ Практическая работа |
| 79 Усвоение новых знаний | Характеристика героя произведения. С.137- 143 | Пересказ |
| 80 Решение учебной задачи | Создание письменного текста (сообщения). | Практическая работа |
| 81 Урок - проект | Определение темы своего будущего письменного высказывания, предъявление проекта замысла. | Практическая работа |
| 82 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Основной сюжет, главные герои произведения. С.164- 169 | Выразительное чтение |
| 83 Решение учебной задачи | Деление текста на части, озаглавливание каждой части. | Практическая работа |
| 84 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Произведение о детях. С.170- 172 | | | | | Фронтальный опрос |
| 85 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». С.172 | Текущий |
По страницам детских журналов - 8 ч. |
| 86 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Произведение о взаимоотношениях людей. С.179- 181 | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
| | | Выразительное чтение |
| 87 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Определение фрагмента для устного словесного рисования. С.181- 183 | Фронтальный опрос |
| 88 Развитие речи | Чтение вслух и про себя. С.183- 184 | Выразительное чтение |
| 89 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Итоговая комплексная работа. | Выразительное чтение |
| 90 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Работа над ошибками. Обобщение по разделу «По страницам детских журналов» | Текущий |
Зарубежная литература – 9 ч | | | | |
| 91 Усвоение новых знаний | Мифы. С.190- 199 | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
| | Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей | Фронтальный опрос |
| 92 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Мифы. С.190- 199 | Выразительное чтение |
| 93 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Произведения зарубежной авторской литературы: сказки. С.200-205 | Выразительное чтение |
| 94-95 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Характеристика героя сказки. С.206- 214 | Беседа по вопросам |
| 96 Урок -выставка | Определение темы прочитанного произведения рассмотренной иллюстрации. С.200- 214 | Текущий |
| 97 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Упражнение в выразительном чтении произведения. С.200- 214 | Выразительное чтение |
| 98 Урок применения новых знаний, умений и навыков | Определение фрагмента для чтения по ролям. С. 200- 214 | Выразительное чтение Беседа по вопросам |
| 99-100 Решение учебной задачи | Определение типа высказывания, отбор целесообразных выразительных средств языка в соответствии с типом текста. | Практическая работа |
| 101-102 Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». | Текущий |
- названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70-75 слов в минуту;
- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
- ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебнике.
- читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее в 3 классе - 1/2 страницы.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч. М.: Просвещение, 2013
Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс