СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы 3-а класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 3 класса организации, осуществляющей образовательную деятельность разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы 3-а класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса организации, осуществляющей образовательную деятельность, разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений вФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года»).

  2. Примерной программы по литературному чтению, внесённой в реестр примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1).

  3. Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15» городского округа Рефтинский.

  4. Дополнений к основной образовательной программе начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15» городского округа Рефтинский (Приказ №72-О от 20.04.2015 г.).

  5. Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15» городского округа Рефтинский на 2015-2016 учебный год.

  6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/15 учебный год».

  7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 года № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Общая характеристика учебного предмета

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у учащихся уровня начального общего образования повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач уровня начального общего образования и готовит учащегося к успешному обучению на уровне среднего общего образования.

Место предмета в учебном плане

Программа разработана для проведения 102 часа в течение учебного года (3 часа в неделю, 34 учебные недели). Настоящая рабочая программа учитывает возрастные особенности учащихся. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне и в своём темпе.

Результаты изучения учебного предмета

Метапредметные:

  • осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;

  • элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;

  • развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации;

  • систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации;

  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях;

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;

  • развитие мотивации к овладению информационной грамотностью;

  • формирование первоначального уровня культуры при пользовании словарями.

Предметные:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

  • формирование потребности в систематическом чтении;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.


Тематическое планирование изучения учебного материала по литературному чтению

Дата

урока, тип урока

Тема


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности

Вид контроля

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Личностные

результаты

Вводный урок по курсу литературное чтение – 1 ч.


1

Постановоч-ный

Знакомство с книгой (обложка,титульный лист, иллюстрации, оглавление), система условных обозначений, содержанием.

Учащиеся должны научиться ориентироваться в учебнике, знать систему учебных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание главы.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) принятия образа «хорошего ученика»

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Рассматривать иллюстрации,

соотносить их содер-

жание с содержанием текста в учебнике.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную гла-

ву и нужное произведе-

ние в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.

Текущий

Самое великое чудо на свете – 3 ч.


2

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Восприятие научно- популярного текста: основное содержание.

С.6-7

понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития;

Регулятивные: самос-тоятельно формули-ровать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познава-тельные :
вычитывать все виды текстовой информации пользоваться разными видами чтения: изуча-ющим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные :оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.


Беседа по вопросам


3

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Отбор целесообразных выразительных средств

в соответствии с типом текста.





Практичес-кая работа

Устное народное творчество – 14ч.


4 –Урок применения новых знаний, умений и навыков

Малые формы устного народного творчества: песенки.

С.14-15

формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности;


формирование потребности в систематическом чтении;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е.


овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);



Коммуникативные УУД:
владеть монологической и диалогической формами речи.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;






развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;


Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.


Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.


Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.


Находить слова, которые помогают представить героя.Соотносить пословицу и сказочный текст,





определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).


Чтение наизусть


5 –Урок применения новых знаний, умений и навыков

Малые формы устного народного творчества: песенки.

С.16- 17

Текущий


6

Контроль-ный

Стартовая комплексная контрольная работа.


Беседа по вопросам


7-8

Урок –коррекции знаний

Работа над ошибками.

Большие формы устного народного творчества: сказки.

С.22-27

Пересказ


9 Развитие речи

Большие формы устного народного творчества: сказки.

С.28-38


Беседа по вопросам

Пересказ


10

Решение учебной задачи

Выделение опорных слов, определение главной мысли произведения.

Практическая работа



11-13

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Большие формы устного народного творчества: сказки.

С.40- 49

Фронтальный опрос

Пересказ


14

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Характеристика героя произведения в русской народной сказке «Сивка – Бурка».

С. 40- 49

Фронтальный опрос


15

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

С.51- 57


Текущий


16

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Определение темы своего будущего письменного высказывания, предъявление проекта замысла.

Практическая работа

Поэтическая тетрадь № 1 – 12 ч.


17

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Поэтическая тетрадь №1».

С.60- 61

использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;


использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;


Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;


Коммуникативные УУД:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;




использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.


Опредeлять: различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).


Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.



Участвовать в работе группы,


читать стихи друг другу,

работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.


Прогнозировать содержание раздела.


Воспринимать стихи на слух.


Читать стихотворение,

выражая авторское настроение.


Текущий


18

Развитие речи

Слова и словосочетания в тексте, отражающие мысли и чувства автора.

С.63

Выразительное чтение


23

Развитие речи

Подготовка к выразительному чтению на основе разметки текста.

С.65



Выразительное чтение


19

Развитие речи

Выразительное чтение стихотворных произведений.

С.66- 67

Выразительное чтение


20-21

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Произведения о природе.

С.72- 75

Беседа по вопросам

Чтение наизусть


22

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Тема произведения

С.76- 77

Фронталь-ный опрос


23

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Создание (устно) текста (рассуждения) с учётом особенностей слушателей

Практичес-кая работа

Великие русские писатели – 24 ч.


24

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Великие русские писатели».

С.84- 85

умение самостоятельно выбирать

интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: умение самостоятель-но выбирать интересую-щую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:


Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;




Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст- иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;



принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;


принятие и освоение социальной роли учащегося

нормы общения;



принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;


Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Создавать словесные картины по тексту в стихотворении.


Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.


Читать и воспринимать на слух лирические тексты.


Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.


Сравнивать название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение.


Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.


Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.


Текущий


25

развитие речи

Произведение о природе.

С90- 91

Чтение наизусть


26

Развитие речи

Чтение наизусть стихотворений.

Чтение наизусть


27

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Произведения отечественной авторской литературы: сказки.

С.92- 100

Фронтальный опрос


28

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Произведения отечественной авторской литературы: сказки.

С.101- 128

Выразительное чтение

Беседа по вопросам


29

Усвоение новых знаний

Определение типа высказывания, отбирать целесообразные выразительные средства языка

Практическая работа


30

Решение учебной задачи

Описание героя.

С. 92- 128

Выразительное чтение


31

Развитие речи

Классики русской литературы.

С.132-135

Учить наизусть


32

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, голоса, паузы.

Выразительное чтение


33

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Выразительное чтение стихотворных произведений.

С.144

Выразительное чтение


34

Развитие речи

Слушание поэтического произведения: эмоциональное состояние слушателя.

С.146- 147

Учить наизусть


35

Урок - выставка

Произведения о детях.

С.152- 155

умение самостоятель-но выбирать интересую-щую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:


Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственности

Инсценировать басню.


Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.


Находить в произведениях средства художественной выразительности:

олицетворение, эпитеты, сравнения.


Заучивать стихи наизусть.


Беседа по вопросам


36

Решение учебной задачи

Деление текста на части, озаглавливание каждой части.


Практическая работа


37

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Деление текста на части, озаглавливание каждой части.


Практическая работа


38

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Восприятие научно- популярного текста.

С.162- 163

Фронтальный опрос


39

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Обобщение знаний по теме «Великие русские писатели».


Текущий

Поэтическая тетрадь № 2 – 7 ч.


40

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Поэтическая тетрадь №2».

С.168

устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познаватель-ных, учебных и художествен-ных произведений.

Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и учащимися в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;


Определятьнастроение поэта и лирического героя.


Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения не основе диагностической работы, представленной в учебнике.


Текущий


41-42

Коррекция знаний

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Развитие действия в произведении.

Выразительное чтение стихотворных произведений.

С.170-172

Выразительное чтение


43

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Определение темы своего будущего письменного высказывания с учётом особенностей слушателей.

Выразительное чтение


44

Контроль-ный урок

Рубежная комплексная контрольная работа.


Практическая работа





Литературные сказки – 8 ч.


45

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Литературные сказки»

С.180-182

развитие художествен--но-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественных произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;

Регулятивные :работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные :извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные :
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Давать характеристику героев литературной сказки.


Определятьсамостоятельно тему и главную мысль рассказа.


Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по планy.


Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.


Фронтальный опрос


46

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Чтение по ролям произведения.

С.188- 195

Чтение по ролям


47

Решение учебной задачи

Создание (устно) текста с учётом особенностей слушателей.

Практическая работа


48

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Составление плана текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части.

Практическая работа


49

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков


Обобщение знаний по теме «Литературные сказки».

С.209-211


Текущий

Были – небылицы – 10 ч.


50

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Были- небылицы».

С.4- 11

фор­мирование представлений о Родине и её людях, окру-жающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности;

формирование потребности в систематическом чтении;

достижения необходимого для продолжения

Регулятивные :самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных



ориентации многонационального российского общества;

формирование средствами литературных произведений

Прогнозировать содержание раздела.


Определять особенности сказки и рассказа.


Различать вымышленные события и реальные.



Определять нравственный смысл поступков героя.


Текущий


51

Решение учебной задачи

Определение главной мысли произведения (самостоятельно)

С.4- 11

образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;


Познавательные:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные :
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;


Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.


Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.


Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и выборочно.


Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.


Практическая работа


52

Решение учебной задачи

Составление плана текста: выделение опорных слов.

Практическая работа


53

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Деление текста на части, озаглавливание каждой части, выделение опорных слов


Практическая работа


54

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Обобщающий урок по разделу «Были – небылицы».

С.42- 44


Текущий

Поэтическая тетрадь № 1 – 6 ч.


55

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Выразительное чтение лирического произведения.

С.50- 53


использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;


Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;


Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты, сравнения.

Заучивать стихи наизусть.


Чтение наизусть

Фронтальный


56

Развитие речи

Герой произведения.

С.53-54

Выразительное чтение

Чтение наизусть


57

Развитие речи


Произведение о природе.

С.55

Чтение наизусть


58

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1».

Текущий

Люби живое – 16 ч.


59

Решение учебной задачи

Выбор книги в библиотеке, объяснение каталожной карточки, пользование каталогом.

умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;



умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать


Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



Познавательные УУД:
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
строить рассуждения

принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и учащимися в разных

социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить

Прогнозировать содержание раздела.


Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.


Читать и воспринимать на слух произведения.


Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.


Практическая работа


60

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Отбор выразительных средств языка.

С.60-66


Выразительное чтение


61

Урок – развития речи

Определение темы каждой части, деление текста на части.

С.60-66


Пересказ


62

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации.

С.68- 72

Беседа по вопросам


63

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Пересказ отобранного фрагмента произведения.

С.68- 72

Пересказ


64

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Произведение о животных.

С.73- 81


Выразительное чтение


65

Решение учебной задачи

Создание плана текста: деление текста на части.

Практическая работа


66

Развитие речи

Определение фрагмента для чтения по ролям.

С. 73- 81


Чтение наизусть


67

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Жанры художественных произведений.

С.83- 96

Фронтальный опрос


68

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Определение главной мысли текста.

С.83- 96

беседа по вопросам


69

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Характеристика героя произведения.

С.83- 96

Выразительное чтение


70

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Развитие действия (сюжетная линия текста)

С.98- 100

Фронтальный опрос


71

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Обобщение по разделу «Люби живое»

С.106- 108


Текущий

Поэтическая тетрадь № 2 – 7 ч.


72

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Подбор заголовка текста учащимися класса.

С.111


умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать


Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
строить рассуждения

принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и учащимися в разных

социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.


Фронтальный опрос


73

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Произведение о детях.

С.113- 115

Выразительное чтение


74

Развитие речи

Произведения о животных.

С.118- 119

Чтение наизусть


75

Решение учебной задачи

Выбор книги в библиотеке, объяснение назначения каталожной карточки.

Практическая работа

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок – 13 ч.








76

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в разделе «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок».

С.124- 128

фор­мирование представлений о Родине и её людях, окру-жающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности;

формирование потребности в систематическом чтении;

достижения необходимого для продолжения

Регулятивные :самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных



ориентации многонационального российского общества;

формирование средствами литературных произведений

Прогнозировать содержание раздела.


Определять особенности сказки и рассказа.


Различать вымышленные события и реальные.



Определять нравственный смысл поступков героя.


Текущий


77-78

Решение учебной задачи

Освоение ролей для чтения по ролям.

С.129- 135

Создание (устно) текста с учётом особенностей слушателей.

Пересказ

Практическая работа


79

Усвоение новых знаний

Характеристика героя произведения.

С.137- 143

Пересказ


80

Решение учебной задачи

Создание письменного текста (сообщения).

Практическая работа


81

Урок - проект

Определение темы своего будущего письменного высказывания, предъявление проекта замысла.

Практическая работа


82

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Основной сюжет, главные герои произведения.

С.164- 169

Выразительное чтение


83

Решение учебной задачи

Деление текста на части, озаглавливание каждой части.

Практическая работа


84

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Произведение о детях.

С.170- 172





Фронтальный опрос


85

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

С.172


Текущий

По страницам детских журналов - 8 ч.


86

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Произведение о взаимоотношениях людей.

С.179- 181

понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире,

культуре, первоначальных этических


Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);



Выразительное чтение


87

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Определение фрагмента для устного словесного рисования.

С.181- 183

Фронтальный опрос


88

Развитие речи

Чтение вслух и про себя.

С.183- 184

Выразительное чтение


89

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Итоговая комплексная работа.

Выразительное чтение


90

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Работа над ошибками.

Обобщение по разделу «По страницам детских журналов»

Текущий

Зарубежная литература – 9 ч






91

Усвоение новых знаний

Мифы.

С.190- 199

понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире,

культуре, первоначальных этических


Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);


Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.

Давать характеристику героев произведения.

Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке.

Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей

Фронтальный опрос


92

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Мифы.

С.190- 199

Выразительное чтение


93

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Произведения зарубежной авторской литературы: сказки.

С.200-205


Выразительное чтение


94-95

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Характеристика героя сказки.

С.206- 214


Беседа по вопросам


96

Урок -выставка

Определение темы прочитанного произведения рассмотренной иллюстрации.

С.200- 214

Текущий


97

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Упражнение в выразительном чтении произведения.

С.200- 214

Выразительное чтение


98

Урок применения новых знаний, умений и навыков

Определение фрагмента для чтения по ролям.

С. 200- 214

Выразительное чтение

Беседа по вопросам


99-100

Решение учебной задачи



Определение типа высказывания, отбор целесообразных выразительных средств языка в соответствии с типом текста.

Практическая работа


101-102

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».


Текущий

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го года обучения

Обучающиеся должны:

знать/понимать:

- названия, темы и сюжеты 2—3 произведений боль­ших фольклорных жанров, а также литературных произведе­ний писателей-классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков оте­чественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их переска­зывать;

- знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуа­ции можно употребить каждую из них;

уметь:

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70-75 слов в минуту;

- устанавливать смысло­вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль и выражать ее своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас­сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

- читать художественные произведения по ролям;

- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

- воспроизводить содержание текста по вопросам или картин­ному плану;

- ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебнике.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Критерии оценивания

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать произведение особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Критерии и нормы оценки учащихся

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;

  • во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;

  • полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;

  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);

  • знает и читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

  • темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;

  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;

  • во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;

  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. помощью наводящих вопросов учителя;

  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;

  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;

  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее в 3 классе - 1/2 страницы.


Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы

Учебники:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч. М.: Просвещение, 2013

Дополнительные материалы:

Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2013

ИКТ и ЦОР:

Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!