Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования и авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягин и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2011 .
Программа ориентирована на использование УМК : учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2017. рабочая тетрадь: Моро М. И., Волкова С. И. математика. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс. – М.: Просвещение,2017. Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 3 класса в 2-х частях. – Просвещение, 2012. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 3 класс / Сост. Т.Н.Ситникова. М.: ВАКО, 2017. программа: М.И. Моро, Ю.М. Колягин и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2011. Электронное приложение у учебнику Моро М.И., Бантовой М.А. Математика. 3 класс. |
|
Основная цель -развитие абстрактного, образного, логического мышления.
Задачи обучения:
Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий; предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
Развитие умений выполнять и объяснять математические вычисления;
Формирование умений работать с арифметическим, алгебраическим, геометрическим материалом;
Формирование общеучебных умений: постановка учебной задачи; выполнение последовательности действий в соответствии с планом; проверка и оценка выполненной работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом.
Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием предметных и метапредметных компетенций, пользуясь новой системой оценки планируемых результатов.
Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения
В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:
Урок изучения нового материала.
Урок закрепления знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
дидактической системы деятельностного метода
проблемно-диалогического обучения;
технология коллективного способа обучения;
технология оценивания образовательных достижений;
Технология проектной деятельности
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
частично – поискового(эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение математики в 3 классе отводится 136 часов . Рабочая программа предусматривает обучение в объёме 136 часов в неделю в течение 1 учебного года на (базовом) уровне.
Программой предусмотрено проведение:
1) контрольных работ: 9
2) проверочных работ: 21
3) проектов:2
4)тестов:18
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
**понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
**знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
*начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
*уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интереса к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.
Содержание
Распределение учебных часов по разделам программы. № п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 9 |
2 | Табличное умножение и деление. | 55 |
3 | Внетабличное умножение и деление. | 29 |
4 | Числа от 1 до 1 000. Нумерация. | 13 |
5 | Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание. | 12 |
6 | Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление.Приёмы письменных вычислений . | 18 |
Использование национально-регионального компонента на уроках математики в начальных классах
Рабочая программа предусматривает реализацию национально-регионального компонента на уроках математики посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия (Приложение). Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | | | |
| Первая четверть – 8 недель К.р-2 П.Р-6 Тест-6 |
| Числа от1до 100. Сложение и вычитание- 9 часов . |
1 | Повторение.Нумерация чисел.Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | | | |
2 | Повторение.Нумерация чисел.Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | | | |
3 | Выражения с переменной.(Пров.раб№1 с4-5) | | | |
4 | Решение уравнений. | | | |
5 | Решение уравнений. | | | |
6 | Решение уравнений.Обозначение геометрических фигур буквами. (Пров.раб№2 с6-7) | | | |
7 | Странички для любознательных. | | | |
8 | Контрольная работа№1 по теме: «Повторение:сложение и вычитание» | | | |
9 | Анализ контрольной работы.(Тест с8-9) | | | |
| Числа от1-100.Табличное умножение и деление-55 ч |
10 | Связь умножения и сложения. . (Пров.раб с10-11)19.09 | | | |
11 | Связь между компонентами и реультатом умножения.Чётные и нечётные числа. (Тест с12-13) | | | |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3. | | | |
13 | Решение задач с величинами "цена", "количество","стоимость" | | | |
14 | Решение задач с понятием "масса"и "количество" | | | |
15 | Порядок выполнения действий | | | |
16 | Порядок выполнения действий (Пров.раб с14-15) | | | |
17 | Порядок выполнения действий | | | |
18 | Страничка для любознательных.Что узнали.Чему научились. | | | |
19 | Контрольная работа№2 по теме: «Умножение и деление на 2 и 3" | | | |
20 | Анализ контрольной работы.Таблица умножения и деления с числом 4 | | | |
21 | Закрепление изученного по теме:"Умножение на 2,3,4" (Пров.раб с16-17) | | | |
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. Тест с20-21 | | | |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. Тест с22-23 | | | |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз (Пров.раб с18-19) | | | |
25 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | | | |
26 | Таблица умножения и деления с числом 5. | | | |
27 | Задачи на кратное сравнение | | | |
28 | Задачи на кратное сравнение | | | |
29 | Решение задач на кратное и разностное сравнение(Пров.раб с24-25) | | | |
30 | Таблица умножения и деления с числом 6 | | | |
31 | Решение задач на кратное и разностное сравнение Тест с26-27 | | | |
32 | Решение задач на приведение к единице Тест с28-29 | | | |
| Вторая четверть – 8 недель К.р-2 П.Р-6 Тест-2 Проект-1 |
33 | Решение задач изученных видов. | | | |
34 | Таблица умножения и деления с числом 7 | | | |
35 | Странички для любознательных. Наши проекты. "Математические сказки" | | | |
36 | Что узнали.Чему научились. | | | |
37 | Площадь.Сравнение площадей фигур. | | | |
38 | Площадь.Сравнение площадей фигур. | | | |
39 | Квадратный сантиметр | | | |
40 | Площадь прямоугольника Пров.раб с30-31) | | | |
41 | Таблица умножения и деления с числом 8 | | | |
42 | Закрепление по теме:"Таблица умножения и деления с числами 2-7" Пров.раб с32-33) | | | |
43 | Решение задач изученных видов | | | |
44 | Таблица умножения и деления с числом 9 | | | |
45 | Контрольная работа | | | |
46 | Анализ контрольной работы | | | |
47 | Квадратный дециметр | | | |
48 | Таблица умножения.Закрепление (Пров.раб с34-35) | | | |
49 | Закрепление изученного | | | |
50 | Квадратный метр | | | |
51 | Закрепление изученного | | | |
52 | Странички для любознательных | | | |
53 | Что узнали.Чему научились. | | | |
54 | Что узнали.Чему научились. | | | |
55 | Умножение на 1 | | | |
56 | Умножение на 0 | | | |
57 | Контрольная работа№4 за 1 полугодие | | | |
58 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных.Тест с 42-43,44-45 | | | |
59 | Умножение и деление с числами 1,0.Деление 0 на число. | | | |
60 | Закрепление изученного( Пров.раб с36-37) | | | |
61 | Доли | | | |
62 | Окружность.Круг | | | |
63 | Диаметр круга.Решение задач. (Пров.раб с38-39) | | | |
64 | Единицы времени (Пров.раб с40-41) | | | |
| | | | |
| | | | |
| 3 четверть-10 недель К.р-3 П.Р-6 Тест-6 Проект-1 | | | |
| Числа 1-100.Внетабличное умножение и деление 29 ч |
65 | Умножение и деление круглых чисел. | | |
66 | Деление вида 80:20 | | |
67 | Умножение суммы на число | | |
68 | Умножение суммы на число | | |
69 | Умножение двузначного числа на однозначное | | |
70 | Умножение двузначного числа на однозначное | | |
71 | Закрепление изученного( Пров.раб с46-47) | | |
72 | Деление суммы на число | | |
73 | Деление суммы на число | | |
74 | Деление двузначного числа на однозначное | | |
75 | Делимое.Делитель | | |
76 | Проверка деления | | |
77 | Случаи деления вида87:29 | | |
78 | Проверка умножения( Пров.раб с48-49) | | |
79 | Решение уравнений | | |
80 | Решение уравнений( Пров.раб с50-51) | | |
81 | Закрепление изученного.Тест с52-53 | | |
82 | Закрепление изученного Тест с 54-55 | | |
83 | Контрольная работа№5 по теме: «Решение уравнений" | | |
84 | Анализ контрольной работы. Деление с остатком. | | |
85 | Деление с остатком. | | |
86 | Деление с остатком. | | |
87 | Деление с остатком. | | |
88 | Решение задач на деление с остатком. | | |
89 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | | |
90 | Проверка деления с остатком( Пров.раб с56-57) | | |
91 | Что узнали.Чему научились.Тест с 58-59 | | |
92 | Наши проекты. Тест с60-61. | | |
93 | Контрольная работа№6 по теме: «Деление с остатком" | | |
| Числа от1-1000.Нумерация.-13 ч |
94 | Анализ контрольной работы.Тысяча. | | |
95 | Образование и название трёхзначных чисел. | | |
96 | Запись трёхзначных чисел. | | |
97 | Письменная нумерация в пределах 1000. | | |
98 | Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100 раз. ( Пров.раб с62-63) | | |
99 | Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | | |
100 | Письменная нумерация в пределах 1000.Приёмы устных вычислений. | | |
101 | Сравнение трёхзначных чисел. ( Пров.раб с64-65) | | |
102 | Письменная нумерация в пределах 1000. ( Пров.раб с66-67) | | |
103 | Контрольная работа№7 по теме: «Нумерация в пределах 1000" | | |
104 | Анализ контрольной работы.Тест с68-69, 70-71 | | |
| 4 четверть-8 недель К.р-2 П.Р-5 Тест-4 | | |
105 | Единицы массы .Грамм. | | |
106 | Закрепление изученного. | | |
107 | Приёмы устных вычислений. | | |
108 | Приёмы устных вычислений вида 450+30,620-200 | | |
109 | Приёмы устных вычислений вида 470+80,560-90 | | |
110 | Приёмы устных вычислений вида 260+310 670-140 | | |
111 | Приёмы письменных вычислений . | | |
112 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел. | | |
113 | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. | | |
114 | Виды треугольников. | | |
115 | Закрепление изученного. | | |
116 | Что узнали.Чему научились. | | |
117 | Контрольная работа№8 по теме: «Сложение и вычитание" | | |
118 | Анализ контрольной работы. | | |
| Числа от1-1000.Умножение и деление.Приёмы письменных вычислений.-18ч |
119 | Приёмы устных вычислений умножения и деления чисел, оканчивающихся 0 | | |
120 | Приёмы устных вычислений, основанных на свойствах умножения и деления суммы на число | | |
121 | Приёмы устного деления методом подбора. | | |
122 | Виды треугольников | | |
123 | Закрепление изученного. | | |
124 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | | |
125 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. | | |
126 | Закрепление по теме:"Приёмы письменных вычислений". | | |
127 | Закрепление по теме:"Приёмы письменных вычислений". | | |
128 | Приёмы письменного деления в пределах 1000. | | |
129 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. | | |
130 | Проверка деления. | | |
131 | Закрепление по теме:"Приёмы письменных вычислений". | | |
132 | Итоговая контрольная работа. | | |
133 | Закрепление изученного.Знакомство с калькулятором. | | |
134 | Закрепление по теме:"Решение уравнений, задач" | | |
135 | Закрепление по теме:"Решение уравнений, задач" | | |
136 | Обобщающий урок.Игра "По океану математики" | | |
Приложение
Задачи, составленные на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии
1.Трижды девять девушек и столько же парней плясали вместе с шаманом, когда совершали с шаманом коллективный обряд. Сколько всего человек участвовало в обряде?
2.В одной кедровой шишке 100 семян. Вес 1000 семян составляет 250 г. Сколько шишек дадут килограмм орехов? Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за месяц?
3.Размах крыльев белого журавля-стерха – 228 см, а беркута – 2 м. на сколько больше размах крыльев у стерха, чем у беркута?
4.Взрослый лось съедает за сутки 8000 г веточного корма. Выразите это число в кг. Сколько корма съест лось за месяц?
5.Белка за день опустошает 380 сосновых шишек. Сколько шишек потребуется белке на неделю? на месяц?
6.Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за месяц?
7.Масса бурого медведя 150 кг, а масса белого медведя в 3 раза больше. Сколько весит белый медведь?
8.Взрослый заяц съедает в сутки 800 г веточных кормов. В них он нуждается 250 дней в году. Сколько веточных кормов съест заяц за это время?
9. Царь зверей ледникового периода мамонт весил до 6000 кг. Общий вес его костей и бивней доходил до 2000 кг. Выразите это число в центнерах, тоннах.
10. Кобыла дает 18 литров молока в сутки. 1/3 молока расходуют на приготовление кумыса, а остальное оставляют жеребенку. Сколько литров молока достается жеребенку
11.4 охотника разделили добычу поровну. Каждый получил по 5 уток. Сколько уток добыли охотники?
12.Автобус маршрута 129 отъехал от автовокзала в 17 ч 30 мин и через 35 минут прибыл в Иволгу. В котором часу автобус прибыл в Иволгу? В котором часу он вернётся в Улан-Удэ, если его стоянка в Иволге длится 30 минут?
13. Площадь самого большого острова на Байкале (Ольхон) 729 квадратных километров, а площадь острова Ярки на 725 километров меньше. Какую площадь имеет остров Ярки?
14.Длина береговой линии Байкала составляет 2000 метров. Выразите эту величину в километрах.
15.Протяжённость реки Селенга 1024 км., при этом 409 км. на территории Бурятии. Какую протяжённость имеет Селенга в Монголии?
16. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) был основан в 1666 году. Сколько лет нашему городу?