СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в 10 классе, Календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

10 КЛАСС










программа разработана

учителем химии и биологии

Ситковой Ольгой Викторовной








Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1085)

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образовании» (с изменениями);

- приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями идополнениями, внесенными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015 года).

- Приказом департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017г. №680 «О базисном учебном плане общеобразовательных организации Брянской области на 2018-2019учебный год»

- Примерной программы общего образования по биологии.

-Авторской программы В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. – 92 с.) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта;

- Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2-11. – 367 с. : ил.

- Уставом МБОУ Летошницкой СОШ в целях обеспечения единого образовательного пространства.


Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие учащихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.

Задачи освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями  обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии,  факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание  позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Срок реализации программы 1 год.



Общая характеристика учебного предмета

В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены две лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков с ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


Описание места учебного предмета

Количество учебных часов – 70 (2 часа в неделю).

Из них:

- контрольных работ – 5ч.

- Лабораторных работ – 3шт.

- Текущий контроль знаний, умений и навыков проводится при помощи тестов, индивидуальных ответов, фронтальных бесед, работы с печатной рабочей тетрадью.

- Промежуточный и итоговый контроль осуществляется на уроках контроля и коррекции знаний согласно календарно-тематическому план, плану школы в форме контрольной работы.


Количество часов

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:

лабораторные работы

практические

работы

1

Введение.

3

-

-

2

Основы цитологии

27

2

-

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

9

-

-

4

Основы генетики.

25

1

1

5

Генетика человека.

6

-

1

Итого:

70

3

2



Содержание учебного предмета

Введение (3 ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Демонстрация: портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

Тема 1. Основы цитологии. (27 ч)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторная работа №1 «Строение клеток растений и животных»

Лабораторная работа №2 «Строение клеток растений, животных, грибов»

Контрольная работа №1: «Химическая организация клетки»

Контрольная работа №2: «Клетка – структурная единица живого».

Обучающиеся должны знать: что изучает наука цитология; какое строение имеют клетки; как происходит обмен веществ и энергии в клетке, синтез белков; что такое генетический код; что представляют собой вирусы.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные положения клеточной теории, строение клетки, органоиды клетки, сравнивать клетки прокариоты и эукариоты, процессы ассимиляции и диссимиляции, фотосинтез и хемосинтез, автотрофный и гетеротрофный типы питания, объяснять процессы синтеза белка в клетке и митоза.


Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (9 часов)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.

Контрольная работа №3: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Обучающиеся должны знать: как размножаются различные виды живых организмов; какими способами делится клетка; как формируются гаметы и происходит оплодотворение; как развивается зародыш.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать процессы развития гамет, оплодотворения, индивидуального развития организмов, сравнивать бесполое и половое размножение, эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.


Тема 3. Основы генетики. (25 ч)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Демонстрация: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Практические и лабораторные работы:

«Решение комбинированных генетических задач»

«Модификационная изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Контрольная работа №4: «Основы генетики»

Обучающиеся должны знать: каковы основные законы наследственности; как гены взаимодействуют между собой; как возникают нарушения в генотипе и что они влекут за собой.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать генетические законы, модификационную и мутационную изменчивость.


Тема 4. Генетика человека (6 ч)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Практическая работа №2: «Составление родословной»

Итоговая контрольная работа.

Обобщение и повторение изученного материала

Обучающиеся должны знать: как изучают генетику человека; какие заболевания называют генетическими.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать методы, изучающие генетику человека, объяснять причины наследственности и изменчивости.






Описание материально – технического обеспечения

образовательного процесса

для учителя:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в. вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3. Козлова Т. А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био­логия». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

5. Реброва Л. В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просве­щение, 1997;

6. Фроси н В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;

для учащихся:

1. Батуев А.С.,Гуленкова 'М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Основная литература:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.

  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2012.

  3. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2015.

  4. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 286с.

  5. Биология. 10 класс: поурочные планы. – Волгоград6 Учитель, 2009. – 351с.

Дополнительная литература:

  1. «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.

  2. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07

  3. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та, 1993. – 240с.

  4. Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы,тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.

  5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  6. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

  7. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  8. http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  2. http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека

http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология"

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. _ - 240с.;

2) Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с.: ил.- («Универсальное учебное пособие»);

3) Иванова 7.8. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреж­дений/ Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);

4) Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Из­дательский Дом «Генджер», 1997. - 96с.;

5) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

6) Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учеб­нику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с.;

7) Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с.: ил.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),
Республиканский мультимедиа центр, 2004

Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учеб­нику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза);

теория эволюции;

Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

В.И. Вернадского о биосфере);

сущность законов (Г.Менделя;

сцепленного наследования Т. Моргана;

гомологических рядов наследственной изменчивости;

зародышевого сходства; Хайди-Вайнберга);

закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования;

наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ);

правил (доминирования Г. Менделя;

экологической пирамиды);

принципов репликации, транскрипции и трансляции;

гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);

имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;

строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение)» генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы;

использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаления гибридизации, трансгенез);

современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний , генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать биологические задачи разной сложности;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках ( учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет - ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).




Календарно – тематическое планирование



п/п

Дата проведения урока


Тема урока



Элементы содержания

по плану

факти

ческая


Введение (3ч).


1.



Вводный инструктаж по ТБ. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

Вводный инструктаж по ТБ.

Предмет и задачи об­щей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками

2.



Сущность жизни и свойства живого.

Биология. Жизнь. Основ­ные свойства живых организмов. Многообра­зие живого мира.

3.



Уровни организации живой материи.

Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, экосистемный, биосферный.


Тема 1. Основы цитологии (27 ч).


4.



Методы цитологии. Клеточная теория.

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории.

М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.

5.



Особенности химического состава клетки.

Элементарный состав клетки. Органические и неорганические вещества. Ключевые понятия: буферность, биоэлементы. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы, ультрамикроэлементы.

6.



Вода и минеральные вещества. Их роль в жизнедеятельности клетки.

Строение и биологиче­ское значение воды и минеральных солей.

Механизм обеспечения буферности.

7.



Органические веще­ства клетки. Углеводы. Липиды.


Строение и биологиче­ское значение углеводов, липидов. Углеводы живых организмов. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза и дезоксирибоза.

Дисахариды: сахароза, молочный сахар.

Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Структура молекулы простых и сложных углеводов. Особенности углеводного состава в растительной и животной клетке.

Липиды живых организмов. Строение и функции молекул: структурная, энергетическая, функция запасания питательных веществ, источник эндогенной воды, терморегуляция, регуляторная.

Содержание в клетке. Виды липидов.


8.



Строение белков. Функции белков в клетке. Ферменты.


Биополимеры, полипептиды, пептидная связь; структуры, свойства белковых мо­лекул. Сложная организация молекулы белка: первичная, вторичная, третичная, четвертичная структура.

Функции белковых мо­лекул; биологические катализаторы - фермен­ты. Специфичность ферментов и условия их действия. Влияние температуры на активность фермента.

Образование пептидной связи. Ферментативный катализ.


9.



Нуклеиновые кисло­ты и их роль в жизнедеятельности клетки.


ДНК, РНК, генети­ческий код.

Принцип комплементарности.

10.



АТФ и другие органические вещества.

АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

11.



Обобщающий урок по теме: «Химическая органи­зация клетки».


Повторение и обобще­ние знаний о химиче­ской организации клет­ки.


12.



Контрольная работа №1: «Химическая органи­зация клетки».


Повторение и обобще­ние знаний о химиче­ской организации клет­ки.


13.



Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

Строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра.

Ключевые понятия: пиноцитоз, фагоцитоз, эукариоты.

Наружная клеточная мембрана. Функции: рецепторная, транспортная, межклеточные рецепторы.

Жидкостно-мозаичная модель строения. Химический состав.

Межмембранный транспорт: диффузия, проникновение, облегченный транспорт, активный транспорт. Механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Ключевые понятия: кариоплазма, хромосомы

Ядро живой клетки. Строение ядра.

Функции структурных компонентов ядра.

14.



Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Строение и функции цито­плазмы и её органои­дов.

Ключевые понятия: гиалоплазма, центриоль, малая и большая субъединицы. Элементы клеточного центра.


15.



Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

Строение и функции цито­плазмы и её органои­дов.

Виды ЭПС.

16.



Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Строение и функции цито­плазмы и её органои­дов.

Ключевые понятия: кристы, граны, строма, матрикс.

Особенности строения митохондрий, хлоропластов, хромопластов и лейкопластов. Функции органоидов в обеспечении жизнедеятельности клетки.


17.



Строение и функции эукариотической клетки.

Лабораторная работа №1: «Строение клеток растений и животных»


Строение и функции органои­дов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения.


18.



Сходство и различия в строе­нии прокариотических и эукариотических клеток.


Строение бактериальной клетки, спорообразование, размножение и значение бактерий.

Ключевые понятия: кольцевая хромосома, мезосома, прокариоты.

Бактерии и сине-зелёные водоросли (цианобактерии).

Строение и жизнедеятельность.

Значение прокариот в биоценозе.

Особенности обмена веществ.

19.



Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Лабораторная работа №2: «Строение клеток растений, животных, грибов»


Строение клеток растений, животных и грибов.


20.



Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги.

Ви­русы и бактериофаги.

Ключевые понятия: внутриклеточный паразитизм, вирус, вирусология, капсид

Вирусы. Химический состав. Строение.

Особенности генома вирусов.

Виды вирусов, содержащих ДНК и РНК.

Жизненный цикл вирусов.

21.



Обобщающий урок по теме: «Клетка – структурная единица живого»

Повторение и обобще­ние знаний о строении клет­ки, строении и функциях органоидов клетки.


22.



Контрольная работа №2: «Клетка – структурная единица живого»

Клетка - целостная элементарная система, мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные, одномембранные и двухмембранные.

23.



Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический об­мен в клетке.


Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.

Молекулы АТФ, строение и функции.

Локализация специфических ферментов в мембранах митохондрий.

Роль лизосом в подготовительном этапе

Потребность живых организмов в кислороде

Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена.


24.



Питание клетки. Пластический обмен.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтетики, хемосинтетики, паразиты, сапрофиты, голозои

25.



Фотосинтез.


Фотосинтез, световая и темновая фазы фото­синтеза, цикл Кальвина.

Ключевые понятия: автотрофы, тилакоиды, фототрофы, фотосинтез

Локализация специфических ферментов в мембранах хлоропластов. Особенности организации тилакоидов

Свет - источник энергии для реакций. Биологическое и экологическое значение фотосинтеза.

Световые и темновые реакции фотосинтеза.

26.



Хемосинтез.


Хемосинтез. Фазы хемосинтеза.

Биологическое и экологическое значение хемосинтеза.


27.



Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.


Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.


28.



Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Оперон, репрессор, промотор, оператор.

29.



Решение задач на генетический код и биосинтез белка.

Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.


30.



Обобщающий урок по теме: «Обмен веществ и энергии в клетке»

Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото­синтеза, хемосинтез.



Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (9 ч).


31.



Жизненный цикл клетки. Ми­тоз. Амитоз.


Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.

Ключевые понятия: митотический цикл. Биологическое значение митоза. Стадии митоза. Изменения ядра, клеточного центра на различных стадиях митоза.


32.



Мейоз.


Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овоге­нез, биологическое значение полового про­цесса.

Ключевые понятия: гаплоидный набор хромосом, конъюгация, кроссинговер. Типы кроссинговера. Биологическое значение. Деление половых клеток. Два деления. Фазы.

33.



Формы размножения организмов. Бесполое и половое размноже­ние организмов.

Формы бесполого раз­множения: митоз, спорообразование, почкование и вегетативное размно­жение.

Ключевые понятия: бесполое размножение. Размножение – свойство живых организмов. Особенности бесполого размножения. Причины генетического однообразия при бесполом размножении. Способы бесполого размножения.

34.



Развитие половых клеток.

Ключевые понятия: гаметогенез, гаметы, гермафродитизм, овогенез, репродуктивный период, сперматогенез. Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид. Особенности продолжительности репродуктивного периода у разных полов. Гаметогенез, стадии.

35.



Оплодотворение.


Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас­тений, развитие без оп­лодотворения.


36.



Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период.

Эмбриоге­нез и постэмбриональ­ное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.

37.



Индивидуальное развитие организмов. Постэмбриональный период.

Ювенильный, пубертатный период и период старения. Прямое и непрямое развитие.

Ключевые понятия: дорепродуктивный период, метаморфоз, непрямое развитие, постэмбриональный период, репродуктивный период. Периоды постэмбрионапьного развития. Непрямое развитие. Стадии развития с метаморфозом.

38.



Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Сущность размножения и его биологическая роль, формы размножения, цитологические основы полового и бесполого размножения, мейоз, особенности развития организмов.

39.



Контрольная работа №3 «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Сущность размножения и его биологическая роль, формы размножения, цитологические основы полового и бесполого размножения, мейоз, особенности развития организмов.


Тема 3. Основы генетики (25 ч).


40.



История развития генетики. Гибридологический метод.

Основные термины и понятия генетики. Гибридологический ме­тод.

Ключевые понятия: генотип, гены, аллельные и неаллельные гены, гетерозигота, гомозигота, изменчивость, наследственность, локус, доминантный и рецессивный признаки, фенотип. Основные генетические понятия. Генотип как результат взаимодействия генов.

41.



Моногибридное скрещивание.

Моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.

Расщепление по генотипу и фенотипу. Условия проявления рецессивного признака. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.


42-43.



Решение задач на моногибридное скрещивание.

Моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.

Расщепление по генотипу и фенотипу. Условия проявления рецессивного признака. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.


44.



Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование.

Ключевые понятия: неполное доминирование

Наследование окраски венчика ночной красавицы. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Промежуточное проявление признака при гетерозиготности генотипа.

Механизм неполного доминирования.


45-46.



Решение задач на неполное доминирование и анализирующее скрещивание.

Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование.

47.



Дигибридное скре­щивание.

Закон независимого наследования признаков.

Дигибридное скрещива­ние, третий закон Мен­деля.

Ключевые понятия: дигибридное скрещивание. Условия выполнения третьего закона Менделя. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу.

Закон независимого комбинирования.


48-49.



Решение задач на дигибридное скрещивание.

Дигибридное скрещива­ние, третий закон Мен­деля.

50.



Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.


Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность.

Ключевые понятия: группа сцепления, кроссинговер, морганиды, перекрёст, сцепленное наследование.

Условия проявления закона сцепленного наследования.

Закон сцепленного наследования генов.

Хромосомная теория наследственности.


51-52.



Решение задач на сцепленное наследование признаков.

Закон сцепленного наследования генов.

Кроссоверные, некроссоверные гаметы.

53.



Взаимодействие неаллельных генов.

Цитоплазматическая наследственность.

Ключевые понятия: гетерозис, кодоминиро-вание, комплементарность, полимерия, эпистаз, плейотропия.

Использование явления гетерозиса в практике сельского хозяйства.


54.



Решение задач на комплементарное взаимодействие генов.


Наследование групп крови у человека.

Неаллельное взаимодействие генов.

55.



Решение задач на доминантный и рецессивный эпистаз.

Доминантный и рецессивный эпистаз.

Гены – ингибиторы.

56.



Генетическое определение пола.

Ключевые понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом. Практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании для человека. Хромосомное определение пола.

57-58.



Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.

59.



Практическая работа №1 «Решение комбинированных генетических задач»

Решение комбинированных генетических задач.

60.



Обобщающий урок по теме: «Основы генетики»


Повторение и обобще­ние материала о на­следственности и из­менчивости организмов


61.



Контрольная работа №4 «Основы генетики»

Повторение и обобще­ние материала о на­следственности и из­менчивости организмов


62.



Изменчивость.

Лабораторная работа №3 «Модификационная изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Изменчивость: ненаследственная и наследственная.

Ключевые понятия: вариационный ряд, модификации, норма реакции.

Свойства модификаций. Причины модификаций. Влияние степени силы и продолжительности действия фактора на проявление модификаций.

Влияние широты нормы реакции на приспособление к конкретным условиям.


63.



Виды мутаций.

Наследственная измен­чивость: комбинативная, мутационная и соотно­сительная, мутагены, му­тации и мутагенез.

Биологическое значение.

Образование уникальных генотипов.

Источники комбинативной изменчивости.

Уровни возникновения комбинаций генов.

64.



Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.


Мутагенные факторы. Соматические и генеративные мутации. Мутации летальные, нейтральные, полезные.



Тема 4: Генетика человека (6 ч).


65.



Методы исследования генетики человека.

Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.

66.



Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Медико-генетическое консультирование.

67.



Обобщающий урок по курсу: «Общая биология»

Повторение и обобщение материала по пройденному курсу.

68.



Итоговая контрольная работа.

Обобщение материала по темам №1-4.

69.



Практическая работа №2 «Составление родословных»

Генеалогический метод исследования генетики человека. Составление родословных.

70.



Итоговый урок. Летнее задание.

Подведение итогов года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!