СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе авторской программы под редакцией А.И. Алексеева, В.В. Николиной и др., на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе авторской программы под редакцией А.И. Алексеева, В.В. Николиной и др., на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

При составлении рабочей программы использовались следующие источники:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с.- (Стандарты второго поколения).

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 484 с. — (Стандарты второго поколения).

  • Авторская программа: География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — М. : Просвещение, 2011. - 144 с.

  • География 5-6 классы: учеб. для общеобразовават. учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др. Под редакцией А.И Алексеева; рос. акад. наук, рос. акад. образования, издательство «Просвещение». М. : Просвещение, 2012. (Полярная звезда).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ

География в 6 классе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Основная цель – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

-формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

-формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

-формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, проекты, компьютерные программы, презентации).

МЕСТО ГЕОГРАФИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане на изучение предмета География в 6 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

7) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ

Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка Земли

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.

Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Раздел 6. Гидросфера – водная оболочка Земли

Гидросфера — водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Раздел 7. Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географиче­ской широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.



Раздел 8. Биосфера – живая оболочка Земли

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Основные понятия: биосфера, Красная книга, почва, плодородие.

Персоналии: В.И. Вернадский, В.В. Докучаев.

Раздел 9. Географическая оболочка

Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.



















Тематическое планирование

урока

Тема урока


Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Коррекция

КЭС

КПУ

Введение (1 час)

1

Что мы будем изучать

05.09






Гидросфера — водная оболочка Земли (13 часов)

2

Cостав и строение гидросферы

Урок с использованием ИКТ

12.09




2.4

2.5

1.8.1

3

Мировой океан. Части Океана.


19.09




2.2.

2.4

2.8

2.4.4

4

Мировой океан. Острова и полуострова.

Урок с использованием ИКТ

26.09




2.2.

2.4

2.8

2.4.4

5

Практическая работа № 1. «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы»


03.10




2.2

2.4.4

6

Практическая работа № 2. Проект «Прокладывание по карте маршрута путешествия»

10.10




2.2

2.4.4

7

Воды Мирового океана

17.10




2.2

2.4.4

8

Реки – артерии Земли

Урок с использованием ИКТ

24.10




2.2

2.4.4

9

Режим и работа рек


31.10




2.2

2.4.4

10

Практическая работа № 3. «Описание реки по плану»


14.11




2.2

2.4.4

11

Озера и болота

Урок с использованием ИКТ

21.11




2.2

2.4.4

12




Подземные воды и ледники

28.11




2.2

2.4.4

13

Гидросфера и человек

05.12




2.2

1.8.1

2.4.4

14

Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли»

12.12




2.2

2.4.4

Атмосфера — воздушная оболочка Земли (13 часов)


15

Состав и строение атмосферы

16.01




2.4

1.8.1

16

Тепло в атмосфере. Температура воздуха

23.01




2.4

1.8.1

17

Тепло в атмосфере. Угол падения солнечных лучей

30.01




2.4

1.8.1

18

Атмосферное давление

Урок с использованием ИКТ

06.02




2.4

1.8.1

19

Ветер

Урок с использованием ИКТ

13.02




2.4

2.5

1.8.1

20

Практическая работа № 4. «Построение розы ветров по данным календаря погоды»

20.02




2.4

2.5

1.8.1

21

Влага в атмосфере

27.02




2.4

2.5

1.8.1

22

Облака. Осадки

06.03




2.4

2.5

1.8.1

23

Погода

Урок с использованием ИКТ

13.03




2.4

2.5

1.8.1

24

Практическая работа № 5. Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды


20.03




2.4

2.5

1.8.1

25

Климат

03.04




2.4

2.5

1.8.1

26

Атмосфера и человек

10.04




2.4

2.5

1.8.1

Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)

28

Биосфера – земная оболочка

17.04




2.2

1.8.1

29

Почвы

24.04




2.2

1.8.1

30

Биосфера – сфера жизни. Практическая работа № 6. Описание одного растения или живот­ного своей местности.

01.05




2.2

1.8.1

Географическая оболочка (4 часа)

31

Географическая оболочка Земли

08.05




2.4-2.7

1.8.1

1.8.2

32

Природные зоны.

Урок с использованием ИКТ

15.05




2.4-2.7

1.8.1

1.8.2

33

Культурные ландшафты

22.05




2.4-2.7

1.8.1

1.8.2

34

Обобщение знаний по изученному курсу

29.05




2.4-2.7

1.8.1

1.8.2




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!