СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

-                                                                                          

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

МКОУ «Новоандросовская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла

Протокол1 «от 30»_августа_2018 г.

Председатель МО

_________________ Л.И. Лошкарева

Принято на заседании

педагогического совета


Протокол № _1_

от «_30_»____августа___2018 г.

Председатель педагогического совета __________ А.С. Кожина

Утверждаю:

Приказ51

от «30» _августа_2018 г.


Директор школы

________________ А. С. Кожина.

















Рабочая программа

по физике для 8а класса



(2 час в неделю, 70 часов в год)



Учебник «Физика. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / Перышкин А.В., 4-е издание - М.: Дрофа, 2015,









Рабочая программа составлена

Лошкарев А.А. ______________

ФИО (подпись)



2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

При составлении рабочей программы использованы нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования"

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312», от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373», от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Примерная основная образовательная программа (Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. «Дрофа», 2013 .)

  • Рабочая программа. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В.Филонович, Е.М. Гутник (Рабочие программы. Физика.7-9кл.: учебно-методическое пособие/ сост.Е.Н.Тихонова.- М.: Дрофа, 2013).



Ценностные ориентиры содержания курса физики

В основной школе ценностные ориентиры определяются спецификой физики как науки, в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.

В результате изучения физики в основной школе получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения физики у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

• расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;

• формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

В ходе изучения физики обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

В основной школе на уроках физики будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения научных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.


Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.


С учетом специфики данного образовательного учреждения, ориентирующего учащихся на выбор физико-математического профиля на старшей ступени, дополнительной целью изучения физики в МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» является получение предметных и метапредметных результатов по физике на повышенном уровне.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


Общая характеристика учебного предмета

Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.


Общая характеристика учебного процесса

Основным подходом обучения физике, исходя из требований ФГОС ООО, является системно-деятельностный подход, предполагающий организацию деятельности учащихся на всех этапах урока с применением активных методов обучения.

Основной формой обучения является урок.

Типы уроков:

  • урок изучение нового материала;

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • комбинированный урок;

  • урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа;

  • лабораторно-практическое занятие;

  • урок – экскурсия;

  • урок – игра;

  • выполнение учебного проекта;

  • семинар.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные, наглядные, практические;

  • индуктивные, дедуктивные;

  • репродуктивные, проблемно-поисковые.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  • устного контроля и самоконтроля;

  • письменного контроля и самоконтроля;

  • лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Элементы педагогических технологий:

  • проблемное обучение;

  • метод проектного и исследовательского процесса;

  • развитие критического мышления через чтение и письмо;

  • коллективное творчество;

  • мозговой штурм;

  • ИКТ – технология.


Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана

Физика занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе. Изучение физики в старших классах средней школы способствует превращению отдельных знаний учащихся о природе в единую систему мировоззренческих понятий. Предмет физики раскрывается по тематическому принципу, что целиком соответствует его обобщающему интегральному характеру. Тематическое построение этой дисциплины позволяет рассматривать ее учебные темы как отдельные “узлы” систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной степени связи и ограничения.

Анализ имеющегося опыта позволяет рекомендовать следующие основные формы связи физики с другими предметами:

  • раскрытие взаимосвязи физических явлений с биологическими, химическими и другими явлениями;

  • сообщение знаний о применении физических явлений и закономерностей в других науках, химии, биологии, технологии, ОБЖ;

  • использование на занятиях по физике знаний и умений, которые учащиеся получили при изучении других предметов;

  • проведение комплексных экскурсий;

  • проведение внеклассных занятий комплексного характера (организация работы кружков, использующих знания учащихся по двум или нескольким предметам, например, кружков юных биофизиков; проведение конференций, вечеров);

  • выполнение учащимися учебных заданий, связанных с предметом технология: наблюдения и опыты по изучению процессов переработки материалов в учебных мастерских, принципах создания электрических цепей и свойства электрического тока, физические опыты и наблюдения по изучению физических свойств металлов, почв, воздуха, жидкостей.

Указанные формы связи и комплексное в ряде случаев изучение явлений должны отвечать содержанию и специфике каждого предмета, не нарушая его внутренней логики.


Обоснование выбора УМК

Для реализации данной программы используется УМК А.В.Перышкина, который находится в перечне рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год.

Основанием для выбора УМК Перышкина А В., послужило наличие разработанных рабочих программ, учебников, методических пособий для учителя, рабочих тетрадей и контролирующих материалов.

Учебно-методический комплекс отвечает следующим требованиям:

1. Соответствует стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов второго поколения.

2. Соответствует современному уровню базовой науки

3.Соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.

4. Обеспечивает преемственность содержания.

5. Раскрывает межпредметные связи.

6.Учебник входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая учебная программа предназначена для изучения курса физики на базовом уровне, рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 6 классах возможно преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

В рабочую учебную программу включены элементы учебной информации по темам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.


Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о тепловых и электромагнитных явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обоб­щать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения фи­зических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости ра­зумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повсе­дневной жизни, для обеспечения безопасности.


Результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


В результате изучения физики в основной школе получат развитие универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:

1) личностные;

2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;

3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.


Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми эти-ческими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в соци-альных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.


Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неиз-вестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последова-тельности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

ОбщеучебныеУУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе на

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Тепловые явления

23

3

2

2

Электрические явления

29

5

1

3

Электромагнитные явления

5

2


4

Световые явления

13

1

1


Итого

70

11

4



Содержание тем учебного курса


1. Тепловые явления (23 часов)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации:

  1. Принцип действия термометра.

  2. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

  3. Теплопроводность различных материалов.

  4. Конвекция в жидкостях и газах.

  5. Теплопередача путем излучения.

  6. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

  7. Явление испарения.

  8. Кипение воды.

  9. Постоянство температуры кипения жидкости.

  10. Явления плавления и кристаллизации.

  11. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

  12. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

  13. Устройство паровой турбины

  14. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры

  2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела

  3. Измерение влажности воздуха


Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.


Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

2. Электрические явления (29 часа)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Плавкие предохранители. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Демонстрации:

  1. Электризация тел.

  2. Два рода электрических зарядов.

  3. Устройство и действие электроскопа.

  4. Проводники и изоляторы.

  5. Электризация через влияние

  6. Перенос электрического заряда с одного тела на другое

  7. Закон сохранения электрического заряда.

  8. Устройство конденсатора.

  9. Энергия заряженного конденсатора.

  10. Источники постоянного тока.

  11. Составление электрической цепи.

  12. Электрический ток в электролитах. Электролиз. Изучение электрических свойств жидкостей

  13. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

  14. Электрический разряд в газах.

  15. Измерение силы тока амперметром.

  16. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

  17. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

  18. Измерение напряжения вольтметром.

  19. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

  20. Реостат и магазин сопротивлений.

  21. Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

  22. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.


Фронтальные лабораторные работы

    1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках

    2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

    3. Регулирование силы тока реостатом

    4. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра

    5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

3. Электромагнитные явления (5 часов)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации:

  1. Опыт Эрстеда.

  2. Магнитное поле тока.

  3. Действие магнитного поля на проводник с током.

  4. Изучение принципа действия электромагнитного реле

  5. Устройство электродвигателя.


Фронтальные лабораторные работы

    1. Сборка электромагнита и испытание его действия

    2. Изучение электрического двигателя постоянного тока


Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током;

      • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр);

      • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

      • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

решать задачи, используя физические законы (закон Ома, закон Джоуля-Ленца) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.


Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

• использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки

4. Световые явления (13 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений даваемых тонкой линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Демонстрации:

  1. Источники света.

  2. Прямолинейное распространение света.

  3. Закон отражения света.

  4. Изображение в плоском зеркале. Изучение свойств изображения в плоском зеркале

  5. Преломление света.

  6. Ход лучей в собирающей линзе.

  7. Ход лучей в рассеивающей линзе.

  8. Получение изображений с помощью линз.

  9. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата

  10. Модель глаза


Фронтальные лабораторные работы

  1. Получение изображения при помощи линзы


Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • распознавать прямолинейное распространение света, отражение и преломление света;

  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (фокусное расстояние и оптическая сила линзы): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.





Календарно - тематическое планирование по физике


№№

уроков

Название тем и параграфов


Домашнее задание

Сроки

проведения

план

факт



1. Тепловые явления (23часа)


1/1

Тепловое движение. Температура.





2/2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии





3/3

Виды теплопередачи





4/4

Примеры теплопередачи в природе, быту и технике





5/5

Количество теплоты. Удельная теплоемкость





6/6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении





7/7

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»




8/8

Решение задач




9/9

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»





10/10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания




11/11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах





12/12

Решение задач по теме «Внутренняя энергия»





13/13

Контрольная работа № 1 по теме «Внутренняя энергия»





14/14

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел





15/15

Удельная теплота плавления





16/16

Испарение и конденсация





17/17

Кипение. Удельная теплота парообразования




18/18

Влажность воздуха.




19/19

Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха»





20/20

Работа газа и пара при расширении. КПД теплового двигателя





21/21

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина





22/22

Контрольная работа № 2 по теме: «Измерение агрегатного состояния вещества»





23/23

Зачет по теме «Тепловые явления»






2. Электрические явления (29 часов)


24/1

Электризация тел.




25/2

Электроскоп. Электрическое поле





26/3

Дискретность электрического заряда.





27/4

Строение атома. Объяснение электрических явлений





28/5

Электрический ток. Источники тока





29/6

Электрическая цепь




30/7

Действия электрического тока.





31/8

Сила тока.





32/9

Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»





33/10

Электрическое напряжение.





34/11

Лабораторная работа № 5 «Определение напряжения на различных участках электрической цепи»





35/12

Электрическое сопротивление проводников.





36/13

Закон Ома для участка цепи.





37/14

Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом»





38/15

Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»





39/16

Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи»




40/17

Последовательное соединение проводников





41/18

Параллельное соединение проводников





42/19

Смешанное соединение проводников





43/20

Решение задач на расчет электрических цепей





44/21

Работа и мощность тока





45/22

Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока»





46/23

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца





47/24

Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Предохранители




48/25

Решение задач по теме «Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца»




49/26

Повторение темы «Электрический ток»





50/27

Контрольная работа №3 «Электрический ток»





51/28

Повторение темы «Электрические явления»




52/29

Зачет по теме «Электрические явления»







3.Электромагнитные явления (5 часов)


53/1

Магнитное поле тока.





54/2

Магнитное поле катушки с током. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита»





55/3

Магнитное поле постоянных магнитов





56/4

Действие магнитного поля на проводник с током





57/5

Лабораторная работа №10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)






4. Световые явления (13 часов)


58/1

Источники света.

Прямолинейное распространение света




59/2

Видимое движение светил




60/3

Отражение света. Плоское зеркало




61/4

Преломление света




62/5

Линзы




63/6

Изображения, даваемые линзой




64/7

Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы»





65/8

Глаз и зрение





66/9

Повторение темы «Световые явления»




67/10

Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления»




68/11

Анализ контрольной работы




69/12

Итоговая контрольная работа





70

Обобщение материала "Век пара и электричества"







Учебно-методическое обеспечение

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет физики, учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов, технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, экран), раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов.


Список литературы

1.Перышкин А.В. Физика. 8 кл. Учебник – 2 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2014

2.Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014

3. Марон А.Е. Физика. 8 класс: дидактические материалы/ А.Е.Марон, Е.А. марон.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2006.

4. Астахова Т.В. Физика. 8 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. – Саратов: Лицей, 2015

5. Сычев Ю.Н., Сыпченко Г.В. Физика. 8 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2015

6. Филонович Н.В. Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина Физика 8 – М., Дрофа, 2017

1. Александрова З.В. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 кл. Методическое пособие с электронным приложением/сост. З.В.Александрова и др.- М.: Изда-тельство «Глобус», 2009

2. Горлова Л.А.Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя)

3. Генденштейн Л.Э.. Кирик Л.А.. Гельфгат И.М. Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7-9 классы.- М.: ИЛЕКСА. 2011

4. Волков В.А. Тесты по физике: 7-9 классы. – М.:ВАКО, 2009

5. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/сост. Ю.В.Щербакова. – М.: Глобус, 2008

6. Минькова Р.Д., Панаиоти Е.Н.Тематическое и поурочное планирование по физике: 8 класс: К учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс».-М.:Издательство «Экзамен», 2004

7. Физика. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА./авт.-сост.:М.В.Бойденко, О.Н.Мирошкина. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2014

Перечень цифровых информационных ресурсов Интернета

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

  • Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

http://fiz.1september.ru

  • Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

  • Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии

http://www.gomulina.orc.ru

  • Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

  • Физика в анимациях

  • http://physics.nad.ru




Система оценки достижения планируемых результатов в освоения образовательной программы по физике

Система оценивания тестов


При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно




Оценка устных ответов учащихся


Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых

формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ


Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более  одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Оценка лабораторных работ


Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.



Перечень ошибок:

Грубые ошибки:


  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


Негрубые ошибки:


  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.

  2. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  3. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  4. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  5. Нерациональный выбор хода решения.


Недочеты:


  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки

Приложение

Контрольная работа № 1 по теме

«Внутренняя энергия»


Вариант 1



I

1.Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 200 г от 35 до 1235 0С?

2.Сколько энергии выделилось при охлаждении куска меди массой 0,6 кг от 272 до 220С?

3. Какое количество теплоты выделится при сжигании 3,5 кг торфа?





II

4. Для нагревания 400г свинца от 25 до 450С требуется количество теплоты 1120 Дж. Определите удельную теплоемкость свинца.

5. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы в алюминиевом чайнике массой 700 г вскипятить 2 кг воды? Начальная температура воды 200С.

6. На сколько градусов нагреется 4 кг воды при сжигании 30 г каменного угля, если считать, что вся энергия, выделенная при сгорании угля, пойдет на нагревание воды?






ӀӀӀ

7. В воду с температурой 20 0С влили ртуть, масса которой равна массе воды. Определите начальную температуру ртути, если установившаяся температура стала 210С.

8. Сколько граммов древесного угля надо сжечь в самоваре, емкость которого 5 л, чтобы нагреть в нем воду от 20 до 100 0С? Учесть, что только 25% выделяемой энергии расходуется на нагревание.

9. Чтобы охладить до 600С 2 л воды, взятой при температуре 800С, в нее добавляют холодную воду, температура которой 100С. Сколько литров холодной воды требуется добавить?




Вариант 2



I

1. Какое количество теплоты потребуется для нагревания кирпича массой 4 кг от 15 до 300С?

2. Какое количество теплоты отдал окружающей среде кипяток массой 3 кг при остывании до 500С?

3. Сколько энергии выделится при полном сгорании 4 т каменного угля?




II

4. Воду какой массы можно нагреть от 0 до 600С, сообщив ей количество теплоты 500 кДж?

5. Определите, какое количество теплоты потребуется для нагревания смеси из 300 г воды и 50 г спирта от 20 до 700С.

6. Сколько граммов спирта потребуется, чтобы нагреть до кипения 3 кг воды, взятой при температуре 200С? Потерями тепла пренебречь.






ӀӀӀ

7. В воду массой 5 кг, взятую при температуре 70С, погрузили кусок железа, нагретый до 5400С. Определите массу железа, если температура смеси стала равной 400С.

8. В резервуаре нагревателя находится 800 г керосина. Сколько литров воды можно нагреть этим количеством керосина от 10 до 1000С, если на нагревание расходуется 40% выделяемой энергии?

9. Металлический цилиндр массой 200 г нагрели в кипящей воде до 1000С и затем опустили в воду массой 400 г, имеющую температуру 220С. Через некоторое время температура воды и цилиндра стала равной 250С. Какова удельная теплоемкость металла, из которого сделан цилиндр?






Контрольная работа № 2 по теме

«Изменение агрегатных состояний вещества»


Вариант 1





I

1. Рассчитайте количество теплоты, которое необходимо для обращения в пар 250 г воды, взятой при температуре 1000С.

2. Свинцовый брусок имеет массу 400 г и температуру 3270С. Какое количество теплоты выделится при его кристаллизации?

3. Какое количество теплоты выделяется при конденсации и дальнейшем охлаждении до 180С 2 г спирта?



II

3. Определите количество теплоты, необходимое для обращения в пар 8 кг эфира, взятого при температуре 100С.

4. Какая энергия выделится при отвердевании 2,5 кг серебра, взятого при температуре плавления, и его дальнейшем охлаждении до 1600С?



ӀӀӀ

6. какая установится окончательная температура, если 500 г льда при температуре 00С погрузить в 4 л воды при температуре 300С?

7. Сколько килограммов стоградусного пара потребуется для нагревания бетонной плиты массой 200 кг от 10 до 400С?



Вариант 2





I

1. Водяной стоградусный пар массой 5 кг конденсируется. Какое количество теплоты при этом выделяется?

2. Какая энергия потребуется для плавления стального цилиндра массой 4 кг, взятого при температуре плавления?

3. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении 1,5 кг цинка до температуры 200С?



II

4. Рассчитайте энергию, выделяющуюся при охлаждении и дальнейшей кристаллизации воды массой 2 кг. Начальная температура воды 300С.

5. Какое количество теплоты потребуется для нагревания и плавления 1г свинца, начальная температура которого 270С?




III

6. Какое количество теплоты необходимо для плавления 3 кг льда, имеющего температуру -200С, и нагрева образовавшейся воды до температуры кипения?

7. В сосуд с водой, имеющей температуру 00С, впустили 1кг стоградусного водяного пара. Через некоторое время в сосуде установилась температура 200С. Определите массу воды, первоначально находящейся в сосуде.



Контрольная работа № 3 по теме

«Электрический ток»


Вариант 1

I

1. Какое напряжение нужно приложить к проводнику сопротивлением 0,25 Ом, чтобы сила тока в проводнике была 30 А?

2. Определите сопротивление нихромовой проволоки длиной 40 см и площадью поперечного сечения 0,5 мм2.

3. Определите общее сопротивление и силу тока в цепи (рис.1)

R1 = 3 Ом R2 = 7 Ом



U = 26 В

V


Рис. 1


II

4. Определите сопротивление алюминиевой проволоки длиной 150 см, если площадь ее поперечного сечения 0,1 мм2. Каково напряжение на концах этой проволоки при силе тока 0,5 А?

5. Определите общее сопротивление цепи (рис 2).

R1 = 40 Ом R3 = 20 Ом


R2 = 40 Ом R4 = 20 Ом


Рис. 2

6. Определите сопротивление лампы и напряжение на каждом проводнике (рис 3), если показания приборов 0,5 А и 30 В.

R1 = 25 Ом R2 = 15 Ом

А



V













Вариант 2

I

1.Напряжение в сети 220 В. Найдите силу тока в спирали электроплитки, имеющей сопротивление 44 Ом.

2. При устройстве молниеотвода применен стальной провод с площадью поперечного сечения 35 мм2 и длиной 20 м. Найдите сопротивление этого провода.

3. Определите общее сопротивление и силу тока в цепи (рис1).

R1 = 5 Ом R2 = 8 Ом R3 = 8 Ом



U = 20 В

V

Рис. 1

II

4.Сварочный аппарат присоединяют в сеть медными проводами длиной 100м и площадью поперечного сечения 50мм2. Определите напряжение на проводах, если сила тока в них 125А.

5.Определите общее сопротивление цепи (рис 2).

R1= 15 Ом

R4 = 6 Ом

R2 = 15 Ом R6 = 2 Ом

R5 = 6 Ом

R3= 15 Ом


Рис. 2

6.Определите силу тока в лампочке и ее сопротивление (рис 3).

8 В

V

1,5 А

А


R 1 А

А1

Рис. 3








Контрольная работа № 4 по теме

«Световые явления»

Вариант1

  1. Угол падения луча равен 25°. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

  2. Человек, находившийся на расстоянии 4 м от плоского зеркала, переместился и оказался от зеркала на расстоянии 3 м. На сколько изменилось расстояние между человеком и его изображением?

3. Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале MN (рис.). Какое это будет изображение? Почему?

4. Какова оптическая сила линзы, у которой фокусное расстояние равно -4 см? Какая это линза?

5. Постройте изображение предмета АВ, даваемое линзой с фокусным расстоянием F. Охарактеризуйте изображение.

6. Изображение предмета, помещенного перед собирающей линзой на расстоянии 15 см, находится от нее на расстоянии 30 см. Найдите фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

Вариант 2

  1. Угол между поверхностью воды и солнечным лучом равен 600. Чему равен угол между отраженным лучом и вертикально стоящим шестом?

  2. Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5см. На сколько уменьшилось расстояние между ним и его изображением?

3. Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале MN (рис.). Какое это будет изображение? Почему? А

В

М N


4. Оптическая сила линзы 4 дптр. Чему равно фокусное расстояние этой линзы? Какая это линза?

5. Постройте изображение предмета АВ, даваемое линзой с фокусным расстоянием F. Охарактеризуйте изображение.

6. Предмет находится на расстоянии 12см от рассеивающей линзы, фокусное расстояние которой равно 10см. На каком расстоянии находится изображение предмета?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!